Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инфраструктура рынка труда



2019-07-03 562 Обсуждений (0)
Инфраструктура рынка труда 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Хотя исследованию инфраструктуры труда в настоящее время уделяется большое внимание, тем не менее, отдельные вопросы требуют пристального изучения. Прежде всего, требует уточнения понятие инфраструктуры рынка труда, установление взаимосвязи и соподчиненности элементов инфраструктуры рынка труда, их классификация.

В экономической литературе понятие инфраструктура рынка труда трактуется следующим образом:

1. совокупность учреждений и организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих его нормальное функционирование;

2. инфраструктура рынка труда включает биржи труда, государственные системы учета спроса на рабочую силу, переподготовки кадров, регулирование миграции, дотаций населения и др.;

3. совокупность институтов содействия занятости, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, профессиональной ориентации трудоспособного населения. В нее входит целая сеть фондов занятости, бирж труда (центров занятости), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и др.

С точки зрения И. Бушмарина, инфраструктура рынка труда включает в себя, по сути, всю экономику, многочисленные государственные, общественные и частные институты, а также систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации и, что очень важно, институт семьи.

Такой подход дает основание рассматривать инфраструктуру рынка труда в широком и узком смысле. В широком смысле инфраструктуру рынка труда можно рассматривать как совокупность отраслей экономики и правовых институтов, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы. В узком смысле инфраструктуру рынка труда следует рассматривать как совокупность учреждений и организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих полную и рациональную занятость населения, а также достижение интересов, как работников, так и работодателей.

Обычно отмечают, что главной социально-экономической функцией рынка труда является достижение эффективной занятости. Именно инфраструктура рынка труда обеспечивает выполнение этой функции, критерием успешного функционирования которой является достижение сбалансированности между спросом и предложением, а главной задачей – создание более эффективного взаимодействия между спросом и предложением. Под эффективной занятостью предлагается понимать полную и рациональную занятость.

Следует иметь в виду, что в условиях рыночной экономики под полной занятостью понимают такую занятость, когда работой обеспечивается то население, которое может и хочет работать. Под рациональной занятостью следует понимать такую занятость населения, которая создает условия для динамичного развития экономики и обеспечивает ее эффективное участие в международном разделении труда.

Для реализации этой задачи, то есть обеспечения эффективной занятости населения, инфраструктура выполняет ряд функций:

- содействие населению в трудоустройстве, профессиональной ориентации;

- обеспечение социальной защиты работников, выходящих на рынок труда;

- осуществление профессиональной подготовки и переподготовки;

- устанавливает контакты между работодателями и работниками;

- координирует деятельность различных органов, в той или иной степени связанных с осуществлением политики занятости и деятельности на рынке труда.

Таким образом, инфраструктура рынка труда представлена как составная часть этого рынка, включающая государственные и негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации, нормативно-правовую и финансовую среду, обеспечивающие нормальное функционирование рынка труда, наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением рабочей силы.

В настоящее время можно выделить следующие элементы инфраструктуры рынка труда, которые можно классифицировать по ряду признаков. Прежде всего, элементы инфраструктуры рынка труда делятся на государственные и негосударственные.

Пожалуй, особое место в системе элементов инфраструктуры рынка труда занимают государственные структуры. Как показал опыт стран с развитой рыночной экономикой, проблемы занятости не могут быть успешно решены без поддержки государства. Дефицит финансовых ресурсов в этом случае может привести к существенному росту безработицы. Европейская модель занятости, прежде всего, связывает создание новых рабочих мест в частном секторе экономики, но при этом государство берет на себя выплаты пособий по безработице. Другими словами, создание социально-ориентированной экономики, которая в том числе предполагает занятость населения и высокий уровень доходов, невозможно без государственной поддержки.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда и занятости является Федеральная служба по труду и занятости, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Необходимо особо отметить, что в России, где территория достаточно велика, определяющее значение в реализации государственной политики занятости принадлежит региональным и местным органам службы занятости, которые непосредственно предоставляют услуги населению по содействию в трудоустройстве. Именно способность местных отделений службы занятости удовлетворять самые разнообразные потребности населения в сфере занятости свидетельствует об эффективности всей организационной работы с экономически активным населением.

Территориальные органы и государственные учреждения службы занятости - это специальные организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации, но в основном, в государственные структуры. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости – человек должен быть безработным.

Органы службы занятости совместно с органами власти Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.

Работу Федеральной государственной службы занятости возглавляет и организует федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами в области занятости населения.

Территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

На территориях субъектов Российской Федерации, городских сельских поселений и на других территориях органы службы занятости координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Существующая конкуренция на рынке труда приводит к тому, что на рынке, наряду с государственными структурами, все возрастающую роль начинает играть негосударственная система занятости, которая также занимается трудовым посредничеством. Она имеет ряд направлений своей деятельности.

Проблемой занятости населения на государственном уровне занимается биржа труда. Биржа труда - это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочим и предпринимателем при совершении сделки купли-продажи рабочей силы.

Биржа труда, как рыночная структура, выполняет следующие функции:

- сбор и анализ информации о рынке труда, его состоянии и перспективах;

- профориентация, переподготовка и трудоустройство населения;

- содействие территориальной и профессиональной мобильности;

- участие в подготовке и реализации программ занятости, участие в решении проблем международного сотрудничества по вопросам занятости;

- контроль над соблюдением трудового законодательства;

- постановка на учет безработных и оказание им помощи, социальная защита населения и содействие местным органам власти в организации общественных работ.

Биржа труда - наиболее развитая организационная форма существования рынка рабочей силы, занимающаяся посредничеством при найме рабочей силы. Услуги оказываются на бирже, как работодателям, так и работникам, ищущим работу. Работодатели получают от биржи труда информацию об «имеющейся свободной рабочей силе, ее количестве, качестве, профессиональном составе и т.п.», а работники, желающие найти работу или сменить ее - о свободных рабочих местах, их территориальном расположении, оплате труда и т.п.      

Негосударственные службы занятости, действующие на рынке труда, могут оказывать услуги по всем квалификационно-профессиональным разрезам или специализироваться на подборе персонала для предприятий определенной отрасли и трудоустройстве граждан на рабочие места определенной отраслевой принадлежности.

Отличительной чертой работы негосударственных служб занятости является индивидуальный подход к каждому клиенту, стремление в максимальной степени удовлетворить запросы клиента, гибкость в работе, использование современных методик профессиональной диагностики. Через негосударственные службы занятости можно получить более высококвалифицированную и высокооплачиваемую работу.

В процессе своей деятельности негосударственные структуры оказывают большой спектр услуг консультационного характера. Проводят работу, связанную с выявлением потребностей и возможностей конкретного человека или работодателя. Деятельность частных агентств в определенной степени регламентируется законодательством о занятости, поскольку оказание услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Эффективность работы негосударственных служб занятости обусловлена развитием конкуренции между ними за свою нишу на рынке труда. Поэтому они наиболее подвижны и быстрее откликаются на требования рынка труда, совершенствуя качество и расширяя количество предоставляемых услуг.

Некоторые негосударственные службы занятости имеют свои печатные издания, в которых публикуется информация о свободных вакансиях.

Кроме рассмотренных выше государственных и негосударственных структур, на рынке труда определенную роль выполняют общественные организации, которые правомерно рассматривать в качестве элементов инфраструктуры рынка труда. Общественные организации и объединения выражают интересы и отстаивают права субъектов отношений на рынке труда (профсоюзы - со стороны работников, ассоциации - со стороны работодателей).

К элементам инфраструктуры рынка труда также следует отнести социальные и общественные фонды, финансирующие мероприятия по социальному страхованию и обеспечению занятости, а также информационные механизмы, представленные информационно-аналитическими системами сбора, анализа и прогноза информации о развитии рынка труда и обеспечивающие обмен информацией между его субъектами.

Деятельность всех звеньев инфраструктуры рынка труда регулируется законами, указами, постановлениями, приказами и другими нормативными документами, устанавливаемыми органами законодательной и исполнительной власти, которые образуют нормативно-правовую основу функционирования инфраструктуры рынка труда.

Таким образом, правомерно выделять следующие основные звенья инфраструктуры рынка труда:

1. Государственные службы занятости.

2. Негосударственная система занятости.

3. Кадровые службы предприятий и фирм.

4. Общественные организации и объединения, социальные и общественные фонды.

5. Информационные механизмы.

6. Нормативно-правовая база.

Что касается информационных механизмов и нормативно-правовой базы, то они обеспечивают условия функционирование рынка труда, а также взаимосвязь между работодателями и инфраструктурой рынка труда, с одной стороны, и инфраструктурой рынка труда и потенциальными работниками - с другой стороны.

Инфраструктура рынка труда, действуя в определенном социально-экономическом и политическом пространстве, находятся под влиянием внешней и внутренней среды. Причем эти факторы оказывают не прямое, а опосредованное влияние, меняя, прежде всего качественные и количественные характеристики рынка труда, факторы его формирования.

Все факторы, которые оказывают влияние на развитие инфраструктуры рынка труда, условно можно разделить на внешние и внутренние. Под внешними факторами подразумеваются те, которые косвенным образом действуют на развитие инфраструктуры. Влияние внутренних факторов, связано с изменением или развитием одного из элементов инфраструктуры рынка труда, введением новых институтов. В этом случае, в соответствии с необходимостью соблюдения принципа системности инфраструктуры, изменение одного из элементов влечет изменение других. К внешним факторам, следует отнести и международные факторы.

Однако глобализация мировой экономики ведет к формированию мирового рынка рабочей силы, который также имеет свою инфраструктуру. Прежде всего, элементами инфраструктуры мирового рынка рабочей силы являются международные организации, занимающиеся вопросами регулирования трудовых отношений и миграции.

На региональных уровнях и в рамках интеграционных объединений также действуют различные организации, занимающиеся вопросами миграции.

Международный рынок труда оказывает влияние на развитие национального рынка труда, что также находит свое отражение во взаимодействии элементов национальной и международной инфраструктуры рынка труда.


Проблемы рынка труда

 

Сущность занятости

 

 В экономических науках нет единства мнений в определении занятости, возможно оттого, что этой проблемой занимались специалисты преимущественно в прикладных исследованиях и разработках (статисты, плановики, демографы). Но большинство ученных трактуют занятость как деятельность людей. Правда, А.Э. Котшер отрицает такую трактовку занятости. Он считает, что в отличие от труда занятость не деятельность, а общественное отношение между людьми по поводу включения работника в конкретную операцию труда на определенном рабочем месте. Но данное определение имеет ряд недостатков. Во-первых, неправомерно противопоставлять труд и занятость, потому что и то, и другое есть реализация трудовых способностей, и отождествлять их нельзя: труд и занятость отличаются друг от друга как сущность и внешняя форма осуществления способности к труду. Во-вторых, нельзя противопоставлять содержание занятости как деятельности ее общественной форме, это означало бы лишить общественную форму занятости ее материального вещественного содержания.

В общем, для того, чтобы производить конкретные товары и услуги, работники должны соединиться со средствами производства, вступить в отношения занятости. Занятостьвыражает общественные отношения по поводу включения работника в хозяйственную и иную не запрещенную законом деятельность и непосредственное его участие в этой деятельности. Чтобы считаться занятым, надо иметь связь с конкретным рабочим местом, быть членом трудового коллектива, работать в порядке индивидуальной трудовой деятельности, частного предпринимательства и т. д. Статус занятого не зависит от того, трудится человек в данный момент или он отдыхает. В отличие от трудового процесса, протекающего в рамках определенной части суток (рабочего времени), отношения занятости непрерывны. До тех пор, пока работник продолжает оставаться в той или иной подсистеме хозяйственного комплекса, эти отношения не прекращаются. Если они прерываются, работник становится незанятым.

Отношения занятости выражают те условия, при которых происходит создание рабочих мест и распределение работников по рабочим местам. Эти отношения включают в себя следующие основные элементы:

- поиск работы и рабочей силы;

- порядок найма и высвобождения работников;

- условия и содержание труда;

- установление уровня его оплаты и форм сопутствующих льгот;

- обучение и переподготовка кадров вне производства и на рабочих местах;

Занятость по найму организуется посредством рынка труда. Он охватывает всех работников, претендующих на работу по найму в рамках определенной территории, отрасли или группы профессий. Вне рынка труда формируется занятость таких категорий населения, как занятые в домашнем хозяйстве, благотворительной работой без оплаты труда, занятые в государственных мобилизационных структурах (военнослужащие срочной службы, заключенные), учащиеся дневных отделений вузов, колледжей и т. п. Следовательно, механизм обеспечения занятости не исчерпывается лишь рынком труда. Наряду с рынком труда работники могут вовлекаться в сферу занятости через государственные программы подготовки кадров и трудоустройства, целевые кадровые программы фирм и предприятий, так называемую самозанятость (индивидуальную трудовую деятельность и т. п.).

Занятость в современных условиях базируется на определенных принципах: свободном выборе занятости, полной и эффективной занятости, законодательном ее регулировании.

Для наемных работников в основе занятости заложено их соединение со средствами производства, что позволяет им получать средства к существованию. Для работодателей посредством отношений занятости удовлетворяются потребности в заполнении рабочих мест, и обеспечивается получение ими дохода. Таким образом, занятости присущи определенные функции: производственная (при помощи занятости соединяются факторы производства и создаются товары и услуги); доходная (занятость обеспечивает получение доходов наемными работниками и работодателями); социальная (посредством занятости работник получает социальный статус занятого, обретает социальные связи с другими участниками труда и т. п.).

Занятость проявляется в определенных формах. Так, в зависимости от масштабов вовлечения в хозяйственную деятельность занятость бывает полной и неполной. Полная занятость определяется обеспеченностью всех, кто нуждается в работе и желает трудиться, рабочим местом, средствами производства, а также товарным обеспечением оплаты труда. Полная занятость может быть достигнута при любом (а не при максимальном, как это считалось раньше) уровне вовлеченности трудоспособного населения в общественное производство, если он соответствует удовлетворению потребности населения в продуктивных рабочих местах.

