Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Военно-политическая обстановка в Европе



2019-07-03 746 Обсуждений (0)
Военно-политическая обстановка в Европе 0.00 из 5.00 0 оценок




Несмотря на то, что создаются определенные предпосылки для налаживания взаимодействия РФ и НАТО по формуле «двадцатки» в решении общих проблем, они не смогут обеспечить защиту интересов России и ее военную безопасность.

Расширение НАТО за счет стран ЦВЕ и Балтии, по-видимому, этим не ограничится. В качестве потенциальных союзников альянса могут рассматриваться практически все пока еще нейтральные европейские государства, а также некоторые страны-члены СНГ. Приближение ОВС НАТО, включая ядерный компонент, к границам России создает реальную возможность для их использования против РФ в случае обострения военно-политической обстановки. Кроме того, постоянное присутствие мощной военной группировки Североатлантического альянса в непосредственной близости от российской территории представляет средство военно-политического нажима и шантажа. Экспансия НАТО на Восток и увеличение военной мощи альянса, объективно ведут к образованию новых разделительных линий и эрозии действующих режимов контроля над вооружениями в Европе.

Европейский союз, расширяя свои функции, вступил в качественно новый этап своего развития. Наряду с созданием общей валюты, приемом в свои ряды новых членов и дальнейшим совершенствованием структуры своих органов, ЕС считает своей задачей проведение общей внешней и оборонной политики.

Развитие европейской интеграции в контексте российских интересов имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, расширение союза имеет позитивное значение для РФ, поскольку оно приблизит к ее границам более высокую по уровню своего развития инфраструктуру, технологические, производственные и другие возможности ЕС. Партнерство РФ с ЕС в ближайшее десятилетие может выражаться в совместных усилиях по созданию коллективной системы безопасности в Европе без разделительных линий, в деятельности по созданию зоны свободной торговли, а также в укреплении взаимного доверия и сотрудничества в политике и экономике.

Но, с другой стороны, РФ становится для стран-членов ЕС внешним фактором, что может привести к возникновению экономических, визовых и прочих барьеров. Вместе с тем, возможно, что Евросоюз стремится к тому, чтобы установить «ресурсный вектор» основным направлением сотрудничества РФ – ЕС. Кроме того, Евросоюз может использовать различные средства давления в отношении России, что уже наглядно проявилось в связи с событиями в Чечне.

Под эгидой Евросоюза создается многонациональная военная структура, в результате чего ЕС приобретает черты не только политического, социального, экономического, но и военно-политического альянса. Формирование воинского контингента быстрого реагирования Евросоюза численностью 60 тыс. человек, на вооружении которого будет находиться около 400 боевых самолетов и 100 военных кораблей, предполагалось завершить до конца 2003 г. Реализация этих планов приведет к увеличению совокупной военной составляющей Запада. Учитывая, что возникновение реальных военных угроз в зоне безопасности Европейского Союза является маловероятным, нельзя полностью исключать использования ЕСБР в постсоветском пространстве, учитывая наличие здесь большого конфликтогенного потенциала, а также возможность повторения «югославского сценария».

Вопросы укрепления безопасности в Европе могли бы получить свое разрешение в рамках ОБСЕ, однако, в ее работе стали проявляться географические и функциональные дисбалансы.

В рамках создаваемой натоцентристской системы безопасности руководство альянса стремится использовать потенциал ОБСЕ с тем, чтобы, заручившись решениями этой организации на проведение миротворческих операций, задействовать свои военные структуры как в зоне ответственности блока, так и за ее пределами. Проявились также существенные противоречия в подходах разных групп государств-участников к вопросу о роли и задачах ОБСЕ.

В настоящее время деятельность ОБСЕ концентрируется исключительно на постсоветском пространстве и бывшей Югославии. Эта организация дрейфует от всеобъемлющего форума безопасности в сторону инструмента «демократизации европейской периферии». В настоящее время и в обозримой перспективе ОБСЕ вряд ли сможет играть эффективную роль в деле обеспечения европейской безопасности.

На Севере Европы, где непосредственно соприкасаются интересы России, Норвегии, Дании и Исландии – членов НАТО, а также Швеции и Финляндии, имеются предпосылки укрепления региональной безопасности.

Вместе с тем Север Европы по-прежнему остается активным районом деятельности крупных группировок военно-морских флотов и военно-воздушных сил ядерных держав.

Ряд государств, прежде всего США и Норвегия, заметно активизировали свои усилия по наращиванию потенциала своего военного и экономического присутствия в российском секторе Арктики.

Несмотря на значительное сокращение боевой мощи Северного флота в местах его дислокации, со стороны НАТО, как и в прежние времена, ведется широкомасштабная разведывательная деятельность, постоянно присутствуют иностранные военные корабли и самолеты, которые могут быть использованы в качестве стартовых платформ высокоточного оружия. Традиционные ежегодные учения сухопутных войск на территории Норвегии и ВМС в Норвежском море проходят по сценарию, имеющему далеко не дружественную РФ направленность.

С 1996 г. существенно осложнился режим допуска представителей российской промышленности на Шпицберген, где нашей стране принадлежит несколько угольных концессий. Доступ на архипелаг, ранее практически свободный, теперь приобрел визовый характер. Кроме того, значительные пространства архипелага (57% территории) объявлены охранными заповедными зонами, посещение которых с апреля 1993 г. строго регламентировано.

В последние годы участились досмотры российских рыбопромысловых судов боевыми кораблями ВМС Норвегии в международных водах Баренцева и Норвежского морей. В ряде случаев российские суда подвергаются аресту и принудительному конвоированию в норвежские порты. На протяжении последних нескольких лет отмечается нарастание интенсивности таких действий.

За всем этим кроются вполне конкретные экономические интересы, связанные с истощением расположенных в Северном и Норвежском морях нефтегазовых месторождений, которые, даже при сокращенных темпах добычи, к 2010 г. будут практически исчерпаны, а также сокращением биологических и других ресурсов региона. С другой стороны, на континентальном арктическом шельфе России расположено примерно 3/4 запасов гидрокарбонатов. Дальнейшее обострение ресурсной проблемы в течение всей рассматриваемой перспективы, возможно, осложнит отношения РФ со странами региона и НАТО.

На Юге Европы военно-политическая обстановка также продолжает оставаться сложной. Несмотря на присутствие подразделений КФОР в Косово, конфликт далек от своего разрешения. Более того, фактически под маской так называемой Освободительной национальной армии (ОНА), осуществляющей военные акции в Македонии, скрываются боевики из Армии освобождения Косово. Единая сеть албанских экстремистских структур охватила все албанское пространство Югославии и Македонии и функционирует в виде жестко связанных военно-политических организаций, объединенных в единую командную, тыловую и финансовую структуру.

Давние связи с НАТО позволяют албанским экстремистам использовать территорию Косово как общую тыловую базу для операций в Македонии, Черногории и Южной Сербии. Альянс откровенно попустительствует деятельности боевиков на территории Македонии. Запад оказывает давление на власти этой страны, убеждая их, что не существует иного пути к мир,у кроме как через уступки албанскому меньшинству. НАТО, ЕС продолжают проталкивать законы, ведущие к обособлению албанской общины, что ведет к потере суверенитета над северо-западными территориями Македонии. По оценке некоторых исследовательских организаций, Македония входит в список самых рискованных государств с точки зрения возможности возникновения гражданской войны.

Что же касается Союзной республики Югославия, то при посредничестве ЕС, в марте 2002 г. подписано соглашение, согласно которому Сербия и Черногория, формально оставаясь в едином государстве, фактически являются самостоятельными. Новое образование представлено одним голосом в ООН. Общими для Сербии и Черногории остаются пока воздушное пространство и армия. Однако это государственное образование имеет два экономических пространства, разные денежные единицы, налоговые системы и таможенные правила. Вместе с тем, край Косово, выведен резолюцией СБ ООН 1244 из состава Сербии и включен в состав СРЮ, которой фактически больше не существует.

Таким образом, несмотря на осуждение Североатлантическим альянсом международного терроризма, на Балканах имеет место его фактическая поддержка и использование в собственных целях. Очевидно, что конфликты в бывшей Югославии относятся к числу управляемых со стороны Запада. Расчленение югославской федерации, которое продолжалось на протяжении почти десяти лет и которое завершилось полным распадом страны на ряд мелких несамостоятельных образований, может представлять собой модель для аналогичных действий в отношении России.

Черноморско-каспийский регион играет важную роль в стратегических планах США и НАТО в связи наличием больших запасов нефти в Каспийском море и созданием транспортных коридоров для доставки ее непосредственным потребителям.

Потенциальные угрозы безопасности России в этом регионе связаны с тем, что такие закавказские государства, как Азербайджан и Грузия становятся все более зависимыми от США, других членов НАТО, в том числе Турции. Азербайджан и Грузия выразили готовность стать членами НАТО или разместить на своей территории базы альянса, что можно рассматривать как стремление разрешить существующие территориальные конфликты военным путем, а также получить определенные дивиденды со стороны США и их союзников за счет проведения антироссийской политики.

Для того чтобы полностью доминировать на территории бывшего СССР, США расширяет военное присутствие на Кавказе, которое становится все ощутимее в связи с прибытием в Грузию американских советников. Грузия является наиболее активным проводником американских интересов на Кавказе. Кроме того, отказываясь сотрудничать с Россией в проведении антитеррористической операции в Панкисском ущелье, Грузия, тем самым, содействует сохранению чрезвычайно сложной обстановки в Чечне и в сопредельных с ней других российских регионах.

Другим государством, активно содействующим распространению американского влияния в постсоветском пространстве, является Азербайджан. Особый интерес к Азербайджану со стороны США и их основных союзников объясняется также тем, что без азербайджанского участия в проектах по транспортировке запасов углеводородов Каспийского моря, их реализация будет очень трудноразрешимой. Кроме того, Азербайджан, граничащий с Ираном, представляется весьма удобной площадкой для базирования ударной авиации США и стран НАТО в случае проведения контртеррористической операции против этой страны, которая квалифицируется Вашингтоном как оплот международного терроризма. Платой Азербайджану может стать более существенная поддержка США и НАТО в разрешении проблемы Нагорного Карабаха. В свою очередь, официальный Баку связывает выход из карабахского тупика, прежде всего, с Вашингтоном и Брюсселем. Таким образом, в подходах Азербайджана, США и ряда других стран НАТО наблюдается совпадение интересов, что превращает их в реальных союзников.

О ситуации в потенциально конфликтных регионах РФ. Распад СССР, фактический провал социально-экономических и политико-правовых реформ последнего десятилетия способствовали росту социальной напряженности на всем постсоветском пространстве. В Российской Федерации это привело к резкому ухудшению криминогенной ситуации, возникновению этнонациональной напряженности, что во многом предопределило условия возникновения целого ряда кризисов и конфликтов.

К потенциальным кофликтогенным регионам в Российской Федерации по степени возрастания потенциальной угрозы можно отнести следующие:

Северо-Кавказский регион. Основным дестабилизирующим элементом в Северо-Кавказском регионе будет оставаться Чечня. В случае неэффективности социально-экономических мер по нормализации жизни населения республики, возможно дальнейшее усиление сепаратистских настроений, которые способны поставить под вопрос пребывание Чечни в составе России. Стремление к обретению независимости отдельных социальных групп, проживающих на Северном Кавказе, может получить дополнительный импульс в связи с продолжением деструктивных процессов в Чечне и еще более распространиться в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Адыгее, Северной Осетии-Алании, а также Татарстане и других регионах. Эта тенденция будет активно поддержана со стороны государств, стремящихся добиться дальнейшего ослабления России.

Калининградская область, а также некоторые дальневосточные территории продолжают оставаться регионами, слабо связанными с остальной частью России. Угрозы военной безопасности РФ могут быть связаны с дальнейшей изоляцией Калининградской области от остальной части российской территории вследствие расширения НАТО и Евросоюза, а также углублением социально-экономических проблем и обострением криминогенной обстановки. В случае дальнейшего ослабления политических и экономических связей внутри РФ, возможен фактический выход этих территорий из-под суверенитета российского государства. При этом фактор военной силы, вероятнее всего, не будет играть решающей роли, однако, учитывая дальнейшее изменение соотношения военных потенциалов в пользу сопредельных государств, можно предположить, что его использование в качестве дополнительного аргумента станет неизбежным.

Военно-стратегическая обстановка в Европейском стратегическом континентальном районе будет определяться усилением интеграционных процессов и повышением роли НАТО в решении проблем континента.

Организация Североатлантического договора является проводником американских интересов в Европе. Поэтому следует ожидать развития хорошо скоординированной политики США и НАТО по отношению к России, важной составной частью которой является расширение Североатлантического альянса и усиление его мощи, уже в настоящее время превышающей обычный военный потенциал России в количественном отношении в четыре раза.

Повышение боевого потенциала планируется осуществить не только за счет приема в альянс новых членов, но также с помощью оснащения армий стран-участниц новым оружием, которое должно произойти в течение ближайших 10 лет. Перевооружение должно придать ОВС НАТО высокую мобильность, оперативность боевого развертывания, гибкость в применении различных видов оружия на различных театрах военных действий. Модернизация вооруженных сил альянса направлена на то, чтобы они обладали высокой способностью проецировать силу в различных регионах мира и были способны вести наступательные действия разного масштаба.

В результате осуществления планов модернизации ОВС НАТО, Североатлантический альянс приобретет дополнительные возможности для осуществления различного рода военно-силовых действий в отношении России. Вместе с тем развязывание военных действий в Европе, как результат прямой конфронтации России с Североатлантическим союзом, можно считать маловероятным. Однако НАТО может попытаться использовать военную силу в случае обострения на территории РФ какого-либо этноконфессионального конфликта.

Концептуальная установка на подготовку ОВС блока к двум видам войн (всеобщей и ограниченной), с ориентацией на применение обычных средств поражения, по-видимому, сохранится. В вероятной войне ОВС НАТО могут действовать как самостоятельно, так и в союзе с другими европейскими государствами, не являющимися членами блока. В качестве потенциальных союзников альянса при этом могут рассматриваться практически все пока еще нейтральные европейские страны. Однако реальное участие каждой конкретной страны в войне на стороне НАТО будет зависеть от различных факторов.

Характер и направленность проводимых альянсом учений показывает, что большое внимание на них уделяется ведению военных действии в постсоветском пространстве. С началом военных действий основное внимание будет уделяться всестороннему решению задач огневого поражения основных группировок войск (сил) противника, снижения (уничтожения) его военно-экономического и военного, в первую очередь, ракетно-ядерного потенциалов, срыва мобилизационного развёртывания и работы тыла, нарушения системы государственного и военного управления РФ и ее союзников.

Наиболее оптимальной формой применения огневых средств рассматривается воздушная кампания. Главное внимание будет уделяться подготовке и проведению первых воздушных наступательных операций, которые могут начаться в ходе выдвижения или до начала оперативного развертывания группировок сухопутных войск. Основная цель этих операций – завоевать превосходство в воздухе, нарушить систему государственного и военного управления и нанестипоражение российским войскам первого оперативного эшелона.

Существенная роль в стратегических операциях ОВС НАТО в Европе будет отводиться объединенным военно-морским силам. Их вклад в решение задачи разгрома группировок сухопутных войск противника, особенно на приморских направлениях, и уничтожения объектов инфраструктуры значительно возрастет.

На южном фланге Европейского стратегического района главную угрозу для России будут представлять вооруженные конфликты, перерастание которых в локальную войну может стать предпосылкой для возможного вмешательства в них соседних стран, а при определенных обстоятельствах и государств, входящих в НАТО (под прикрытием ООН или ОБСЕ).

Военно-стратегические цели войны НАТО против России могут заключаться в установлении полностью контролируемого со стороны США и альянса режима в Москве, а также в создании такой системы военно-политического и стратегического давления, которое вынуждало бы РФ идти на дальнейшие уступки соседним государствам, а также националистическим и сепаратистским группировкам и силам.

Военно-стратегическими целями военно-силовых действий против РФ может быть также отторжение от нее Калининградской области, Северо-Кавказских республик РФ, обеспечение контроля над районами богатыми запасами минеральных ресурсов, и над маршрутами их транспортировки.

Таким образом, военно-политическая обстановка на Западе имеет тенденцию к осложнению, что связано с вовлечением в НАТО новых членов, расширением военных приготовлений альянса, стремлением его руководства выполнять роль главной силы, в том числе, по разрешению существующих противоречий на континенте.

В перспективе ситуация на европейском континенте будет определяться взаимодействием следующих векторов: США – Европа, США – Россия, Европа-Россия. Оставаясь членами НАТО, Франция и Германия будут, в той или иной форме, противодействовать стремлению США к установлению полного доминирования Вашингтона в европейских структурах безопасности, их использованию для достижения своих глобальных целей.

В обозримой перспективе вялотекущие этноконфессиональные конфликты на территории ряда европейских государств, в том числе в постсоветском пространстве, возможно, сохранятся, что будет представлять собой источник потенциальной военной угрозы для безопасности России и ее союзников.

Потенциальные военные угрозы безопасности России со стороны НАТО обусловлены увеличением ее военной мощи, расширением пространственных масштабов деятельности, выходом ОВС и его инфраструктуры на границы РФ.

Особенности геостратегического размещения сил альянса ставят ВС РФ в крайне невыгодное, с точки зрения обеспечения военной безопасности страны, положение. Приближение ОВС НАТО, включая его ядерный компонент к границам РФ, увеличивает опасность его использования против России в случае обострения военно-политической обстановки. Кроме того, постоянное присутствие мощной военной группировки Североатлантического альянса в непосредственной близости от российской территории представляет средство военно-политического нажима и шантажа.

Возможность трансформации военной опасности в военную угрозу в Европейском стратегическом континентальном районе будет определяться не только характером деятельности НАТО, но и способностью России эффективно решать проблемы социально-экономического развития и военной реформы.

Развязывание военных действий в Европе как результат прямой конфронтации России с Североатлантическим союзом можно считать маловероятным. Однако НАТО может попытаться использовать военную силу и другие средства давления в случае обострения на территории России какого-либо этноконфессионального конфликта, что вынудило бы ее идти на уступки националистическим и сепаратистским группировкам, а также тем государствам, которые эти группировки поддерживают.

Распад России на отдельные государственные образования может стать возможным сценарием развитием событий в том случае, если США смогут обеспечить контроль над органами государственного управления РФ, которые окажутся неспособными противостоять центробежным процессам.

Положение в Азии

На Ближнем Востоке мирный процесс зашел в тупик. Вместе с тем, возникновение новой арабо-израильской войны пока представляется маловероятным. Хроническая нестабильность будет постоянным фактором развития военно-политической обстановки в этом регионе в течение весьма длительного периода.

Силовое давление в отношении Ирака со стороны США и Великобритании, возможно, перерастет в прямую агрессию, чтобы добиться ухода с политической арены С. Хусейна и его сторонников, обеспечить приход к власти в стране политиков, свободных от идеологии арабского национализма, и, в конечном итоге, вернуть Ирак в орбиту своего влияния.

Поводом для масштабной военной акции против Ирака являются обвинения в поддержке Багдадом террористических организаций и наличие у него оружия массового поражения. Действительной причиной стремления Вашингтона уничтожить нынешний режим в Ираке, является стремление США установить свой полный контроль над регионом, имеющим большое стратегическое и экономическое значение.

Дестабилизация обстановки в Ираке может привести к геополитическим переменам, связанным с обретением в той или иной форме курдской государственности.

Военно-политическая обстановка на Среднем Востоке в течение длительного времени будет сохранять элементы неопределенности, что обусловлено, с одной стороны, действиями международной коалиции в Афганистане, а с другой – невозможностью в короткие сроки решить проблему национального примирения в этой стране и вывести ее на путь устойчивого развития. Непримиримость интересов различных группировок, острые национально-этнические противоречия, а также объективные трудности, связанные с полным уничтожением террористических отрядов и руководящего ядра движения Талибан, ведут к затягиванию военного противостояния и отодвигают на неопределенное время возможность мирного урегулирования в Афганистане. Консервация неустойчивого внутриполитического положения в Афганистане предполагает сохранение напряженной обстановки на границах с соседними центрально-азиатскими странами. Имеется опасность проникновения отдельных групп экстремистов и на территорию России, вооруженных нападений на пограничные заставы РФ.

С другой стороны, затягивание военной фазы операции в Афганистане создает предпосылки для длительного присутствия США и других государств в Центральной Азии, что соответствует их геополитическим интересам. Террористические акты в США в сентябре 2001 г. были умело использованы Вашингтоном для укрепления своего влияния в южных районах бывшего СССР. Действия США и их западных союзников привели к тому, что все южное подбрюшье России оказалось под контролем ведущих держав стран-членов НАТО.

Цели американской политики в Центральной Азии состоят в том, чтобы обеспечить контроль над запасами нефти и газа и маршрутами их транспортировки, а также осуществлять разведку против РФ и КНР, находясь в непосредственной близости от их границ. Особое значение для укрепления военно-стратегических позиций США в регионе имеет размещение их военных сил вблизи столицы Киргизии, откуда они могут действовать и в направлении Афганистана, и в направлении Каспийского моря. Вследствие того, что Бишкек расположен почти на равном расстоянии между Афганистаном, Каспийским морем и Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая, он имеет исключительную военно-стратегическую ценность для США.

Дислокация 201 дивизии в Таджикистане пока позволяет сохранить российские военно-стратегические позиции в Центральной Азии, однакоотсутствие серьезных российских экономических проектов может негативно сказаться на дальнейшей роли Москвы в регионе.

Военное присутствие США в Центральной Азии, позволяет Вашингтону на длительную перспективу обеспечить формирование выгодной для себя геополитической и геостратегической ситуации. Фактически, США осуществляют передел Центрально-Азиатского региона – традиционной зоны интересов России, Китая, Пакистана и Ирана.

Существующие территориальные, этнические и религиозные противоречия, продолжающееся вооруженное противостояние между Индией и Пакистаном и внутриафганская война, а также усиление влияния исламского фундаментализма обусловливают обстановку повышенной конфликтности на Среднем Востоке.

Особую угрозу миру и безопасности стран региона представляет наличие ядерного оружия и возможность его применения в вооруженных конфликтах Индией, Пакистаном, а также Израилем. К 2015 г. не исключено значительное продвижение работ по созданию ядерного оружия в Иране. В ближайшие годы существует реальная перспектива поступления РСД на вооружение ВС Ирана, Индии, Пакистана. Израильская армия уже имеет их на вооружении. Распространение ядерного оружия и средств его доставки ведет к нарушению стратегической стабильности и нарушению баланса сил в ряде регионов, которые граничат, либо близко расположены к территории России, что затрагивает интересы ее безопасности. Вместе с тем существует опасность того, что экстремистские силы могут попытаться использовать различные виды ОМП для достижения тех или иных целей.

В Центрально-Азиатском стратегическом континентальном районе вероятность агрессии против РФ незначительна. Вместе с тем нельзя полностью исключать возможность того, что, отдельные вооруженные формирования террористического толка могут вмешаться в разрешение противоречий в Таджикистане и развязать пограничный конфликт с Узбекистаном.

Доктринальные установки Ирана не несут в себе конфронтационной, агрессивной направленности. Потенциальные противники, которыми в настоящее время считаются США и Израиль, рассматриваются в большей мере как политико-идеологические, а не военные. Угрозы США в отношении Ирака создают предпосылки для превращения его в союзника Ирана. Главной целью возможной войны провозглашается разгром вторгшегося на территорию Ирана агрессора и защита суверенитета исламской республики. Участие иранских войск в вооруженном конфликте в Закавказье маловероятно, так как это неминуемо приведет к прямому столкновению Ирана с Турцией – членом блока НАТО, что даст повод США выступить на стороне союзника и тем самым реализовать свою угрозу о «наказании» Ирана за его причастность к международному терроризму.

Вовлечение Ирана в вооруженный конфликт на стороне одного из близлежащих конфликтующих государств СНГ маловероятно, так как подобный вариант развития событий может привести к прямому столкновению ВС Ирана с вооруженными силами отдельных государств Содружества, включая Россию. Это противоречит курсу Тегерана на установление отношений стратегического партнерства с Российской Федерацией и развитие тесных союзнических отношений с исламскими странами СНГ. Вместе с тем, наличие противоречий в отношениях между Ираном и Россией по поводу линии разграничения в Каспийском море создает предпосылки для возникновения конфликтов между прикаспийскими государствами. Кроме того, не исключено, что иранское руководство попытается использовать проблемы, с которыми сталкивается Россия на международной арене, и в области внутреннего развития для достижения своих интересов за счет РФ.

Таким образом, в ближайшей перспективе вооруженная агрессия на этом направлении непосредственно против России маловероятна. Тем не менее, в дальнейшем угроза интересам РФ может возникнуть при попытке вмешательства во внутренние дела государств ближнего зарубежья под предлогом проведения миротворческих либо антитеррористических операций.

Необходимо отметить, что нынешняя ситуация на южных границах Российской Федерации имеет не узкорегиональный характер, а представляет собой целый узел противоречивых проблем широкого международного плана, в том числе и в контексте стратегических отношений Россия – Запад.

Военно-политическая и военно-стратегическая обстановка на Дальнем Востоке формируется под воздействием укрепления международных позиций КНР, других новых индустриальных стран и усиливающимся соперничеством государств региона.

Особое влияние на формирование ситуации в регионе оказывает Япония, которая традиционно следует в фарватере внешней и военной политики США. В настоящее время Япония продолжает активно наращивать свой военный потенциал и сотрудничество по военной линии с США. По взглядам военно-политического руководства Японии, развязывание крупномасштабной войны с сопредельными странами в ближайшие годы маловероятно. Вместе с тем не исключается возможность возникновения в АТР региональных вооруженных конфликтов различной интенсивности, которые могут затронуть интересы этого государства.

Японское руководство не рассматривает ни одно конкретное государство в качестве потенциального противника. К основным факторам угрозы стабильности и миру в АТР им отнесены сохранение напряженности на Корейском полуострове и наличие территориальных притязаний ряда стран региона на острова Спратли в Южно-Китайском море. Обеспокоенность проявляется также по поводу модернизации Китаем вооруженных сил и демонстрируемой им решимости использовать силу для защиты национальных интересов. Кроме того, настороженность Японии вызывает неопределенность целей содержания Россией на Дальнем Востоке крупной группировки войск.

С учетом современных тенденций в развитии военно-политической обстановки основные усилия в обеспечении безопасности Япония сосредоточивает на комплексном применении дипломатических, политических, экономических, военных и других средств в интересах достижения целей национальной политики, а также предотвращения конфликтов в прилегающих районах либо их быстрой локализации. Этот подход положен в основу японской «концепции комплексного обеспечения национальной безопасности», которая составляет политическую основу военной доктрины Японии. Строительство японских вооруженных сил осуществляется в соответствии с концепцией «базовых оборонительных сил», которая предусматривает создание Японией минимально необходимых вооруженных сил, предназначенных для отражения прямой агрессии.

