Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ



2019-07-03 227 Обсуждений (0)
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Служебные жилые помещения государственного жилищного фонда, находящиеся в республиканской и коммунальной собственности (республиканский и коммунальный жилищный фонд), предоставляются гражданам в связи с характером их трудовых (служебных) отношений. Под служебные жилые помещения государственного жилищного фонда выделяются квартиры либо жилые дома.

Правовой статус служебных жилых помещений определяется их целевым назначением, в связи с этим в практике применения законодательства неоднозначно толкуются отдельные нормы, касающиеся пользования им в случае расторжения трудового договора с организацией, предоставившей работнику это жилье. Много вопросов в практической деятельности появляется по дальнейшему использованию служебных жилых помещений, выселение из которых лиц, получивших его в связи с выполнением трудовых обязанностей, но прекративших трудовые отношения, не осуществляется. Перечень граждан, которые не подлежат выселению из служебных жилых помещений, приводится в ст. 96 Жилищного кодекса Республики Беларусь, и состоит из 11 категорий. Это граждане, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, профессионального заболевания, полученных при исполнении производственных или служебных обязанностей; граждане, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет; граждане, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников; семья умершего работника, а также погибшего военнослужащего, которому было предоставлено служебное жилое помещение; граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную результатами катастрофы на ЧАЭС, а также инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с катастрофой на ЧАЭС; инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие ими вследствие ранения, контузии или увечья, полученные при защите бывшего СССР, Республики Беларусь или при исполнении иных обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии; воины-интернационалисты, принимавшие участие в боевых действиях; семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите бывшего СССР, Республики Беларусь или при исполнении иных обязанностей военной службы; инвалиды 1 и 2 группы; граждане, имеющие право на трудовую пенсию по возрасту (в том числе на льготных условиях), а также за выслугу лет; другие граждане в случаях, предусмотренных актами законодательства Республики Беларусь.

Предоставление служебных жилых помещений республиканского и коммунального жилого фонда в настоящее время регулируется Указом № 565, которым одновременно установлены ограничения по его использованию. Например, такое жилье не подлежат приватизации, обмену, разделу и сдаче по договору поднайма. Выселение из служебного жилого помещения производится на общих основаниях, указанных выше, но с определенной оговоркой. В случае если наниматель жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда умер, действие такого договора прекращается с правом заключения договора найма с одним из совершеннолетних членов его семьи сроком до трех лет. Может быть установлен и 10-летний срок проживания при условии, что один или несколько членов семьи умершего нанимателя не может быть выселен без предоставления другого жилого помещения. Примечательно, что Указ № 565 установил четкое требование к регулированию порядка предоставления и использования служебного жилья: установленный Главой государства его статус изменяться не должен. Исключение из этого правила может устанавливать сам Президент или закон. В связи с этим на стадии подготовки к реализации названного Указа стало очевидным, что особый льготный режим использования служебного жилого фонда, который до принятия Указа регулировался очень многими нормативными актами различного иерархического уровня, а также перечень лиц, имеющих право на получение служебного жилого помещения, должны быть урегулированы отдельными комплексными актами Главы государства.

Решение первой из названных проблем нашло отражение в недавно принятом Указе Президента от 19.03.2007 № 128 «О некоторых вопросах предоставления и использования жилых помещений государственного жилищного фонда», которым утвержден индивидуальный порядок предоставления служебных жилых помещений государственного жилищного фонда на период сохранения трудовых (служебных) отношений с государственным органом либо с государственной организацией. Принятие решения о предоставлении служебных жилых помещений в отношении лиц, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства, не имеющих права на получение служебного жилого помещения специального жилищного фонда, Президент оставил за собой. Совет Министров принимает решения по другим категориям работников при наличии ходатайств государственных органов и государственных организаций при наличии одного из следующих трех оснований: направление молодых специалистов, обучавшихся за счет средств республиканского или местного бюджета, на работу по распределению; при заключении трудовых договоров с гражданами организациями, расположенными на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 Ки/кв. км и приравненных к ним территориях; при переезде из другого населенного пункта в случае назначении на должность, переводе работника от одного нанимателя к другому в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами при условии, что из числа работников в данном населенном пункте для занятия вакансии нет равноценной замены. Облисполкомам предоставлено право принимать решения о предоставлении служебных жилых помещений в индивидуальном порядке гражданам, проживающим в сельской местности и работающим в организациях сельского хозяйства, иных организациях.

