Работа с понятиями и аббревиатурами.
Тренинг Работа с хронологией. Заполните таблицу. Если в графе «Дата» стоит цифра «1» – необходимо знать и указать год(ы), если цифра «2» – год и месяц(ы) (или только месяц), цифра «3» – точную дату. (Таблица дается с ответами).
Работа с персоналиями. Заполните таблицу (дается с ответами).
Работа со схемой и графиком. А. Определите, что обозначено цифрами на схеме «Органы Советской власти в РСФСР в 1918–1921 гг.». Укажите руководителей органов власти, номера которых выделены жирным шрифтом. Какой орган власти на схеме не указан, но играл в период гражданской войны руководящую роль? Почему его нет на схеме? Б. Определите, результаты каких партий обозначены цифрами на графике итогов выборов в Учредительное собрание. Работа с картой. Найдите на карте (или плане Петрограда): 1) Смольный институт, Зимний дворец, Таврический дворец; 2) территории, отторгнутые Германией по Брестскому миру; 3) театры боевых действий Красной Армии против войск Комуча, Колчака, Деникина, Юденича, Врангеля, в советско-польской войне; 4) территории, на которых к весне 1921 г. установилась власть большевиков.
Работа с понятиями и аббревиатурами. А. Дайте определение понятий и терминов. 1. Двоевластие — 2. Рабочий контроль — 3. Национализация — 4. Гражданская война — 5. Проддиктатура — 6. Белое движение — 7. Военный коммунизм — 8. Продразверстка — 9. Зеленые (в гражданской войне в России) — 10. Милитаризация труда — Б. Расшифруйте аббревиатуры и сокращения. 1. РКП(б) — 2. ВЦИК — 3. ЦК — 4. ВРК — 5. СНК — 6. ВСНХ — 7. ВЧК — 8. Комбеды — 9. Коминтерн — 10. РВС — 11. РСФСР — 12. ДВР — 13. ГОЭЛРО — Работа с источниками. Определите последовательность появления документов, дайте их названия. А. Хозяйственная политика большевиков. А1. «Теперь настал момент уменьшить тяготы крестьянства без риска потерять наиболее ценные завоевания рабоче-крестьянской революции. Отныне постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров… вводится натуральный налог на продукты сельского хозяйства». А2. «Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждена». А3. «Повсеместно учреждаются волостные и сельские комитеты деревенской бедноты, организуемые местными Совдепами, при непременном участии продовольственных органов и под общим руководством Народного комиссариата продовольствия и Центрального Исполнительного Комитета. Всем Совдепам предлагается немедленно приступить к проведению в жизнь настоящего декрета». А4. «Задачей ВСНХ является организация народного хозяйства и государственных финансов. С этой целью ВСНХ вырабатывает общие нормы и план регулирования экономической жизни страны… Образуется из Всероссийского совета рабочего контроля; из представителей от всех народных комиссариатов». Б. Внешняя и внутренняя политика большевиков. Б1. «Россия незамедлительно произведет полную демобилизацию своей армии, включая и войсковые части, вновь образованные ее теперешним правительством. Кроме того, свои военные суда Россия либо переведет в русские порты и оставит там до заключения всеобщего мира, либо немедленно разоружит». Б2. «Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России. Уход с такого Учредительного собрания фракции большевиков и левых эсеров, которые составляют сейчас заведомо громадное большинство в Советах и пользуются доверием рабочих и большинства крестьян, был неизбежен». Б3. «Убийство Володарского, убийство Урицкого, покушение на убийство и ранение председателя Совета Народных Комиссаров Владимира Ильича Ленина, массовые, десятками тысяч расстрелы наших товарищей, постоянные открываемые заговоры в тылу наших армий, открытое признание правых эсеров и прочей контрреволюционной сволочи в этих заговорах, и в то же время чрезвычайно ничтожное количество серьезных репрессий и массовых расстрелов белогвардейцев и буржуазии со стороны Советов, показывают, что, несмотря на постоянные слова о массовом терроре против эсеров, белогвардейцев и буржуазии, этого террора на деле нет. С таким положением должно быть решительно покончено». Б4. «Рабочее и крестьянское правительство… предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленные переговоры о справедливом демократическом мире».
