Крестьянские, городские и религиозные выступления россиян в XVII в.
Восстание С. Т. Разина заставило правительство искать пути укрепления существующего строя. Была усилена власть воевод на местах, проведена реформа податной системы (с 1679 г. перешли к подворному обложению), усилился процесс распространения крепостничества на южные окраины страны. Оно подтолкнуло правительство к преобразованиям, которые были проведены в конце XVII — первой четверти XVIII в. Идеологический кризис, охвативший религиозную жизнь, непрекращающееся недовольство народа в «бунташный» XVII в., перемены в мире требовали от России ответа на вызов времени. Этим ответом явились петровские преобразования в первой четверти XVIII в.
Вопрос 3. Кого в России называли разночинцами? В чем состояла уникальность этой социальной категории?
Разночинцы (“люди разного чина и звания”), в конце XVIII—XIX вв. межсословная юридически не оформленная категория населения — выходцы из разных сословий (духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников и т.п.), главным образом люди умственного труда. Уже с 1840-х гг. разночинцы оказывали значительное влияние на развитие общественной жизни и культуры, с падением крепостного права стали основным социальным слоем для формирования буржуазной интеллигенции. Демократическое крыло разночинцев, выдвинувшее ещё до крестьянской реформы 1861 ряд видных деятелей освободительного движения (В. Г. Белинский, петрашевцы), в пореформенную эпоху заняло ведущее место в революционном движении. Буржуазно-демократический этап освободительной борьбы в России (приблизительно 1861-95) Оппозиционность была вынужденной формой социального существования. русского разночинства. Выбиваясь всеми правдами и неправдами на поверхность жизни, добиваясь грамотности и образования, оно особенно остро чувствовало унизительность, второсортность своего положения в дворянском государстве. Эта обида последовательно нарастала в сороковые, пятидесятые и достигла высшей точки в шестидесятые годы, когда разночинцы превратились в наиболее динамичную и жизнеспособную часть нации.
Вопрос 4. Покажите влияние важнейших внутренних и внешних факторов на развитие российской культуры в XVIII в. Сведите этот материал в таблицу.
В XVIII в. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. Ведущим стало светское направление в искусстве. Хотя церковь в XVIII в. и была подчинена государству, ее роль в жизни страны оставалась еще значительной. В XVIII в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку: накопление знаний дало возможность перейти к открытию законов развития природы и общества. Во второй половине XVIII в. впервые прозвучала критика отдельных сторон крепостнического строя, а в конце века первый русский революционер А. Н. Радищев призвал к уничтожению рабства и самодержавия. Новый характер стали носить связи русской культуры с зарубежной. «Окно в Европу» через Балтику, выход к Черному морю, рост международного авторитета России повлекли за собой установление постоянных контактов со странами Европы. Так, на смену средневековой, традиционалистской, пронизанной религиозным мировоззрением культуре IX—XVII вв. в XVIII в. приходит «новая культура». Ее отличительные черты — светскость, рационалистическое (от слова «рацио» — разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов. Культура XVIII в. во многом определяется просветительской философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общественного слоя. В рамках истории русской культуры XVIII в. обычно принято выделять два периода: конец XVII — первая четверть XVIII в., характеризующийся становлением новой русской культуры; середина— вторая половина XVIII в., когда происходил процесс складывания и расцвета сословной, преимущественно светской, культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить в основном традиционный характер. Вершиной русской аристократической культуры стала попытка создать идеальный мир в рамках дворянской усадьбы, где устанавливаются гармонические отношения между людьми, между человеком и природой. В русском искусстве первой половины — середины XVIII в. господствовал стиль барокко, во второй половине столетия — классицизм. В конце XVIII в. культ разума (классицизм) сменился культом чувств (сентиментализм).
Вопрос 5. Составьте таблицу с предложениями правительственных чиновников, либералов, революционеров в области государственного устройства, местного самоуправления, решения аграрного вопроса накануне реформ 60-х г. XIX в. В чем Вы видите причины расхождений в их позициях?
