Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конституционные реформы 1992 г. и противоречивость изменений



2019-07-03 252 Обсуждений (0)
Конституционные реформы 1992 г. и противоречивость изменений 0.00 из 5.00 0 оценок




В декабре 1991 г. соглашением Президентов РСФСР, Украины и Председателя Верховного Совета Белоруссии, ратифицированным Верховными Советами всех трех республик, Советский Союз ликвидируется. Создается Содружество Независимых Государств (СНГ).

 

С этого времени РСФСР уже официально самостоятельное суверенное государство, субъект международного права, да еще и правопреемник Советского Союза. Под юрисдикцию России полностью переходят многие сферы экономики, оборона и безопасность, внешние дела и др.

Конечно, сразу встают вопросы о том, как развиваться новому государству и в международном аспекте, и в рамках Союза Независимых Государств, и внутри. Принимаются документы, предпринимаются шаги, имеющие конституционное значение, прежде чем проводится очередная конституционная реформа. Законом от 25.12.1991 г. Верховный Совет объявляет новое наименование РСФСР: Российская Федерация – Россия.

Очень остро стоит вопрос о внутреннем устройстве страны. Не ясно, что есть Россия как федеративное государство, кто ее субъекты, каковы их права и соотношение друг с другом. В итоге в стране, где всегда отдавалось предпочтение национальному признаку в строительстве Федерации, рождается идея строить ее на сочетании национального и территориального начал.

31.03.1992 г. подписываются три Федеративных договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти соответственно республик в составе РФ, автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Причем по настоянию республик в касающемся их Федеративном договоре они названы суверенными республиками.

Интенсивно идет разработка новой Конституции РФ. Одновременно в апреле 1992 г. в действующую Конституцию РФ вносятся крупные изменения, связанные с фактом распада Советского Союза и существования Российской Федерации как самостоятельного государства, с новым типом Федерации в России.

Конституция отражает новое наименование государства, ряд новшеств в характеристике конституционного строя и власти. В ч. 1 ст. 1 добавлено, что Российская Федерация есть суверенное «федеративное» государство. В ст.1 включена ч.2: «Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей».

Ст.3 закрепила, во-первых, принцип разделения властей, причем в двух аспектах - между органами законодательной, исполнительной и судебной властей и между уровнями - РФ, ее субъекты, местное самоуправление; во-вторых, принцип подотчетности государственных органов и должностных лиц народу [1].

Раздел II «Государство и личность» сохранил лишь свое название, содержание же его было полностью заменено. Глава 5 с названием «Права и свободы человека и гражданина» имеет в своей основе упоминавшуюся ранее «Декларацию» от 22.11.1991 г. Глава 6 стала называться «Обязанности граждан Российской Федерации».

В Конституции отражается субъектный состав Российской Федерации на момент внесения изменений, в том числе и новые названия ряда субъектов. При этом провозглашается, что изменение конституционно-правового статуса субъектов, а также их разделение и объединение могут быть осуществлены только на основе волеизъявления большинства избирателей в них с утверждением Съездом народных депутатов России.

В связи с подписанием Федеративного договора в Конституции была более полно сформулирована статья о предметах ведения органов государственной власти России и включены в нее специальные статьи о вопросах совместного ведения Российской Федерации и соответственно республики, автономной области и автономного округа, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Существенно расширялись имевшиеся главы о республике, об автономной области и автономном округе. И с учетом того, что субъектами Федерации объявлены территориальные образования, в Конституцию включена отдельная глава о них (9-1 «Край, область в составе Российской Федерации»; в декабре 1992 г. появилось добавление «Город федерального значения»). Соответственно к имевшемуся в Конституции разделу VI о высших органах государственной власти и управления республики в составе Российской Федерации добавился раздел 7-1 об органах государственной власти и управления других субъектов, состоявший из двух глав, - о Советах народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа и об администрации этих субъектов.

При этой реформе права субъектов были существенно расширены. В частности, предусматривалось, что они являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей. Территорию субъекта нельзя было изменить без его согласия, причем для этих целей надо было выявлять волю населения путем проведения местного референдума.