При принятии решения о предоставлении служебных жилых помещений в соответствии с Указом № 128 могут и не соблюдаться названные выше основания. Однако это должны быть только исключительные случаи и принимать по ним решения имеет право Совет Министров по согласованию с Президентом

Указом № 128 определен порядок предоставления служебной жилой площади таким категориям работников, как судьи, прокурорские работники, военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (за исключением военнослужащих срочной военной службы и курсантов военных учебных заведений, курсантов и слушателей дневной формы обучения учебных заведений органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям), а также лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий; молодым специалистам, прибывшим по распределению на работу в организации, расположенные на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 Ки/кв. км. и приравненных к ним территориях; в населенных пунктах, выведенных из зоны последующего отселения и зоны с правом на отселение.; научным работникам, направленным на работу в научные учреждения занимающимися научными проблемами преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС; работникам учреждения "Полесский государственный радиационно-экологический заповедник". Надо отметить, что законодательство в виде разрозненных актов и ранее регулировало эти вопросы. Поэтому Указ № 128 необходимо рассматривать как комплексный универсальный нормативный правовой акт, поглотивший прежние нормы и правила в области использования служебной жилой площади работниками организаций различных отраслей экономики [5. с. 4].

Для сравнения приведем несколько категорий работников, в отношении которых изменен порядок предоставления и пользования служебными жилыми помещениями. Показательным в связи с этим является изменение законодательства по судьям и прокурорским работникам. В настоящее время порядок обеспечения судей жилыми помещениями установлен ст. 76 Закона от 13.01.1995 "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь", а также ст. 52 Закона от 14.06.2003 "О государственной службе в Республике Беларусь". В некоторой степени эти вопросы регулируются и Декретом Президента от 09.09.1997 № 16. Однако ни одним из названных актов не устанавливается срок, в течение которого должно производиться обеспечение судей и прокурорских работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, служебными жилыми помещениями. Указом № 128 определены такие сроки, а также названы государственные органы обязанные обеспечить их служебными жилыми помещениями. Допускается возможность в случае гибели (смерти) судьи либо прокурорского работника в связи с исполнением служебных обязанностей передачи служебного жилого помещения семье погибшего в пользование по договору найма, если ее члены являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Как альтернатива такому решению предлагается возможность выбора члену семьи умершего (погибшего) работника получить одноразовую безвозмездную субсидию из бюджета местного исполнительного и распорядительного органа на строительство или приобретение жилого помещения типовых потребительских качеств в течение шести месяцем со дня смерти работника.

Определена судьба служебных жилых помещений государственного жилищного фонда, предоставленных по основаниям, действовавшим до вступления в силу Указа № 565. Такие жилые помещения до 1 января 2008 г. передаются по письменным заявлениям в собственность на возмездной основе в соответствии с Законом от 16.04.1992 "О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь" судьям и прокурорским работникам при условии, что на дату подачи заявления они имеют статус нуждающихся в улучшении жилищных условий, проработали 10 и более лет на должностях, дающих право на получение служебных жилых помещений. При условии освобождения названной категории работников от исполнения обязанностей в связи с невозможностью их исполнения по причине инвалидности, наступившей вследствие исполнения служебных обязанностей, такое решение принимается независимо от стажа работы по соответствующей должности. С гражданами, которые не воспользуются указанной льготой до 1 января 2008 г., будет заключен договор найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда сроком на 10 лет. В случае смерти нанимателя такого жилого помещения с одним из членов его семьи должен быть заключен договор найма служебного жилого помещения на срок до 3 лет, если же член семьи умершего нанимателя не подлежит выселению без предоставления другой жилой площади, с ним заключается договор найма служебного жилого помещения на срок до 10 лет с предоставлением права на внеочередное улучшение жилищных условий, в том числе на строительство квартиры социального пользования.

Несколько иные условия передачи в собственность служебных жилых помещений судьям и прокурорским работникам, предоставленных им до 8 апреля 2007г., были установлены по ранее действовавшему законодательству. Например, как государственные служащие в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий, они имели право на обеспечение служебными жилыми помещениями. Стаж работы в должности судьи или прокурорского работника от 10 до 20 лет давал право на передачу служебного жилого помещения в пользование по договору найма. Лицам, проработавшим на таких должностях более 20 лет, это помещение передавалось в собственность бесплатно с учетом жилищных квот. При освобождении судьи или прокурорского работника от должности по состоянию здоровья, в связи с ликвидацией государственного органа, сокращением штата работников, гибели (смерти) этих работников, связанной с исполнением служебных обязанностей, представленное служебное жилое помещение передавалось в пользование по договору найма без ограничения сроком действия договора.

Указом № 128 внесены некоторые изменения и в Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом № 565. Пересмотрены не только нормы, не согласующиеся с новеллами Указа № 128, но и учтены особенности предоставления других жилых помещений для проживания граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Перечень граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на получение жилого помещения социального пользования, дополнен новыми категориями претендентов. Такое право предоставлено ветеранам боевых действий на территории других государств, членам семей погибших (умерших) военнослужащих, партизан и подпольщиков погибших или умерших вследствие ранений, контузий, увечий, заболеваний, полученных в период боевых действий в годы ВОВ, а также военнослужащих органов внутренних дел, погибших при выполнении воинского или служебного долга в Афганистане либо в других государствах, где велись боевые действия, указанных в ст. 22 Закона "О ветеранах". Очень важные нововведения появились в правовом регулировании выселения граждан из служебного жилого помещения. По истечении срока действия договоров найма служебного жилого помещения, заключенных с членами умершего работника, получившего ранее это жилое помещение граждане, проживающие в нем, подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения, даже если они в силу Жилищного кодекса не могут быть выселены без предоставления жилого помещения.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Написав курсовую работу на тему: «Предоставление жилой площади», сделаем выводы.

Правовое регулирование жилищных отношений осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканским органом государственного управления жилищным фондом, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами.

Жилые помещения предоставляются гражданам: в домах коммунального жилищного фонда - по решению районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского исполнительного и распорядительного органа при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при местном исполнительном и распорядительном органе, или по совместному решению администрации предприятия, учреждения, организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения, и соответствующего профсоюзного комитета; в домах республиканского жилищного фонда - по совместному решению администрации предприятия, учреждения, организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения, и соответствующего профсоюзного комитета.

Граждане имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня наступления совершеннолетия, а в случае эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста - с даты принятия решения об эмансипации либо вступления в брак. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до наступления совершеннолетия с даты их определения на воспитание, а в случае смерти родителей, состоявших на таком учете, - с даты их постановки на учет в семье родителей, если они не имеют в собственности или в пользовании жилых помещений либо не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли.

Жилые помещения в домах государственного жилищного фонда предоставляются состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданам и членам их семей, как правило, в виде квартиры или жилого дома на условиях соответствующего договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда: - в жилых домах республиканского жилищного фонда - по совместному решению администрации государственного органа или другой государственной организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения, и профсоюзного комитета с последующим сообщением о принятом решении в местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения предоставляемого жилого помещения государственного жилищного фонда; - в жилых домах коммунального жилищного фонда - по решению местного исполнительного и распорядительного органа, принятому при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, или по совместному решению администрации государственной организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находятся жилые помещения, и профсоюзного комитета.

Жилым помещением социального пользования является жилое помещение типовых потребительских качеств государственного жилищного фонда, предоставляемое гражданам на условиях договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда.

Общежитие - жилой дом (его часть), специально построенный или переоборудованный для проживания граждан на период их работы (службы), учебы. Жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитии не подлежат приватизации, обмену, разделу и сдаче по договору поднайма.

Специальные жилые помещения государственного жилищного фонда используются для проживания отдельных категорий граждан.

Служебные жилые помещения государственного жилищного фонда, находящиеся в республиканской и коммунальной собственности, предоставляются гражданам в связи с характером их трудовых (служебных) отношений. Под служебные жилые помещения государственного жилищного фонда выделяются квартиры либо жилые дома.

 




2019-07-03 227 Обсуждений (0)
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)