Ни у императора, ни у Министерства внутренних дел, ни у передовых эшелонов русского общества не было определенного плана действий. Вся программа заключалась в быстром реагировании на происходящее в стране. А происходящие в стране было сложным и неоднозначным. Крепостники запугивали Александра II грозящими России бедами. Дворянское общественное мнение во главе с частью высшего чиновничества всячески старались затормозить осуществление реформы. Однако, начало делу освобождения крестьян от крепостного ига было положено. Именно по этому поводу Герцен скажет об Александре II - “Ты победил, Галилеями!” А Чернышевский напишет в “Современнике”: “История России с настоящего года столь же различна от всего предшествовавшего, как различна была ее история со времен Петра от прежних времен. Новая жизнь, теперь для нас начинающаяся, будет настолько же прекраснее, благоустроеннее, блистательнее и счастливее прежней, насколько сто пятьдесят последних лет были выше XVII столетия в России. Благословение, обещанное миротворцами и кротким, увенчивает Александра II счастьем, каким не был увенчан еще никто из государей Европы, счастьем – одному начать и совершить освобождение своих подданных.” Поскольку после опубликования рескриптов дело освобождения крестьян получило огласку, 20 января 1858г. Секретный комитет был переименован в “Главный комитет по крестьянскому делу для рассмотрения постановлений и предложений и крепостном состоянии.” Председателем его стал князь А.Ф. Орлов, а несколько позднее – великий князь Константин Николаевич. 21 апреля 1858 года Александр II утвердил программу Главного комитета по крестьянскому делу на принципах рескрипта Назимову. Основные вопросы, рассматривавшиеся в губернских комитетах, сводились к определению размера наделов, повинностей за землю и установлению предела вотчинной власти. При этом большая часть комитетов высказать за сокращение крестьянских наделов. Повинности же предлагалось сохранить прежними, а в отдельных губерниях – даже увеличить. Герцен, внимательно следивший за ходом подготовки реформы, писал об Александре II: “Нет, не по его плечам эта ноша”; “Тихо, ужасно тихо идут дела на Руси, слабая рука Александра Николаевича дрожит”. Противникам реформ из Главного комитета удалось уже из рескрипта петербургскому генерал-губернатору убрать слова о немедленном освобождении крестьян из крепостной зависимости и о том, что размеры выкупа усадьбы не должны превышать ее реальной стоимости. Император согласился на эти изменения. Александру II стало ясно, что условия освобождения будет вырабатывать не Главный комитет, большинство которого было против освобождения крестьян. С другой стороны, при враждебном отношении к реформе большинство помещиков и скрытом сопротивлении ей значительной части государственного аппарата, Александр II явно не хотел открыто поддерживать ни тех, ни других. Он занял позицию судьи, который ищет компромисс между двумя точками зрения. Пока же, Министерство внутренних дел сделало ответный ход, подготовив свое наставление губернским дворянским комитетам, включавшее в себя следующее: 1) Освобождение крестьян с землей. 2) Определение повинности крестьян в пользу помещиков. 3) Выкуп усадьбы. 4) Полная личная независимость крестьян от помещиков, право их переходить на другие земли и прочее.
Вопрос 6. Расположите события в хронологическом порядке: а) Парижский мир – непонятно, какой именно Парижский мир имеется в виду, поэтому отразить этот вопрос в хронологии не представляется возможным Парижский мир 1801 Парижский мир 1801 заключён 26 сентября (8 октября) после выхода России из 2-й антинаполеоновской коалиции, провозглашал мир и дружбу между Россией и Францией Парижский мир 1806 Парижский мир 1806 заключён 8 (20) июля между Россией и Францией, завершил русско-австро-французскую войну 1805. Предусматривал эвакуацию российских войск из Далмации и французских войск из Черногории. Парижский мир 1814 Парижский мир 1814 подписан 18 (30) мая Францией и странами - участницами 6-й антинаполеоновской коалиции - Россией, Великобританией, Австрией и Пруссией; позднее присоединились Испания, Швеция Парижский мир 1815 Парижский мир 1815 заключён 8 (20) ноября, завершил военные действия между Францией и 7-й антинаполеоновской коалицией (Россия, Великобритания, Австрия, Пруссия). Парижский мир 1856 Парижский мир 1856 заключён 18 (30) марта между Россией с одной стороны и Францией, Великобританией, Турцией, Сардинией, Австрией и Пруссией с другой. Завершил Крымскую войну 1853-56. Все остальные события располагаются в порядке возрастания следующим образом: б) Венский конгресс 1814 год е) Берлинский конгресс 1878 г. г) Портсмутский мир 1905 год д) Вашингтонская конференция 1921-1922 гг. в) Брестский мир 1918 год
Вопрос 7. Составьте таблицу, заполнив графы: «Предпосылки индустриализации», «Основные задачи индустриализации», «Социально-экономические результаты индустриализации», «Социально-экономические последствия индустриализации».
Вопрос 8. Укажите годы жизни, сферу деятельности и след, оставленный в отечественной истории с этими личностями: 1. В.Я. Струве – (1793-1864), русский астроном и геодезист. Родился 4 (15) апреля 1793 в Альтоне близ Гамбурга (Германия) в многодетной семье директора классической гимназии. В 1808 покинул Германию и поступил в Дерптский (Тартуский) университет. В 1810 окончил его по специальности «филология», в 1813 защитил магистерскую диссертацию по астрономии. В том же году стал экстраординарным профессором Дерптского университета, в 1818-1820 возглавил кафедру астрономии. В 1818-1839 был директором Дерптской обсервтории, в 1839-1862 директором Пулковской обсерватории, создание и оснащение которой проходило при его деятельном участии. Широкую известность Струве получил благодаря своим исследованиям двойных и кратных звезд, начатым в 1813. В 1827 опубликовал каталог точных положений 3110 таких звезд, двойственность свыше 2 тыс. из них была обнаружена им самим. В 1852 вышел каталог «Средние положения», в котором приведены результаты наблюдений 2874 звезд, выполненных Струве и его помощниками в период с 1822 по 1843. Оба этих каталога широко использовались впоследствии в работах по звездной астрономии. 2. В.М. Васнецов- (1848-1926), художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте. Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862-1867), затем в Петербурге, в рисовальной школе при петербургском Обществе поощрения художеств (где в 1867-1868 его наставником был И.Н.Крамской) и Академии художеств (1868-1875). Был членом «Товарищества передвижников». Молодой Васнецов всецело следовал традициям передвижнического бытописания, — таковы его образы обедневшей старой четы, перебирающейся «с квартиры на квартиру» (в одноименной картине 1876, Третьяковская галерея), либо припозднившихся картежников (Преферанс, 1879, там же). С годами его все более увлекают поиски национально-исторической самобытности в искусстве, — те поиски, что приводят к рождению особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Васнецов совершенно преобразует русский исторический жанр, погружая мотивы Средневековья в волнующую атмосферу поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен. Среди этих живописных былин и сказок — картины Витязь на распутье (1878, Русский музей, Петербург), После побоища Игоря Святославича с половцами (по мотивам Слова о полку Игореве, 1880), Аленушка (1881), Три богатыря (1881-1898), Царь Иван Васильевич Грозный (1897; все картины — в Третьяковской галерее). Некоторые из этих произведений (к примеру, Три царевны подземного царства, 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез. Тот же мир оживал в новаторских театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке пьесы-сказки А.Н.Островского Снегурочка на домашней сцене С.И.Мамонтова в Абрамцево (1881-1882) и одноименной оперы Н.А.Римского-Корсакова в Московской частной русской опере С.И.Мамонтова (1885). Принципы «русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и дизайна: по его эскизам, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881-1882) и Избушка на курьих ножках (1883), а в Москве — памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря) и фасад Третьяковской галереи (1906). Своей хмурой экспрессией впечатляет панно Каменный век (1883-1885), исполненное художником для Исторического музея. Самым же значительным его монументально-декоративным свершением явились росписи киевского Владимирского собора (1885-1896); в них Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало. Ужасы революционного террора толкают художника в лагерь крайних консерваторов: после 1905 он примыкает к «Союзу русского народа», оформляя своими славянскими орнаментами издания «союзников». Живописные аллегории Царевна-Лягушка (1901-1918) и Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем (1913-1918; обе работы — в его Дом-музее) выражают его печальные раздумья по поводу текущей политики. 3. В.И. Шервуд- (1832-1897), отец семейства, архитектор и теоретик. Родился в имении Истлеево (Тамбовская губерния) 18 (30) августа 1832 в семье английского инженера Джозефа Шервуда, приглашенного в Россию для строительства каналов. Оставшись в пятилетнем возрасте круглым сиротой, находился под опекой сестры матери, художницы-акварелистки Д.Н.Кошелевской. Занимался в Московском дворцовом архитектурном училище (1848-1849), а затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое окончил в 1857 со званием свободного художника по пейзажу. В 1860 по приглашению Ч.Диккенса приехал в Лондон, где работал (преимущественно как живописец) пять лет, написав, в частности, семейный портрет Диккенсов. Вернувшись в Россию, продолжил образование в петербургской Академии художеств, окончив ее в 1869. Писал пейзажи и заказные портреты, продолжая самостоятельно изучать архитектуру, в том числе опыт древнерусского зодчества. Жил преимущественно в Москве. Примкнув к историзму национально-романтического толка, Шервуд стал едва ли ни самым ярким представителем той разновидности «русского стиля», который принято именовать «стилем Александра III», — несравнимо более монументально-официальным в сравнении с предшествующим ему «ропетовским». Своеобразным манифестом этого стиля стало здание Исторического музея в Москве, конкурсный проект которого (1875) Шервуд выполнил совместно с архитектором А.А.Семеновым (сама постройка была осуществлена в 1876-1881). Мастер осмыслял это здание — своим краснокирпичным «древнерусским» декором и шатровыми башнями активно перекликающееся с ансамблем Красной площади — как эстетический храм национальной истории, изложив свой замысел в специальной брошюре (Несколько слов по поводу Исторического музея имени Его Императорского Высочества наследника цесаревича, 1879). Позднее опубликовал книгу Опыт исследования законов искусства. Живопись, скульптура, архитектура и орнаментика (1895), ставшую программным выражением идей культурологического славянофильства (в духе Н.Я.Данилевского) в историко-художественной сфере. Среди других его произведений наиболее известны московские монументы: памятник гренадерам, павшим под Плевной (в виде украшенной батальными горельефами часовни в «русском стиле», т. е. еще одного «исторического храма»; 1880-1887), и более скромный по масштабу однофигурный памятник хирургу Н.И.Пирогову (1897). Умер В.О.Шервуд в Москве 9 (21) июля 1897. В 1996 вышла в свет часть его неопубликованных воспоминаний («Московский журнал», № 1). 4. Ф.И. Шаляпин - (1873-1938), русский певец (бас-баритон). Родился 1 (13) февраля 1873 в Казани. В юности Шаляпин брался за любую работу. Как певец был фактически самоучкой, но уже в возрасте 17 лет успешно выступал в составе небольшой провинциальной оперной труппы. 5 апреля 1895 Шаляпин дебютировал в петербургском Мариинском театре, в 1896 — в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова в Москве, где впервые раскрылись музыкальное и актерское дарования певца. С огромным успехом выступал в Европе, пел на сцене нью-йоркской «Метрополитен-опера». Всемирную славу ему принесло исполнение главной партии в опере Мусоргского Борис Годунов; к выдающимся достижениям относятся также исполнение партий в операх Фауст Гуно, Садко Римского-Корсакова, Мефистофель Бойто, Дон Кихот Массне и Жизнь за царя Глинки. Шаляпин покинул Россию в 1922 и обосновался в Париже. Кроме многочисленных оперных выступлений, он давал массу концертов и зарекомендовал себя как блистательный интерпретатор камерно-вокального репертуара. Особой популярностью пользовались в его исполнении русская народная песня Эй, ухнем и Песня о блохе Мусоргского. Голос певца отличался неповторимой красотой тембра. Умер Шаляпин в Париже 12 апреля 1938. 5. К.А. Тимирязев - (1843, Петербург — 1920, Москва), естествоиспытатель, один из основоположников русской школы физиологов растений, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1890). Окончил Петербургский университет (1865). С 1870 жил в Москве. В 1870—92 работал (с 1871 профессор) в Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Московская сельскохозяйственная академия имени Тимирязеваhttp://www.rubricon.com/qe.asp?qtype=4&rq=4&id=106&aid={71FB7AF7-CC3C-4CB6-BB51-336A9E22743E}). В 1878—1911 профессор Московского университета; в 1911 во главе группы 107 профессоров вышел в отставку в знак протеста против действий министра просвещения Л.А. Кассо. Основные исследования Тимирязева по физиологии растений посвящены изучению механизма фотосинтеза. Тимирязев внёс существенный вклад в развитие научных основ агрономии, явился инициатором ряда агромероприятий, создания опытных станций и экспериментальных теплиц. Один из первых пропагандистов дарвинизма в России, популяризатор и историк науки. Автор книги «Жизнь растения» (1878), выдержавшей десятки изданий на русском и иностранных языках. В 1920 избран депутатом Моссовета. Похоронен на Ваганьковском кладбище. В 1923 на Тверском бульваре, близ площади Никитские ворота, установлен памятник Тимирязеву (скульптор С.Д. Меркуров, архитектор Д.П. Осипов). В 1924 воздвигнут памятник Тимирязеву перед главным корпусом Московской сельскохозяйственной академии (скульптор М.М. Страховская, архитектор С.Е. Чернышёв). Бюст Тимирязева установлен в Аллее учёных перед зданием МГУ на Воробьёвых горах (1953, скульптор С.Д. Меркуров). Именем Тимирязева названы: улицы — Тимирязевская и Тимирязева (Зеленоград), проезд, станция и линия (Серпуховско-Тимирязевская) метро, один из муниципальных округов столицы. Его имя присвоено Институту физиологии растений АН СССР (1936), Биологическому музею. Учреждены премия АН СССР (1940) и Золотая медаль ВАСХНИЛ (1971) имени Тимирязева. В доме, где в 1887—1920 жил Тимирязев (Романов переулок, 2; мемориальная доска), в 1942 открыт мемориальный музей. 6. Н.И. Вавилов - 1887, Москва — 1943, Саратов), генетик, селекционер, географ, общественный деятель, академик АН СССР (1929), первый президент (1929—35) ВАСХНИЛ. Брат С.И. Вавиловаhttp://www.rubricon.com/qe.asp?qtype=4&rq=4&id=106&aid={04E03019-3CB7-4133-88AA-2B11EDF6FD02}. Из семьи крупного московского коммерсанта. По окончании (1911) Московского сельскохозяйственного института (ныне ТСХА) работал там же на кафедре частного земледелия, одновреме
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (692)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |