Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ, РАЗРАБОТАННЫЕ В НАЧАЛЕ 90-х ГОДОВ



2019-07-03 393 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ, РАЗРАБОТАННЫЕ В НАЧАЛЕ 90-х ГОДОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственный комитет РФ о высшем образовании

Тверской Государственный университет

Исторический факультет

 

Кафедра Отечественной истории

 

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПРОГРАММА ФОРСИРОВАННОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ («500 дней» ШАТАЛИНА – ЯВЛИНСКОГО)

                     Курсовая работа по Отечественной истории

Выполнила студентка IV курса 42 группы

 

 

 

Тверь


Оглавление

Введение……………………………………………………………3

1. Основные программы экономического развития страны,

разработанные в начале 90-х годов ……………………………………..5

2. Этапы реализации программы “500 дней”…………………….8

3. Особенности программы “500 дней” по приватизации

государственных предприятий ……………………………………….12

Заключение ………………………………………………………19

Список источников и литературы ………………………………21

 


ВВЕДЕНИЕ

Политика перестройки возникла в Союзе как реакция на затухание темпов экономического роста и возрастающие отставание от развитых стран, на апатию в общественно-политической жизни. Она имела своей целью обновление существующего социалистического строя и придание ему большего динамизма и авторитета на международной арене. В политике надежды возлагались на резкую смену кадрового состава в управленческих структурах и «очищение» общественной жизни на основе «гласности». В экономике был задуман грандиозный структурный маневр: предполагалось на протяжении двух-трех лет резко увеличить капиталовложения в отрасли тяжелой промышленности (прежде всего – машиностроение) и добиться технологий и скачка темпов роста производства в них , а затем на этой основе, обеспечить рост в отраслях, производящих потребительские товары. Эти три лозунга – перестройка, ускорение и гласность – составляли суть первого этапа перестройки. Внутренняя политика дополнялась «новым мышлением» в международной политике, курсом на разоружение и компромиссы.

 Выход из затруднений, казалось, был найден на путях развития экономической реформы и перестройки политической системы: общество должно было «ожить» само. Это был колоссальный шаг вперед – смягчены и во многом фактически устранены социалистические догматы, мешающие преобразованиям, конкретные мероприятия реформ становились все более прагматичными, все менее идеологизированными.

 Во второй половине 1990 г. страна вступила в период нарастающей политической и экономической анархии, когда существовавшие вертикальные связи тоталитарного государства стали рушиться быстрее, чем успевали их заменять горизонтальные связи гражданского общества.

 В этих условиях и была попытка установить уже набравшие инерцию деструктивные процессы на основе выработки рациональной экономической программы, предусматривавшей стабилизацию экономики на основе осуществления жесткой финансовой и денежной политики, последовательной либерализации цен, постепенного введения конвертируемости рубля, ускоренного развития рыночных структур и горизонтальных взаимосвязей предприятий, проведения широкой приватизации и земельной реформы. Предполагалось сделать ставку на добровольный экономический союз республик в целях стабилизации экономики и проведения реформ, центральные экономические органы – естественно перестроить в межреспубликанские управленческие структуры. Эта программа получила название “500 дней”.

 Поэтому основная цель курсовой работы может быть сформулирована следующим образом: на основе обобщения материалов различных источников раскрыть основную направленность разработанных в 1989-1990 годах программ экономического развития страны, в том числе и программы “500 дней", этапы ее реализации и особенности по отношению к приватизации государственных предприятий.

Для характеристики основных программ экономического развития страны были рассмотрены материалы периодической печати1 и ряда статей известных авторов доктора экономических наук, профессора Ю. Любимцева2 и кандидата экономических наук Т. Поповой3, в которых обоснована необходимость разработки программ и предполагаемый результат их реализации.

Большую роль в оценке основных положений программы “Шаталина - Явлинского” оказали материалы Проекта “Концепции ускоренного перевода экономики СССР на рыночные начала”4 и ответы на вопросы обозревателя журнала “Диалог” председателя Высшего экономического совета России (1991 г.) М.Бочарова, в которых раскрыто содержание этапов программы “500 дней” и ее отличия от альтернативных.

 Особое внимание в работах доктора экономических и технических наук Б. Райсберга и кандидата экономических наук Е.Заставенко,5 а также кандидатов экономических наук Т. Поповой6 и В. Огородова7 уделено рассмотрению последовательности и основным элементам приватизации государственных предприятий, особенностям ее реализации.


ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ, РАЗРАБОТАННЫЕ В НАЧАЛЕ 90-х ГОДОВ

 

В начале 90-х годов ведущими специалистами разработки социально-экономических программ были обоснованы и сформулированы ряд концепций и программ перехода страны к рыночной экономике.

Так, например, в марте 1990 года силами сотрудников Социально-экономического отдела ЦК КПСС (с привлечением ряда специалистов со стороны), была подготовлена развернутая и довольно объемистая программа под названием “Механизм перехода к рыночной экономике”. В ней содержались следующие “блоки”: создание основ рыночной системы; переход к экономическому управлению; реформа денежно-кредитной системы и бюджетного устройства СССР; повышение эффективности внешнеэкономических связей; социальная защищенность населения; кадровое обеспечение программы ускорения экономических реформ.1      В указанной программе довольно подробно отражен вопрос создания основ рыночной системы: предоставление полной самостоятельности предприятиям; их акционирование; ограничение монополизма и развитие конкуренции; малые и индивидуальные предприятия; развитие рынка средств производства и организация товарных бирж; реформа розничной торговли; развитие конверсии и расширение рынка и земельная реформа.

По мнению профессора Ю. Любимцева, программа Отдела получилась достаточно радикальной и одновременно реальной, исходила из центристских позиций (упор делался на развитие рыночной инфраструктуры, акционирование предприятий, стабилизацию денежно-финансовой системы и потребительского рынка). Но вышло так, что она сыграла роль как бы “теневой” по отношению к правительственной программе.

 

В апреле 1990 г. в Правительстве СССР была разработана программа экономических реформ, предполагавшая быстрое включение рыночных механизмов, свободу предприятий начало разгосударствления собственности. Эта программа была представлена в мае 1990 г. в Верховный Совет СССР. Правительственная программа (ее называли “концепцией”), особенно в области реформы ценообразования, оказалась неплохой, вполне работоспособной. И не было необходимости ее блокировать со стороны народных депутатов, стопорить работу правительства и заставлять его топтаться на месте. 1

Однако это случилось и правительство, как известно к началу сентября 1990 года представило более детализированную программу реформирования структуры и механизма регулируемой рыночной экономики. У этой правительственной программы обнаружилось свои слабые и сильные стороны. Однако время тогда уже ушло, и ей пришлось конкурировать с программой “500 дней”.

В судьбе правительственной программы главную роль сыграли два фактора. Во-первых, возник политический вопрос о значении правительственной программы соответственно о судьбе самого правительства, возглавляемого Н.И. Рыжковым. Правительство не может выполнять чужую программу. А уйти в отставку оно не захотело и продолжило, как известно, борьбу. Во-вторых, эта программа к моменту поступления на рассмотрение в Верховный Совет СССР была достаточно хорошо изучена специалистами, вскрывшими деструктивные, разрушительные замыслы ее авторов.

31 июня 1990 года состоялась встреча М. Горбачева и Б. Ельцина, они договорились о разработке экономической программы, альтернативной правительственной. Была создана комиссия под руководством академика С. Шаталина и заместителя Председателя Совмина РСФСР Г. Явлинского.

Что касается “теневой” программы, то она была частично использована этой комиссией в качестве “материала”. Но сама программа “Шаталина - Явлинского” с самого начала строилась на основе иной “классовой” методологии и отражала другой “социальный заказ”.

Поэтому от первоначальной поддержки этой программы руководству страны пришлось отказаться. Верховный Совет СССР оказался в крайне затруднительном положении, поскольку вместо одной вынужден был определяться в отношении трех разных программ (правительственной, “Шаталина - Явлинского” и “президентской”), да еще доклада Комиссии по оценке  альтернативных вариантов перехода к регулируемой рыночной экономике. Сначала все эти варианты Верховный Совет направил на проработку в соответствующие комиссии и комитеты и на места, а потом пошел по пути “конвергенции”. Он признал необходимым подготовить единую программу, которая была воплощена в “Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике”.

Таким образом, разработка под официальным названием “Переход к рынку. Концепция и Программа”1 (получившая в прессе наименование программы “500 дней) была практически использована для подготовки довольно близкого к ней “президентского” варианта, а потом более далеких “Основных направлений стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике”, одобренных Верховным Советом СССР 19 октября 1990 г.

Вместе с тем, Верховный Совет России объявил о реализации программы “Шаталина-Явлинского” самостоятельно с 1 ноября 1990 года. Последовавшие практические шаги российского руководства, предпринятые российские законы о собственности, о предприятиях и предпринимательстве, по вопросам земельной реформы, бюджетной системы, о банках и банковской деятельности и другие - все это свидетельствует о том, что программа “500 дней” остается методологической и идейной базой для выработки политики российского руководства. В докладе на третьем (внеочередном) съезде народных депутатов РСФСР Б.Ельцин заявил, что программе “500 дней” альтернативы не видит “…Переход к нормальной экономике по своим принципам остается единственно правильным… курсом на преобразование экономического базиса общества…Этот путь содержался в программе “500 дней”1.

2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОГРАММЫ “500 дней”

Со второй половины 1989 года экономический кризис, переживаемый нашей страной, приобрел черты стагфляции: темпы инфляции увеличились до 15-20%; одновременно усиливался спад производства. Низкая эффективность действий правительства могла привести к окончательному развалу финансовой системы, гиперинфляции и одновременно, к остановке все большего числа производств в силу распада хозяйственных связей.

Используя опыт преодоления социально-экономических кризисов в СССР (1924) и в других странах (США – 1929-1932 годы, Германия, Франция, Япония – 1947-1949 годы), необходимо было учитывать также особенности экономической ситуации в стране. Важнейшие из них: всеобщность госсобственности и отсутствие субъекта рыночных отношений; значительная величина “отложенного” денежного спроса; гипертрофированное развитие 1-го подразделения общественного производства, оборонной и инвестиционной сферы.2

План действий по реализации программы “500 дней” был условно разделен авторами на четыре этапа.

Первый этап в 100 дней – подготовительный. Что он должен вобрать в себя? Естественно, принятие программы законодательными органами России и ее широкую пропаганду. Здесь, немалая ноша должна была лечь и на плечи журналистского корпуса, видных публицистов, авторитет которых у народа именно за 5 лет перестройки весьма возрос. Они должны были доходчиво разъяснить глубинные преимущества грядущих перемен и в экономике, их перспективность и возможные на первоначальном этапе для простых людей издержки.1

 Что же касается экономики, то на первом этапе – за 100 дней - требовалось мобильно провести ревизию национальных богатств России, ее оборонной промышленности. Одновременно с этим должна вестись наработка законодательных актов для подготовки второго этапа реформ. Особо хотелось бы выделить в этом блоке мер разработку систем социальных гарантий малообеспеченных слоев населения.

На этом же первоначальном этапе предусматривалось начать разгосударствление собственности. И, наконец, еще одни важный пункт “стартового” блока программы – это официальное предупреждение всех предприятий об отмене в последующем каких-либо субсидий и дотаций со стороны государства.2

Суть второго этапа программы - приватизация. На него отводилось уже 150 дней. И состоял он из следующих блоков: главный отмена субсидий и дотаций со стороны государства всем предприятиям без исключения и перевод их на принудительную аренду. В это же время должна происходить ликвидация и укрупнение отраслевых министерств, проводится банковская, налоговая и бюджетная реформы. Одновременно вводилось и антимонопольное законодательство.

Эти мероприятия не могли пройти без сучка и задоринки и должны породить осложнения в обществе. Поэтому на 180-й день, если бы понадобилось, было заложено в программу резкое стимулирование приватизации. Это целый “пакет” необходимых мер. Тут и льготные цены, и условия продажи, льготные налоги, опять же льготные кредиты и, наконец, выброс на рынок наиболее соблазнительного имущества1.

Таков структурно второй этап программы. По сути, в период от 100 до 250 дней должен был происходить как бы своеобразный монтаж каркаса для рынка. Предусматривается, что он возводится довольно интенсивно. Но, главное, на втором этапе должны быть созданы благодаря приватизации все условия для проведения следующего, третьего этапа программы: запуска механизма сугубо рыночных отношений в экономике республики.

Даже первые приблизительные подсчеты показали: в результате мероприятий только по приватизации уже на втором этапе осуществления программы государство должно получить 200 миллиардов рублей. Но главное будут созданы необходимые условия для запуска рыночного механизма на полную мощность. Это уже третий этап программы. На него тоже отводится 150 дней. Здесь предлагался также весьма солидный пакет мероприятий. Например, снятие в основном государственного контроля за ценами.

Контроль за ценами, во-первых, не будет тотальным: государственный контроль останется в части продукции, распределяемой по карточной системе, и некоторых других цен и тарифов (потребление населением электроэнергии, квартплата, пассажирский транспорт и др.). Во-вторых, для компенсации населению роста цен в конце второго начале третьего этапа вводится комплекс социальных гарантий.2

 Это лишь один аспект. Одновременно предусматривались и такие меры, как введение социальных гарантий, в первую очередь для малоимущих слоев населения. Скажем карточная система на группу товаров первой необходимости, индексация заработной платы. Наконец осуществление различных целевых программ помощи.

 Конечно, в связи с тотальной приватизацией предприятий предполагалось пойти на третьем этапе на допущение спада в базовых отраслях экономики России. Здесь в программе также был предусмотрен механизм защиты от неизбежной инфляции.

Кроме того, был предусмотрен еще целый ряд весьма жестких защитных мер. Например, замораживание и ликвидация излишнего денежного спроса. Скажем деноминация банкнот с заполнением деклараций при обмене. Или замораживание сбережений населения на 200-300 дней за исключением их производительного использования. То есть если граждане намерены вложить сбережения в какое-либо производство, то они могут получить без проблем акции предприятий.

 Одновременно будет проводиться санация счетов предприятий и кредитных учреждений. И, наконец, может быть осуществлены сокращение государственных расходов и в какой-то мере рост налогов.

Предполагалось, что к концу третьего этапа все же произойдет некий психологический перелом в так называемом массовом сознании, поскольку должна наступить определенная стабилизация экономической жизни республики. Кроме того, на заключительном этапе программы, а него отводится 100 дней предусматривался ряд энергичных мер со стороны правительства РСФСР. Это и централизованные капитальные вложения для ликвидации диспропорции, которые могут сложиться в результате предыдущих этапов программы в структуре базовых отраслей. Это и использование накопленных резервов, и импортных ресурсов для регулирования, а точнее, снижения потребительских цен. Это и корректировка уже начатых на предыдущих этапах социальных программ1.  

 

 



2019-07-03 393 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ, РАЗРАБОТАННЫЕ В НАЧАЛЕ 90-х ГОДОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ, РАЗРАБОТАННЫЕ В НАЧАЛЕ 90-х ГОДОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (393)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)