ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО РАХМАНИНОВА
ПЛАН 1. Новаторство тематизма 2. Произведения 3. Особенности стиля 4. Эволюция 5. Образные сферы КОНСПЕКТ Рахманинов как пианист и фортепианный композитор принёс нового героя – мужественного, волевого, сдержанно-сурового, обобщая лучшие черты интеллекта того времени. Этот герой лишён раздвоенности, мистики, он выражает тонкие, благородные, возвышенные чувства. Также Рахманинов обогатил русскую фортепианную музыку новыми темами: трагической, национально-эпической, пейзажной лирикой, очень широким спектром лирических состояний, русской колокольностью. Наследие композитора в фортепианном жанре можно условно разделить на две группы: • 1 группа – пьесы для ф-но solo. Это пьесы-фантазии, музыкальные моменты, прелюдии ор. 23 и ор. 32, этюды-картины, транскрипции собственных романсов и сочинений других авторов. • 2 группа – крупные произведения: 4 концерта, «Рапсодия на тему Паганини», 2 сонаты, Вариации на тему Корелли. Между двумя группами сочинений есть принципиальная разница: сочинения 1-й группы Рахманинов закончил писать в России, а сочинения 2-й группы писал охватывают всю жизнь композитора. Таким образом, произведения крупной формы наиболее полно раскрывают эволюцию творчества, а сольные пьесы помогают понять становление. Пианисты такого масштаба как Рахманинов рождаются раз в 100 лет. Рахманинов-пианист был кумиром концертной аудитории, покоривший весь мир. Дал 25 концертных сезонов. На гастроли возил рояль в прицепном вагоне, в Японию возил два рояля. Особенности фортепианного стиля С.Рахманинова • Рахманиновский пианизм отражает стиль большой концертной эстрады, для которого характерна масштабность форм, виртуозность, динамика, мощь, рельефность. Несмотря на это, есть пьесы тончайшей, филигранной работы. • Фортепианная техника Рахманинова – в стиле романтического пианизма Листа, Рубинштейна: двойные ноты, октавно-аккордовые пассажи, скачки, пассажи мелких нот, многозвучные аккорды с большой растяжкой и т.д. • Виртуозная техника – только средство передачи настроения, содержания, поэтому о технике Рахманинова мало писали. Главенство содержания отличает именно русскую исполнительскую школу. • Ритмика – мощная, стальная. Характерна склонность к повторности простых метроритмических формул. • Фактура многослойная, но дифференцированная. Внутри звуковой ткани есть регистровое расположение материала, разделение функций между голосами, ближний и дальний планы, может возникать подобие обратной перспективы русских икон (значимость планов обратна их пространственному расположению). • Мелодия может располагаться в разных фактурных слоях. Она имеет вокальную природу (сплав народной протяжной песни и знаменного распева). Кроме того, опора на песенное дыхание, голос ясно слышна в подъёмах и спадах фраз, в динамике, артикуляции, цезурах. В подлинной жизни мелодии, в её способности длиться, пребывать в широчайших пределах музыкального времени проявилось полифоническое богатство фортепианных творений Рахманинова. • Каждый созданный образ имеет регистровую, тембральную неповторимость. Главенствует басовое звучание. «Басы жизни» (Т. Манн), основы бытия, к которым привязана мысль художника, с которой соотносится его эмоциональный мир. Нижние голоса динамически и артикуляционно образуют самый выразительный, самый характерный план звучания. Также любил располагать мелодию в среднем, виолончельном регистре. Рахманиновское фортепиано подобно виолончели в неторопливости, в способности выразить медленное течение времени. • Рахманинов открыл для фортепианной музыки область колокольности, богатую мировоззренческим смыслом, экспрессией, колоритом. Звон колоколов являлся звуковой средой, в которой пребывали музыканты России. Рахманинов нашёл в звоне постепенность ухода, звон стал «вопрошанием о небытии». • В итоге звучащий образ фортепиано, созданный Рахманиновым, есть воплощённое переживание широты и благодати земных стихий, материального бытия. Фактурные, динамические, регистровые, педальные решения Рахманинова служат передаче цельного, сплошного, наполненного свойства и воплощению бытия. Эволюция • Ор. 3 – Прелюдия, Элегия, Мелодия, Серенада, Мазурка. Названы «пьесы-фантазии». Скомпонованы по принципу контраста – элегическая лирика и героический эпос. • Ор. 10 «Салонные пьесы» – Баркарола, Вальс, Романс, Мелодия и др. Они менее известны, в них Рахманинов отдаёт дань салонной традиции. • Ор. 16 «Музыкальные моменты». Характерный романтический жанр (Шуберт). В цикле развивает идею «от мрака к свету» – от трагизма разных аспектов через протест к упоению жизнью. Центральный образно-смысловой стержень – пьесы № 3 и 4 – трагическое начало и перелом, протест. • Прелюдии ор. 23 (10 пьес, 1901 г.), ор. 32 (12 пьес, 1910 г.), этюды-картины ор. 33 (10 пьес, 1911 г.), ор. 39 (12 пьес, 1917 г.).Углубляет содержание пьес. Как правило, все написаны в сложной трёхчастной форме с динамизированной репризой. Эти пьесы подлинно симфоничны – сквозное развитие, черты конфликтности. Реприза – как исход, этап прожитого, выход из борьбы. В данных пьесах происходит кристаллизация рахманиновского фортепианного письма: с одной стороны, детализация, с другой – листовский симфонизм. Характерные образные сферы: 1. элегии, пейзажи (преобладают); 2. празднично-торжественные; 3. эпические; 4. пьесы драматические и трагические.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1725)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |