Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономическая свобода и государство



2019-07-03 204 Обсуждений (0)
Экономическая свобода и государство 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Всегда есть органическая часть полномочий и ответственности совокупной социальной системы, принадлежащая государству "по праву". Эта часть, с одной стороны, определяется уровнем исторически сложившейся легитимности и актуальной компетентности государства в глазах общества, а с другой - зависит от уровня исторически сложив шейся институциональной недостаточности общества и его некомпетентности в решении актуальных проблем. Историческая тенденция, описываемая как становление гражданского общества и правового государства, выражается по степенным снижением доли полномочий и ответственности государства и со ответствующим возрастанием доли полномочий и ответственности институтов гражданского общества и граждан. Тенденция эта проявляется на длинных интервалах, тогда как на коротких и средних интервалах распределение полномочий и ответственности относительно стабильно.

Если в силу каких-то причин (например, внешних или внутренних макро экономических шоков) реальная доля государства превышает естественный уровень, то нарушается институциональный баланс. В этих условиях хозяйствующие субъекты и домохозяйства сталкиваются с такими двумя проявлениями институционального неравновесия: нарушение их полномочий и ограничение свободы в принятии решений; возникновение дополнительной неопределенности в тех областях хозяйственных решений (например, в налоговом планировании), где степень неопределенности прежде была допусти мой, статичной и привычной. Приспособление к новым условиям снижает уровень использования экономических ресурсов, провоцирует активизацию механизмов оппортунистического поведения субъектов как простейшую адаптивную реакцию, нарушает сложившуюся иерархическую систему доверия, что в совокупности увеличивает трансакционные издержки и снижает качество совокупной кооперации.

Из-за снижения эффективности использования ресурсов как адаптивной реакции хозяйственной системы на макроуровне возникают критические процессы разной интенсивности в реальном секторе экономики, в финансах, в монетарной сфере. Среди них можно отметить безработицу, инфляцию, рост бюджетного дефицита, ухудшение состояния платежного баланса, валютную нестабильность.

Чем больше институционализирована та или иная система, тем более свободны и более взаимно ответственны ее участники. "Всеобщие производительные силы" цивилизации вызревают, развиваются и реализуются еще и как ее институциональное богатство, то есть как сложность, органичность системы привычек, стереотипов и правил, которые выступают предпосылкой и формой экономической свободы. В известном смысле развитие и усложнение институтов равносильны развитию самого человека, его сущностных сил. Поэтому сетования на неизбежное духовное обеднение личности в условиях рыночной свободы и конкуренции представляют собой либо недоразумение, либо сознательную подтасовку со стороны идеологов государственного рабства.

Можно сделать вывод: рыночная экономика всегда институционализирована, хотя соотношение роли и функций государственных и негосударственных институтов в разные эпохи и у разных народов может существенно различаться. Эта мысль может быть высказана и в другой форме: только достаточно институционализированная экономика может быть рыночной.

Из этого следует принцип первичности институциональных задач реформирования украинской экономию!. Вне более или менее зрелой и целостной системы институтов эффективная рыночная деятельность попросту не возможна. Принимая эту точку зрения, не стоит впадать в две крайности: забывать, что движение Украины к рынку началось отнюдь не с нулевой отметки; думать, что государственные институты в их нынешнем виде могут достаточно успешно выполнять сложные и тонкие функции регулирования и дополнения рыночной системы.

Зрелая рыночная система эффективно дополняется продуманным, дозированным вмешательством зрелого правового государства.Если просто сохранить (или восстановить) командные высоты в экономике для нашего сегодняшнегогосударства, то очень скоро оно начнет делать то, что для него наиболее привычно: командовать, отнимать, перераспределять, и все это - в условиях катастрофического спада в производящем секторе нашей экономики. В то же время было бы опасно сделать противоположную ошибку - попытаться как можно скорее "вывести" государство из экономической системы, не принимая во внимание реальные возможности негосударственного хозяйствования.

Обучениегосударственных чиновников новым приемам и методам управления — задача, возможно, и не очень впечатляющая, но ее нужно решить обязательно. Любой человек делает то, что умеет, а охотнее всего он делает то, что умеет делать очень хорошо. Поэтому создание сети высших учебных заведений, готовящих специалистов в области государственного управления, - это не только очередная бюрократическая новация, но и совершенно необходимый шаг к формированию институциональных основ рыночной экономики.

Понимание ценностно-институциональных оснований экономической свободы заставляет с осторожностью относиться к вере в безграничные возможности технического прогресса. Если в силу каких-то причин инновационный процесс вырывается из-под ограничений институтов и рационального выбора, то он может приобрести самодовлеющий характер - "изменения ради изменений". Появление дополнительной глобальной степени свободы, сопровождаемое деградацией жестких бюджетных ограничений, позволяет субъектам-новаторам не перегружать себя сомнениями: "а хорошо ли это?", "а по карману ли это?", "а не лучше ли вернуться к менее амбициозным, но не менее насущным задачам?". Поэтому инновационное развитие в его современных трактовках нередко отворачивается от вопроса "зачем?" и тем самым устраняет свободу как выбор и ответственность. Все чаще возникает ситуация "нет альтернативы": нет альтернативы европейскому выбору Украины; нет альтернативы инновационному развитию; и т. д. Что такое выборы на безальтернативной основе, мы хорошо помним по выборам в Верховный Совет СССР.

Сегодня проблема смысла прогресса как вопрос "зачем?" возвращается в социальную систему, но уже "с черного хода" - как поиск альтернатив фундаментальным ценностям человека (труду, справедливости, гуманизму, свободе, солидарности). Однако ценности немогут быть предметом рационального выбора. Свободный выбор ценностей это самая короткая "дорога к рабству". Человек, лишенный ценностей, не может быть свободным.

 


 

Заключение

Позитивная программа для Украины

1. Коррекция рыночных реформ с учетом глобальных рисков и создание национальной системы институциональной защиты.Мы не можем закрывать глаза на то, что глобальная среда во многихаспектах неблагоприятна для продолжения украинских реформ. Она ставит под сомнениетакие изначальные ценности нашего выбора, как национальный суверенитет,демократия, свобода, справедливость, индивидуализм и солидарность. Длянас последовательное воплощение этих ценностей означает постепенное сокращение доли государства в совокупности жизненно важных социальных функций, при одновременном повышении его социально-институциональной эффективности. Уход в сторону от такой траектории развития украинского общества означает постоянную и усиливающуюся опасность регенерации государственно-социалистических институтов, формальных и неформальных. А все это, в свою очередь, сопровождается снижением институциональной эффективности государства и падением национальной конкурентоспособности. Встав на такой путь, мы можем превратиться в удобную мишень для деструктивной внешней конкуренции.

2. Создание благоприятных условий для формирования политической нации. В этом смысле в дальнейшем осмыслении нуждается стратегия Украины, направленная на евроинтеграцию. Сегодня ЕС стал источником сильной неопределенности для своих участников, которые начинают осознавать и формировать альтернативы развития, не связанные с дисциплиной европейской солидарности и ответственности.

Бельгийский прецедент высветил еще одну проблему европейского выбора Украины: как мы будем входить в Европу — целиком или по частям? Билет в объединенную Европу не бесплатный. Например, Сербии он обходится весьма дорого. Между тем мы видим, как легко и свободно распалась Чехословакия. Сегодня вопрос "Что для нас важнее - Украина или Европа?" выглядит надуманным. Хочется, чтобы он всегда был таким.

3. Развитие институтов государства, ограничение и делегитимизация кор рупции, постепенное ее вытеснение из сферы экономической свободы.Приходится признать, что сегодня коррупция выступает иррациональной формой экономической свободы, поскольку реализация выбора хозяйствующего субъекта означает его согласие на участие в коррупционных процедурах. Негативные внешние эффекты этого явления огромны. Если в начале реформ коррупция в чем-то заполняла институциональный вакуум, то теперь она занимает чужое место — место формирующихся институтов цивилизованного государства.

4. Развитие малого и среднего бизнеса.Вне права на труд не может быть экономической свободы. Наряду с восполнением условий макроэкономического равновесия в части стабилизации цен и занятости, это — важнейшее направление экстенсивного расширения сферы экономической свободы и ее постепенного углубления в недра общественного организма до уровня естественного условия жизнедеятельности миллионов людей. В таком обществе популизм как конъюнктурная альтернатива экономической свободе уже не будет востребован, хотя и не исчезнет как неизбежный реликт системы государственного социализма.

5. Последовательное формирование институтов гражданского общества.Чрезвычайно важный промежуточный результат эволюции нашего общества за последние 20 лет, который, как правило, недооценивается, - это профессионализация рыночной деятельности. За годы реформ она приобрела необратимый характер, что создает благоприятную среду для вызревания институтов профессиональной солидарности. Отсюда до формирования институтов гражданской солидарности - один шаг.

6. Укрепление и частичная реконструкция уже созданных основ рыночной экономики и правового государства.Сегодня нам есть что терять. За 20 лет сформировались политические институты независимого государства и его более или менее удовлетворительный бюджетно-финансовый механизм, правовая система, основы политической демократии, углубились рыночные основания экономики, функционируют современные банки и денежная система, создана финансовая инфраструктура рынков. Они нуждаются в поддержке со стороны общества, а не в разрушении.

И еще одно частное соображение. На наш взгляд, целесообразно поста вить перед научным и экспертным сообществом вопрос об общественно необходимом временив контексте эволюционных процессов и реформ. Можем ли мы сегодня четко и уверенно сказать, что наши реформы оказались ошибочными, поскольку с момента их начала уже прошло 20 лет, а результатов все еще нет? Есть ли основания для оценки этих результатов? Реальная картина, действительно, невеселая. Однако всё ли мы видим?

Тревожные результаты социологических исследований в какой-то части могут быть обусловлены не фактическим и длительным ухудшением качества жизни, а разрывом между растущими ожиданиями и реально достигнутыми возможностями общества. Три года потребительского кредитного бума в Украине (за 2006—2008 гг. кредиты населению выросли почти в 8 раз) задали чересчур крутую траекторию роста потребительских ожиданий. Но здравый смысл, настроения и ожидания населения не всегда отражают глубинные процессы и тенденции. Если согласиться с тем, что в Украине процесс реформ является исключительным по глубине и сложности задач даже по сравнению с государствами Балтии, то следует допустить, что сегодня многие важные процессы и результаты еще просто не доступны наблюдателю.


 



2019-07-03 204 Обсуждений (0)
Экономическая свобода и государство 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономическая свобода и государство

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)