Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 17. Система права и система законодательства



2019-07-03 463 Обсуждений (0)
Тема 17. Система права и система законодательства 0.00 из 5.00 0 оценок




Система права – обусловленное системой общественных отношений многоуровневое внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единых по сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями, подотраслями и институтами права.

Отрасль права – наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы права, включающее в себя правовые нормы, регулирующие определенную, качественно обособленную сферу общественных отношений и обычно требующие специфических средств правового воздействия.

Например, нормы, регулирующие трудовые отношения и определяющие права и обязанности наемных работников и работодателей, составляют трудовое право, а нормы, регулирующие порядок сбора и распределения государством и уполномоченными им лицами денежных средств – финансовое право.

Каждая отрасль воплощает специфический режим правового регулирования, характеризуемый особыми приемами регулятивного воздействия: свой порядок возникновения прав и обязанностей субъектов права, их обеспечения и охраны, особенности мер государственного принуждения при нарушении норм соответствующей отрасли, особые принципы, общие положения, пронизывающие содержание ее норм.

Отрасль права обычно имеет многоуровневую структуру. В большинстве отраслей выделяются общая и особенная часть. В общей части формулируются нормативные предписания, являющиеся основополагающими для конкретных норм отрасли, «обслуживающие» их и распространяющие свое действие, как правило, на весь круг общественных отношений, регулируемых нормами отрасли. Нормы общей части развиваются и конкретизируются в институтах и отдельных положениях особенной части.

Крупные по объему и сложные по структуре отрасли подразделяются наряду с правовыми институтами также на подотрасли права.

Подотрасль права – цельное по составу и предмету регулирования образование, которое регламентирует особую сферу общественных отношений в более узких пределах, чем комплекс норм той же или иной отрасли права.

Так, в конституционном праве принято выделять такие подотрасли, как избирательное право, муниципальное право и пр.

В отличие от правового института подотрасли – необязательный компонент отрасли права и их не бывает в сравнительно небольших и компактных по содержанию отраслях (например, в уголовно-исполнительном праве). Обычно же отрасль права делится на составные части, именуемые правовыми институтами.

Правовой институт – обособленная группа норм, регулирующих однородные отношения и отличающихся качественным единством.

Например, семейное право делится на такие институты, как порядок заключения и прекращения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей, алиментные обязательства членов семьи и пр. В трудовом праве имеются такие институты права, как трудовой договор (контракт), рабочее время и время отдыха, заработная плата, порядок разрешения трудовых споров и пр.

В системе права имеются и такие правовые институты, которые регулируют какое-то одно специфическое отношение, достаточно важное для механизма правового регулирования (право на имя, исковая давность – в гражданском праве; правовой статус потерпевшего, подозреваемого, гражданского истца – в уголовно-процессуальном праве и т.п.).

Для правового института специфичны определенные общие положения, принципы, специфические юридические понятия и категории, определяющие особый режим регулирования. Образующие его нормы обычно помещаются в особый раздел, главу или иное структурное подразделение нормативного акта (такова, например, структура Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, где каждая глава содержит нормы одного самостоятельного института уголовного права). Каждый правовой институт выполняет только ему присущие функции и специфичен по сравнению с другими компонентами отрасли права.

Наряду с отраслевыми институтами существуют и так называемые межотраслевые (комплексные) институты, состоящие из норм различных отраслей права, но регулирующие взаимосвязанные родственные отношения. Так, институт права собственности складывается из норм конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых других отраслей права. Точно также так называемое морское право представляет собой комплексный институт, включающий в себя нормы гражданского, административного, финансового и ряда иных отраслей права. Существование комплексных отраслей связано с тем, что регулируемые нормами права общественные отношения можно делить по разным основаниям, в том числе по отраслям государственной деятельности (здравоохранение, народное образование, транспорт, оборона страны и т.п.).

Критериями разделения права на отдельные отрасли выступают предмет и метод правового регулирования.

Главный фактор, обусловливающий отличие одной отрасли от другой – предмет правового регулирования.

Предмет правового регулирования – качественный однородный и своеобразный вид (сфера) общественных отношений, которые регулируются нормами соответствующей отрасли права.

Так, предметом регулирования трудового права являются трудовые отношения, семейного права – брачно-семейные отношения и т.п.

Дополнительным основанием деления права на отрасли являетсяметод правового регулирования.

Метод правового регулирования – совокупность приемов и способов регламентирования общественных отношений, воздействия на человеческое поведение.

Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод – на вопрос, как осуществляется это регулирование.

Метод правового регулирования определяется, прежде всего, способом создания прав и обязанностей участников урегулированных нормами права общественных отношений, характером их взаимосвязи. Так, административно-правовой (императивный) метод специфичен созданием правоотношений, когда его участники находятся в отношениях власти и подчинения. Он характерен, например, для административного, уголовно-исполнительного права. Нормы указанных отраслей права воздействуют на общественную жизнь путем установления властных предписаний, категорических требований, предъявляемых к участникам соответствующих общественных отношений, следовать определенным вариантам поведения. Напротив, в гражданском праве стороны правоотношения выступают как равноправные субъекты, а само правоотношение возникает путем выражения их свободной воли (диспозитивный метод). Основным способом регулирующего воздействия норм уголовного права является запрет совершать определенные деяния (действие или бездействие), опасные для общества, государства, отдельной личности. Кроме того, в правовом регулировании используются и другие методы.

Метод определяется также тем, на базе каких юридически значимых фактов возникают правоотношения. В административном праве, например, такие правоотношения преимущественно возникают на основе актов применения права, в гражданском праве – на основе договора, заключаемого между равноправными контрагентами, в гражданском процессуальном праве – по заявлению (иску) лица, которому причинен материальный или моральный вред.

Наконец, для метода правового регулирования характерны различные по содержанию и порядку назначения меры государственного воздействия, применяемые к нарушителям правовых установлений (уголовные, административные, дисциплинарные, гражданско-правовые и иные санкции).

Система права не может создаваться по субъективному усмотрению законодателя, не зависит всецело от его воли и желаний. Объективность ее существования косвенно подтверждается тем обстоятельством, что в национальном праве современных цивилизованных государств существуют однородные отрасли права (конституционное, гражданское, семейное, уголовное и проч.). При проведении тех или иных законодательных преобразований система права сохраняет устойчивость, стабильность. Правовые реформы обычно осуществляются в рамках общей схемы строения национального права, существующего объективно и во многом неподвластной законодателю. Будучи относительно устойчивой к изменениям законодательства, оно служит основой для преемственности правовой формы, сохраняя для новых поколений выработанные многовековой практикой элементы общих компонентов права: нормы, институты, подотрасли, отрасли.

Понятие «система права» следует отличать от понятия «правовая система». Последнее – шире по объему и включает в себя как законодательство, представляющее собой определенную органическую систему, так и другие явления юридической действительности: правовой обычай, правовой прецедент, правовую доктрину, правовую практику и общественное правосознание, то есть практически весь спектр существующих в обществе юридических явлений и процессов. Кроме того, понятие «правовая система» нередко отождествляется с понятием «правовая семья», о котором речь пойдет далее.

Система национального права – это внутренне согласованное и упорядоченное соединение всех действующих в данной конкретной стране юридических норм, структурно разделенных на институты, подотрасли и отрасли права.

Главным структурным компонентом системы национального права являются отрасли права, которые находятся между собой в определенных отношениях соподчинения или коор­динации. Здесь принято выделять:

базовые (профилирующие) отрасли системы национального права – конституционное, гражданское, административное, уголовное право, – которые регулируют наиболее общие, фунда­ментальные отношения в соответствующих областях общественной жизни, создавая для них особый правовой режим;

производные (специальные) отрасли системы национального права – трудовое право, семейное право, жилищное, финансовое, земельное, экологическое право, уголовно-исполнительное право и пр., – которые исторически выделились из базовых отрас­лей права и регулируют более узкие, специальные сферы общественных отношений.

Базовые и производные отрасли в целом определяются как отрасли материаль­ного права, от которых отличают отрасли процессуального права (административный процесс, гражданский процесс, уголовный процесс и пр.), нормы которых регулируют порядок разрешения споров и привлечения виновных к юридической ответственности за наруше­ния норм базовых и производных отраслей материального права.