В зависимости от степени использования занятого населения выделяют экстенсивную и интенсивную, рациональную, эффективную и неэффективную занятость. Рациональная занятость предоставляет, возможно, более полное при данном уровне развития производительных сил удовлетворение потребностей населения в труде. Эффективной можно считать занятость, которая обеспечивает трудоспособное население необходимой работой с наименьшими затратами, приносит достойный доход, сохраняет здоровье работников, предполагает приобретение и совершенствование способностей рабочей силы, и эффективное ее использование в производстве на основе роста производительности труда.

Общий уровень занятости населения в стране выражает отношение занятых к численности трудоспособного населения.

Занятость населения, являясь одним из основных макроэкономических показателей социально-экономического развития общества, требует тщательного изучения и анализа в целях достижения наиболее эффективного использования трудовых ресурсов страны.

С точки зрения изучения проблемы можно выделить несколько теоретических подходов.

Классическая теория занятости исходит из положения о том, что рыночная система обеспечивает полное использование ресурсов, в том числе и полную занятость, как норму рыночной экономики при условии политики невмешательства государства в экономические процессы.

По кейнсианской теории полная занятость является частным случаем, а не закономерностью, саморегулирующейся системы экономики не существует. Согласно теории занятости Кейнса, количество произведенных товаров и услуг и соответственно уровень занятости находятся в прямой зависимости от уровня общих цен или совокупных расходов. А главным стимулятором занятости является государство, которое должно увеличивать свои расходы в целях расширения занятости, а в ряде случаев – компенсировать недостаточное потребление и инвестирование в экономику.

В теории институционалистов отклонения от полной занятости объясняются профессионально-отраслевыми различиями в структуре рабочей силы и соответствующих уровнях заработной платы. В качестве причин, обусловливающих нарушения макроэкономического равновесия в сфере занятости, признаются правовые, социальные причины, которые порождены недостаточным развитием институтов, обеспечивающим функционирование рынка труда: системы социального партнерства, организационных структур рынка, правил и практики взаимодействия основных субъектов отношений занятости, правовых актов, регулирующих трудовые отношения и трудовую мобильность.

Практическая потребность учета населения вызывает необходимость выделения видов (структуры) занятости распределения активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям экономики.

Выделяют также различные формы занятости – организационно-правовые способы, условия трудоиспользования, группировка которых по отдельным признакам представлена в приложении А.

По способу участия в общественном трудезанятость населения можно подразделить на занятость по найму и самостоятельную занятость.

Занятость по наймупредставляет собой отношения, возникающие между собственниками средств производства и работниками, не имеющими средств производства и продающими свою рабочую силу в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы.

Самостоятельная занятость(self-employment) для России является относительно новой формой занятости населения. Это отношения (экономические, правовые и т.д.), в которые вступают люди по поводу участия в общественно-полезном труде и которые основаны на личной инициативе, самостоятельности и ответственности, направлены, как правило, на получение трудового дохода и обусловливают самореализацию и самоутверждение личности.

По режиму рабочего временипринято выделять занятость с режимом полного рабочего времени и неполную (частичную) занятость. Занятость с режимом полного рабочего времениосновывается на регламентированной продолжительности полного рабочего дня, которая в настоящее время составляет 40 часов в неделю.

По регулярности трудовой деятельностизанятость подразделяется на постоянную, временную, сезонную и случайную. Постоянная (регулярная) занятостьпредполагает, что работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже – каждый месяц; временная занятостьимеет две разновидности: занятость на определенный срок (фиксированный срок трудового договора) и командировочная занятость (через посредничество определенных фирм); сезонная занятостьпредполагает работу в течение определенного сезона, и, наконец, случайная занятостьозначает выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора.

По легитимности трудоустройствазанятость подразделяется на формальную и неформальную. Формальная занятость– это занятость, зарегистрированная в официальной экономике. Неформальная занятость–занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, имеющая источником рабочих мест неформальный сектор экономики и отдельные его виды.

По условиям организации трудовых процессовзанятость подразделяется на стандартную и нестандартную. В основе такого деления лежит специфика организации трудового процесса, которая принимает различные формы. Стандартная (типичная) занятость– это занятость, предполагающая постоянную работу наемного работника у одного работодателя вего производственном помещении при стандартной нагрузке в течение дня, недели, года. Нестандартная (гибкая) занятостьвыходит за эти рамки и включает следующие формы:

- занятость, связанная с нестандартными режимами рабочего времени, такими, как гибкий рабочий год, сжатая рабочая неделя, гибкие графики рабочего времени и др.;

- занятость, связанная с социальным статусом работников: самостоятельные работники, помогающие им члены семьи;

- занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда: надомный труд, «работники по вызовам», вахтово-экспедиционная занятость;

- занятость по нестандартным организационным формам: временные работники, совместительство.

 




2019-07-03 562 Обсуждений (0)
Инфраструктура рынка труда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Инфраструктура рынка труда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (562)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)