Одновременно в Конституцию включен ряд норм, усиливающих вертикальные связи в рамках Федерации. В частности, объявляя края, области, автономную область, автономные округа субъектами Федерации, Конституция одновременно давала право Верховному Совету РФ, на основании заключения Конституционного Суда РФ, досрочно прекратить полномочия их Советов в случае неоднократного нарушения ими законодательства РФ (ст. 86-1) [1]. То же мог сделать каждый вышестоящий Совет в отношении нижестоящего.

Ряд конституционных новелл коснулся органов законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. Причем регулирование достаточно противоречиво и отражает борьбу взглядов на тот момент относительно позиций различных органов.

Однако одновременно усиливаются и позиции Президента РФ. Теперь появляется формулировка - издает свои акты «по вопросам, отнесенным к его ведению». Это позволяло Президенту расширительно толковать свои возможности, в том числе не дожидаться закона, на основе и во исполнение которого мог появиться его указ, распоряжение, а то и восполнять своим актом отсутствие закона.

Продолжается «отсечение» от государственной власти местного самоуправления. В Конституции еще остается общая норма о том, что представительные органы России и субъектов Федерации составляют систему представительных органов государственной власти в Российской Федерации (ст.85). Теперь - в развитие предшествующей реформы (от 24 мая 1991 г.) - из системы представительных органов как органов государственной власти указанные Советы исключаются.

Противоречивость регулирования проявилась в том, что в новой редакции ст.138, специально посвященной местному самоуправлению, названные местные Советы определяются как «представительные органы власти», однако из статьи исключено указание на Советы как на «главное звено системы местного самоуправления». Таким образом, здесь скорее можно увидеть тенденцию к ослаблению, нежели к усилению местных представительных органов.

Крупные изменения при реформе 21.04.1992 г. коснулись Конституционного Суда РФ. Они направлены на возвышение его роли в государстве. В ч.1 ст.165 уточняется характеристика этого органа. Ранее говорилось, что он является высшим судебным органом конституционного контроля в России, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства. Теперь читаем: Конституционный Суд РФ - высший орган судебной власти по защите конституционного строя.

Нельзя не обратить внимания еще на одно новшество при реформе 21.04.1992 г. - оно касается действия Конституции РФ. Согласно ст.185 в новой редакции, изменение и «дополнение» Конституции производит Съезд народных депутатов РФ «законом» (до этого – «решением» Съезда), принятым большинством не менее двух третей от общего числа «избранных» народных депутатов России. Было также предусмотрено «временное приостановление действия отдельных статей Конституции» - в таком же порядке.

Как известно, 1992 г. был первым годом экономических реформ в стране, особенно выразившихся в либерализации цен. Отпущенные «на свободу», они взметнулись вверх, быстро обозначив довольно нищенское состояние большей части населения, у которой была низкой заработная плата и к тому же пропали все сбережения в Сбербанке.

Между Съездом народных депутатов и Верховным Советом, с одной стороны, и Президентом и руководимым им Правительством, с другой, начались серьезные разногласия, и от месяца к месяцу противостояние между ними обострялось. Собравшийся в декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов отказал Президенту в продлении его особых полномочий на период экономической реформы, данных год назад V Съездом, т.е., прежде всего, права регулировать общественные отношения в отклонение от имеющихся законов.

Возможность принятия новой Конституции РФ вновь становится иллюзорной. И VII Съезд принимает Закон от 9.12.1992 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России». Хотя они отражают многие экономические и политические события, одним из важнейших моментов данной конституционной реформы стало усиление позиций Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ по отношению к Президенту и Правительству.

Для усиления своего влияния на исполнительную власть депутаты включили в ст. 121-5 п.6-1, согласно которому Президент представляет Верховному Совету РФ предложения об организации, реорганизации и упразднении министерств, государственных комитетов и ведомств РФ.

При учреждении поста Президента в Конституции 24 мая 1991 г. было записано, что Правительство - это орган исполнительной власти, подотчетный Президенту. Теперь же в ст. 122 сказано: подотчетный Съезду народных депутатов, Верховному Совету и Президенту РФ.

На момент проведения VII Съезда многие депутаты - и федеральные, и региональные - переходили на работу в исполнительный аппарат. Но при этом они сохраняли свои депутатские мандаты, поскольку занимаемые ими должности не предполагали депутатской несовместимости.

Ранее Верховный Совет имел право отменять указы Президента на основании заключения Конституционного Суда РФ (ст.109 п.19). Теперь данное положение было расширено – «указы и распоряжения». Но было также добавлено, что Верховный Совет вправе приостанавливать действие указов и распоряжений Президента до разрешения дел об их конституционности в случае соответствующего обращения Верховного Совета в Конституционный Суд РФ.

И еще одно существенное положение: при включении в Конституцию 24 мая 1991 г. главы о Президенте в ст.121-6 было записано, что полномочия Президента не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства РФ, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти.

VII Съезд добавил сюда несколько слов – «в противном случае они прекращаются немедленно». Эта формулировка, конечно, юридически не является четкой. Но она оказалась пророческой и как будто бы предугадывала события, которые произойдут в следующем 1993 году. Одновременно в Конституции были усилены позиции Верховного Совета РФ как постоянно действующего федерального органа. Последней новеллой в реформировании норм Конституции стал Закон от 10.12.1992 г. «О внесении изменений в статью 71 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России».

Принятым Верховным Советом РФ Законом от 4.07.1992 г. была образована Ингушская Республика в составе РФ. Законом от 10 декабря Съезд преобразовал Чечено-Ингушскую Республику в Ингушскую и Чеченскую Республики и отразил их наименования в Конституции РФ.

12.12.1993 г. Конституция РФ была принята на Всенародном референдуме.

Для рассматриваемого периода характерны постепенная легализация новых политических, социально-экономических отношений и ценностей, с одной стороны, и десоветизация содержания конституционного законодательства, с другой. Во-первых, демократизация содержания конституционного законодательства, являющаяся следствием демократизации политических процессов в стране. Она выразилась в следующем: в формировании республиканской формы правления путем учреждения поста Президента РСФСР; во внедрении принципа разделения властей; в становлении и развитии идеологического плюрализма и многопартийности. Это отражение в законодательстве элементов рыночной экономики, сопровождающее политику экономической либерализации. Законодательное регулирование рыночных отношений нашло выражение в: закреплении многообразия и равноправия форм собственности; установление и конкретизации принципа недопущения монополизма; создании основ инициативной деятельности и граждан и юрлиц, направленной на извлечение прибыли; приватизации [12, с.82].


Заключение

 

Принятие в декабре 1993 г. Конституции РФ повлекло за собой качественное изменение системы российского законодательства. Оно проявилось в формировании новых видов источников законодательства, принципиальном обновлении содержания его норм, становлении и развитии законодательства субъектов Федерации, появлении новых и преобразовании существующих отраслей законодательства.

Одной из сложившихся отраслей российского законодательства является конституционное законодательство. Происходящие в России на протяжении последних лет изменения, а также переход к устойчивому развитию актуализировали вопрос о формировании внутренне непротиворечивой национальной системы права, основу которой составляет конституционное законодательство.

Таковы основные шаги конституционных реформ в России в годы, предшествовавшие принятию новой ее Конституции. Попытаемся сделать основные выводы о характере конституционных реформ в РФ в названное время.

Как можно было видеть из изложенного выше, по существу посредством внесения изменений и дополнений в Конституцию 1978 г. в России был оформлен совершенно новый общественный строй. Благодаря обновленной конституционной основе он стал уже и новым конституционным строем страны. Это выражается в следующих главных моментах.

Из Конституции последовательно были исключены характеристики общества, государства как советского и социалистического, т.е. ярко выраженная идеологическая «начинка» была заменена определениями, которые, конечно, тоже несли идеологическую нагрузку, но не имели окраски, свидетельствующей о приверженности одному общественно-политическому учению, и более ориентировались на распространенные в мире идеологически нейтральные и «вечные» положения о власти народа.

Поднятый на конституционный уровень принцип однопартийности уступил место также возведенному в конституционное положение принципу многопартийности и политического плюрализма.

Наконец, система власти, построенная на верховенстве одной группы органов - Советов - и подотчетности им всех остальных органов государства, была заменена принципом разделения властей, при котором все три ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - юридически равноправны и обладают средствами взаимного влияния друг на друга.

Кардинально изменились экономические и социальные параметры системы, закрепленные в конституционных новеллах. Прежде всего, это разрушение примата государственной собственности, выдвижение на первый план собственности индивида, предоставление ему права владеть средствами производства, наконец, закрепление в Конституции частной собственности. Это на конституционном уровне отказ от принципа плановой экономики, поворот к рынку и провозглашение свободы экономической деятельности и добросовестной конкуренции.

Была изменена система общественно-социальных приоритетов. Если по прежним конституционным положениям труд на благо общества был критерием положения человека в обществе и едва ли не святой обязанностью, теперь в Конституции провозглашалось, что гражданин сам и по своему усмотрению распоряжается своими способностями к труду.

В связи с этим был взят курс на отказ от так называемой патерналистской роли государства, т.е. от возложения на государство завышенного объема социальных задач, чуть ли не развращающих простого человека, превращающих его в потребителя, о котором обязано заботиться государство, - вместо того, чтобы самому широко использовать себе на благо возможности эффективного труда, создаваемые новой системой.

С учетом сказанного на конституционном уровне закрепляются новые основы статуса личности. Они строятся исходя из международно-признанной и распространенной категории «прав и свобод человека и гражданина».

При этом на первый план выдвигаются нормы, обеспечивающие индивидуальную свободу человека. Еще одна часть конституционных новелл фиксирует прекращение существования Советского Союза, превращение России в самостоятельное государство - суверенный субъект международного права.

Конституционно оформляется новое федеративное устройство России, при котором ее субъектами провозглашаются как республики в составе Российской Федерации (т.е. государства), так и национально-государственные (национально-территориальные) образования - автономные области, автономные округа, а также территориальные образования - края, области, города федерального значения.

Учреждается принципиально новая по кругу, принципам формирования и организации функционирования система федеральных государственных органов, что в основных чертах повторяется и на региональном уровне. Сначала предпринимаются шаги по созданию основ российского парламентаризма в виде постоянно функционирующего Верховного Совета РФ, отказу от императивного мандата депутата в пользу свободного мандата. Одновременно вводятся свободные выборы, принцип состязательности, выдвижения нескольких кандидатов на депутатское место и выборную должность.

Далее в России учреждается институт Президента как главы исполнительной власти и высшего должностного лица государства. Вместе с тем на смену принципу верховенства Советов приходит принцип разделения властей. Правительство становится органом, подотчетным Президенту, который им руководит. Парламентский контроль в отношении Президента и Правительства сохраняется, но в строго очерченных пределах. Еще при существовании Советского Союза министерства и ведомства РСФСР полностью переходят под российскую юрисдикцию, ликвидируется их подчинение союзным органам.

Несколько ранее учреждается, но чуть позже реально создается система конституционного контроля. На федеральном уровне она представлена Конституционным Судом РФ В интересах развития активности населения и его управления делами местных территорий, в рамках которых оно проживает, вводится институт местного самоуправления, который получает и конституционную основу.

На конституционном уровне делаются важные шаги по реформе судебной системы, обеспечению защиты личности. В частности, отменяется подотчетность судов Советам; сначала продлеваются до десяти лет, затем делаются бессрочными полномочия судей; вводится суд присяжных; в круге прав личности обозначается отдельная группа - права по защите других прав, осуществляемые, прежде всего, в сфере судопроизводства и деятельности административных органов государства.

 


Глоссарий

Новое понятие Содержание
1 Институт права - это обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих либо определенный вид общественных отношений, либо одно общественное отношение
2 Конституционное право как отрасль права - это система правовых норм, устанавливающих и гарантирующих основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, закрепляющие государственное устройство страны, ее территориальную организацию, основы организации гражданского общества, государственной власти, местного самоуправления
3 Конституция РФ - главный источник конституционного права, основной закон государства
4 Конституционная реформа - проявление присущей общественной жизни общей тенденции к прогрессу
5 Отрасль права - совокупность юридических норм и институтов, регулирующих определенную область общественных отношений, обладающих качественным своеобразием
6 Норма права - общеобязательное повеление, выраженное в форме государственно-властного предписания и регулирующее наиболее важные общественные отношения, в идеале на началах справедливости и свободы
7 Подотрасль права - родственные институты одной и той же отрасли права
8  Право - система юридических норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения на основе справедливости и закона
9 Правоотношения - охраняемые государством общественные отношения, возникающие вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующиеся наличием субъективных прав и юридических обязанностей для их участников
10 Референдум - всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения
11 Структура конституции - принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения
12 Юридические факты - конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношения



2019-07-03 252 Обсуждений (0)
Конституционные реформы 1992 г. и противоречивость изменений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конституционные реформы 1992 г. и противоречивость изменений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)