В последнее время в российском правоведении возвращаются к отрицаемому ранее подразделению системы национального права на отрасли публичного и ча­стного права.

Публичное право (лат. «jus publicum») – это та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, публичного (государственного) интереса, связаны с полномочиями и публично-властной деятельностью органов государства, с выполнением ими своих функций, целей и задач.

Частное право (лат. «jis privatum») – защищает частный интерес отдельной личности, коллективов людей, регулирует отношения граждан, их объединений, организаций и других субъектов правоотношений, обеспечивает свободную самореализацию гражданина, право частной собственности и частного предпринимательства и основано преимущественно на договоре между равноправными сторонами.

Существование публичного и частного права, как элемента гражданского общества, – необходимая предпосылка для ограничения и установления пределов вторжения государства в сферу личных, имущественных и иных интересов, установления эффективных способов защиты прав и законных интересов граждан, их объединений для предотвращения подмены гражданско-правовых способов защиты субъективных прав личности административно-правовыми.

 Публичное право включает в себя такие отрасли права, как конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное, международное публичное право, процессуальные отрасли права, уголовно-исполнительное право. В частное право входят гражданское, семейное, международное частное, торговое (в тех странах, где существует такая отрасль) право. Ряд отраслей права находятся как бы на стыке между публичным и частным правом. Так, в трудовом праве тесно сочетаются элементы публичного права (расторжение трудового договора по инициативе администрации и т.п.) и частного (заключение трудового договора и его расторжение по инициативе работника и т.п.).

Не все ныне существующие системы национального права строятся на разделении публичного и частного права. Так, англосаксонская правовая система в отличие от континентальной не знает такого разграничения. Отсутствует оно и в традиционном мусульманском праве.

За последние годы в мировой юридической науке наметилась тенденция выделять в праве наряду с публичным и частным его компонентами также и третий компонент – социальное право, нормы которого регулируют отношения в социальной сфере современного общества. Существование такой части (отрасли) системы права обусловлено, в первую очередь, усилением заботы со стороны государства об удовлетворении возросших материальных и духовных потребностей людей. В социальное право включаются правовые нормы и принципы, регламентирующие деятельность в сферах социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты, образования, здравоохранения, государственной жилищной политики, бытового обслуживания населения. Данная отрасль права ныне весьма бурно развивается в таких высокоразвитых странах Запада, как Франция, Германия, Швеция.

В современную систему национального права входят также общепризнанные принципы и нормы международного права. Различают международное публичное и международное частное право.

Международное публичное право занимает особое место в системе национального права Российской Федерации, поскольку его нормы регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. Международно-правовые нормы определяют порядок отношений между государствами и другими субъектами международных отношений, статус правительственных и неправительственных международных организаций и т.п.

Большое значение в международном публичном праве имеют его общепризнанные принципы и нормы – общие и наиболее важные правила поведения субъектов международного общения, руководящие начала международной законности. Они закреплены в Уставе ООН, а также в принятой Генеральной Ассамблеей ООН Декларации принципов международного права (1970 г.).

В современных условиях нормы международного публичного права наряду с традиционным регулированием проблем войны и мира, политических и экономических отношений между государствами охватывают также другие сферы – обеспечение и охрану и прав и свобод личности, защиту окружающей среды, обеспечение мирового правопорядка, мирное использование атомной энергии, космические исследования и пр. Нормы международного публичного права содержатся в международных договорах, обычаях, уставах и иных актах международных организаций.

Динамизм и усложнение общественных отношений являются объективной основой для изменения, совершенствования национального права. Одни отрасли утрачивают свое главенствующее значение в системе национального права, поскольку регулируемые их нормами общественные отношения постепенно уходят в прошлое.

Такова судьба применительно к нашей стране так называемого колхозного права, поскольку возникли новые формы организации агрохозяйства, а колхозы утратили свое доминирующее значение в хозяйственной жизни общества.

