Глава 4: Краткая характеристика развития системы социальной защиты в Западной Европе
Бурное развитие капиталистического способа производства в Европе в XIX веке, сопровождавшегося серией научных открытий, технических и технологических изобретений, находивших немедленное практическое применение в промышленности, выражалось в феноменальном росте производительности во многих отраслях. Высокие темпы развития капитализма создали условия для развития межгосударственной (межнациональной) конкуренции и приводили к неравномерности экономического развития государств – их расслоению по уровню благополучия. Этот период развития характеризовался с одной стороны, «исключительными социальными страданиями» в слаборазвитых государствах, а с другой – «…возможностью повышения жизненного уровня в массовом масштабе которого мир никогда не видел» [[12],c.87] в государствах – лидерах экономического развития. Германия, подходя к рубежу XIX – XX веков являлась экономическим лидером в Европе. Дальнейшее стабильное развитие экономики сдерживалось накопившимися социальными проблемами. Поэтому в 1889 году канцлером Бисмарком впервые в мире была разработана и введена пенсионная система, основной целью которой являлось повышение уровня благосостояния пожилых людей, утрачивающих работоспособность. Двумя годами позже в 1891 году в Дании была разработана иная модель, учитывающая слабость экономического развития государства, целью которой было сокращение уровня бедности и поддержка пенсионеров. Создание пенсионной системы в этих странах, с различным уровнем экономического развития, стало примером для других государств. Франк де Баттер и Удо Кок предлагают краткую трехстадийную модель развития системы социальной защиты в Западной Европе [[13]]: Первый этап – благотворительность была главным источником социальной поддержки для бедных в средние века, а уровень поддержки – уровень физического выживания бедных; Второй этап – «…после индустриальной революции страны ввели схемы социального страхования для покрытия рисков по старости, производственных травм и болезней для рабочих в отдельных отраслях» [13,c.247], в дальнейшем эти схемы были расширены на всех рабочих; Третий этап – после Второй мировой войны, когда необходимость сохранения стабильности общества привела к тому, что практически все страны Западной Европы были вынуждены расширить систему социальной защиты на все аспекты производственной и частной жизни. А в 1970-х годах большинство стран ввели социальную политику в качестве одного из инструментов макроэкономической политики государств. Приведенные авторами укрупненные этапы развития западноевропейской системы социальной защиты совпадают с приведенными в таблице 2 и отличаются только временными характеристиками. Глава 5: Социальная помощь и поддержка населения в России в 90-х годах Фирсов М.В. отмечает, что экономический кризис 90-х, рост социальных проблем в обществе, сопровождаемых такими тенденциями как: снижение уровня жизни, безработица, вынужденная миграция населения, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака - создали необходимость в организации нового вида деятельности – социальной работы [10,c.181]. В результате проводимой социальной и экономической политики уровень жизни населения существенно снизился, произошло повышение цен и снижение доходов населения [10,c.181]. Наглядно можно представить темпы роста безработицы, анализируя численность безработных в период с 1992 и по 1994 гг. (диаграмма 1). Диаграмма 1. Рост безработицы повлек за собой изменение динамики преступности. Так, если в 1991 году зарегистрировано 2173,1 преступлений, то уже в 1993 году – 2799,6. Проблема беженцев становится еще более актуальной, к 1992 году в Российской федерации зарегистрировано 222 тыс. беженцев из стран Закавказья, Средней Азии, Балтии. Вынужденная миграция привела к осложнению социально-экономической и политической обстановки в регионах [10,c.182]. Сложная социально-экономическая ситуация отразилась на институте брака и семьи: увеличилось количество разводов, сократилось число браков. Увеличилась тенденция роста рождения детей вне брака и детей-отказников, оставленных матерями в родительских домах. В целом уровень рождаемости по России только в 1988-1992 гг. сократился на 38% [10,c.182]. В условиях социально-экономической нестабильности происходит снижение инвестиций в социальную сферу. Так к концу 1992 г. по сравнению с 1991 г. снизился ввод в эксплуатацию домов-интернатов для инвалидов и престарелых до 69%, детских дошкольных учреждений – до 76%, общеобразовательных школ – до 80% [10,c.182]. Государство предпринимает попытки стабилизировать положение путем применения законодательных мер в области социальной поддержки населения. Всего за год было принято 25 законов, направленных на защиту граждан, вот некоторые из них: 1991 г. - Указ президента «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.», который предоставлял исполнительной власти самостоятельность в определении форм социальной поддержки (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен. 1992 г. – «О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства», «О защите прав потребителей», «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» и д.р. [10,c.182]. Реализацией всех правительственных мер, начиная с 90-х гг., занимается Министерство социальной защиты (ныне Министерство труда и социального развития). С 26 декабря 1991 г. на него возложены функции по разработке стратегий государственной политики в области защиты нетрудоспособного населения, материнства и детства, организации: пенсионного обеспечения, материально-бытового обслуживания, протезно-ортопедической помощи, медико-социальной экспертизы. На Министерство возлагалась задача по развитию коммерческого начала с целью укрепления отрасли и финансирования социальных программ, осуществления внешнеэкономической деятельности [10,c.186]. В 1993 г. была принята Концепция развития социального обслуживания в Российской Федерации, которая определила переход от принципов социального обеспечения к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. В которой отмечается, что все мероприятия социального обслуживания, через систему различных служб, должны содействовать устранению причин, препятствующих достижению оптимального уровня жизни населения, и оказывать индивидуальную помощь людям в трудных ситуациях. Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов. А формы деятельности: материальная помощь, помощь на дому, предоставление временного приюта, обслуживание в условиях стационара, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь. М.В. Фирсов отмечает, что важной особенностью данной Концепции, является создание корпуса профессиональных служащих, социальных работников [10,c.186]. В свою очередь С.В. Тетерский выделяет доминирующую роль социальной педагогики в отечественной практике социальной работы с момента ее зарождения и до нашего времени [2,c.294]. В 1994 г. в составе Министерства выделился Департамент социальной защиты для выполнения функций по выработке стратегии пенсионного обеспечения, организации выплат, перерасчетов пенсий и т.д. В 1993-1995 гг. реализуются различные федеральные программы, например, по программе «Дети-инвалиды» было создано около 60 реабилитационных центов для детей и подростков [10,c.187]. Помимо государственных структур социальной помощи, существует и широкая сеть благотворительной деятельности: ü «постсоциалистическая форма» коллективной помощи – благотворительные фонды предприятий; ü церковь; ü коммерческие организации; ü частные фонды (Ярошинской, Каспарова); ü благотворительные общества. Благотворительные учреждения существенно отличаются от заведений данного профиля прошлого века тем, что их организаторы имеют огромный опыт работы, высшее образование, профессиональную квалификацию, а также возможность сотрудничества со специалистами из смежных областей. Таким образом, качество оказываемой социальной помощи населению значительно возросло. Однако продолжающийся экономический кризис и долги МВФ вынудили сократить ассигнования на социальные нужды в бюджете на 1999 г.. Политический кризис отразился на доходах и заработной платы населения и, в первую очередь - на менее защищенных слоях - инвалидах, многодетных семьях, пенсионерах. Даже на данный момент эта проблема является актуальной, и продолжается принятие мер по выводу страны из кризиса [10,c.187].
Глава 6: Заключение Итогом выше сказанного является положение социальной работы в настоящее время, в пример приведем замечание С.В. Тетерского: «В какой-то степени мы возвращаемся к дореволюционному механизму призрения, сохраняя в то же время и элементы, выработанные в период советской власти» [2,c.297]. Во избежание многих ошибок в дальнейшем становлении системы социальной защиты, и в частности благотворительности, необходимо изучить и суммировать как зарубежный, так и имеющийся исторический опыт. Изучение которого показывает, что помощь неимущим эффективнее при ее децентрализации с привлечением широкой общественности; при взаимодействии всех сторон, участвующих в процессе - благотворительных, частных, общественных организаций, Церкви и государства, - как в получении исчерпывающей информации о нуждающихся в помощи, так и в координации помощи им. Государство должно создать единую систему законов, нормативной базы, стимулов для оказания помощи нуждающимся через систему льгот и поощрений [2,c.297]. А также необходимым условием является привлечение внимания общественности и СМИ к проблемам социальной защиты. Таким образом, отталкиваясь от работы А.Д. Григорьева, который предлагает периодизацию становления и развития отечественной социальной работы, охватывающей период жизни общества от «…зарождения и развития форм помощи и взаимопомощи у славянских племен, …до наших дней» [6,c.4], можно построить итоговую таблицу (табл. 2), связывающую формы организации социальной защиты с формами финансирования.
Таблица 2
|
2019-07-03 | 270 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Глава 4: Краткая характеристика развития системы социальной защиты в Западной Европе |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы