Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Создание и деятельность советской адвокатуры после социалистической революции 1917 г.



2019-07-03 424 Обсуждений (0)
Создание и деятельность советской адвокатуры после социалистической революции 1917 г. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Февральская революция 1917 г. породила надежду на демократизацию, как российского общества, так и адвокатуры.

Подкомитет по законопроектам Временного правительства готовил новый закон об адвокатуре России. Прогрессивным явлением деятельности Временного правительства было разрешение женщинам заниматься адвокатской практикой.

Трудно сказать, как фактически преобразовало бы Временное правительство адвокатуру в России, но период его деятельности был весьма коротким, и Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г., и последовавшая за ней диктатура пролетариата привели к уничтожению русской, так называемой "буржуазной" адвокатуры и лишению ее лучших традиций.

Многие адвокаты были уничтожены физически как представители враждебного пролетариату класса. Другие оказались в концлагерях. А оставшиеся на свободе были лишены права выступать в судах.

Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. социалистическая революция упразднила все судебные учреждения российского буржуазного государства, наряду с ними - присяжную и частную адвокатуру. Этим же Декретом были созданы советские суды. В качестве защитников и обвинителей допускались все непорочные лица обоего пола, пользующиеся гражданскими правами. Вопрос о судебной защите решался именно таким образом, хотя специальной организации защиты создано не было.

Естественно, бывшие присяжные поверенные с тревогой встретили "Декрет № 1"[106], требуя созыва Учредительного Собрания, освобождения арестованных членов Временного правительства и др.

19 декабря 1917 г. была издана инструкция "О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний". В соответствии с этой инструкцией народным комиссариатом юстиции при революционных трибуналах образовывались коллегии правозащитников, которые действовали наряду с общегражданскими обвинителями и защитниками.

Коллегии правозащитников создавались путем свободной записи всех лиц, желающих оказать помощь революционному правосудию, но нужна была рекомендация Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Согласно Инструкции от 19 декабря 1917 г., обвиняемый мог воспользоваться также защитником из числа лиц, присутствующих в зале суда.

Поскольку члены коллегии правозащитников выступали лишь по наиболее сложным уголовным делам, подсудным трибуналам, то ее вряд ли можно было считать адвокатурой. Всю иную юридическую помощь гражданам оказывали бывшие присяжные поверенные, присяжные юрисконсульты и другие лица, нелегально занимавшиеся адвокатской практикой.

Согласно этой инструкции при революционных трибуналах создавались коллегии правозаступников, а правозаступничество осуществлялось в форме общественного обвинения и общественной защиты. Инструкция предусматривала, что судебное следствие в революционных трибуналах должно происходить с участием обвинения и защиты. В качестве защитника обвиняемый мог пригласить любое лицо (не обязательно из коллегии правозаступников), пользующееся политическими правами. И только в том случае, если обвиняемый не мог сам пригласить себе защитника и просил об этом трибунал, тот должен был предоставить ему такового из коллегии правозаступников.

Кроме того, согласно Инструкции в судебном заседании революционного трибунала могли выступить из числа присутствующих в зале один обвинитель и один защитник.

На практике обвиняемые редко обращались к помощи защитников из коллегий правозаступников, прибегая к помощи бывших адвокатов, ибо коллегии правозаступников по существу являлись коллегиями обвинителей.

Шло время. Дела разбирались путано. И пролетарскому государству потребовалась новая форма организации защиты. Это было осуществлено Декретом о суде № 2 от 7 марта 1918 г. [107] он гласил: "При Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов учреждается коллегия лиц, посвятивших себя правозаступничеству, как в форме общественного обвинения, так и в форме общественной защиты. В эти коллегии поступают лица, выбранные Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Только эти лица имеют право выступать в суде за плату".

Правозаступничество устанавливалось также в формах общественного обвинения и общественной защиты. В основу Декрета были положены поправки В.И. Ленина, касающиеся трех основных вопросов организации защиты:

при каком органе должны состоять защитники;

какой должна быть организация защиты и

кем комплектуются органы советской защиты.

В Декрете указывалось, что правозаступничество является общественной функцией.

На основании Декрета о суде № 2 Советы депутатов трудящихся издавали "Положения о коллегии правозаступников". Плата за осуществление защиты определялась свободным соглашением с клиентом.

В состав правозаступников вошло много дореволюционных адвокатов, часть из которых была настроена контрреволюционно. Это приводило к "злоупотреблениям".

Декретом предусматривалось, что члены коллегий правозаступников избирались и отзывались советами, при которых состояли коллегии. Каждый обвиняемый имел право сам пригласить себе защитника или просить суд о назначении ему правозаступника. Сохранялся порядок, согласно которому в судебных прениях могли выступить по одному обвинителю и защитнику из числа присутствовавших в зале судебного заседания.

Организация коллегий правозаступников на местах шла с большим трудом, так как представители уничтоженной адвокатуры всячески саботировали создание новых коллегий.

Кое-где бывшие присяжные поверенные пытались создать, в противовес новым коллегиям, свои адвокатские объединения, но новая власть на местах жестоко расправлялась с ними.

Адвокатура оказалась разрушенной, а "адвокаты - народные представители" не были готовы осуществлять в суде функции защиты и представительства. Уровень правовой культуры в судах резко упал, а защитники и представители попали в зависимость от местных властей.

Эта зависимость стала еще большей после принятия Декрета ВЦИК от 30 ноября 1918 г. [108], утвердившего Положение "О народном суде РСФСР". Этим положением безоговорочно признавалось сохранение коллегий правозаступников, которые стали именоваться "коллегиями защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе".

Члены коллегии защитников фактически признавались должностными лицами и получали содержание в размере оклада, устанавливаемого для народных судей по смете Народного Комиссариата Юстиции[109].

Положение четко устанавливало, кто, кроме членов коллегии защитников, может быть защитником и представителем сторон в суде.

Согласно ст.47 ими могли быть: близкие родственники тяжущихся, как-то: родители, дети, супруги, братья и сестры, юрисконсульты советских учреждений по уполномочию их руководящих органов.

Обязательным участие защитника в уголовном процессе было тогда, когда дело по обвинению его рассматривал народный суд с участием шести народных заседателей, т.е. по делам об убийстве, разбое, изнасиловании, спекуляции, и в том случае, если по делу выступал обвинитель.

Контроль за деятельностью коллегий защитников возлагался на губернские отделы юстиции. Они должны были периодически проводить совещания членов коллегий, следственных комиссий и народных судей для единого направления их деятельности. Фактически же это означало полную зависимость адвокатуры от государственных органов в лице губернских отделов юстиции.

В июле 1920 г. на III Всероссийском съезде деятелей советской юстиции было высказано мнение о том, что коллегии обвинителей, защитников и представителей сторон себя не оправдали. Они злоупотребляли доверием, получали высокие гонорары и т.п. была дана команда на уничтожение коллегий еще до внесения изменений в законодательство.

Коллегии правозаступников окончательно были упразднены Положением о народном суде РСФСР 1920 г. [110].

 


§ 3. "Положение об адвокатуре" 1922 г. и дальнейшее развитие работы коллегий

 

26 мая 1922 г. III сессия Всероссийского Исполнительного комитета IX созыва утвердила своим постановлением "Положение об адвокатуре".

5 июля 1922 г. НКЮ издал "Положение о коллегиях защитников"[111] (см. Приложение 17) создавались коллегии защитников по гражданским и уголовным делам при губернских отделах юстиции. Общее собрание защитников избирало президиум. Он осуществлял руководство деятельностью коллегии, на президиум возлагалась обязанность приема в коллегию и отчисления из нее, наложение дисциплинарных взысканий, решение финансовых и административных вопросов, связанных с функционированием деятельности коллегии.

Деятельность коллегий защитников должна была обеспечивать организацию всесторонней юридической помощи населению путем дачи советов и консультаций, ведением дел в судах и иных организациях, широкую пропаганду советского права. Гарантией выполнения задач, поставленных перед советской адвокатурой того времени, могло служить лишь "партийное руководство коллегиями защитников".

Для этого требовалось, чтобы наиболее подготовленные члены РКП (б) активно участвовали в работе коллегий, направляя их, и на деле отстаивая политическую линию партии. Партийные организации в то время взяли под свое руководство деятельность коллегий, послав туда для работы коммунистов. В коллегиях стали создаваться большевистские фракции. Они постепенно взяли под контроль всю деятельность адвокатуры. Это было требование времени.

ЦК РКП (б), издав 2 ноября 1922 г. циркуляр "О вступлении коммунистов в коллегии защитников"[112], указал, что коммунисты в коллегиях должны образовывать фракции, подотчетные губернским комитетам партии.

Коммунистам в коллегиях запрещалось принимать дела по защите "буржуазных элементов" в их спорах против рабочих, государственных предприятий и учреждений. Нельзя было также защищать в судах "явных контрреволюционеров, расхитителей имущества и взяточников".

Адвокаты-коммунисты также обязаны были расширять бесплатную юридическую помощь населению, в первую очередь - рабочим и крестьянам. Активное участие коммунистов в работе коллегий адвокатов позволило в короткие сроки покончить с традициями старой адвокатуры, т.е. практически уничтожить подпольную адвокатуру.

"Положение о судоустройстве РСФСР", принятое IV сессией ВЦИК IX созыва 11 ноября 1922 г., также подчеркивало, что коллегии защитников действуют именно в целях обеспечения трудящихся юридической помощью.

Этим же Положением устанавливалось, что коллегии защитников состоят при губернских судах и действуют под их наблюдением.

23. апреля 1924 г. НКЮ принял циркуляр № 61, в котором предлагал губсудам усилить кадры адвокатуры привлечением в коллегии защитников работников партийных и профессиональных организаций, имеющих достаточную подготовку, а также предлагалось усилить контроль губсудов за деятельностью коллегий защитников[113].

В этом циркуляре ставился и вопрос о равномерном распределении адвокатов по территории губернии в целях лучшего обслуживания трудящихся юридической помощью.

Наркомюст подчеркивал, что деятельность коллегий защитников должна осуществляться не только "под неусыпным контролем и наблюдением губсудов", но и под контролем губернских (областных) исполнительных комитетов.

В первый период НЭПа деятельность советской адвокатуры протекала в двух формах. Одной из форм была частная практика адвокатов, другой - работа в юридической консультации.

Несмотря на то, что в годы НЭПа многие российские присяжные поверенные и их помощники вернулись к своей профессии, советская адвокатура была значительно малочисленнее дореволюционной.

В этот же период в российской адвокатуре наметилась тенденция к усилению независимости и самостоятельности коллегий защитников. Государство всерьез забеспокоилось.

В 1926 г. вопросы адвокатуры встали перед законодателем. Ст.11 "Положения о судоустройстве РСФСР" четко указывала, что коллегии защитников "действуют под непосредственным надзором и руководством областных, губернских и окружных судов". В главе XII Положения, полностью посвященной коллегиям защитников, были изложены принципы организации и деятельности коллегий защитников. Одним из новых принципов организации адвокатуры был принцип запрета ограничения численности коллегии, провозглашенный в ст.80 Положения.

Краевому (губернскому) исполнительному комитету представлялось право отзывать из коллегии защитников по своему усмотрению отдельных адвокатов. Особое внимание в Положении было уделено вопросу оказания населению правовой помощи бесплатно. Ст.84 Положения предусматривала исключение адвоката из коллегии за невыполнение им обязанностей по оказанию бесплатной юридической помощи.

С 1928 г. по инициативе коллегии Наркомюста была начата борьба с частнопрактикующими адвокатами, которые якобы "способствовали засорению адвокатуры". Акцент делался исключительно на коллективную консультационную форму деятельности. А 12 сентября 1928 г. коллегия НКЮ приняла специальное постановление "О реорганизации коллегии защитников", в котором предлагало окружным судам организовать адвокатские коллективы.

Этим постановлением признавалась необходимость проверить состав адвокатуры путем изучения каждого адвоката в отдельности с привлечением к проверке общественных организаций. Обращалось особое внимание на необходимость широкого привлечения в адвокатуру лиц, окончивших юридические факультеты вузов.

27 февраля 1932 г. Наркомюстом было утверждено новое "Положение о коллективах членов коллегии защитников". Оно учитывало как положительный, так и отрицательный опыт организации и деятельности адвокатских коллективов в первые годы их существования.

Данное Положение предусматривало организацию коллективов защитников "в районных и межрайонных масштабах" и охватывало адвокатов, работавших в районных центрах и в сельских местностях. Действовали коллективы защитников под непосредственным руководством соответствующих президиумов областных (краевых) коллегий защитников. А общий политический надзор за деятельностью коллегии возлагался на областные (краевые) суды.

Четко был определен круг деятельности коллективов защитников, которые должны были оказывать юридическую помощь населению, обслуживать государственные учреждения и предприятия, кооперативные и общественные организации, вести пропаганду советского права и подготовку практикантов, выдвинутых общественными организациями для дальнейшей работы в коллективах.

Согласно Положению прием в коллектив защитников производился добровольно, в каждом отдельном случае по заявлению вступающего в коллектив. Отказ в приеме мог быть обжалован в президиум коллегии защитников, постановление которого являлось обязательным.

Членам коллегии защитников запрещалась всякого рода юридическая работа, за исключением педагогической, литературной и научной деятельности, а также работы юрисконсульта предприятий и учреждений общественного сектора - по совместительству.

Высшими органами управления коллектива являлись: общее собрание членов коллектива, бюро коллектива, ревизионная комиссия.

Для оказания юридической помощи населению создавались юридические консультации. Особое внимание в Положении обращалось на максимальное размещение юридических консультаций в рабочих районах и сельских местностях. Открытие новых консультаций производилось с разрешения президиума коллегии. Размер вознаграждения за оказываемую юридическую помощь определялся таксой. Она вырабатывалась президиумом коллегии и утверждалась соответствующим судом.

Размер вознаграждения, взимаемого с так называемых "нетрудовых элементов", таксой не регулировался, и определялся в каждом конкретном случае соглашением коллектива с обращающимся в коллегию за помощью. Бюро коллектива могло освободить трудящегося от платы или снизить ему сумму, устанавливаемую таксой.

Все члены коллектива должны были иметь нагрузку по общественно-правовой работе, неисполнение которой влекло за собой дисциплинарную ответственность.

Сумма гонораров в коллективах распределялась следующим образом:

а) от 3% до 5% всей суммы отчислялось в запасной фонд коллектива;

б) необходимые суммы отчислялись на покрытие административно-хозяйственных расходов и культурно просветительных нужд;

в) от 2 до 5% всей суммы отчислялось на содержание президиума коллегии;

г) кроме того, по постановлению президиума могли создаваться в президиумах и другие фонды (премиальные и др.).


§ 5. "Положение об адвокатуре СССР" 1939 г.

 

Конституция СССР 1936 г. установила "право трудящихся на объединение в общественные организации". В соответствии с ним и происходило объединение адвокатов в коллегии.

Формально самоуправляющиеся коллегии защитников со времени их образования были под надзором областных судов. А с начала 30-х гг. перешли под контроль Наркомюста.

Социальные изменения, произошедшие в годы Советской власти, дальнейшие политические события требовали и организованного изменения адвокатуры.

Так, 16 августа 1939 г. постановлением СНК СССР было утверждено новое "Положение об адвокатуре СССР", предусмотревшее создание юридических консультаций. Оно разрешало практически все вопросы организации и деятельности адвокатуры на том этапе. Этим Положением устанавливалось, что коллегии адвокатов образовывались в краях, областях, автономных республиках, не имеющих областного деления.

Общее государственное руководство адвокатурой возлагалось на НКЮ СССР, союзных и автономных республик, определялись конкретные задачи по оказанию юридической помощи населению, учреждениям, организациям и предприятиям:

а) дача юридических консультаций (советов, справок, разъяснений и т.п.);

б) составление заявлений, жалоб и других документов по просьбе граждан, учреждений, организаций и предприятий;

в) участие адвокатов в судебных процессах в качестве защитников обвиняемых, представителей ответчиков, истцов и других заинтересованных лиц.

Положением был закреплен новый принцип, в соответствии с которым в адвокатуру могли вступать лишь лица, имеющие юридическое образование или не менее 3-х летний стаж работы в качестве судьи, прокурора, следователя и юрисконсульта. Ст.14 Положения закрепляла важнейший демократический принцип: "все вопросы, связанные с организацией и деятельностью коллегии адвокатов, разрешаются общим собранием членов коллегии адвокатов и президиумом коллегии адвокатов". "Положением" было установлено, что коллегии адвокатов пользуются правами юридического лица.

Общее собрание коллегии адвокатов должно было созываться не реже двух раз в год. Президиум коллегии адвокатов и ревизионная комиссия избирались тайным голосованием сроком на два года. Президиум коллегии осуществлял руководство всей практической деятельностью коллегии, избирал из своего состава председателя, его заместителя и секретаря президиума.

В районных центрах и городах области, края, республики создавались юридические консультации. Руководителями их были заведующие, назначаемые президиумом коллегии. Заведующие юридическими консультациями, в которых работало не менее 15 адвокатов, освобождались от ведения судебных дел. Их труд оплачивался президиумом коллегии адвокатов.

В юрконсультациях, где работало менее 15 адвокатов, заведующие не освобождались от ведения дел, но за работу в качестве заведующего они получали дополнительное вознаграждение в размере, устанавливаемом президиумом коллегии.

Оплата юридической помощи, оказываемой адвокатами, производилась на основании инструкции, издаваемой Наркомюстом СССР.

За недобросовестное исполнение адвокатами своих обязанностей, нарушение таксы оплаты и другие проступки президиум коллегии мог наложить на них одно из следующих взысканий:

1) замечание,

2) выговор,

3) строгий выговор,

4) отстранение от работы адвоката на срок до шести месяцев,

5) исключение из состава коллегии адвокатов.

На основании изучения "Положения об адвокатуре СССР" 1939 г. и других материалов, можно сделать вывод, что основной задачей адвоката была не помощь конкретному человеку, а оказание содействия социалистическому правосудию.

"Положение об адвокатуре СССР" 1939 г. также предусматривало организацию областных, краевых и республиканских коллегий адвокатов.

Впоследствии возникла необходимость организации в городах Москве и Ленинграде городских коллегий адвокатов, хотя это и не было предусмотрено "Положением".

Последующее законодательство об адвокатуре союзных республик (в том числе "Положение об адвокатуре РСФСР" 1962 г) не только сохранило, но и значительно развило территориальный принцип организации адвокатуры.

Дальнейшее развитие этого принципа нашло свое выражение в новых формах организации адвокатских объединений.

Несмотря на то, что коллегии защитников формально являлись самоуправляющимися и независимыми, практическими они полностью находились под влиянием государственных и партийных органов, которые постоянно вмешивались в их деятельность.

В сталинское время, при господстве тайного, закрытого и письменного процесса адвокатуре приходилось работать очень трудно. Уголовный процесс был превращен в обязанность соответствующих органов любым путем изобличить преступника и жестоко наказать.

После войны многие адвокаты вернулись в свои коллегии и продолжали в них свою работу. В период мирного строительства адвокатура проделала большую работу по защите прав граждан и организаций.

После XX съезда КПСС, взявшего курс на укрепление социалистической законности, в стране возросла и роль адвокатуры.

 

§ 6. Деятельность адвокатов в период развития социализма. "Положение об адвокатуре РСФСР" 1962 г.

 

В постсталинское время в советской адвокатуре господствовала очень строгая, навязанная государством нравственность. Она обеспечивалась руководством органов Минюста, от которого зависела и адвокатура. Разделение адвокатов на две категории было в то время немыслимым. Ведь в то время в нашей стране не было места частному интересу. Поэтому советская адвокатура вынужденно носила публичный характер, по своей сути являясь государственной службой, с почти полной регламентацией деятельности адвокатов, с утверждением членства в коллегии в компетентных органах, с четко установленной верхней границей заработка (по сути, оклада) и с ограниченной численностью адвокатов. Поэтому советская адвокатура была в подчинении государства, органов юстиции. Все декларации законодательства о ее самостоятельности, независимости и т.д. "корректировались" инструктивными материалами Минюста и политикой коммунистической партии.

Кроме того, адвокатура стала местом работы "бывших" - скомпрометировавших себя прокуроров, судей, следователе с оставленными ими партийными билетами. Поэтому, несмотря на свой публичный характер, адвокатура СССР не пользовалась особым авторитетом. Основными причинами этого были такие принципы ее организации, как подобие государственной службы, отсутствие независимости, партийность, требование служения обществу, государству, правосудию и др.

В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял ряд новых законов, в их числе "Основы уголовного законодательства"[114], "Основы уголовного судопроизводства"[115], "Основы судоустройства" и др. Законом о судопроизводстве значительно расширились права адвокатов. В ст.22 Закона записано, что "защитник допускается к участию в деле с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия и предъявления обвиняемому для ознакомления всего производства по делу. По делам о преступлениях несовершеннолетних, а также лиц, которые в силу физических и психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, защитник допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения".

С принятием этих Основ адвокатура стала совершенствовать свою организацию и деятельность. В октябре 1960 г. были приняты новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Адвокаты еще не были готовы к работе на стадии предварительного расследования по уголовным делам, и в коллегиях были приняты меры по изучению этих законов и их использованию в адвокатской практике.

В 1962 г. Верховный Совет РСФСР принял "Положение об адвокатуре РСФСР"[116].

От предыдущего "Положения1939 г." оно отличалось тем, что в нем по-иному решался вопрос о подконтрольности коллегии адвокатов, значительно расширялись права адвокатов. В то же время повысилась и требовательность к ним, иначе определялся круг задач, стоящих перед коллегией.

Руководство и контроль за деятельностью коллегии стали осуществлять советы министров АССР, исполкомы краевых, областных, а в Москве и Ленинграде - городские советы. Общее руководство и контроль осуществлялся Министерством юстиции РСФСР.

Такое двойное подчинение объяснялось по тому времени необходимостью контроля за работой адвокатов широких масс общественности. На местные советы ложилась ответственность за работу коллегий адвокатов.

Много нового стало и в объеме адвокатской работы. Так, наряду с оказанием юридической помощи населению, на коллегии адвокатов возлагались обязанности "по изучению и обобщению причин преступных проявлений и иных нарушений законности". Адвокаты могли вносить соответствующие предложения в органы власти и управления.

В соответствии со ст.26 Положения адвокату было предоставлено право запрашивать справки, характеристики и другие документы из государственных и общественных организаций. Это, несомненно, явилось прогрессивной формой работы.

К адвокатам предъявлялись требования "быть образцом, точного и неуклонного соблюдения советских законов, моральной чистоты и безукоризненного поведения"[117]. По тем временам это положение воспринималось адвокатами с пониманием.

Ст.33 Положения обязывала адвоката "хранить профессиональную тайну", а в ст.34 указывалось, что он не мог отказаться от принятой на себя защиты обвиняемого.

Несомненно, что "Положение об адвокатуре" 1962 г. сыграло положительную роль на том отрезке жизни нашего государства, но адвокатура продолжала находится в большой зависимости от партийных и государственных структур, которые, по существу, контролировали, опекали ее работу.

В соответствии с Конституцией СССР Верховный Совет принял новый "Закон об адвокатуре в СССР" 30 ноября 1979 г[118].

До принятия этого закона вся организация и деятельность адвокатуры регламентировались положениями об адвокатуре, утверждаемыми Верховными Советами союзных республик.

Они по-разному регулировали ряд вопросов деятельности адвокатуры. Закон об адвокатуре в СССР в целях создания единообразия и закрепления принципов организации и деятельности адвокатуры предусмотрел проведение выборов президиума коллегии и ревизионной комиссии тайным голосованием сроком на три года.

Одновременно была предусмотрена возможность образования коллегий адвокатов не только по территориальному принципу, но и по другим основаниям.

Относительно задач адвокатуры в Законе указывалось, что она содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению социалистической законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к народному добру, соблюдению дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству других лиц, к правилам социалистического общежития.

В целях укрепления кадров адвокатуры и повышения качества их работы были предусмотрены более серьезные требования к лицам, принимаемым в члены коллегии адвокатов.

Ст.5 Закона предусматривала, что адвокатами могли стать лишь лица, окончившие высшие юридические учебные заведения.

При этом лица, не имеющие стажа работы по специальности юриста или имеющие такой стаж менее двух лет, могли быть приняты в коллегию после прохождения стажировки сроком от шести месяцев до одного года, а имеющие стаж работы по специальности юриста не менее двух лет, могли быть приняты в члены коллегии при условии прохождения испытательного срока, продолжительность которого составляла до трех месяцев. Это давало возможность президиумам коллегий адвокатов улучшить подбор кадров.

В Законе более четко был прописан и расширен перечень прав и обязанностей адвокатов при оказании ими юридической помощи гражданам и организациям.

В частности, адвокат мог представлять права и законные интересы любых лиц, обратившихся за юридической помощью, причем во всех государственных и общественных организациях, в компетенцию которых входило разрешение соответствующих вопросов.

Закон об адвокатуре в СССР расширил виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.

Предусматривалось также представительство адвокатов в суде, арбитраже и других государственных органах по делам об административных правонарушениях, выдача письменных справок по законодательству и др.

 

§ 7. Организация и деятельность адвокатур по "Положению об адвокатуре РСФСР" 1980 г.

 

20 ноября 1980 г. был принят Закон РСФСР "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР"[119]. С момента принятия этого Закона утратило силу "Положение об адвокатуре РСФСР" от 25 июля 1962 г.

Новое "Положение об адвокатуре РСФСР" практически было построено на базе Закона "Об адвокатуре в СССР" 1979 г и восприняло от него самые положительные и проверенные жизнью положения.

Фактически это единственный Закон, который определял в советской России организацию и порядок деятельности адвокатуры.

Положение предусматривало, что основной организационной структурой адвокатуры являются республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские коллегии адвокатов.

Часть 4 ст.3 Положения позволяла, с согласия Министерства юстиции СССР, "когда это необходимо для оказания юридической помощи гражданам и организациям" образовывать межтерриториальные и другие коллегии адвокатов.

В ст.15 Положения закреплен важный принцип, согласно которому адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением им обязанностей защитника или представителя.

Несмотря на то, что юридические консультации не являлись согласно Положению юридическими лицами, на заведующих юрконсультациями возлагались значительные права и обязанности[120].

В "Положении об адвокатуре РСФСР" был полностью сохранен действовавший ранее принцип материальной независимости адвокатуры от государственных или общественных организаций. Как указано в ст.29 Положения, средства коллегии адвокатов образуются из сумм, отчисляемых юридическими консультациями от оплаты за оказание юридической помощи. При этом штаты, должностные оклады, фонды заработной платы и сметы административно-хозяйственных расходов коллегии адвокатов не подлежали регистрации в финансовых органах. Труд адвокатов оплачивался из средств, поступивших в юридическую консультацию от граждан и организаций за оказанную им юридическую помощь. Положение содержало перечень видов юридической помощи, оказываемой адвокатами. В отличие от ранее существовавшего порядка в Положении указывались конкретные случаи, когда гражданам юридическая помощь оказывалась бесплатно.

В 80-х гг. деятельность адвокатуры приобрела значительный авторитет. Средства массовой информации резко изменили свое мнение о ней. Называли ее организацией, контролирующей состояние законности с позиций интереса конкретного человека.

Этому способствовали самые различные обстоятельства: изменилась социально-политическая ситуация в обществе, поднялся уровень законодательного регулирования общественных отношений. Характер прав и обязанностей адвоката, его личные и профессиональные качества значительно выросли. В то время был поставлен вопрос о создании в СССР собственной адвокатской организации, которая могла бы объединить всех адвокатов Союза, организовать для них методическую помощь, обобщить и распространить передовой опыт адвокатов, отстаивать интересы адвокатуры на всех уровнях. И в 1989 г. такой орган был создан. Это Союз адвокатов СССР.

Изменило свое отношение к адвокатуре и Министерство юстиции СССР. Согласно ст.16 "Закона об адвокатуре в СССР" общее руководство коллегиями адвокатов осуществляли Советы народных депутатов как непосредственно, так и через министерства юстиции, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов. Поскольку на волне демократических преобразований появилось много критических замечаний о роли Министерств юстиции республик, их отделов адвокатуры, Минюст СССР начал строить свои отношения с адвокатурой на основе взаимодействия, а не контроля, как было раньше.

Итак, в советский период адвокатская деятельность была довольна строго очерчена законами об адвокатуре и различными положениями и инструкциями. Совершенно естественно (точнее, видимо, противоестественно), что административно-командная система общества не была никак заинтересована в создании сплоченных формирований юристов-профессионалов, ориентированных в своих действиях на защиту интересов граждан.




2019-07-03 424 Обсуждений (0)
Создание и деятельность советской адвокатуры после социалистической революции 1917 г. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Создание и деятельность советской адвокатуры после социалистической революции 1917 г.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (424)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)