С другой стороны, видоизменяются или создаются новые отрасли права в силу возникновения новых потребностей общественного развития, актуализации тех или иных регулируемых их нормами общественных отношений.

 Так, в современных условиях расширилась сфера и усилилась значимость пенсионных отношений и отношений в сфере социального страхования, что обусловило формирования новой отрасли национального права России – права социального обеспечения и социального страхования. Аналогичным образом усиление значимости в условиях рыночной экономики судебного разрешения споров в сфере предпринимательской деятельности послужило основой для создания еще одной новой отрасли – арбитражно-процессуального права.

Международное частное право – правила регулирования имущественных отношений между гражданами и организациями различных стран.

Национальное право России, как систему юридических норм, можно подразделять на составные части и по другим основаниям. Но полученные таким образом классификации системы национального права РФ еще далеки от совершенства.

Наряду с системой права существует другое понятие – система законодательства, базовым элементом которой и являются законы.

Система законодательства – это единый по своей направленности и назначению в жизни социума комплекс всех действующих законов и подзаконных нормативных правовых актов, разделяемый на составные части (отрасли) в зависимости от характера урегулированных ими сфер общественных отношений, а также от места органов, их принимающих, в иерархической системе органов государства.

Система законодательства представляет собой результат целенаправленной деятельности государства, формирования им всего массива законов и подзаконных нормативных актов. В отличие от системы права, имеющей объективный характер, она характеризуется тем, что на ее формирование значительное влияние оказывает субъективный фактор, обусловленный динамикой жизни общества и государства, достигнутым уровнем юридической практики и т.п.

Система права служит объективной основой для системы законодательства, имеет первичный, исходный по отношению к ней характер. Вместе с тем, разнообразие и взаимосвязь урегулированных нормами права общественных отношений, необходимость их дальнейшей правовой регламентации, а также установленные законом полномочия того или иного правотворческого органа обусловливают выделение в системе законодательства различных по характеру и направленности структурных образований, которые могут совпадать либо не совпадать с отраслями системы права. Нормативный правовой акт, прежде всего закон, может регулировать различные по своему содержанию виды общественных отношений, включая как нормы одной, так и нескольких отраслей права.

Систему законодательства в связи с этим, а также по иным причинам принято делить на отдельные составные части по различным основаниям. В частности, в зависимости от специфики таких оснований различают:

1) отраслевую (горизонтальную) систему законодательства. Она обусловлена предметом правового регулирования, спецификой регулируемых нормами права общественных отношений и определяется двумя критериями: системой права и системой отраслей государственного управления. В ней имеются отрасли, совпадающие с одноименными отраслями права (конституционное право – конституционное законодательство, уголовное право – уголовное законодательство и т.п.). Кроме того, выделяются так называемые комплексные отрасли, регулирующие отношения в определенной сфере государственного управления (транспорт, связь, здравоохранение, образование, оборона страны и т.п.) и включающие в себя нормы различных отраслей права. Имеются, например, такие комплексные отрасли, как транспортное законодательство, законодательство об обороне и др. Наконец, существуют и такие отрасли законодательства, которые складываются на базе тех или иных компонентов (подотраслей, правовых институтов), больших по объему отраслей права с добавлением ряда норм близкого содержания, взятых из других отраслей права. Таковы, например, банковское, налоговое законодательство, как весьма важные институты финансового законодательства, и пр. При этом отрасли законодательства, регулирующие те или иные сферы политической, экономической и социальной жизни общества, формируются в зависимости только от предмета правового регулирования и не обладают самостоятельным методом. Следует также учитывать, что формирование в настоящее время новых комплексных отраслей законодательства (о приватизации, таможенном деле, налогообложении и т.п.) – одна из основных тенденций развития российского законодательства в современный период;

2) вертикальную (иерархическую) систему законодательства. В основе указанной системы законодательства лежат разделения нормативных актов в зависимости от их юридической силы и органов государственной власти, их принявших. По указанным критериям весь действующий нормативно-правовой массив делится на: а) законы, принимаемые высшим представительным органом государства или всем населением страны путем референдума, регулирующие самые важные области общественной жизни и имеющие высшую юридическую силу, и б) подзаконные нормативные правовые акты, которые должны соответствовать законам и издаваться на их основе. В свою очередь, подзаконные акты делятся на отдельные подразделения в зависимости от места соответствующего правотворческого органа в иерархической системе органов государства (нормативные акты, принимаемые главой государства, правительством, органами местного самоуправления и пр.). В Российской Федерации вертикальная система законодательства может быть представлена следующим образом: 1) Конституция РФ 1993 года, стоящая во главе системы законодательства; 2) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию РФ; 3) конституционные законы; 4) обыкновенные законы; 5) нормативные указы Президента РФ; 6) нормативные постановления Правительства РФ; 7) нормативные приказы, постановления, инструкции и акты иных наименований министерств, государственных комитетов и других органов федеральной исполнительной «ветви» государственной власти; 8) нормативные акты органов публичной власти субъектов Федерации; 9) нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления; 10) нормативные акты, издаваемые администрацией предприятий и учреждений в пределах предоставленных им полномочий (локальные акты);

3) федеративно-территориальную систему законодательства. Она определяется федеративной структурой государства и распределением правотворческих полномочий между федеральными органами государственной власти и органами публичной власти субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления. По указанным основаниям законодательство Российской Федерации может быть подразделено на: 1) федеральное законодательство (Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты центральных органов исполнительной власти); 2) законодательство субъектов РФ (конституции республик в составе РФ, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, законы, указы президентов республик, постановления глав администраций и иные нормативные акты); 3) система нормативных актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления (решения, постановления, распоряжения и пр.); 4) массив локальных нормативных актов (приказы, постановления и т.п.).

Как отмечалось выше, система законодательства – это совокупность действующих в стране нормативных актов, сгруппированных, упорядоченных по определенным предмет­ным критериям. Это – единый по своей направленности и назначению в жизни социума комплекс всех действующих законов и подзаконных нормативных правовых актов, разделяемый на составные части (отрасли) в зависимости от характера урегулированных ими сфер общественных отношений, а также от места органов, их принимающих, в иерархической системе органов государства.

Итак, законодательство – понятие, тождественное по своему содержанию совокуп­ности действующих в стране нормативных актов. В законодательство входят не только собственно законы, но и подзаконные нормативные акты, которые являются непосред­ственным продуктом правотворческой деятельности уполномоченных органов государства.

Законодательство как совокупность нормативных актов соотносится с юридиче­скими нормами, объединенными в институты, подотрасли и отрасли права, как форма и содержа­ние. Содержание системы национального права является той объективной основой, которая определяет строение национального законодательства, его основные параметры. Поэтому объективной тен­денцией в развитии системы права и системы законодательства является стремление к совпаде­нию структуры системы законодательства со структурой системы права. В связи с этим следует отметить, что в Российской Федерации соответствующим Указом Президента РФ в 1993 году был утвержден общероссийский классификатор отраслей законодательства, структура которого в основном совпа­дает со структурой системы национального права России.

Вместе с тем, между системой законодательства и системой права не может быть абсолютного тождества. Предметное выделение отраслей права носит объектив­ный характер, определено спецификой правового регулирования тех или иных сфер общественных отношений, а законодательная деятельность включает в себя субъективные моменты, связанные с целесообразностью закрепления определенных групп правовых предписаний теми или иными нормативными актами. На нее оказывают влия­ние политические, идеологические и иные, непосредственно не относящиеся к правово­му содержанию мотивы. Поэтому некоторые нормативные акты содержат нормы, относящиеся к нескольким отраслям права. В самом общероссийском классификаторе законодательства выделены разделы (например, водное право, лесное право), которые не совпадают с делением системы национального права на отрасли и представляют собой комплексные правовые образования. В нормативных актах можно достаточно часто обнаружить включения морального, политического, идеологического характера, которые не имеют собственно юридического значения. Все это прямо и косвенно свидетельствует о том, что система законодательство как форма системы права обладает из­вестной самостоятельностью по отношению к своему содержанию.

 



2019-07-03 463 Обсуждений (0)
Тема 17. Система права и система законодательства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 17. Система права и система законодательства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (463)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)