Конституцией страны и японо-американским договором о взаимном сотрудничестве и обеспечении безопасности предусматривается применение национальных вооружённых сил в военных действиях только в рамках операций по отражению агрессии против Японии и только на территориях, находящихся под японским управлением. Эти операции, в зависимости от масштабов агрессии, могут проводиться как самостоятельно, так и во взаимодействии с ВС США. Кроме того, Япония может оказывать тыловую поддержку ВС США при возникновении чрезвычайной ситуации в регионе, затрагивающей интересы Токио.

Несмотря на прогресс в развитии двусторонних отношений, Россия и Япония все еще далеки от заключения мирного договора. Учитывая трудности периода, переживаемого Россией, японская сторона, по-видимому, будет стремиться использовать свои финансовые и другие экономические возможности, чтобы добиться уступок в вопросе окончательного территориального разграничения.

Отношения между КНР и США имеют большое значение для развития военно-политической и военно-стратегической обстановки в АТР. Набирающий политическую, экономическую и военную силу Китай будет стремиться к тому, чтобы постоянно демонстрировать свою готовность защищать собственные национальные интересы и ограничить области американского доминирования. При этом не исключена возможность обострения обстановки вокруг Тайваня. Однако, китайская сторона будет стремиться избегать разрыва отношений с США.

Учитывая огромную численность китайского населения и высокие темпы его прироста, руководство Китая будет проводить политику поощрения эмиграции своих граждан в другие страны, включая дальневосточные регионы РФ. Исходя из того, что в общественном мнении населения КНР по-прежнему присутствуют стереотипы, связанные с существованием пограничной проблемы в российско-китайских отношениях, не исключена возможность того, что по мере дальнейшего укрепления экономического и военного потенциалов, территориальные претензии к РФ вновь станут частью официальной политики Пекина. При возникновении кризисной ситуации в двусторонних отношениях КНР может пойти на ввод своих вооруженных сил на территорию РФ под предлогом защиты безопасности и интересов проживающих на Дальнем Востоке китайцев.

На вооруженные силы КНР возложены две основные внешние функции: сдерживание потенциальных противников от попыток военного давления и защита национальных интересов военно-силовыми способами. Они нацелены на ведение в основном оборонительных действий. Вместе с тем не исключается, в определенных условиях, проведение наступательных операций различного масштаба с ограниченными целями – захват спорных территорий, установление контроля над акваториями, разгром приграничных группировок противника и т.п.

Ядерное оружие рассматривается, главным образом, как средство стратегического сдерживания и устрашения. Однако, учитывая огромную численность китайского населения и ментальность сознания китайцев, можно предположить, что, в крайнем случае, руководство страны может пойти на риск применения ядерного оружия, ущерб от использования которого окажется неприемлемым для потенциального противника и допустимым для достижения тех или иных политических целей КНР.

Нанесение внезапных массированных авиационных и ракетных (в обычном снаряжении) ударов с одновременным радиоэлектронным подавлением системы управления противоборствующей стороны, осуществление ударов скрытно сосредоточенной мощной группировки сил быстрого реагирования (СБР) и активное использование всех форм и способов информационной войны рассматривается китайскими военными специалистами в качестве основного способа войны с потенциальным противником в условиях резкого обострения военно-политической обстановки.

Кроме того, не исключается и другой вариант: развертывание активных действий в информационном пространстве, постепенное наращивание политического и экономического давления на потенциального противника с последующим демонстративным развертыванием ударных группировок СБР, усиленных объединениями и соединениями главных сил под видом учений или маневров, постоянное увеличение числа пограничных инцидентов, переходящих в авиационные и ракетные удары, а в последующем и проведение наступательных операций различного масштаба.

Обста



2019-07-03 746 Обсуждений (0)
Военно-политическая обстановка в Европе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Военно-политическая обстановка в Европе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (746)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)