Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История формирования и развития научно-производственных комплексов



2019-07-03 232 Обсуждений (0)
История формирования и развития научно-производственных комплексов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Термин "наукоград" был введен в научный оборот в августе 1991 года, что дает формальное основание считать эту дату началом формирования государственной политики в отношении наукоградов. Однако сами объекты политики - поселения, за которыми в 90-х годах прошлого столетия закрепился термин "наукоград", - образовались значительно раньше (в период существования СССР).

С учетом указанной исторической особенности образования и развития наукоградов процесс формирования государственной политики в отношении городов с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала (наукоградов) правомерно разделить на два этапа:

- на период с середины 30-х до конца 80-х годов прошлого века - период образования поселений с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала и их развития в условиях СССР;

- на период с начала 90-х годов прошлого века по настоящее время - период развития наукоградов в условиях становления и развития обновленной государственности России.

Строительство поселений с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала не во всех случаях было прямой целью государства. Указанные поселения образовались в большей части вследствие строительства научно-производственных объектов и высокотехнологичных оборонных комплексов (далее - Комплексов).

Указанные Комплексы строились для решения государственных задач стратегического характера, связанных с обеспечением конкурентоспособности государства и его национальной безопасности. Строительство Комплексов осуществлялось в рамках второго в истории Отечества периода индустриализации, известного как "советский период индустриализации", начавшегося в середине 30-х годов.

Решение о строительстве нового Комплекса принималось на самом высоком государственном уровне в связи с государственной потребностью в обеспечении развития новых оборонных отраслей промышленности, а также получения и эксплуатации новых источников энергии.

Для соблюдения условий секретности Комплексы, как правило, строились вне системы традиционного расселения. При строительстве некоторых Комплексов первоначально не планировалось строить соответствующий населенный пункт. В подобных случаях работать на Комплексе предполагалось вахтовым методом. Однако в результате объективных социальных процессов поселки и города стихийно образовывались и развивались. Комплексы, по существу, стали градообразующим фактором. Новые населенные пункты с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала, как правило, явились следствием строительства Комплексов.

Однако не во всех случаях строительство городов и их социальной сферы было на втором плане. По свидетельству ряда экспертов, в некоторых отраслях проектирование городов осуществлялось с опережением и по повышенным социальным нормам с целью обеспечения творческой атмосферы и достаточного для этого социального комфорта.

Закладка новых Комплексов продолжалась вплоть до середины 70-х годов. Экономическую основу развития поселений, возникших в результате строительства Комплексов, составляло, по существу, прямое стабильное финансирование из государственного бюджета, осуществляемое через налоговые механизмы и в других формах, в том числе и посредством оказания "шефской помощи". Использованные в СССР формы финансирования развития наукоградов в большей степени соответствуют таким современным финансовым механизмам, как "государственный заказ" или "федеральная целевая программа".

Формирование социальной сферы поселений осуществлялось преимущественно в рамках государственного финансирования строительства Комплексов. Управление развитием поселений осуществлялось преимущественно из центра (союзного министерства и других центральных ведомств, Академии наук СССР).

К середине 70-х годов процесс закладки новых Комплексов стратегического назначения практически прекратился. Однако государственная политика поддержки существующих Комплексов продолжалась до середины 80-х годов прошлого столетия. К указанному сроку в соответствующих поселениях был накоплен и сконцентрирован значительный интеллектуальный и научно-технический потенциал страны.

Именно на этом основании для идентификации указанных поселений часто используется термин "поселения с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала". Этот термин часто подвергается критике за то, что он не дает однозначного представления о поселении. Под этим названием могут пониматься, например, и город Москва, и другие крупные административные центры, имеющие значительный интеллектуальный потенциал. Именно по этой причине в начале 90-х годов для идентификации специальных городков был предложен термин "наукоград".

При строительстве Комплексов и связанных с ними поселений не закладывались и не планировались альтернативные варианты развития возникших поселений, например, на случай сокращения государственного заказа или полного закрытия соответствующего Комплекса.

Реформирование государственного устройства СССР на рубеже 80 - 90-х годов прошлого столетия и последовавший впоследствии его распад предопределили становление России как суверенного государства. Возникший в результате системный кризис негативно отразился на социально-экономическом состоянии городов и отраслях экономики России. Особенно уязвимыми в отношении наступившего кризиса оказались города с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала, а также отрасли народного хозяйства и военно-промышленного комплекса, ориентирующиеся на выпуск наукоемкой продукции.

Анализ процесса формирования и развития государственной политики в отношении наукоградов дает основание характеризовать этот процесс в целом как противоречивый и непоследовательный. Основным противоречием является резкое расхождение между официальными документами и практикой их реализации. Поэтому говорить о государственной политике в отношении наукоградов как о целостном явлении можно лишь с определенной долей условности.

Судить о политике, проводимой в отношении наукоградов, как о государственной политике можно только формально (на основе принятых документов). Государство в лице органов государственной власти не было активным источником политики. Реальным источником политики в отношении наукоградов были органы местного самоуправления, инициатива которых отчасти принималась государством в виде пролоббированных документов. Поэтому нет оснований относить политику России в отношении наукоградов к приоритетным направлениям развития российской государственности.

Таковое отношение государства к наукоградам стало причиной того, что государственная политика в отношении наукоградов в значительной степени определялась реальными приоритетами развития российской государственности и менялась в зависимости от смены приоритетов. Как было отмечено во Введении, наукограды в настоящее время являются объектами по меньшей мере двух приоритетных направлений государственной политики, развивающихся относительно независимо: развития местного самоуправления и становления инновационной экономики.

В процессе становления и развития государственной политики в отношении наукоградов можно выделить следующие ключевые события (периоды):

- зарождение государственной политики, произошедшее по инициативе лидеров местного самоуправления наукоградов (1991 год);

- разработка концепции государственной политики по сохранению и развитию наукоградов по инициативе муниципальных политиков (1993 год) и ее продвижение (1993 - 1997 годы);

- издание Указа Президента Российской Федерации от 7 ноября 1997 года N 1171 "О мерах по развитию наукоградов как городов науки и высоких технологий";

- принятие Федерального закона от 7 апреля 1999 года N 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации";

- принятие Федеральных законов от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ.

Принятие Федерального закона от 7 апреля 1999 года N 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации" стало определенной кульминацией в процессе формирования государственной политики в отношении наукоградов. В 2004 году в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ государственная политика в отношении наукоградов начала, по существу, сворачиваться. Позже, в 2005 году, эта тенденция получила свое подтверждение в связи с принятием Федерального закона от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".

 



2019-07-03 232 Обсуждений (0)
История формирования и развития научно-производственных комплексов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История формирования и развития научно-производственных комплексов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)