Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тайные общества Хуацяо



2019-07-03 253 Обсуждений (0)
Тайные общества Хуацяо 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одно из своеобразных явлений, связанных с существованием в ряде стран китайских иммигрантских общин - наличие в их среде тайных обществ. Вопрос о тайных обществах китайских мигрантов - хуацяо нашел отражение в ряде работ.

После того как в 1644 г. квласти в Китае пришла чужеземная маньчжурская династия Цин, на юге и юго-востоке страны начинают действовать тайные антиманьжурские общества. Их целью провозглашалась борьба с маньчжурами, а главным лозунгом было: «Свергнем маньчжурскую династию Цин, восстановим китайскую династию Мин!» Ведущими среди этих обществ были «Тяньдихуэй» («Общество Неба и Земли»), «Санъхэхуэй» («Триада»), «Хунмэнхуай» («Союза братства Хунов»).

Ввиду ориентированности тайных союзов на вооруженную борьбу как основную сферу их функционирования вопросам военной подготовки в них отводилась весьма важная роль. Небезынтересно отметить, что эта подготовка проводилась в рамках традиционных, восходящих к раннему средневековью, китайских военно-прикладных искусств у-шу (куда входили искусство кулачного боя, борьба, фехтование на мечах и рапирах, искусство владения копьем и др.), а в качестве инструкторов военного дела зачастую выступали даосские и чань-буддистские монахи - «учителя-наставники», соединявшие эти занятия с чисто медитативной практикой [12. С. 34.].

Это были в большинстве случаев крестьянские организации, хотя среди их членов были представлены деклассированные элементы и многочисленные выходцы из беднейших слоев города. В антицинские лозунги члены тайных союзов стихийно вкладывали социальное содержание. Помимо антицинских тайные общества выдвигали лозунги и сугубо социального плана: «Бей чиновников и не трогай народа!», «Оберем богатых, поможем бедным!» [5. С. 64.]. Каждая такая организация насчитывала от нескольких сотен до нескольких тысяч членов. В их деятельности принимали участие сотни тысяч, а в периоды максимальной активности - миллионы людей. Тайные союзы имели сложную иерархическую структуру, свой устав и ритуалы.

Опасаясь преследований со стороны цинских властей, многие члены тайных обществ бежали за границу, в те страны, где уже имелись компактные китайские общины. Вербуя новых сторонников, они создавали зарубежные организации антицинских тайных союзов. В Малайе на рубеже XVIII-XIX вв. имелось уже несколько таких организаций. В середине XIX в, тайные союзы хуацяо существовали во всех странах массовой китайской иммиграции - в Юго-Восточной Азии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Мексике, Перу, Панаме, на Кубе, на Гаваях.

Касаясь причин создания этих организаций за рубежом, в среде эмиграции, многие авторы отмечают, что у мигрантов-одиночек, не связанных земляческими или родственными узами, не оставалось иного выхода, кроме вступления в тайное общество, которое брало их под свою защиту. «Не только мигранты-одиночки, но и целые организации хуацяо в интересах своей безопасности и самосохранения вступали в тесный контакт с тайными обществами», - писал один из них [12. С. 37].

В вопросе о происхождении тайных обществ не вызывает сомнения, что они возникли как следствие тесных связей переселенцев со страной исходя итого, что это аналог организаций, действовавших в указанный период на территории самого Китая. Подобно союзам, существовавшим в Китае, их объединяла антиманьчжурская направленность, своей главной целью они прокламировали борьбу за свержение династии Цин.

Источниками финансирования тайных обществ являлись пожертвования от имущих хуацяо и влиятельных кланов, «вступительные взносы» новообращенных членов (для состоятельных хуацяо они были достаточно велики), а также средства, поступавшие от контрабанды, торговли наркотиками, опиекурилен и игорных домов, спекулятивных операций, рэкета и проч. Полученные различными путями и аккумулируемые в руках тайных обществ немалые средства шли на содержание жизнедеятельности этих организаций и их членов.

Эволюция тайных союзов хуацяо в этот период неразрывно связана с изменениями в самом эмигрантском сообществе, с интенсивной социально-классовой дифференциацией, с формированием слоя эмигрантской буржуазии, которая и пришла к руководству тайными союзами. Это были представители торговой буржуазии, использовавшие влияние тайных обществ для обеспечения интересов своих компаний. Из специфических организаций народного сопротивления и защиты интересов широких масс мигрантов тайные союзы хуацяо исподволь перерождались в органы эксплуатации трудящихся-иммигрантов. Именно в этот период многие из тайных обществ превращались в организации открыто гангстерского толка, борющиеся между собой за власть и сферы влияния, где уже не было и намека на политическую борьбу. В интересах руководства тайных обществ от рядовых членов скрывались первоначальные политические цели и задачи, во имя которых эти организации были созданы. Растущая аполитичность и забвение прокламировавшихся изначально установок пришли на смену былой политической активности [12. С. 36.].

Обрисованная выше ситуация стала меняться к концу XIX в. В этот период наряду с утерей тайными союзами могущества и безраздельного влияния на эмигрантскую общину в сфере хозяйственно-экономической (поскольку ряд хозяйственных функций постепенно переходит к новым социальным организациям - диалектно-земляческим ассоциациям) намечается заметное оживление их политической активности. Этот новый этап в эволюции тайных обществ хуацяо связан с подъемом в конце XIX -начале XX в. национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах, с ростом в них буржуазного национализма, с выходом на арену политической жизни Китая молодой буржуазной демократии. Ее апелляция к националистическим чувствам эмиграции, призывы к борьбе за единство нации и возрождение страны, за свержение цинской монархии постепенно находят отклик в среде эмиграции. Под влиянием изменившейся обстановки и с внедрением новых идей - идей буржуазного национализма - тайные союзы хуацяо, на первый взгляд глубоко погрязшие в хозяйственных делах и отошедшие от политики, проявили способность к регенерации политической активности, в известной мере возродив антиманьчжурский дух. Об этом, в частности, свидетельствуют события, связанные с деятельностью Сунь Ятсена в конце XIX - начале XX в.

Синьхайская революция 1911 - 1913 гг., завершившаяся падением маньчжурской династии, сняла с повестки дня главный политический лозунг тайных союзов: борьбу за ниспровержение Цинов. В самом Китае это имело следствием самороспуск ряда организаций - хотя далеко не всех, многие из них продолжали существовать еще длительное время.

Что касается тайных союзов хуацяо, то упомянутые события - Синьхайская революция и свержение Цинов - не привели к распаду и самоликвидации этих организаций. Одни из них стали организациями взаимопомощи, напоминая собой нечто вроде гибрида благотворительных организаций и касс взаимопомощи. Некоторые превратились в легальные политические партии буржуазного, точнее - буржуазно-националистического толка. Иные эволюционировали в типично гангстерские организации. Между тем наступило время, когда в политической и общественной жизни стали принимать участие политические партии, профессиональные союзы и культурные ассоциации хуацяо [12. С. 43.].


Заключение

 

К началу XX в. в Китае существовало множество союзов, возникших в разные периоды и по различному поводу. В этой связи весьма любопытно высказывание французского журналиста Жана Рода, современника Синьхайской революции: «Большим обилием тайных обществ, - писал Род, - Небесная империя обязана тиранической власти законов, обычаев и обрядов, которые так жестоко поработили личность, что борьба с ними в защиту своей индивидуальности для единичного члена общества оказалась непосильной. Поэтому принадлежность к группе, сплоченной солидарностью общих интересов, является для китайца как бы необходимым условием его существования» [17. С. 127.].

Расширение социального состава тайных союзов в конце XIX - начале XX в. происходило за счет самых различных слоев и групп населения. Оно было вызвано как надломом и разрушением традиционной структуры, так и развитием в условиях феодально-бюрократического государства раннекапиталистических отношений.

Изучение тайных обществ Китая, этой особой формы организации народных масс, имеет в мировой истории два аспекта. Тайные общества, с одной стороны, рассматриваются как явление социальной жизни традиционного Китая, как порождение негативных, деструктивных процессов в обществе, а с другой стороны - как составной и весьма существенный компонент социально-политических противоречий и борьбы. Эти два аспекта, естественно, взаимосвязаны, однако при конкретных исследованиях возможны «крены» в ту или иную сторону, и до недавнего времени преобладало изучение роли и места тайных обществ в массовых движениях.

В целом тайные союзы притягивали ксебе людей из различных слоев общества, всех тех, кто оказался в бедственном положении, стал «изгоем», испытывал социальный дискомфорт, был недоволен своим положением в обществе и существующим порядком вещей, т.е. тех, кто нес в себе значительный заряд «бунтарства», а потому был готов на открытую конфронтацию с режимом, на борьбу.

В работе рассмотрена типология китайских обществ. Проблема типологии тайных союзов крайне важна для понимания их роли и места в социально-политической жизни китайского общества. Разнообразие концепций косвенным образом свидетельствует о многотипности тайных союзов.

По назначению, целям и характеру деятельности тайные союзы позднецинского периода крайне условно и со значительными оговорками можно разделить на две крупные группы. Одна из них включала в себя главным образом организации материальной взаимопомощи и социальной самозащиты. Они создавались в интересах тех, кто в силу различного рода объективных и субъективных причин был выбит из системы производственных, земляческих, родственных и иных привычных связей, а потому оказался как бы вне официального общества. Эти люди остро нуждались в восполнении утраченного, в новой системе социальной защиты, способной облегчить им существование. Такую систему они и находили в тайных, корпоративных организациях.

Вторую подгруппу тайных союзов рассматриваемой группы формировали организации социальной и правовой самозащиты и взаимопомощи. Спектр этих объединений был более широким. Если говорить в целом, то они создавались теми, кто испытывал тот или иной дискомфорт (экономический, социальный, правовой, психологический), оказался по тем или иным причинам незащищенным. В основном в такие союзы вступали представители трудовой и имущей части населения. Значительная часть подобных людей принадлежала к мигрантам.

 


Список литературы

 

1. Бабкин А.В. Из истории тайных обществ в Китае // Вопросы истории. – 1985. - № 3. – С. 169 – 171.

2. Ефимов Г.В. Буржуазная революция в Китае и Сунь Ятсен. – М.: Наука, 1974. – 415с.

3. Ефимов Г.В. Очерки по истории Китая. – М.: Госполитиздат, 1949. – 436с.

4. Ивин А. Красные пики. – М.-Л., 1927. – 360с.

5. Илюшечкин В.П. Тайные общества и еретические секты в Китае в середине XIX в. //Тайные общества в старом Китае. – М.: Наука, 1970. С. 38.

6. История Китая: Учеб. / Под ред. А.В. Меликсетова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 763с.

7. История Китая с древнейших времен до наших дней: Учеб. пособие / Отв. ред. Л.В. Симоновская. – М.: Наука, 1974. – 534с.

8. История и культура Китая. – М.: Наука, 1974. – 480с.

9. Костяева А.С. Народное движение в Китае в 1901 – 1911. – М.: Наука, 1970. – 151с.

10. Костяева А.С. Тайные союзы в Китае в конце XIX – начале XX //Социально-экономические и политические проблемы Китая в новейшее время. – М.: Наука, 1991. – С. 269 – 295.

11. Крюгер Р. Китай: полная история поднебесной. – М.: ЭКСМО, 2006. – 448с. – (Тайны древних цивилизаций).

12. Лайнгер С.Р. Тайные общества хуаяцо: эволюция и социальная сущность //Народы Азии и Африки. – 1985. - № 3. – С. 34 – 44.

13. Новейшая история Китая 1917 – 1927г. – М.: Наука, 1983. – 399с.

14. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – М.: Наука, 1987. – 446с.

15. Симоновская М.В. и др. Очерки истории Китая. – М: Учпедгиз, 1956. – 424с.

16. Социальные организации в Китае: Сб. ст. – М.: Наука, 1981. – 303с.

17. Тайные общества в старом Китае. – М.: Наука, 1970. – 205с.

18. Тихвинский С.Л. История Китая и современность. – М.: Наука, 1976. – 359с.

19. Фань Вань-лань. Новая история Китая / Под ред. В.Н. Никифорова. – М.: Иностр. лит., 1955.



2019-07-03 253 Обсуждений (0)
Тайные общества Хуацяо 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тайные общества Хуацяо

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)