ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И НЕДРА, ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И СОСТОЯНИЕ
Общая площадь республики по состоянию на 01.01.97 г. составляет 41677,4 тыс. га. На ее территории зарегистрировано 827 населенных пункта, включал восемь городов республиканского и два - районного подчинения (гг. Микунь и Емва), а также 33 рабочих поселка и 784 сельских населенных пункта на восьми территориях административного управления городов и 12 административных районах: Воркута - 2418,0, Вуктыл - 2245,3, Инта - 3009,7, Печора- 2892,3, Сосногорск - 1648,5, Сыктывкар - 73,3, Усинск - 3056,4. Ухта - 1323,2; Ижемский - 1843,6, Княжпогостский -2461,6, Койгородский - 1041,6, Корткеросский - 1974,8, Прилузский - 1316,8, Сыктывдинский - 740,5, Сысольский - 614,0, Троицко-Печорский - 4070,8, Удорский - 3581,6, Усть-Вымский - 477,5, Усть-Куломский - 2636,8, Усть-Цилемский - 4251,1 тыс. га. Таблица 2 Структура земельных угодий Республики Коми, тыс. га [2; C. 43]
В структуре земельного фонда произошли незначительные изменения. Из общей площади земельных ресурсов республики другими субъектами Российской Федерации используются 3818,7 тыс. га., а на территории сопредельных областей и округов России в пользовании сельскохозяйственных предприятий республики находится 5558,0 тыс. га. Наиболее крупной категорией является лесной фонд - 66,5 % земельного фонда республики (без учета земель предоставленных во временное пользование и долгосрочную аренду). Земли сельскохозяйственных предприятий, организаций и граждан составляют 28,9 % земельного фонда, но при этом площадь сельскохозяйственных угодий составляет лишь 1%. Важными условиями повышения плодородия северных почв являются внесение минеральных и органических удобрений, известкование и фосфоритирование почв, осушение и проведение культуртехнических работ. Однако сложившаяся экономическая ситуация и неудовлетворительное состояние материально-технической базы в хозяйствах республики не позволяют ежегодно проводить комплекс обязательных агротехнических мероприятий. Все это ведет к деградации почв и потере их плодородия, мелиоративной неустроенности, что в сочетании с неблагоприятными климатическими условиями приводит к ежегодному недобору сельскохозяйственной продукции. Качественное состояние значительной части пашни и кормовых угодий неудовлетворительное. Около 34 % сельскохозяйственных угодий расположено на заболоченных землях. Водной эрозии подвержено 14% пашни, засорено камнями - более 13%. В республике имеется 50,59 тыс. га мелиорированных сельхозугодий, включая пашню - 26,36 (52,1%), сенокосы - 21,36 (42,3) пастбища - 2,69(5,3) тыс. га. Наибольшие площади осушенных земель находятся в районах южной и центральной зон: Сыктывдинский - 12,2, Сысольский - 8,6, Прилузский - 6,3, Усть-Куломский - 4,2 тыс. га. В Койгородском, Корткеросском и Усть-Вымском районах количество неблагополучных земель превышает 30%, Усть-Цилемском, Ухтинском и Вуктыльском - 70%. Из-за отсутствия ухода происходит зарастание открытых каналов кустарником и травянистой растительностью, заиливаются устья закрытых коллекторов и дрен, разрушаются гидротехнические сооружения и дороги. Эффективная эксплуатация осушенных земель невозможна без ежегодного внесения минеральных удобрений и периодического известкования площадей с повышенной кислотностью. Положительные результаты мелиорации земель будут сведены к нулю, если в течение 1997-2000 гг. не будет выполнена программа реконструкции и восстановления осушительных систем и повышения плодородия мелиорируемых земель в соответствии с «Государственной комплексной программой повышения плодородия почв Республики Коми» (Указ Главы Республики Коми № 301 от 29.12.94 г.).[2; C. 44] Надзор за охраной недр, рациональным их использованием проводится в соответствии с Законами Российской Федерации и Республики Коми «О недрах». Положением о федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным Указом Президента России (№234 от 18.02.93 г.), а также разработанных Госгортехнадзором России «Методических указаний по организации государственного надзора за использованием и охраной недр и маркшейдерского контроля», «Методических указаний по осуществлению государственного надзора за переработкой минерального сырья» и «Методических указаний по выполнению органами Госгортехнадзора России обязанностей по участию в государственной системе лицензирования пользования недрами». Большинство предприятий, разрабатывающих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, не имеют соответствующих геолого-маркшейдерских служб, что не обеспечивает полноту отработки запасов в пределах горных отводов и достоверный учет добытых строительных материалов. Допускается отработка запасов за пределами горных отводов и не соблюдаются проекты на разработку месторождений. Местные органы исполнительной власти должны выдавать лицензии на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых только тем предприятиям, которые решили вопрос геолого-маркшейдерского обеспечения ведения горных работ либо собственными силами, либо по договору сторонними организациями. Не выполнена рекультивация нарушенных горными работами земель после приостановки ведения геологоразведочных работ и добычи горного хрусталя и жильного кварца на месторождении «Желанное», прекращения добычи золота на участках в бассейне р. Кожим, ликвидации и консервации угольных шахт в г. Воркута, отчуждения геологоразведочными предприятиями для строительства буровых и баз полевых партий и отрядов. В целом по республике значительные площади нарушенных земель числятся за предприятиями нефтегазовой и угольной отрасли. Проверки показали, что на 1,2 тыс. га земельные участки используются с просроченным сроком пользования, в том числе на площади 1,0 тыс. га не проведены мероприятия по приведению земель в состоянии пригодное для использования в народном хозяйстве. Неудовлетворительное положение складывается в Печорском, Усинском, Интинском и других районах, из-за отсутствия средств работы по рекультивации нарушенных земель предприятиями не выполняются, увеличиваются площади земель с просроченным сроком пользования. Надзор за охраной недр при разведке и разработке нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений выявил, что одной из общих коренных причин выявленных нарушений требований охраны недр является хроническая финансово-экономическая несостоятельность большинства предприятий, не позволяющая держать на должном уровне как исполнение требуемых организационно-технических мероприятий при разработке, пробной эксплуатации, ликвидации и консервации объектов, так и осуществлять эффективный ведомственный контроль за их исполнением.[2; C.47] Несмотря на наметившуюся положительную тенденцию увеличения количества имеющих лицензии объектов недропользования, эксплуатация еще значительной части объектов общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод продолжается в безлицензионном порядке. Основными причинами безлицензионного пользования недрами остаются: неплатежеспособность предприятий - недропользователей, отсутствие законодательной основы для действенных мер воздействия на нарушителей порядка пользования недрами и использованию контроля не как функции управления, а как формы фиксации недостатков недропользователей, недостаточный контроль министерств и ведомств за субъектами недропользования всех форм собственности, неисполнение Законов Республики Коми «О недрах» и «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» представителями районных и городских администраций при осуществления государственной системы лицензирования пользования недрами, учета и контроля за пользованием недрами при разработке общераспространенных полезных ископаемых и добыче подземных вод. Нарушения стандартов (норм, правил) при пользовании недрами в республике объясняется в основном тем, что при дефиците финансовых средств предприятия стремятся к форсированной добыче полезных ископаемых без проведения опережающего геологического изучения недр, что, в конечном итоге, приводит к истощению месторождений и уменьшению фонда разведанных запасов полезных ископаемых. Для обеспечения государственной системы лицензирования и наведения порядка пользования недрами в республике необходимо повысить требовательность к недропользователям, используя для этого контракты с предприятиями о выполнении госзаказа, применяя административное воздействие и ужесточая критерии для освобождению от платы за пользование недрами.[2; C. 75]
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |