Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Революционные теории Ж.П. Марата



2019-07-03 240 Обсуждений (0)
Революционные теории Ж.П. Марата 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Глубокие социальные потрясения неизбежно вели к обострению политических противоречий.60-70-е годы XVIII в. в Англии заполнены напряженной политической борьбой против правления олигархии. Эта бурная социальная среда не могла не оказать воздействие на формирование политических и социальных взглядов Марата.

В декабре 1774 года в Лондоне на английском языке была издана первая политическая книга Марата "Цепи рабства". Она во многом носила следы влияния Руссо и Монтескье. Выступая непримиримым врагом деспотизма, прослеживая эволюцию разных его форм на отдельных этапах истории общества, наконец, выдвигая, положительную программу эгалитаристского строя, Марат в значительной мере следовал за Руссо. Однако в существенных вопросах Марат оставил Руссо позади. Указывая на связь богатства и деспотизма, он приходит к заключению, что антагонизм между феодальным дворянством и либеральной буржуазией является менее острым по сравнению с противоречием между богатыми и бедными, которое гораздо острее.

Удручающий пессимизм - отличительная черта сочинения Марата. Его учитель и наставник Руссо тоже не уповал особо на будущее, обнаруживая "золотой век" лишь в прошлом. Но он, во всяком случае, размышлял о перспективах более справедливого будущего общества и выдвигал хотя и утопические, но все же обнадеживающие планы.

Марат совершенно не занимается конструированием будущего: он просто не верит в возможность улучшения участи бедняков. Однако в противоречии с этим мрачным тупиком, из которого нет выхода, он детально, подробно, страстно и заинтересованно пишет, вернее, мечтает о революции, о насильственном перевороте с целью свержения тирании. "Цепи рабства" фактически первая в истории попытка не создать, но по крайней мере вообразить тактику революционного переворота. В этом и состоит значение труда Марата, его новизна, оригинальность и ценность.

Марат воодушевлен, буквально одержим идеей вооруженного восстания народа. Но одновременно его терзают тревожные сомнения. Он предупреждает о многочисленных опасностях, которые обрекают восстание на поражение. Главное условие успеха - его всеобщность, максимально широкое дружное, массовое участие в нем.

Марат хочет всеобщего, как можно более всеобъемлющего участия в революции всего народа. Однако он с горечью признается, что надеяться можно только на самых бедных, которым нечего терять, но которые ничего и не приобретут. Поэтому и на них надежды и плохи.

Марат сам не верит в предлагаемую им революционную тактику. Сознание обреченности пронизывает всю революционную риторику Марата. "Цепи рабства" - это удивительное пророчество сложного, противоречивого, трагического пути, которым пойдет Французская революция. Это пока еще смутное, подчас туманное, но фантастически верное предсказание всех тех трудностей, невероятно сложных катаклизмов и конечной гибели дела народной революции.

Вскоре после издания "Цепей рабства" Марат в 1776 г. выезжает в Париж, начинается следующий этап его жизни и политической деятельности. В 1777 г. Марат получает официальную должность врача лейб-гвардии и за 15 месяцев пребывания в Париже делает блестящую карьеру. Но благополучие, обретенное Маратом, не только не излечило его от революционных настроений, выраженных им в "Цепях рабства", а лишь усилило их. Марат пишет свой "План уголовного законодательства", хотя он и не был юристом, и не имел ни знаний, ни практики в этой области. Марат написал новое разоблачение несправедливого общества. В этом его отличие от "Цепей", где главное - призыв к насильственному ниспровержению деспотизма.

Исходный пункт рассуждений Марата - по-прежнему идеал Руссо. Он и начинает с утверждения, что все государственные учреждения являются результатом не общественного договора, как это должно было бы быть, а насилия: "Все государства были созданы с помощью насилия, убийства, разбоя, и у власти поначалу не имелось никаких иных полномочий, кроме силы".

Марат, как и всегда, исходит исключительно из общих моральных принципов. Никакого намека на попытку выяснить социально-экономическое происхождение государства. Правда, на этот раз он гораздо ближе подходит к этому, проводя мысль, что все законы - орудие господства богатых над бедными, что собственность - результат "первого захвата". Поэтому Марат делает вывод, опрокидывающий любое уголовное законодательство: "Кто крадет, чтобы жить, пока он не может поступить иначе, лишь осуществляет свое право". Мало того, он считает, что в преступлениях повинны не преступники: "Почти повсюду правительство само вынуждает бедняков к преступлению, отнимая у них средства к существованию".

Если в первом своем революционном произведении Марат осуждал глупость, доверчивость, покорность народа, то здесь он проявляет сочувствие, сострадание к угнетенным и униженным. Человек, которому создали репутацию "кровожадного", обнаруживает искреннее чувство милосердия. "Жестокость пыток и казней препятствует соблюдению законов" - утверждает Марат и даже предлагает резко ограничить применение смертной казни.

Марат столь же оригинален в оценке так называемых государственных преступлений. Он делит их на две группы: ложные и подлинные. Ложные государственные преступления, которые он оправдывает, - это любое выступление, прямое или косвенное, против несправедливого государственного порядка. Подлинное государственное преступление - это действие представителей властей против народа, ограбление, обман и угнетение народа.

Таким образом, Марат написал не проект уголовного кодекса, а обвинительное заключение против властей. Он сам позднее писал о своем новом сочинении, что оно "может быть, наименее несовершенное из всех, мной написанных", ибо "точка зрения, развитая в нем, поможет установлению царства справедливости[2]".

Новое сочинение Марата являлось, конечно, вовсе не юридическим. Это был моральный и политический трактат, написанный в разгар успешной медицинской карьеры. Поэтому он и публиковал его без подписи, иначе произошел бы скандал, ибо официально Марат тогда лишь тайно и урывками обращался к политике.

Как и в "Цепях рабства", в "Плане уголовного законодательства" Марат выступает как смелый и решительный революционный демократ - буржуазный революционный демократ, конечно. И в "Цепях рабства" и в "Плане уголовного законодательства" наибольшее место уделено критике деспотизма во всех его проявлениях, разоблачению и резкому осуждению абсолютистского режима.

Стабильная карьера и довольно прочное материальное благополучие заканчивается для Марата в 1784 г. Он теряет свою должность врача лейб-гвардии и свое жалованье, наступают наиболее трудные годы его жизни. Постоянное стремление к славе все чаще сменяется судорожными поисками хлеба насущного. Летом 1788г. тяжелая болезнь обрушивается на Марата.

В начале 1789 г. Марат анонимно издает в Париже брошюру под названием "Дар отечеству", а в апреле 1789 г. - тоже анонимно - ее продолжение в виде новой брошюры, озаглавленной "Добавление" к "Дару отечеству".

"Дар отечеству" и "Добавление" к нему по тем политическим требованиям, которые выдвигает в них Марат, существенно не отличаются от других многочисленных политических произведений, появившихся во Франции накануне созыва Генеральных штатов. Мысли о суверенной власти народа, о том, что только народу принадлежит высшая власть в государстве, - эти мысли, настойчиво защищаемые в обоих произведениях, пользовались в то время широким распространением.

И все же "Дар отечеству" и "Добавление" в некоторых своих чертах существенно отличались от других родственных им по тематике произведений. В отличии от своих прежних произведений, где огонь критики направлялся почти в равной мере и против феодально-абсолютистского режима, и против нарождавшихся форм капиталистического гнета, в своих новых политических брошюрах Марат сосредотачивает всю силу критики на феодально-абсолютистском строе и его учреждениях.

Спасительный кризис, возрождение мужества наступили, когда больному Марату рассказали, что решено созвать Генеральные штаты. В отличие от множества французов, да и от самого Людовика XVI, пожалуй, полагавших, что дело сведется лишь к перераспределению в сборе налогов, Марат сразу почувствовал, что наступила революция.




2019-07-03 240 Обсуждений (0)
Революционные теории Ж.П. Марата 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Революционные теории Ж.П. Марата

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)