Проверочный контроль Часть А При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по вашему мнению, является правильным. A1. В период «двоевластия»: 1) были приняты «Декрет о земле» и «Декрет о мире»; 2) большевики выдвинули лозунг «Вся власть Советам!»; 3) произошел разгон Учредительного собрания; 4) произошел Корниловский мятеж. A2. Период с ноября 1917 г. по февраль 1918 г. характеризует: 1) установление власти большевиков на большей части территории страны; 2) масштабное изъятие хлеба у крестьян в рамках продовольственной диктатуры; 3) создание военно-политического союза советских республик; 4) развертывание интервенции Антанты. A3. Причина победы большевиков в 1917 г.: 1) последовательное выступление большевиков за продолжение «войны до победного конца»; 2) привлекательность и доступность большевистских лозунгов и призывов для большинства населения; 3) мощная поддержка со стороны основной массы населения – крестьянства; 4) помощь (финансовая и моральная) со стороны Антанты. A4. С военными действиями на Восточном фронте в годы гражданской войны связана борьба большевиков с: 1) генералом Врангелем; 2) петлюровцами; 3) наступлением чехословаков; 4) Нестором Махно. A5. Обязательная сдача крестьянами государству по твердым ценам всех излишков сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды в годы военного коммунизма называлась: 1) трудовая повинность; 2) национализация; 3) продразверстка; 4) продналог. A6. Советский государственный и партийный деятель, первый руководитель ВЧК: 1) А.Ф. Керенский; 2) Ф.Э. Дзержинский; 3) Л.Д. Троцкий; 4) Н.И. Бухарин. A7. К периоду с марта по июль 1917 г. имеет отношение термин: 1) милитаризация труда; 2) третьеиюньская система; 3) Белое движение; 4) аграрный вопрос. A8. В течение всей гражданской войны противникам большевиков не удавалось занять город: 1) Нижний Новгород; 2) Екатеринбург; 3) Казань; 4) Архангельск. A9. Народные комиссары – это аналог в дореволюционной системе управления: 1) губернаторов; 2) министров; 3) сенаторов; 4) депутатов Государственной Думы. A10. Прочтите отрывок из обращения и укажите год, в котором оно было принято. «Всероссийское Временное правительство распалось. Совет Министров принял всю полноту власти и передал ее мне, адмиралу русского флота Александру Колчаку. Приняв крест этой власти в исключительно трудных условиях гражданской войны и полного расстройства государственной жизни, объявляю: Я не пойду ни по пути реакции, ни по гибельному пути партийности». 1) 1917 г.; 2) 1918 г.; 3) 1919 г.; 4) 1920 г. A11. В апреле 1917 г. В.И. Ленин провозгласил курс на: 1) защиту социалистического Отечества; 2) электрификацию России; 3) борьбу с голодом; 4) социалистическую революцию. A12. По Брестскому миру Россия утратила: 1) государственный суверенитет; 2) значительные территории; 3) золотой запас; 4) все вышеназванное. A13. Л.Д. Троцкий в разное время занимал должности: 1) наркома иностранных дел; 2) главы Реввоенсовета; 3) председателя Петросовета; 4) все вышеназванные. A14. Первая Конституция РСФСР была принята в: 1) 1917 г.; 2) 1918 г.; 3) 1919 г.; 4) 1921 г. A15. Политику «военного коммунизма» характеризует: 1) введение самоокупаемости и самофинансирования; 2) национализация промышленности; 3) поощрение свободной торговли; 4) быстрый экономический рост. A16. Революционные события в Петрограде в 1917 г. связаны с такими объектами, как: А. Таврический дворец. Б. Зимний дворец. В. Училище Фидлера. Г. Дом купца Ипатьева. Д. Смольный институт. Е. Здание Ставки Верховного Главнокомандования. Укажите верный ответ: 1) АБД; 2) АДЕ; 3) АВД; 4) ВГЕ. A17. Прочтите отрывок из декрета и укажите дату события, о котором идет речь. «В круг деятельности волостных и сельских комитетов бедноты входит следующее: 1) распределение хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий; 2) оказание содействия местным продовольственным органам в изъятии хлебных излишков из рук кулаков и богатеев». 1) 1917 г.; 2) 1918 г.; 3) 1919 г.; 4) 1920 г. A18. Период с осени 1918 г. по конец 1920 г. характеризует: 1) борьба в партии большевиков между ленинцами и троцкистами; 2) политика изъятия продовольствия у крестьян; 3) укрепление и развитие многопартийности; 4) союз большевиков с левыми эсерами. A19. Один из лидеров Белого движения, контролировавший в годы гражданской войны юг России: 1) М.Н. Тухачевский; 2) А.И. Деникин; 3) Н.Н. Юденич; 4) А.В. Колчак. A20. Причина неудач меньшевиков и эсеров в 1917 г.: 1) борьба за власть между этими двумя партиями; 2) подозрения в финансовой поддержке со стороны Германии; 3) непоследовательность в вопросе войны и мира; 4) отсутствие ярких лидеров, хороших ораторов.
Часть В Ответом на задание в части В может быть слово, словосочетание, сочетание букв или букв и цифр. B1. Расположите в хронологическом порядке факты истории России. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: АБВГ. А. Кронштадтский мятеж. Б. Мятеж Чехословацкого корпуса. В. Левоэсеровский мятеж. Г. Корниловский мятеж. B2. Установите соответствие между политическими деятелями и местами их смерти (гибели) в годы Гражданской войны. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1А2Б3В4Г.
B3. Прочтите отрывок из воззвания и напишите фамилию его автора. «Русские люди, великая Родина наша умирает! Вынужденный выступать открыто, я… заявляю, что Временное правительство под давлением большевистского большинства Советов действует в полном согласии с планами германского Генерального штаба…». B4. Установите соответствие между политическими деятелями и политическими течениями, к которым они принадлежали (возглавляли). При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1А2Б3В4Г.
B5. Прочтите отрывок из стихотворения В.В. Маяковского и напишите фамилию человека, о котором идет речь. Царям дворец построил Растрелли. Цари рождались, жили, старели. Дворец не думал о вертлявом постреле, не гадал, что в кровати, царицам вверенной, раскинется какой-то присяжный поверенный. От орлов, от власти, одеял и кружевца голова присяжного поверенного кружится.Часть С Прочтите цитату из официального документа и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений. «Вся земля по ее отчуждению поступает в общенародный земельный фонд. Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные органы самоуправления… Земельный фонд подвергается периодическим переделам». C1. Определите время принятия документа, его общепринятое название и орган власти, принявший документ. C2. Программные положения какой партии отразил документ, и какая партия настояла на его принятии? C3. Какие последствия имело принятие документа? Задание С4 проверяет умение сравнивать. С4. Сравните первую российскую (1905-1907 гг.) и февральскую (1917 г.) революции. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
ОТВЕТЫ Ответы по заданиям 1—2 см. в ТРЕНИНГЕ. Работа со схемой. А. 1 – губернские и городские съезды Советов; 2 – Всероссийский съезд Советов; 3 – ВЦИК (Каменев, Свердлов, Калинин); 4 – СНК (Ленин); 5 – ВСНХ; 6 – ВЧК (Дзержинский). Б. 1 – правые эсеры; 2 – большевики; 3 – левые эсеры; 4 – кадеты; 5 – меньшевики. Работа с понятиями. 1. Двоевластие — традиционное название периода с февраля по май 1917 г., характеризующегося существованием двух основных центров власти и влияния (Временное правительство и Петроградский совет). 2. Рабочий контроль — система надзора рабочих над владельцами предприятий, установленная в ноябре 1917 г. 3. Национализация — переход в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. 4. Гражданская война — война между политическими силами внутри одного государства, которая охватывает значительную часть населения. 5. Проддиктатура — политика большевиков по насильственному изъятию хлеба у крестьян через систему продотрядов и комбедов. 6. Белое движение — собирательное наименование политических движений, организаций и воинских формирований, противостоявших большевикам в годы Гражданской войны на общей платформе русского патриотизма. 7. Военный коммунизм — название экономической политики Советского государства в годы Гражданской войны. 8. Продразверстка — система заготовок сельскохозяйственной продукции, заключавшаяся в обязательной сдаче крестьянами государству по твердым (значительно ниже рыночных) ценам всех излишков (сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды) хлеба и других продуктов. 9. Зеленые (в гражданской войне в России) — крестьянские повстанческие отряды, выступавшие против белых и красных. 10. Милитаризация труда — придание рабочим статуса солдат с обязательным соблюдением на производстве воинской дисциплины. Аббревиатуры: 1. РКП(б) — Российская коммунистическая партия (большевиков). 2. ВЦИК — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. 3. ЦК — Центральный Комитет. 4. ВРК — Военно-революционный комитет. 5. СНК — Совет Народных Комиссаров. 6. ВСНХ — Высший совет народного хозяйства. 7. ВЧК — Всероссийская чрезвычайная комиссия (по борьбе с контрреволюцией и саботажем). 8. Комбеды — комитеты бедноты. 9. Коминтерн — Коммунистический интернационал. 10. РВС — Революционный военный совет (Реввоенсовет). 11. РСФСР — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. 12. ДВР — Дальневосточная республика. 13. ГОЭЛРО — Государственная комиссия по электрификации России.
Работа с источниками. А2 (Декрет о земле) → А4 (декрет о создании ВСНХ) → А3 (декрет о создании комбедов) → А1 (декрет о замене продразверстки продналогом). Б4 (Декрет о мире) → Б2 (декрет о роспуске Учредительного собрания) → Б1 (Брестский мир) → Б3 (декрет о красном терроре).
Проверочный контроль Часть А А1–2 А2–1 А3–2 А4–3 А5–3 А6–2 А7–4 А8–1 А9–2 А10–2 А11–4 А12–2 А13–4 А14–2 А15–2 А16–1 А17–2 А18–2 А19–2 А20–3
Часть В В1. ГБВА В2. 1Г2А3Д4Б В3. Корнилов В4. 1В2Д3Б4А В5. Керенский.
Часть С Примечание. Здесь даны лишь краткие схемы ответов, они могут носить более развернутый характер. В скобках указано количество баллов за каждый необходимый элемент ответа и сумма баллов в целом. С1
С2
С3
С4
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (728)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |