Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава II Территориальные проблемы Российской Федерации



2019-07-03 282 Обсуждений (0)
Глава II Территориальные проблемы Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Р а с п а д С С С Р и с т а н о в л е н и е г о с у д а р с т в е н н ы х г р а н и ц Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

9 декабря 1991 г. тремя представителями славянских республик был юридически закреплен факт прекращения существования СССР как единого государства. В результате было образовано аморфное СНГ, которое уже 26 декабря того же года включило в себя 11 бывших союзных республик, за исключением стран Балтики и Грузии.

Это обстоятельство породило целую плеяду территориальных проблем для вновь созданных государств. В числе наиважнейших нужно особо подчеркнуть пограничные споры и проблему установления собственно государственной границы. Наиболее важным моментом здесь является факт неточного закрепления в прошлом административных, а ныне государственных границ, а также проблемы тесно связанные с границами: режим пересечения государственных границ, таможенные и пограничные проверки, защита русского населения в приграничных районах, разрушение семейных связей и многое другое. Кратко перечислим территориальные и этнические конфликты на территории бывшего СССР, предварительо разделив эти конфликты на две большие группы: военные конфликты и конфликты невоенного характера.

Начнем с военных конфликтов, таких три: Молдово-приднестровский, Грузино-абхазский, Армяно-азербайджанский.

Молдово-приднестровский конфликт, возникший в конце 80-х гг. к началу 1992 г. принял военную окраску. Суть проблемы состоит в том, что, получив государственный суверенитет, Молдова, расколотая по этническому признаку на три части: молдаване, русские и гагаузы, стала открыто попирать права и свободы не молдаван. Особенно явно это проявилось по отношению к русским, которые были объявлены "колонизаторами". Учитывая тот факт, что на левом берегу р. Днестра и в городе Бендеры русское население проживает компактно, особому террору подверглась именно эта часть населения суверенной Молдовы.

Приднестровье не желает признавать себя частью Молдова на том основании, что:

во-первых, территория Приднестровья никогда не принадлежала Молдавии исторически и была подарена Сталиным в знак присоединения к СССР в 1940 г.,

во-вторых, на территории Приднестровья компактно проживает именно русское, а не молдавское население,

в-третьих, правящий режим Молдовы использовал прямое насилие против русского и русскоязычного населения Приднестровья в 1992 и 1993 гг.

Самопровозглашенная республика Приднестровья вправе ставить вопрос о своем самоопределении и присоединении к России в качестве ее полноправного субъекта или о реализации своего права на самоопределение.

Похожая ситуация наблюдается на территории Грузии. Республика Абхазия, провозгласив себя суверенным государством в 1992 г., вооруженным путем отстояв свою независимость в 1993 и 1994 гг., пытается строить самостоятельную государственность или войти в состав России полноправным ее субъектом.

Абхазия аргументирует свою позицию на основании похожих доводов. Однако, если Приднестровье готово признать себя автономным районом Молдовы при определенных условиях, то руководство Абхазии заявляет, что Абхазия ни за что не признает себя частью суверенной Грузии.

Ситуация в Таджикистане несколько иная. На фоне внутренней гражданской войны, Таджикистан испытывает на себе двойное давление: собственной вооруженной оппозиции и агрессию со стороны Афганистана, которая частично сдерживается вооруженными силами Российской Федерации.

Условно говоря, Таджикистан разрывают на части следующие партии: прорусская, некоторые представители которой заявляют о необходимости присоединения Таджикистана к России; проафганская, она же антирусская, требующая немедленного вывода из Таджикистана российских войск и выдворения всех русских и русскоязычных; и узко националистическая, ратующая за независимый и Великий Таджикистан.

Что касается армяно-азербайджанского конфликта, то мы не будем уделять ему большого внимания, отметив лишь, что поводом к его возникновению послужила политика притеснения армянского населения в Нагорном Карабахе (армян в Карабахе около 90%) со стороны руководства Республики Азербайджан.

Такова ситуация.

К этно-политическим конфликтам невоенного характера можно отнести такие территории: северный район Эстонии, Латвия, Крым и Севастополь, Закарпатье, Восточная Украина, Осетия, Лезгины, Северный Казахстан, Средняя Азия, наконец,Чечня.

Кратко охарактеризуем все эти регионы и их проблемы. В трех населенных пунктах на севере Эстонии: в Нарве, в

Кохтле-Ярве и в Силамяэ, компактно проживает русское население, составляющее 90% всего населения этого района.

Латвия этнически делится на две части: собственно латыши около 53%, русские, украинцы, белорусы около 40% и другое население. Имеются районы ( в основном это крупные центры), где русское население превалирует. Например, Рига столица Латвии.

Особую проблему являет Украина. Имеется целых три крупных территориальных проблемы: Закарпатье, Крым и Севастополь, Восточные области Украины.

Проблемы в Восточной Украине сродни проблемам и на Севере Эстони, с той лишь разницей, что украинцы и русские два очень близких народа.

Закарпатская проблема заключается в том, что нынешний украинский режим попирает права коренного народа этой местности русин. Русины (иное название русськие) компактно проживают на территории Ужгородской, Ивано-Франковской и Черновецкой областей Украины. Требования этого народа сводятся к полной независимости от Украины и возможному присоединению к Российской Федерации.

Особую проблему составляет Крым и Севастополь. Суть этой проблемы заключается в том, здесь налицо не этнические, а политические распри. Регион имеет и чисто конституционно-правовые проблемы. Кратко история этих проблем такова. В 1947 г. г. Севастополь выводится Указом Президиума Верховного Совета РСФСР из состава Крыской области РСФСР и становится городом республиканского подчинения. в 1954 в нарушении действовавшего законодательства РСФСР Крым передается Хрущевым УССР. О городе республиканского подчинения Севастополе не говориться ничего. Севастополь продолжает оставаться субъектом РСФСР. В 1978 г. по новым Конституциям РСФСР и УССР по странной причине Севастополь молчаливо передается УССР, т. е. становится городом республиканского подчинения не РСФСР, а УССР. Учитывая то, в Крыму проживает подавляющее большинство русских, не считающих себя украинцами, проблема обостряется. Кроме того, проблема Севастополя и Крыма связана с проблемой Черноморского Флота.

В этой связи, необходимо полностью подтвердить решение Верховного Совета РФ 1993 г. "О подтверждении российского статуса города Севастополя".

В настоящий момент, населению полуострова удалось добиться частичной автономии от Украины. Создана Республика Крым в составе Украины, избран и действуют Президент и Верховный Совет этой республики. В то же время, Украинский парламент предпринял попытку упразднить Крымскую автономию и, тем самым, поставил ситуацию в Крыму на грань возможной гражданской войны. Особенно проблема осложняется наличием на полуострове дислоцированного там Черноморского Флота, который может стать самостоятельной силой в разрешении Крымского конфликта.

Осетинский и лезгинский народы находятся приблизительно в равном положении, с той лишь разницей, что Осетия имеет коституционно-правовой статус с Российской Федерации и Грузей, а лезгины не имеют своей государственности вообще, и в настоящий момент компактно проживают в Дагестане РФ и Азербайджане.

Проблема Северного Казахстана сродни проблемам в Эстонии и в восточных областях Украины.

Средняя Азия болеет проблемой абсолютно необоснованной ненависти к русским и русскоязычным. Приходится констатировать тот факт, что из этих государств русских всячески пытаются изгнать, волна беженцев и вынужденных переселенцев продолжает возростать.

Наконец, существует проблема Чечни. К сожалению, в настоящий момент этот конфликт перестал быть невоенным, стал военным в прямом смысле слова. Действия российских войск в этой республике наглядно демонстрируют, к сожалению, неспособность руководства Российской Федерации реагировать адекватно на адекватную угрозу. Не может вызывать сомнения тот факт, что в Чечне не было борьбы чеченского народа за свою независимость, а действия руководства республики нельзя оценить иначе как сепаратизм. Главное отличие сепаратизма от борьбы народа за свою независимость истинные интересы народа. Если интересы народа совпадают с его выходом из состава другого государства и создание своего собственного, тогда мы имеем дело с подлинным правом народа на самоопределение, если интересы народа не совпадают мы имеем дело с сепаратизмом, когда интересы правящей политической элиты выдаются за желание народа.

Лакмусовой бумажкой в решении вопроса, что это сепаратизм или борьба народа за свою независимость является проведение плебисцита на основе прямого, тайного, независимого волеизъявления народа. Такого плебисцита в Чеченской Республике никто не проводил. Вместо этого, там был создан открыто террористический криминальный режим. Тем не менее, эта территориальный конфликт на территории бывшего СССР.

2. Т е р р и т о р и а л ь н ы е п р о б л е м ы Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и в п о р я д к е п р а в о п р е е м с т в а

Российская Федерация имеет границы, совпадающие с государственными границами Советского Союза, со следующими государствами: Норвегия, Финляндия, Польша, Китай, Монголия, Корея, Япония, США. Два последних государств имеют морскую границу с Россией. Соответственно Российская Федерация имеет и территориальные проблемы с этими странами, вызванные фактом правопреемства Российской Федерацией международных договоров бывшего Советского Союза. Существенных пограничных проблем с теми государствами Российская Федерация не имеет, за исключением некоторых трений с Норвегией по линии прохождения западной границы полярного сектора России, о чем уже было сказано нами выше. Кроме того, к РФ предъявлены территориальные претензии со стороны Китая и Японии. Немного остановимся на проблеме установления границ с Китаем.

Государственная граница Российской Федерации с КНР являет собой пример двойного правопреемства. Договоры о линии прохождения государственной границы в Приморье были заключены Российской Империей и Китаем еще в 1858-1861 гг. (кстати, в тот период не было и Китая как суверенного государства в современных границах и в современном смысле слова, так как в тот период Китай представлял собой конгломерат самостоятельных княжеств, возглавляемых Цинским Богдаханом). Особо важным был Пекинский Договор 1860 г. и Описание 1861 г. Данный договор совмещал в себе установление государственной границы по географическим точкам с установлением государственной границы по рекам и ручьям.

Суть пограничных проблем с Китаем состоит в том, что государственные границы никогда не были демаркированы. В результате сложилась т. н. "реально охраняемая линия границы". Причем сложилась она в период оккупации Северного Китая Японией в 30-х гг., когда Советский Союз самовольно занял некоторые территории и острова. В результате имеется три района, где имеются пограничные проблемы Уссурийский район, Ханкайский район и Хасанский район. Суть территориальных проблем заключается, главным образом, прохождении государственной границе не по середине реки , а по другому, причем в большинстве случаев в пользу Российской Федерации.

В 1924 г. было заключено Соглашение между СССР и Китайской Республикой, в котором подтверждается установленная ранее линия прохождения государственной границы. Впоследствии руководство КНР предпринимало попытки пересмотреть ранее принятые решения и выдвигало территориальные претензии к Советскому Союзу на огромную территорию.

Наконец, 16 мая 1991 г. было подписано Соглашение между СССР и КНР о государственной нранице на ее Восточной части, которое было ратифицировано ВС РФ.

В настоящий момент, российская сторона произвела гидрографические измерения на протяжении 643 км, китайская на 1239 км; Россия установила 350 пограничных знаков(58%), Китай 520(90%). Затруднения возникли в связи с особой позицией Руководителя Администрации Приморского Края, чья позиция может быть выражена словами " не отдадим ни одного сантиметра родной земли". Таким образом, руководство Приморского Края препятствует демаркации государственной границы, что совершенно не допустимо. Соглашение не предусматривает "отторжения" российской территории в пользу Китая, а лишь уточняет прохождение линии границы там, где она отклонилась от договорной. В результате проведения демаркации КНР действительно отойдут участки общей площадью 14 квадратных километров.

В то же время, имеются сложности в установлении государственной границе и со стороны Китая. Так китайская сторона отказалась утверждать демаркационные документы на сопредельные участки границы. Эта же причина мешает установить границу на речных участках, что составляет порядка 3900 км.

В Уссурийском районе Пекинским договором 1860 г. и описанием 1861 г. река Гранитная определяется как пограничная от устья до истока. Но "фактически охраняемая линия границы" оказалась смещенной в сторону Китая. Пограничный знак оказался не на пересечении трех водораздельных хребтов, а на склоне одного из них.

В Ханкайском районе линия государственной границы была проведена по водоразделу. Фактически этого нет, а для установления государственной границы по договору необходим территориальный обмен.

В Хасанском районе граница установлена по водоразделу реки Туманная. В результате подмыва левого берега граница оказалась на водной территории и стала не удобной для охраны со стороны России. Это и было зафиксировано в Соглашении 1991 г.

Кроме того, следует отметить то немаловажное обстоятельство, что установление и демаркации российско-китайской границы способствовало бы улучшению отношений между нашими странами.

Что касается территориальных проблем с Японией, то в связи со сложностью этого вопроса, рассматриваться нами подробно он не будет. Отметим лишь тот факт, что в настоящее время Япония выдвигает территориальные претензии к Российской Федерации в отношении островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и т. н. Плоских, часто именуемых японской стороной как Хабомаи, что соответствует названию Северной провинции, примыкающей к этим островам.

Суть территориальных претензий со стороны Японии в следующем. По результатам второй мировой войны Южный Сахалин и Курильские острова перешли под суверенитет Советского Союза. Это была справедливая вынужденная мера, связанная с лишением Японии как агрессора в войне части военно-морских баз. Соответственно в пользу Советского Союза были отторгнуты Большая и Малая Курильские гряды. Тем не менее, признавая законность отторжения Курил, Япония не признает законности отторжения четырех вышеуказанных островов, ссылаясь на весьма туманное объяснение, что якобы южные острова не входят в состав Курил.

В 1957 была подписана советско-японская декларация, которая предусмотрела передачу четырех островов Японии. Однако, выполнена эта Декларация не была из-за отказа Японии вывести со своей территории американские военные базы.

В настоящий момент ситуация вокруг Курил теснейшим образом связана с вопросом предоставления Японией экономической помощи России. Но, ведь вместе с островами Российская Федерация "подарит" Японии континентальный шельф, богатый нефтью и газом и исключительную экономическую зону, богатую редкими породами рыбы и крабами. Это обстоятельство ни в коем случае нельзя забывать.

С Монголией РСФСР установила государственные границы договором 1921 г., с Польшей в 1961 г., с Финляндией в 1960 г., с Норвегией в 1957 г. Мы уже касались проблем с Норвегией, напомним, что Норвегия не признает западную границу полярного сектора России.

3. Т е р р и т о р и а л ь н ы е с п о р ы с б ы в ш и м и с о ю з н ы м и р е с п у б л и к а м и и п у т и и и х р а з р е ш е н и я.

Мы уже описали территориальные проблемы вкратце. Теперь остановимся несколько подробнее на пограничных спорах со странами Прибалтики и СНГ.

Особенностью территориальных отношений со странами Прибалтика являются многочисленные реальные и потенциальные территориальные претензии. Эти претензии возникают также в связи с противоречием двух принципов международного права: нерушимости границ и права наций и народов на самоопределение. Кроме того, между РСФСР и государствами Балтики были заключены договоры о линии прохождения государственных границ в 1920 г.: с Эстонией 2 февраля 1920 г., с Литвой 12 июля 1920 г., с Латвией 11 августа 1920 г. В результате, РСФСР были навязаны неестественные дискриминационные границы.

В 1940 г. в результате вхождения государств Прибалтики в Состав СССР, государственные границы были упразднены и установлены административные границы между союзными республиками. Эти границы были установлены произвольно в ущерб территориальным интересам стран Прибалтики.

Именно эти административные границы и являются в настоящий момент государственными. Часть 1 статьи 5 Закона "О государственной границе РФ" позволяют Федеральным органам Российской Федерации устанавливать государственную границу без международных договоров, что и было сделано Российской Федерацией в 1993 г., когда Указом Президента Российской Федерации была демаркирована граница Российской Федерации со странами Прибалтики в одностороннем порядке.

Кратко остановимся на реальных и потенциальных претензиях со стороны прибалтийских государств к Российской Федерации. Эстония открыто претендует на Печорский и Кингишинский районы Псковской и Ленинградской областей соответственно, а также устанавливает 12-ти мильный предел своим территориальным водам, что существенно затруднит плавание российских торговых судов в Финском Заливе.

Латвия потенциально может выдвинуть претензии в отношении Пыталовского района Псковской области России, которая находилась под суверенитетом Латвии до 1940 г.

Литва также потенциально может выдвинуть территориальные претензии к Калининградской области (ряд общественно-политических сил этой страны уже открыто заявил об этом), кстати, Калининградская область теоретически представляет собой сферу борьбы трех европейских держав: Германии, Польши и Литвы. К тому же необходимо провести государственную границу по приграничным озерам и разделить исключительную экономическую зону и континентальный шельф в Балтийском море, богатые рыбой и янтарем.

Ответные территориальные претензии могут быть представлены и со стороны Российской Федерации, ибо все прибалтийские государства имеют районы с компактным проживанием русского и русскоязычного населения. Кроме того, геополитические интересы Российской Федерации в Прибалтике очевидны: выход к Балтийскому морю необходим России для торговли с Европейскими странами и частью США.

Установление государственных границ со странами СНГ выглядит в настоящее время весьма проблематично. Связано это со множеством причин. Отметим некоторые из них. Общая протяженность государственных границ Российской Федерации составляет 60932 км, из них морских 38808 км, сухопутных, речных и озерных 22124 км. Около 13 тысяч километров государственной границы России со странами СНГ и эти границы почти никто не охраняет, за исключением небольших таможен со смежными странами, Соглашения по которым подписаны и действуют. Кроме того, на ряде участков государственной границы Российской Федерации с государствами Закавказья установлены пограничные посты. Пограничные войска Российской Федерации обеспечивают безопасность государственных границ Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстанаи Армении. Однако, в целом проблема охраны государственных границ не решена. Этому, отчасти, способствует установление тесных дружественных отношений внутри СНГ между Россией, Беларусью, Украиной и Казахстаном. Рассматриваемая нами выше возможность объединения нескольких государств в одно, аналогично мешает установлению четких государственных границ. Более того, установление государственных границ с Украиной и Беларусью нарушило бы семейные связи народов, в установка границ с Казахстаном отрезало бы несколько миллионов русских, компактно проживающих на Севере этого государства.

Для установления государственных границ со странами-участниками СНГ необходимы двусторонние договоры о делимитации и демаркации, что тот час повлечет за собой, территориальные споры и возможно приведет к вооруженным конфликтам между странами.

В практике межреспубликанских отношений возникли некоторые территориальные неувязки; в частности, карты разного года издания устанавливают различное прохождение административной границы в СССР. Даже некоторые колхозы оказываются разрезанными на части, не говоря уже о населенных пунктах.

Самим национальным интересам России противоречит немедленное установление линии государственной границы и ее демаркация.

Для решения территориальных вопросов международное право выработало систему мер, направленных в соответствии с принципом мирного разрешения споров, на такое такое решение вопросов, при котором степень возможных издержек сведен к минимуму.

Вот тот краткий набор средств, который мы можем предложить: проведение плебисцитов, взаимные территориальные уступки, покупка территории, аренда и т. п. Кроме того, в нашем арсенале дипломатия как эффективный метод достижения необходимого результата, договорные процедуры и многое многое другое. Наконец, имеются возможности решить тот или иной спор в международном суде или попробовать создать новую норму права через систему ООН.

Таким образом, сложившиеся международно-правовые проблемы можно и нужно решать лишь на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Конкретные рекомендации по решению конкретных задач будут содержаться ниже. А сейчас мы рассмотрим те условия, которые должны соблюдаться при реализации тех или иных международно-правовых процедур.

Во-первых, необходимо учитывать конституционное законодательство тех государств, с которыми мы имеем территориальные проблемы.

Во-вторых, при проведении тех или иных процедур, например, проведение референдума на территории с компактным проживанием русского и русскоязычного населения, должно не только соответствовать международному праву, но и соответствовать духу этого права.

В-третьих, целесообразно привлечь при проведении тех или иных процедур международных наблюдателей.

Имеются и другие особенности, на которые следует обращать внимание.

Перейдем к проблемам России. В этом разделе нашей работы мы должны выполнить две задачи: определить чисто географические границы этнической России и определить, хотя бы приблизительно, ее внутреннее территориальное устройство.

Этническая Россия та часть территории бывшего СССР, на которой русское население доминирует чисто в количественном отношении. Теоретически этническая Россия должна включать в себя Территорию нынешней Российской Федерации без Чечни, Ингушетии и некоторой части Дагестана, часть эстонской территории, часть Латвии, Беларуссию, восточную часть Украины, Крым, Северный Казахстан. Именно на этой территории русское население проживает компактно, и следовательно, может претендовать на вхождение в русское государство.

Особенностью этнической России как геополитического субьекта заключается в том, что такое государство будет состоять на 80% из русских, и поэтому, будет проводить политику в интересах именно русского народа. В таком случае можно говорить о русской национальной политике как внешней, так и внутренней.

Этническую Россию было бы целесообразно разделить на равностатусные территориальные единицы, без учета этнического наполнения того или иного региона, поскольку русские в любом случае будут превалировать. К примеру, на территории нынешнего Татарстана проживает 40% татар, 50% русских, 10% остальных национальностей, а Татарстан традиционно имеет самый большой уровень компактного проживания не русского населения в Российской Федерации. Выделять какой бы то ни было район, давать ему статус национального этнически не справедливо, и экономически не выгодно. Сама собой напрашивается параллель с Российской Империей до 1917 г., которая как известно имела губернское деление почти на всей своей территории, за исключением лишь Польши, Финляндии, Бухарского ханства, Кокандского ханства и Хивинского ханства, где господствовал особый правовой режим. Аналогичное административно-территориальное деление имеет место в США, где нет национально обособленных штатов.

Логично предположить, что этническая Россия жизнеспособна (так как имеется внутреннее национальное единство), но экономически и политически весьма уязвима. Это проявляется в следующих моментах. Во-первых, такое государство будет иметь минимальный выход к Балтийскому морю (по существу один единственный порт С.-Петербург); такое государство сохранит значительный контроль за Черным морем (главным образом за счет Крыма), но сильно ослабит свои позиции на Кавказе, а следовательно в Иране, Турции и всем Ближнем Востоке; такое государство, видимо, значительно ослабит свое влияние в Средней Азии, где неминуемо усилится влияние Турции, Ирана, Пакистана и Афганистана. Нетрудно понять, что Кавказ и Средняя Азия являются традиционными сферами влияния России.

Возможна и конструкция Великой России. Сразу же оговоримся, что, по мнению автора, территориально понятия Великая Россия и Великороссия не равны. Если Великороссия представляет собой страну приблизительно равную по территории нынешней Российской Федерации или, что было бы точнее, то Великая Россия территориально равняется СССР или Российской Империи.

Этнически Великая Россия только на одну треть состоит из русских. И хотя Русский народ продолжает играть в судьбе государства значительную роль: он остается самым крупным и потому Великим народом, он является стержнем Империи, т. е. является государствообразующим народом; политика такого государства отражает национальные интересы всего огромного массива наций и народов, которые это государство населяют. Общий массив народов можно условно подразделить на три группы: славянские народы, кавказцы и народы Средней Азии. Сплетение национальных интересов этих групп народов позволяет поводить достаточно своеобразную политику в различных регионах мира, быть неким своеобразным связующим звеном между Европой и Азией. Хотя подобная политика может не соответствовать национальным интересам других государств, что будет находить свое выражение в активном сопротивлении такому "русскому порядку", которое может принять форму широкомасштабной войны.

Такова геополитическая роль Великой России. Вместе с тем, эта роль достаточно ответственна, поскольку соединяет в себе огромные пространства с различными климатическими, экономическими и этническими характеристиками.

Для решения всех вышеназванных проблем, мы можем предложить следующий набор инструментов: международное право как таковое, дипломатия как практика, иное влияние (военное и другое внешнеполитическое давление).

I. Международное право. В разделе 2 б) мы перечислили те возможности, которые может дать международное право. В этом разделе мы постараемся проанализировать те международно-правовые институты, которые могут быть с успехом применены для решения конкретных внешнеполитических задач Российской Федерации.

Право наций и народов на самоопределение является не только общепризнанным принципом международного права, но и является международно-правовым институтом. Современная проблема русских заключается в том, что границы бывших союзных республик проходят по русским, разделяют русских и создают ненормальную ситуацию. Рядом с Россией компактно проживают русские, которые являются национальными меньшинствами в ныне суверенных государствах. Позиция заключатся в том, чтобы не признавать нынешних границ бывших республик СССР, а дать возможность самоопределиться русскому народу. Естественно, что та территория, на которой русские проживают компактно, должна принадлежать исключительно России, а не Украине или Эстонии.

Таким образом, для решения внешнеполитических задач Россия вполне может использовать международно-правовой институт самоопределения народов и наций.

Установление границ, точнее их демаркация и делимитация, также должна проходить в соответствии с нормами международного права. Это особенно относится к установлению границ с республиками бывшего СССР. Важно то, что сейчас российские погранвойска охраняют границу несуществующего государства, а границы собственно Российской Федерации полностью открыты. Именно поэтому сейчас Российская Федерация наполнена наркотиками и оружием, которые беспрепятственно провозятся дельцами через "прозрачные" границы Российской Федерации и других государств.

Принцип суверенного равенства государств может помочь решить внешнеполитические проблемы при добровольном объединении в одно государство нескольких. Возможен и процесс вхождения в состав России новых субъектов Российской Федерации. Иными словами, институт и принцип суверенного равенства государств должен служить национальным и государственным интересам России.

Что касается принципа нерушимости границ, на который ссылаются и будут ссылаться наши оппоненты в Прибалтике и на Украине, то необходимо отметить, что, во-первых, принцип нерушимости границ занимает подчиненное положение по отношению к принципу права наций и народов на самоопределение, а во-вторых, распад СССР может рассматриваться как нарушение этого принципа. Хотя сам СССР может также рассматриваться как колониальная Империя, где главным колонизированным народом был именно русский народ. Именно из РСФСР выкачивались резервы и ресурсы в Прибалтику, Среднюю Азию и в Закавказье.

II. Дипломатия рассматривается наукой международного права и международных отношений как совокупность приемов и методов, используемых внешнеполитическими ведомствами государств для решения стоящих перед тем или иным государством проблем.

Решение очерченных нами внешнеполитических проблем невозможно проводить без работы внешнеполитического ведомства Российской Федерации. Эта деятельность должна следовать определенным целям и принципам, содержанием которых является зашита государственных и национальных интересов России. Для отечественной дипломатии государственные и национальные интересы различны. К государственным интересам следует отнести интересы Российской Федерации как геополитического субъекта, как участника международных отношений и как некой социальной общности. Национальные интересы России заключаются в поддержке и защите интересов русского и русскоязычного населения за рубежом, особенно это относится к гражданам Российской Федерации, проживающих за границей; они заключаются в поддержке отечественного капитала, т. е. интересов российских юридических лиц; наконец, национальные интересы России заключаются в улучшении отношения к самим русским и России со стороны других государств.

Защита национальных и государственных интересов России главная цель и задача российской дипломатии. Это понятно. Остается добавить, что сами национальные и государственные интересы, являясь объективно противоречивыми, должны быть осознаны правительством и получить закрепление в виде конкретных внешнеполитических ориентиров.

Таким образом можно заключить, что российская дипломатия, призванная защищать и отстаивать русский национально-государственные интересы, строит свою деятельность на основе принципов и норм международного права, что само по себе также соответствует интересам России.

Интересы России и ее народа нужно отделять от интересов социальных слоев российского общества. Например, в настоящий момент Российская внешняя политика строится в угоду корыстных интересов определенной маленькой группы общества, что наносит ущерб интересам всей России и ее народу.

III. Иное влияние на суверенные государства (военное и проч.). Дипломатия как система методов решения международных проблем находится на острие внешней политики любого государства. Именно через посольства, консульства и разнообразные миссии решается большинство международных и внешнеполитических проблем. Однако, одной лишь дипломатией арсенал средств воздействия одного государства на другое не ограничивается. В тот или иной момент истории в той или иной точке пространства вспыхивают войны, государства пытаются решить свои проблемы при помощи оружия и в этом смысле международная жизнь резко меняется.

Повлиять на то или иное государство, если оно не выполняет принятых на себя обязательств, не признает норм международного права, можно в соответствии с Уставом ООН при помощи экономических и военных санкций.

Это может выражаться либо действиях, связанных с коллективной самообороной от агрессии какого либо государства, либо с выполнением решений Совета Безопасности ООН. Такие действия могут применяться в отношении тех государств, которые попирают права и свободы человека и гражданина, признанные международным сообществом. Важно указать на то, что такие действия в соответствии с Уставом ООН и другими документами этой организации признаются правомерными.

Существует и другая система территориальных приемов и методов. Рассмотрим их.

При решении таких сложных внешнеполитических задач руководство России должно понимать, что действия России могут иметь двойной стандарт. Существуют действия, которые России может осуществлять, будучи субъектом международных отношений, и существуют действия, которых Россия может добиться благодаря своему экономическому и политическому влиянию.

I. Территориальные изменения, проводимые со стороны Российской Федерации.

а) Обмен территориями. Цессия.

Решение внешнеполитических проблем с Азербайджаном может пойти по пути взаимных или односторонних уступок. Односторонние уступки должны быть каким то образом возмещены, например, путем предоставления материальной или военной помощи. Само решение лезгинской проблемы должно быть увязано с определением правового статуса этого народа и определение будущих отношений между Россией и Азербайджаном.

Аналогично можно было бы решить осетинскую проблему. Теоретически возможны три варианта. Первый вариант состоит в том, что Осетия целиком отходит к Грузии; второй вариант предусматривает присоединение Южной Осетии к России; наконец третий допускает образование суверенного государства Осетия, состоящего из Северной и Южной Осетий.

В любом случае подобный подход должен учитывать самоопределение лезгинского и осетинского народов. Это самоопределение целесообразно провести путем плебисцита или референдума по вопросам о том, быть ли Осетии и "Лезгинии" независимыми или присоединиться к какому то государству.

Теоретически также можно решать и другие подобные проблемы, т. е. проблемы с Украиной, Эстонией и Казахстаном. Однако, эти государства представляет некоторую сложность, поскольку территории, где русское население проживает компактно в равной мере может считаться и русской, и эстонской, и казахской, и украинской. Специфика проблемы в том, что ни Украины, ни Казахстана раньше как суверенного государства не существовало. Что касается Эстонии, то границы РСФСР с Эстонией от 1920 г. никак не могут считаться справедливыми, поскольку были навязаны Советской России при достаточно жестких условиях.

В этих случаях возможны лишь односторонние территориальные уступки в пользу России. Естественно, что эти уступки должны быть возмещены соответствующим образом. Также понятно, что необходимо выявить волю населения этих территорий посредством всенародного голосования при налич<



2019-07-03 282 Обсуждений (0)
Глава II Территориальные проблемы Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава II Территориальные проблемы Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)