Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Другие органы, осуществляющие надзор и контроль по  соблюдению законодательства о труде



2019-07-03 214 Обсуждений (0)
Другие органы, осуществляющие надзор и контроль по  соблюдению законодательства о труде 0.00 из 5.00 0 оценок




 

К другим специальным государственным органам, которые осуществляют надзор и контроль по соблюдению законодательства о труде и охране здоровья на производстве относятся:

- Комитет по надзору за охраной труда Украины;

- Государственная инспекция по охране труда;

- Министерство охраны окружающей естественной среды и ядерной безопасности Украины;

- органы государственного пожарного надзора управления пожарной безопасности Министерства внутренних дел Украины;

- органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства охраны здоровья Украины;

- органы государственного энергетического надзора Министерства энергетики и электрификации Украины.

Центральным органом исполнительной власти, подчиненным Министерству труда и социальной политики Украины, который непосредственно осуществляет государственную политику в сфере охраны труда и надзор за соблюдением требований законодательства и других нормативно-правовых актов по охране труда, является Комитет по надзору за охраной труда Украины. Так же он осуществляет профилактику травматизма производственного и непроизводственного характера Для выполнения своих функций Комитет по надзору за охраной труда для более глобального изучения ситуации в отдельных отраслях или регионах создает территориальные управления и государственные инспекции.

Государственная инспекция по охране труда является структурным подразделением Комитета по надзору за охраной труда,  осуществляющим функции государственного органа относительно организации управления охраной труда и осуществления надзора за соблюдением законодательных и других нормативных актов об охране труда на предприятиях независимо от форм собственности. А также Государственная инспекция по охране труда следит за производственной деятельностью предпринимателей на территории региона. Эта инспекция является независимой от любых хозяйственных органов, объединений граждан, политических формирований, местных органов исполнительной государственной  власти.

Государственное регулирование безопасности использования ядерной энергии осуществляют Министерство охраны окружающей естественной среды и ядерной безопасности Украины, Министерство здравоохранения и прочие органы исполнительной государственной власти. К их компетенции входит осуществление государственного надзора за соблюдением норм, правил и стандартов ядерной и радиационной безопасности (перевозка и переработка отходов, использование ядерной энергии и т. д.).

Эти органы могут создавать государственные инспекции, которые имеют право беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации, применять финансовые санкции к нарушителям, прекращать или останавливать деятельность предприятий в случае нарушения законодательства о ядерной и радиационной безопасности, притягивать к ответственности виновных лиц.

Специфика деятельности этой инспекции отражается уже в самом названии, которое свидетельствует о том, что властные полномочия этой инспекции распространяются на все организации и лица, использующие ядерные установки, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

Государственный надзор за состоянием пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах, независимо от форм собственности, осуществляет Управление государственной пожарной охраны Министерства внутренних дел в Украине (постановление Кабинета Министров от 26.07.1994). Органы государственного пожарного контроля осуществляют контроль по соблюдению законодательства по вопросам пожарной безопасности руководителями органов исполнительной государственной власти, руководителями и другими должностными лицами предприятий, гражданами.

Государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право:

- в любое время проводить в присутствии хозяина или его представителя пожарно-технические осмотры и проверки предприятий, организаций, зданий, сооружений и т. д.;

- посылать руководителям центральных и местных органов исполнительной власти, руководителям предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности и гражданам обязательные для исполнения распоряжения по устранению нарушений и недостатков в вопросах пожарной безопасности;

- осуществлять контроль за исполнением этих приказов;

- притягивать к административной ответственности всех лиц, виновных в нарушении правил пожарной безопасности; 

- применять штрафные санкции к предприятиям, учреждениям, организациям за нарушение правил пожарной безопасности, установленных законом.

Министерство здравоохранения Украины является уполномоченным центральным органом исполнительной государственной власти,  осуществляющим надзор и контроль по соблюдению санитарного законодательства. Основные задачи министерства:

- надзор за организацией и проведением предприятиями, учреждениями, организациями санитарных и противоэпидемических мероприятий;

- надзор за соблюдением работодателями санитарного законодательства;

- проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы условий труда, гигиенической регламентации опасных факторов и выдача разрешений на их использование.

Министерству здравоохранения Украины подчиняется Государственная санитарно-эпидемиологическая служба, которую возглавляет главный государственный врач Украины – первый заместитель министра охраны здоровья Украины. Ее основные направления деятельности следующие:

- осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора на предприятиях, организациях, учреждениях;

- определение приоритетных мероприятий в профилактике профессиональных заболеваний;

- подготовка предложений по обеспечению санитарного и эпидемиологического благополучия работников;

- изучение, оценка и прогнозирование показателей здоровья работников в зависимости от состояния среды труда, установление факторов окружающей среды, которые вредно влияют на здоровье работников;

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется с помощью выборочных проверок соблюдения санитарного законодательства по планам органов, учреждений и организаций Государственной санитарно-эпидемиологической службы, а так же внепланово в зависимости от санитарно-эпидемиологической ситуации и по заявлениям граждан.

Государственный надзор за потреблением электрической и тепловой энергии осуществляется Государственной инспекцией по надзору за режимами потребления электрической и тепловой энергии. Государственным инспекторам по электрическому надзору, в частности, предоставляется право прекращать работы, пломбировать электрические и теплоиспользующие установки, если их состояние угрожает аварией, пожарной опасностью для жизни обслуживающего персонала или может привести к значительным убыткам, и передавать соответствующие материалы правоохранительным органам.

Целью государственного надзора за режимами потребления энергии является:

- проведение единой государственной политики в сфере энергопоставки;

- обеспечение безаварийной поставки энергии;

- организация контроля по эксплуатации и техническом состоянии электро- и теплоиспользующего оборудования и тепловых сетей потребителей;

- обеспечение выполнения мероприятий по управлению режимами потребления электрической и тепловой энергии;

- осуществление контроля по соблюдению потребителями и производителями условий качества энергии, договорных условий энергоиспользования.

Все вышеперечисленные органы государственного надзора и контроля по соблюдению законодательства о труде имеют право привлекать нарушителей законодательства к административной ответственности.

 

Общественный контроль

 

В соответствии с Законом Украины “О профессиональных союзах, их права и гарантии деятельности” от 15 сентября 1999 года, профсоюзы осуществляют общественный контроль: а) по выплате заработной платы; б) соблюдению законодательства о работе и об охране труда; в) по созданию безопасных и безвредных условий труда; г) созданию надлежащих производственных и санитарных условий; д) обеспечению работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты.

Профсоюзы имеют право на проведение независимой экспертизы условий труда, а также объектов производственного назначения, которые строятся, проектируются или находятся в эксплуатации с целью определить их соответствие нормативно-правовым актам по вопросам охраны труда, принимать участие в расследовании причин несчастных случаев на производстве и давать выводы о них.

В случае угрозы жизни или здоровью работников, профсоюзы имеют право требовать от работодателей немедленного прекращения работы на отдельных рабочих местах, производственных участках или предприятии в целом на время, необходимое для устранения угрозы жизни или здоровью работников. Таким же правом они обладают в случае несчастного случая с целью определения причин происшествия и недопущения таких ЧП в будущем.

Профсоюзные комитеты предприятий, учреждений и организаций имеют право создавать комиссии по вопросам охраны труда и избирать общественных инспекторов по охране труда. Характерной особенностью перечисленных полномочий профсоюзов является то, что они носят рекомендательный характер, а принятые решения не являются обязательными для собственника (руководителя) предприятия. Но государственная инспекция труда может привлекать представителей общественности, профсоюзов путем их оформления, с их согласия, общественными инспекторами труда. Такие общественные инспекторы работают во взаимодействии с государственными инспекторами труда и под их руководством. И распоряжения этих общественных инспекторов труда подлежат обязательному выполнению с сообщением инспекции в месячный срок о принятых мерах.

Функции общественного инспектора:

- проверка состояния безопасности труда и производственной санитарии на рабочих местах;

- проверка соблюдения работниками инструкций по технике безопасности и др. нормативных актов;

- контроль наличия и полноты инструкций по технике безопасности;

- информирование руководителя участка (цеха и т. д.) о каждом несчастном случае на производстве;

- принятие участия в расследовании обстоятельств и причин несчастного случая, профессионального заболевания. 

Для осуществления гражданского контроля по соблюдению законодательства о труде на предприятиях, организациях, учреждениях создается институт уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда.

Уполномоченные трудовых коллективов выбираются простым большинством на общих собраниях коллектива предприятия или отдельного цеха открытым голосованием.

Уполномоченные лица осуществляют контроль над соответствием законодательству условий труда, безопасности технологических процессов, машин и оборудования, состояния средств коллективной и индивидуальной защиты, которые используются работниками, санитарно-бытовых условий и т. д.

Уполномоченные трудовых коллективов имеют право беспрепятственно проверять состояние безопасности и гигиены труда, вносить предложения работодателю по улучшению условий труда.

Решением трудового коллектива предприятия с количеством работников более 50 может создаваться Комиссия по вопросам охраны труда предприятия. Эта комиссия является постоянно действующим консультативным органом работодателя и трудового коллектива, формируется на принципах равного представительства от коллектива и работодателя. Она имеет право осуществлять контроль над соблюдением законодательства об охране труда непосредственно на рабочих местах обеспечением работников средствами защиты, обеззараживающими и др. средствами, необходимыми для большей безопасности работы на данном предприятии.

Гражданский контроль над соблюдением актов по вопросам пожарной безопасности осуществляется добровольными пожарными дружинами в пределах их компетенции.

Комитет по надзору за охраной труда Украины может привлекать на гражданских началах внештатных государственных инспекторов по надзору за охраной труда.

Основными заданиями внештатного инспектора является проведение профилактической работы по предупреждению аварий, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, кражи взрывоопасных материалов, обеспечения рационального использования минеральных ресурсов во время их переработки и т. д.

Внештатный инспектор может:

- предварительно предупредив руководителя, беспрепятственно в любое время проводить плановые и внеплановые проверки объектов по вопросам, входящим в его компетенцию;

- давать руководителям обязательные для исполнения распоряжения установленной формы для ликвидации нарушений охраны труда;

- предлагать руководителям предприятий останавливать эксплуатацию объектов, отдельных производств, цехов и т. д. до устранения нарушений в области охраны труда, если эти нарушения создают угрозу для жизни и здоровья работников (о таких нарушениях он обязан сообщать государственному инспектору по охране труда);

- вносить предложения о привлечении виновных в нарушении законодательства о труде лиц к административной ответственности.  




2019-07-03 214 Обсуждений (0)
Другие органы, осуществляющие надзор и контроль по  соблюдению законодательства о труде 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Другие органы, осуществляющие надзор и контроль по  соблюдению законодательства о труде

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)