Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативно-правовая основа государственного регулирования коммерческой деятельности



2019-07-03 248 Обсуждений (0)
Нормативно-правовая основа государственного регулирования коммерческой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» был принят Государственной Думой 21 ноября 2003 года, одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 года и подписан Президентом России 8 декабря 2003 года (опубликован в «Российской Газете» 18 декабря 2003 года).

Согласно статье 54 (п. 1), Закон вступил в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования, т.е. в июне с.г. Одновременно утратил силу предыдущий закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 года (№157-ФЗ).

Закон, как это видно из его названия, определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (далее – ВТД), полномочия России и ее субъектов в области ВТД в целях обеспечения благоприятных условий для ВТД и защиты экономических и политических интересов нашего государства.

Закон состоит из 54 статей, объединенных в 13 глав, касающихся, в частности, следующих вопросов: общие вопросы; предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ в области ВТД; участники ВТД; основные положения государственного регулирования ВТД (в том числе внешней торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью); особые режимы осуществления ВТД; регулирование внешнеторговых бартерных сделок; содействие развитию внешнеторговой деятельности; контроль за осуществлением ВТД.

Следует иметь в виду, что данный закон тесно связан с рядом других законов, например с Таможенным кодексом РФ от 28 мая 2003 года (№61-ФЗ), законом «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 8 декабря 2003 года (№165-ФЗ) и некоторыми другими [4, 156].

В административно-правовое регулирование внешнеторговой деятельности полностью или частично, прямо или косвенно задействовано большое число законов и подзаконных актов.

Среди наиболее важных такие законы: «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года (№173-ФЗ), «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года (№184-ФЗ), «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года (№117-ФЗ), «О карантине растений» от 15 июля 2000 года (№99-ФЗ), «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 года (№29-ФЗ), «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 года (№183-ФЗ), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года (№52-ФЗ), «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 года (№4-ФЗ), «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки» от 5 декабря 1998 года (№183-ФЗ), «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 года (№164-ФЗ), «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» от 19 июля 1998 года (№114-ФЗ), «О лекарственных средствах» от 22 июня 1998 года (№86-ФЗ), «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 года (№3-ФЗ), «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14 июля 1997 года (№100-ФЗ), «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года (№132-ФЗ), «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22 августа 1996 года (№126-ФЗ), «Об участии в международном информационном обмене» от 4 июля 1996 года (№85-ФЗ), «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 года (№225-ФЗ), «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 года (№170-ФЗ), «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года (№101-ФЗ), «О таможенном тарифе» от 21 мая 1995 года (№5003–1), «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 года (№4804–1), «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 года (№3520–1), «Патентный закон Российской Федерации» от 23 сентября 1992 года (№3517–1), «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 года (№2383–1) и другие.

Среди подзаконных актов, задействованных в административно-правовое регулирование внешнеторговой деятельности, следует обратить внимание, например, на постановления Правительства, касающиеся ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров; о порядке применения антидемпинговых пошлин; об установлении квот на экспорт некоторых видов товаров; о мерах по защите российских производителей той или иной продукции; о введении или отмене лицензирования импорта товаров; о трансграничном перемещении отходов; о мерах государственной поддержки отдельных сфер производства и услуг; о введении сертификатов на продукцию; об осуществлении контроля и государственной экспертизы в соответствующих случаях внешнеэкономической деятельности; о государственной регистрации видов товаров, производимых в России или ввозимых в страну; об особом порядке экспорта / импорта специфических товаров (например, ядерных материалов); о правилах маркировки товаров; по вопросам транзита товаров; о реализации соответствующих международных соглашений в части торговли некоторыми видами товаров; об определении ущерба в случаях импорта товаров, субсидируемых иностранными государствами, и в случаях демпингового импорта; о паспортах транспортных средств; о мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок; о конкурсах и аукционах по продаже квот на экспорт / импорт товаров, работ, услуг; по защите потребительского рынка России от проникновения некачественных импортных товаров; по вопросам применения схемы преференций России к товарам развивающихся стран; о централизованных закупках по импорту; о лицензировании и квотировании экспорта / импорта товаров, работ, услуг; о порядке определения таможенной стоимости ввозимых товаров; о регулировании реэкспорта и т.п.

В свете указанной системы нормативных актов закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» предстает как некий правовой стержень, скрепляющий огромное число актов разного уровня. Посредством данного закона российское законодательство увязывается с положениями более чем 50 соглашений, входящих в «пакет ВТО», иначе говоря – с правом ВТО?.

Сфера регулирования. Предметом (объектом) регулирования посредством настоящего закона являются: а) отношения государственного регулирования ВТД; б) отношения, непосредственно связанные с такой деятельностью.

С содержательной точки зрения предметом данного закона является деятельность по экспорту / импорту товаров, услуг, работ, интеллектуальной собственности, информации.

Вместе с тем, сфера услуг (так называемых «невидимых товаров»), осуществляемых государством (органами государственной власти) в порядке реализации своих властных, публичных полномочий, исключается из-под действия закона.

Равным образом выведены из предметной сферы закона услуги, которые оказывает Центральный Банк России для исполнения своих функций, а также финансовые услуги в публично-правовой сфере.

В предметную сферу данного закона не попадают также и отношения, связанные с вывозом / ввозом продукции военного назначения, а также с такими товарами, информацией, работами, услугами, интеллектуальной собственностью, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, иных видов вооружения и военной техники.

Особенности правового регулирования в данных вопросах устанавливаются в специальных законах: «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», «Об экспортном контроле».

Механизм, заложенный в закон. Законом предусмотрен строго ограниченный набор методов государственного (публично-правового) регулирования ВТД. За пределами этого набора методов внешнеторговая деятельность «саморегулируется» рыночным, частноправовым инструментарием.

В набор же публично-правового инструментария включены:

таможенно-тарифное регулирование;

нетарифное регулирование;

запреты и ограничения в отношении услуг и интеллектуальной собственности;

применение мер экономического характера, способствующих развитию внешней торговли;

применение мер административного характера, способствующих развитию внешней торговли.

Участники ВТД вправе обжаловать действия государства (государственного органа, должностного лица) в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, вышестоящих государственных органах.

Указанные методы государственного регулирования ВТД применяются по-разному, т.е. с различным охватом мер и степенью воздействия, в зависимости от того, идет ли речь о товарах либо услугах, интеллектуальной собственности, бартерных сделках, особых правовых режимах.

Таможенно-тарифное регулирование используется в торговле «видимыми» товарами и заключается оно в установлении ввозных и вывозных (импортных и экспортных) таможенных пошлин.

Нетарифное регулирование в отношении «видимых» товаров применяется только в форме:

количественных ограничений импорта / экспорта товаров в отдельных случаях по решению Правительства;

введения Правительством квоты на импорт / экспорт товаров с распределением квоты в порядке конкурса или аукциона;

лицензирования, т.е. выдачи Министерством экономического развития и торговли лицензий (разрешений) на экспорт / импорт товаров;

предоставления, согласно федеральному закону, организациям исключительного права на экспорт / импорт отдельных видов товаров;

введения специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных мер в случае импорта иностранных товаров в целях защиты российских производителей аналогичных товаров.

Правительство вправе также временно вводить предотгрузочную инспекцию в отношении товаров по специально определяемым перечням с выдачей соответствующего сертификата.

Законом закреплена свобода международного транзита товаров, перевозимых через территорию России железнодорожным, водным, воздушным и автодорожным транспортом. Применительно к отдельным транзитным товарам и транспортным средствам могут устанавливаться требования по их ввозу / вывозу только через определенные пункты пропуска. Свобода транзита не распространяется на воздушные суда.

И, наконец, государство оставляет за собой право в национальных (государственных) интересах осуществлять прочие меры, которые могут затрагивать внешнюю торговлю. Такие меры возможны, если они требуются, в частности, в целях соблюдения общественной морали или правопорядка; для охраны жизни и здоровья граждан, защиты окружающей среды; защиты культурных ценностей; защиты интеллектуальной собственности; для выполнения международных обязательств России, – и др.

Данным законом впервые в российском законодательстве введены системные положения, касающиеся международной торговли услугами. Это конкретный пример масштабной адаптации российской правовой системы к праву Всемирной торговой организации (ВТО), переговоры о вступлении в которую Россия ведет уже много лет.

Внешняя торговля услугами (либо отдельными секторами услуг) может быть ограничена путем введения запретов, ограничений на способы оказания (доставки) услуг.

Самим услугам и иностранным исполнителям услуг предоставляется, как правило, национальный режим. Услуги (работы) для государственных нужд исключаются из сферы действия национального режима.

В сфере внешней торговли услугами государство также может

осуществлять определенные меры, которые диктуются национальными (государственными) интересами, например в целях обеспечения целостности и стабильности финансовой системы, предотвращения недобросовестной практики и др.

Закон предусматривает некий общий ряд «особых видов запретов и ограничений» внешней торговли, применимый и к торговле товарами, и к торговле услугами, и к торговле интеллектуальной собственностью.

В этом ряду «особых видов» находятся запреты и ограничения, которые применяются:

в качестве международных санкций в соответствии с Уставом ООН (на основании указов Президента России);

в целях поддержания равновесия платежного баланса России, защиты внешнего финансового положения страны (по решению Правительства после представления Центрального Банка России):

в сфере валютного регулирования в соответствии с правилами Международного валютного фонда;

в качестве ответных мер на действия (бездействие) иностранных государств (по решению Правительства на основе доклада Министерства экономического развития и торговли, согласованного с Министерством иностранных дел).

Все запреты и ограничения, устанавливаемые на основании закона «Об основах государственного регулирования ВТД», применяются также к торговле товарами, услугами, интеллектуальной собственностью по бартерным сделкам.

В отдельной главе закона говорится об «особых режимах» осуществления ВТД. К таким «особым» режимам закон относит приграничную торговлю и режим хозяйственной деятельности в свободных экономических зонах. Речь идет, таким образом, о специальном правовом регулировании.

В рамках приграничной торговли с сопредельным государством (или государствами) на основе международных договоров предоставляется (может предоставляться) особо благоприятный режим для торговли товарами и услугами в целях удовлетворения местных потребностей. Порядок осуществления приграничной торговли определяется Правительством.

Данный режим приграничной торговли является исключением из режима наибольшего благоприятствования, предусмотренного в международных договорах России с третьими иностранными государствами. Это означает, что такие иностранные государства не вправе претендовать на получение тех же льгот, преференций, которые входят в режим приграничной торговли.

Закон «Об основах государственного регулирования ВТД» детализирует данный механизм применительно к ВТД (ст. ст. 6 – 9).

Соответственно к предметам исключительного ведения центра (федеральных органов государственной власти) закон относит следующие, в частности, вопросы: формирование концепции, стратегии ВТД и торговой политики; защита экономического суверенитета и экономических интересов государства, субъектов федерации, российских лиц; государственное регулирование ВТД; установление критериев безопасности для жизни, здоровья граждан, имущества российских лиц, государственного и муниципального имущества, окружающей среды, жизни, здоровья животных и растений при ввозе / вывозе; правила контроля за такой безопасностью; определение порядка ввоза / вывоза ядерных (расщепляющихся), отравляющих, взрывчатых, ядовитых, психотропных веществ, опасных отходов, сильнодействующих, наркотических средств, биологически и генетически активных материалов, внутренних органов человека и т.п.; определение порядка ввоза / вывоза драгоценных металлов и камней; координация международного сотрудничества в области космической деятельности; статистическая отчетность; заключение международных договоров в области внешнеэкономических связей; учреждение, содержании и ликвидация торговых представительств РФ в иностранных государствах; участие в деятельности международных экономических организаций; определение порядка вывоза из России товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну [5, 152].

 



2019-07-03 248 Обсуждений (0)
Нормативно-правовая основа государственного регулирования коммерческой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативно-правовая основа государственного регулирования коммерческой деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)