Формы и характеристика искусственных монополий
Искусственные монополии образуют следующие объединения: картель, синдикат, трест, концерн. 4 вида искусственных монополий: Картель Синдикат Трест Концерн Картель- союз предприятий одной отрасли промышленности, в котором участники сохраняют свою собственность на средство производства и создаваемую продукцию, но при продаже товара, договариваются о квоте (доле в общем объёме рыночной продукции) и ценах. В последнее время активно действует форма картеля – пул. Картель объединяет в общий суммарный объём прибыли всех предприятий, распределение осуществляется в соответствии с ранее согласованными процентами. Синдикат – объединение предприятий, производящих однородную продукцию, при этом участники сохраняют собственность на средство производства, но готовая продукция реализуется как общее достояние через специально создаваемую торговую контору. Трест – объединение организаций определённой отрасли, в котором создаётся совместная собственность группы предпринимателей на средство производство и готовую продукцию. Как правило, тресты формируются в строительных отраслях, гораздо реже в банковских. Концерн – наиболее современная форма монополистических объединений, союз формально независимых предпринимателей (сфера услуг), реже концерны, объединяющие промышленность и торговлю. Данная система характерна, как правило, для транснациональных корпораций, головная компания берёт на себя организационно-финансовые функции по отношению ко всем остальным участникам. Общее в системе ТНК то, что со временем вслед за их формированием создаются транснациональные банки. Консорциум – временное объединение предприятий, учреждений и организаций различного профиля, создаваемые на определённый период для реализации каких-либо проектов (природоохранный, исследовательский). Участники консорциума входят в данное объединение и участвуют в нём на условиях денежных взносов, кроме того консорциумы имеют определённые выгоды: бюджетные субсидии, беспроцентные кредиты, налоговые преференции, поскольку реализуются данные проекты в общенациональных интересах. Олигополия – рыночная структура, определённая отрасль хозяйства, в которой несколько крупных компаний на основе неформальных соглашений контролируют деятельность своих конкурентов (криминальный уклон бизнеса). В отличие от естественных монополий искусственные монополии регулируют рыночные цены по своему усмотрению, при этом монополистические объединения не учитывают объективно необходимый объём продукции для общества. Они воздействуют на объём спроса в своих интересах, устанавливая выгодную цену. Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке. Антимонопольная политика — комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам рынка возможно равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкурентной борьбы. Основными целями антимонопольной политики являются: а) запрещение антиконкурентной деятельности, включающей соглашения о фиксировании цен или разделе территорий, ценовой дискриминации, а также связывающие соглашения; б) разделение монопольных структур. В современной юридической теории такими структурами являются те, которые обладают избыточной рыночной силой (большой долей рынка), а также осуществляют антиконкурентные действия. Кроме ограничения поведения существующих фирм, антимонопольное законодательство предотвращает образование слияний, которые могут снизить уровень конкуренции. Сегодня горизонтальные слияния (между фирмами одной и той же отрасли) являются основным источником для беспокойства, а к вертикальным слияниям (между фирмами смежных отраслей) и конгломератам (между несвязанными фирмами) относятся более терпимо. По мнению многих специалистов, в современной экономике - с интенсивной конкуренцией с иностранными производителями и в дерегулируемых отраслях - антимонопольная политика должна главным образом концентрироваться на предотвращении сговоров, таких, как например, сговор о фиксировании цен. Один из элементов в любой системе антимонопольного регулирования — перечень форм недобросовестной конкуренции, которые не должны иметь место. В России к ним относятся: · распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; · введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, качества и потребительских свойств товара; · некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; · получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца; · самовольное использование знака фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта. Современная антимонопольная политика направлена на: · использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства; · недопущение или ограничение искусственной монополии.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (794)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |