Теория социальной стратификации
Основы теории социальной стратификации заложил немецкий политэконом и социолог Макс Вебер (1864—1920). Он рассматривал социальную структуру как многомерную систему, в которой наряду с классами и отношениями собственности важное место принадлежит статусу. Статус — это положение, которое занимает личность в соответствии с возрастом, полом, национальностью, профессией, семейным положением. В теории социальной стратификации можно выделить три направления. 1. Критерием выделения слоев общества является социальный престиж. Это оценка обществом и ее членами позиции и положения (высокое — низкое) различных групп в социуме. 2. Главным для выделения социальных слоев являются самооценки людей относительно их социальной позиции — престижа. 3. При выделении социальных слоев используются такие критерии, как профессия, доход, образование, район проживания, тип жилища и т. п. Теория социальной мобильности
Термин «социальная мобильность» введен в социологию американским социологом русского происхождения Питиримом Сорокиным (1889—1968). Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой социальной позиции, статуса, места, занимаемого в социальной структуре, то есть перемещение внутри структуры общества. По направлениям перемещений людей в обществе различают следующие виды мобильности: — вертикальная: восхождение — нисхождение, то есть движение вверх или вниз в системе социальных позиций; — горизонтальная: передвижения на одном и том же социальном уровне. В качестве примеров социальной мобильности могут выступать: миграция населения, текучесть кадров, изменение места жительства, состояния здоровья. Вопрос № 5 Духовная жизнь общества: ее сущность и структура, закономерности изменения Структура духовной жизни общества
Духовная жизнь общества — сфера общественной жизни, связанная с производством духовных ценностей и удовлетворением духовных потребностей. Духовная жизнь общества представляет собой динамично функционирующую систему идеологических отношений и процессов, взглядов, чувств, идей, теорий, мнений, возникающих в обществе, а также особенности их функционирования, распространения, поддержания. Рассмотрим содержание духовной жизни общества, то есть выясним, какие основные элементы входят в нее. Духовная деятельность (деятельность в сфере духовного производства) включает в себя духовно-теоретическую деятельность (выработка знаний, мнений, представлений) и духовно-практическую деятельность, представляющую собой деятельность по внедрению созданных духовных образований в сознание людей (образование, воспитание, выработка мировоззрения). Включает в себя и такой элемент, как духовное производство, которое осуществляется особыми группами людей и основано на умственном, интеллектуальном труде. Духовные потребности. Потребность — это состояние субъекта, при котором он испытывает недостаток в чем-либо, необходимом для жизни. Примеры духовных потребностей: образование, познание, творчество, восприятие произведений искусства и т. д. Духовное потребление. Представляет собой процесс удовлетворения духовных потребностей. Для этого создаются специальные социальные институты — учебные заведения различного уровня, музеи, библиотеки, театры, филармонии, выставки и т. д. Духовное общение. Выступает формой обмена идеями, знаниями, чувствами, эмоциями. Осуществляется с помощью языковых и неязыковых знаковых систем, технических средств, печати, радио, телевидения и т. д. Духовные отношения. Представляют собой взаимосвязи между субъектами в сфере духовной жизни (моральные, эстетические, религиозные, политические, правовые отношения). Структура духовной жизни общества может быть рассмотрена и с других позиций. Духовная жизнь выполняет различные функции, и на этом основании можно выделить три ее сферы: общественная психология, идеология и наука. Сложны и многообразны у людей духовные потребности, которые формировались и формируются в ходе практической жизни. Для их удовлетворения в обществе возникают формы духовной жизни: мораль, искусство, религия, философия, политика, право. Рассмотрим специфику и функции сфер и форм духовной жизни общества. Сферы духовной жизни
1. Общественная психология — это совокупность взглядов, чувств, переживаний, настроений, привычек, обычаев, традиций, возникающих у большого коллектива людей на основе общности социально-экономических условий их жизни. Общественная психология формируется стихийно, под непосредственным влиянием социальных условий, реального жизненного опыта, воспитания, обучения. Как сфера духовной жизни общественная психология выполняет некоторые функции, которые проявляются, в частности, при решении практических задач повседневной жизни. Обычно выделяют три основные функции. Регулятивная функция. Выражается в регулировании отношений между людьми. Она проявляется в том, что общественная психология обеспечивает приспособление людей к существующим общественным отношениям и посредством привычек, общественного мнения, обычаев, традиций регулирует отношения. Информативная функция. Проявляется в том, что общественная психология вбирает в себя опыт предшествующих поколений и передает его новым поколениям. Особое значение принадлежит здесь обычаям, традициям, которые хранят и передают общественно значимую информацию. Большую роль эта функция играла на ранних стадиях развития общества, когда еще не было письменности и тем более других средств информации. Эмоционально-волевая функция. Проявляется в стимулировании людей к деятельности. Это особая функция: если первые две функции могут быть выполнены при помощи других средств, то эта функция выполняется только общественной психологией. Человек должен не только знать, что ему делать, но и захотеть это делать, для чего должна пробудиться его воля. В этом случае можно говорить об эмоционально-волевых состояниях массового сознания. Сущность всех общественно-психологических явлений заключается в том, что они представляют собой коллективно обусловленное эмоциональное отношение к общественным и групповым задачам. Среди всех явлений общественной психологии можно выделить более устойчивые и более подвижные. К наиболее устойчивым элементам общественной психологии относятся: привычки, обычаи, традиции. К наиболее подвижным следует отнести различные побудительные силы деятельности масс, такие как: интересы, настроения. Они могут быть крайне скоротечны, например, реакция зрительного зала на кинокомедию или паника. Особое место в структуре общественной психологии занимает мода, которую можно охарактеризовать как динамичную форму стандартизованного массового поведения, возникающую под влиянием доминирующих в обществе вкусов, настроений, увлечений. Мода — одновременно одно из самых устойчивых явлений общественной психологии (она всегда есть) и самых подвижных (она постоянно меняется). 2. Идеология — следующая сфера духовной жизни общества. Этот термин был впервые введен в научный оборот в начале XIX в. французским философом Д. де Траси (1734-1836) для обозначения науки об идеях, призванной изучать их происхождение из чувственного опыта. Сегодня идеология понимается, прежде всего, как система идей, взглядов, выражающих интересы, идеалы, мировоззрение общества, социальной группы или класса. В качестве реальной причины социальных действий, стоящей за непосредственными мотивами, идеями участвующих в тех или иных действиях субъектов, можно считать интерес как осознанную потребность. Идеология общества, в противоположность общественной психологии, складывающейся в основном стихийно, вырабатывается наиболее подготовленными представителями социальной группы, класса — идеологами. Поскольку идеология является теоретическим выражением интересов социальных групп, классов, наций, государств, постольку она отражает действительность с определенных социальных позиций. Как сфера духовной жизни идеология выполняет следующие основные функции: — выражает интересы общества, социальных групп и служит руководством к действию для их осуществления; идеология может быть религиозной или светской, консервативной или либеральной, она может содержать истинные и ложные представления, быть гуманной или антигуманной; — защищает политический строй, который отвечает интересам данного класса, социальной группы; — осуществляет передачу опыта, накопленного в процессе предшествующего развития идеологии; — обладает способностью влиять на людей путем обработки их сознания, противостоять или бороться с идеями, выражающими интересы противоположного класса, социальной группы. Критерием ценности идеологии выступает ее способность обеспечить духовные предпосылки политического, управленческого влияния того или иного класса, социального движения, партии в деле достижения своих интересов. 3. Наука — сфера духовной жизни общества, содержание ее рассматривается в разделе данного пособия «Философия науки».
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (386)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |