Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Связь темы учебного занятия с предыдущими темами:



2019-07-03 206 Обсуждений (0)
Связь темы учебного занятия с предыдущими темами: 0.00 из 5.00 0 оценок




- существование двухуровневой банковской системы

- с юридической точки зрения: ЦБ – орган государственного регулирования и банк банков

Актуальность темы определяется тем, что наблюдается в 2009г. рецессия и КБ получили государственную помощь, ЦБ РФ должен проверить эффективность использования этих средств.
Исходя из статуса ЦБ РФ, все отношения ЦБ РФ с КБ делятся на две категории: правовые и договорные.

Как единый эмиссионный центр страны, ЦБ РФ во взаимодействии с правительством разрабатывает единую кредитную денежную политику, монопольно эмитирует наличные деньги и организует их обращение и изъятие из обращения.

Как орган государственного регулирования и контроля банковской системы ЦБ РФ:

- выдаёт лицензию на ведение банковской деятельности

- определяет размеры обязательных резервов предназначенных для обеспечения финансовой устойчивости банка

- устанавливает правила проведения банковских операций, сделок, проведения расчётов

- контролирует деятельность коммерческих банков

- может выпускать нормативные акты в пределах своей компетенции

Все нормативные акты, выпускаемые ЦБ РФ, делятся на три категории: указания, положения, инструкции. Указания вводят в действие новые и отменяют действие утративших силу нормативных актов. Положения системно определяют порядок деятельности в отдельных областях работы банка, например, существует положение о безналичных расчётах в РФ. Инструкции определяют порядок применения законов и выполнения отдельных действий и операций.

Непосредственное взаимодействие Банка России с банками при выполнении регулирующих и контрольных функций осуществляется через главные территориальные управления (ГТУ), которые имеют аналогичную ЦБ РФ структуру и взаимодействуют с банками и их подразделениями на местах. ГТУ Банка России работают на основании положения, не являются юридическими лицами, а их руководители действуют на основании доверенности.

Нормативной базой для работы ЦБ РФ в составе банковской системы являются следующие положения.

Закон «о ЦБ РФ»:

Ст.4 Банк России устанавливает правила осуществления расчётов (платежей) России, устанавливает правила осуществления банковских операций, бухучёта и отчётности для банковской системы, отзывает лицензии банков и аудиторских организаций, ведёт надзор за деятельностью банков.

Ст. 8 По тем вопросам, которые отнесены законами к компетенции Банка России, он издаёт нормативные акты по финансово-экономической деятельности.

Ст. 16 Совет директоров Банка России принимает решения о порядке формирования банками резервов и о величине резервных требований.

Ст. 53,55 и 80 определяют, что Банка России является органом государственного валютного контроля и валютного регулирования , органом регулирования и надзора за деятельностью в банковской сфере, органом регулирующим, лицензирующим и координирующим организацию расчётных, в том числе клиринговых систем в России. Он устанавливает формы, правила, стандарты и сроки проведения безналичных платежей.

Ст. 59 Банк России может предъявлять квалификационные требования к главным бухгалтерам и руководителям исполнительных органов банка.

Ст. 74 Банк России выполняет регулирующую, надзорную функции, проверяет банки и их филиалы, направляет им необходимые для исполнения предписания по устранению нарушений, а также применяет к ним законные санкции.

Ст. 75 Банк России в случае нарушения законов, его предписаний, непредставления информации или представления неполной или недостоверной информации, имеет право требовать от банка устранения, выявленных нарушений, взыскать штраф, ограничить проведение отдельных операций на определённое время. При нарушениях и не исполнении предписаний, а также в случае возникновения угрозы интересам кредиторов Банка России может:

1) взыскать с банка штраф

2) потребовать от банка провести его финансовое оздоровление, заменить его руководителей или провести реорганизацию банка

3) временно изменить для банка значение обязательных нормативов

4) временный запрет на выполнение отдельных банковских операций, предусмотренных его лицензией, а также запрет на открытие филиалов

5) назначить временную администрацию по управлению банком.

Как банк правительства ЦБ РФ выступает агентом при размещении государственных ценных бумаг, осуществляет мониторинг рынка государственных ценных бумаг, проводит операции на открытом рынке. При этом он может на договорной основе привлекать к выполнению этих операций коммерческие банки, в частности, выделять «уполномоченные банки».

Как банк банков ЦБ РФ выступает кредитором последней инстанции, открывая банковские счета и организуя расчёты между коммерческими банками с использованием сети рассчётно-кассовых центров. Если ЦБ РФ выступает в роли банка банков, то между коммерческим банком и ЦБ РФ имеют место договорные отношения в следующих случаях:

1) установление корреспондентских отношений между ЦБ РФ и банком, выполнение расчётно-кассового обслуживания Банком России коммерческого банка

2) получение в Банке России кредитов банком

3) размещение временно свободных денег в Банке России банком.

Договорные отношения между Банком России и банком основываются на нормативной базе, в частности, согласно ст. 28 ФЗ «О банках и банковской деятельности» на договорных началах осуществляются кредитные отношения.

Списание средств со счётов кредитной организации производится по её распоряжению, либо с её согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Эти положения закона уточняются нормативными документами Банка России, в частности, определено, что ни один банк не может обойтись без открытия корреспондентского счёта в Банке России, а точнее в расчётно-кассовом центре ЦБ РФ по месту своего расположения.

При таких отношениях коммерческие банки взаимодействуют с Банком России в рамках двух типов подразделений расчётно-платёжной сети Банка России, а именно с расчётно-кассовыми центрами (РКЦ) и операционно-кассовыми центрами (ОКЦ).

ТЕМА 10

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА С ДРУГИМИ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Коммерческие банки могут взаимодействовать между собой по нескольким направлениям:

1. Коммерческие банки организуют ассоциации коммерческих организаций (некоммерческие банки)

2. Могут объединяться в банковские группы и холдинги (для совместной инвестиционной или профессиональной деятельности)

3. Корреспондентские отношения коммерческих банков

В законе «О банках и банковской деятельности» ( ст.3. «Союзы и ассоциации кредитных организаций») сказано: « Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли, для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных международных связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещается осуществление банковских операций. Союзы и ассоциации кредитных организаций создаются и регистрируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Союзы и ассоциации кредитных организаций создаются и регистрируются в порядке, установленном законодательством РФ для некоммерческих организаций. Наиболее известными организациями коммерческих банков России являются ассоциации российских банков и ассоциации региональных банков России.

Глобализация социально-экономической жизни и процессы концентрации капитала привели к появлению и возрастанию роли в составе банковской системы страны и в международном масштабе банковских групп и холдингов. В России банковской группой признаётся не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна кредитная организация (называемая головной) прямо или через третье лицо оказывает существенное влияние на принимаемые органами управления других кредитных организаций решения. Эта трактовка близка к понятию аффилированное лицо, т.е. связанные между собой.

Банковским холдингом в РФ названо не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации или нескольких кредитных организаций, в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (называемое головной организацией банковского холдинга), имеет возможность прямо или через третье лицо оказывать существенное влияние на решения, которые принимаются органами управления входящих в холдинг кредитных организаций.

Существенным влиянием называют возможность определять решения органов управления юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности.

При этом законодательно определены причины, позволяющие осуществлять такое влияние-участие в уставном капитале или на основе договора, заключённого между юридическими лицами, которые входят в состав банковской группы или банковского холдинга.

Формами такого влияния выступают: возможность назначать единоличный исполнительный орган или более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица.

Головная организация банковской группы или холдинга обязана уведомить в установленном порядке Банк России о создании банковской группы или холдинга. Помимо головной организации в банковской группе или холдинге может создаваться управляющая компания. Управляющая компания банковского холдинга создаётся как хозяйственное общество, основной деятельностью которого является управление кредитными организациями, входящими в банковский холдинг. В современном мире 80% рынков монополизированы корпорациями, в состав корпораций как правило входят коммерческие банки и страховые компании. В организации деятельности коммерческого банка нельзя приуменьшать значение коммерческого банка с небанковскими кредитными организациями (клиринговые организации, биржи и т.д.), а также вспомогательными организациями (инкассация средств, охранная деятельность, обслуживание технических средств).
ТЕМА 11

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА С КЛИЕНТАМИ

Стр.94-108

При анализе взаимоотношений банка с клиентами необходимо помнить, что деятельность банка носит коммерческий характер и ориентировано на получение прибыли.

С бухгалтерской точки зрения прибыль – это положительная разница между доходами и расходами коммерческого банка.

Доходы банка могут быть классифицированы по ряду признаков:

Доходы от активных и пассивных операций.

Доходы от пассивных операций образуются за счёт открытия счетов клиентов, ведения счета.

Доходы от активных операций делят на операционные и неоперационные доходы:

-процентные

-непроцентные доходы

Процентные доходы – это полученные в виде процентов за выданные кредиты, за средства размещённые в ЦБ РФ, полученные по договорам ЦБ РФ эмитентам, по лизинговым операциям и

другие.

Непроцентные доходы – это доходы банка, полученные от валютно-обменных операций, операций доверительного управления (траста), долевого участия в деятельности других коммерческих организаций, дивиденты по акциям, предоставление клиентам сейфов и другое.

Неоперационные (прочие доходы) могут иметь место в результате:

1. Оказания услуг (информационных, по обучению, консультациям и т.д.)

2. Возмещение за причинённый ущерб

3. Доходов от продажи имущества, в том числе реализации залогов

4. Поступления сумм списанных как безнадёжные долги и возвращенные заёмщиком

5. Полученных банком штрафов, пени, неустоек

6. Доходы от положительных курсовых разниц, от переоценки принадлежащих банку ценных бумаг, валюты, драгоценных металлов и др.

Расходы коммерческих банков так же делятся на операционные и прочие (неоперационные).

Операционные расходы – это расходы на обеспечение функционирования банка. Их так же делят на процентные и непроцентные расходы.

Процентные расходы включают: уплаченные банком проценты за привлечённые ( в том числе путём выпуска собственных ценных бумаг) денежные ресурсы.

Непроцентные расходы коммерческого банка включают:

1. Расходы на заработанную плату сотрудникам

2. Представительские, комиссионные, компенсационные расходы

3. Эксплуатационные расходы (расходы на ведение дела: рекламу, аренду, ремонт, расходные материалы и т.п.)

4. Расходы на создание резервов для покрытия возможных убытков и другое.

Расходы на создание резервов для покрытия возможных убытков .

Общий подход к управлению прибылью состоит в её максимизации. Для максимизации прибыли необходимо одновременно максимизировать доходы и минимизировать расходы коммерческого банка.

Центральной функцией коммерческого банка является посредничество в кредите.

Обслуживание банком клиентов состоит в том, что он взаимодействует с двумя группами клиентов. Предоставляя свои услуги клиентам коммерческий банк должен учитывать закон спроса и предложения на его услуги. В зависимости от специфики клиентов банк может разрабатывать для них отдельные маркетинговые программы, а также банковские продукты.

Структура и соотношение различных видов доходов и расходов зависит от специализации и стратегии банка. Все банки делятся на специализированные и универсальные.

Стратегия банка может включать 2 составляющие:

1. Стратегия инновационной, инвестиционной деятельности

2. Стратегия ценовой, неценовой конкуренции для привлечения клиентов

Стратегия ценовой конкуренции – привлечения клиентов предполагает предоставление услуг клиентам по ценам более низким, чем у конкурентов

Стратегии неценовой конкуренции, неценовых мотивов в привлечении клиентов может заключаться в активной инновационной деятельности банка по созданию новых банковских продуктов и услуг, повышении качества услуг.

Понятие клиенты банка может трактоваться различно: юридические и физические лица.

Клиентов можно делить на постоянных и случайных. Постоянные, т.е. имеющие счёт в данном банке.

Банковский продукт – это способ , которым банк готов предоставить или предоставляет ту или иную услугу нуждающемуся в ней клиенту.

Банковский продукт – это упорядоченный, внутренне согласованный и чаще всего документально оформленный комплекс взаимосвязанных технико-экономических, информационных, финансовых, юридических и иных действий и процедур, составляющих целостную систему действий сотрудника банка или отдельных подразделений банка, связанную с обслуживанием клиента и характеризующуюся единством и завершённой технологией обслуживания клиентов.

Банковский продукт может трактоваться как результат банковской технологии, который удовлетворяет потребность клиента в чём-то и в определённой степени с конкретными затратами времени и средств.

Банковская операция – часть банковской технологии, которая представляет собой непосредственно практические действия или упорядоченные внутри согласованные действия работ ников банка в процессе обслуживания или в оказании конкретной банковской услуги.

Банковская услуга – результат банковской операции, её положительный итог или эффект, состоящий в удовлетворении заявленной клиентом потребности.

В России юридическим лицам являющиеся коммерческими организациями банки открывабт расчётные счета, для юридических лиц, которые являются некоммерческими организациями, открываются текущие счета, для бюджетных организаций открываются бюджетные счета.

Кредит – это один из важнейших признаков, который определяет само понятие банка. Основные понятия банковского кредита определены в ГК РФ.

Понятие займа и кредита близки, но не совпадают. Кредит выступает как частный случай займа.

Одной из сторон является банк –всегда срочность и всегда платность.

Банковские предложения могут быть активными и пассивными. Активные и пассивные операции взаимосвязаны, что предполагает совместное управление активами и пассивами.

По технике предоставления кредиты бывают:

· Кредиты с одной суммой

· Кредиты с овердрафтом, при которых клиенту он же заёмщик, предоставляется право оплачивать со своего счёта больше суммы, чем реально есть у него на определённый момент времени, т.е. имеет на счёте дебетовое сальдо. Размер, сроки и объём овердрафта могут быть оговорены в договоре.

· Открытие кредитной линии, которая может быть простой и возобновляемой (револьверной) кредитной линией, которая включает онкольную (до востребования) кредитную линию.

Онкольная кредитная линия - является такой схемой, при которой кредитование ведётся в пределах суммы, которая связана с долговыми обязательствами. Например, с векселями заёмщика в рамках согласованного заёмщиком периода времени и с возможностью восстановления лимита кредитования при частичном погашении суммы.

Современным видом кредитования считают кредитную линию, контокоррентный кредит, овердрафт, учёт векселей, ссуды под залог векселей, авалирование (выдача гарантий), ипотечное кредитование.

Контокоррентный кредит – это кредит для осуществления платежей, формирования оборотных активов заёмщика на возобновляемой основе на протяжении срока действия договора.

Корпорация – крупная акционерная компания, имеющая филиалы за границей.

Виды корпораций:

· Синдикат

· ТНК – считается компания, которая имеет филиалы, не менее 6 филиалов , и оборот не менее 100 млн. $ США

· Многонациональные корпорации – производственные предприятия на основе национальных капиталов из двух или более государств

· Международные – консорциумы, временные объединения промышленных научно-технических концернов с определённой целью

· Глобальные корпорации – международные, имеющие широко диверсифицированную в национальном аспекте структуру капитала, ведущие свою деловую активность в масштабах своего делового пространства

Часто организация работы банка зависит от системы организации банка.

Синдикат – организационно оформленное объединение сбыта продукции, сырья через единый орган, создаваемый в форме общества с ограниченной ответственностью. Выполнение закупки сырья как правило поручается одному из участников. Члены синдиката сохраняют свою юридическую, производственную, а иногда и коммерческую самостоятельность.

Трест – организационно оформленное, производственное объединение, при котором различные организации сливаются в единый производственный комплекс.

Картель – объединение близких по профилю организаций с целью согласования вопросов об объёмах производства продукции (услуг), ценах реализации, условиях продаж, разграничения рынков сбыта и т.п.

Концерн – межотраслевое объединение организационно связанных между собой структур, контролируемых материнской компанией через системы участия в уставном капитале. Организации, входящие в состав концерна, связаны общностью интересов, финансированием, производственным сотрудничеством, патентным, лицензионным соглашением.

Холдинг – это организационное средство диверсификации (распределения) отраслевых рисков, уставной капитал холдинга составляет контрольные пакеты акций предприятия, действующих в различных отраслях на различных рынках. Это горизонтальный концерн.

Конгломерат – разновидность концерна, возникшая в результате поглощения большого числа организаций частично или полностью технологически между собой не связанных.

Консорциум – временное объединение промышленных, транспортных, финансовых, торговых, других организаций для осуществления крупных промышленных наукоёмких проектов или проектов, имеющих большую общественную значимость.

Стратегический альянс – это новый тип временного объединения, основанный на горизонтальной кооперации, стремлении к снижению рисков конкуренции и развития отношения доверия между потенциальными конкурентами.

Виртуальная корпорация – группа совместно функционирующих на основе устных договорённостей в течение определённого времени организаций, объединяющих свои усилия в целях более эффективного использования благоприятной ситуации на рынке.

Роль банков в составе корпораций – повышение экономической эффективности работы корпораций и снижение рисков в их деятельности. Работая в составе корпорации банки для обслуживания этой корпорации могут создавать сеть филиалов, осуществляющих ? как для корпораций, так и для отдельных предприятий.

ТЕМА 12

ОРГАНИЗАЗИЯ РАЗРАБОТКИ ПОЛИТИКИ, СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА.
Литература Тагербеков. Основы банковской деятельности 174-189стр.

Политика (греч.) – разумное ведение хозяйства.

Связь с другими темами: Политика кредитного банка является понятием и действиями, которые связывают воедино всю деятельность банка.

Политика коммерческого банка – система мероприятий, направленных на достижение его целей деятельности.

Политика коммерческого банка начинает формироваться на стадии его создания. Политика банка делится по ряду признаков:

1) По охватываемой сфере в банке

-кадровая

-технологическая

-кредитная

В политике банка могут выделяться региональные, местные, федеральные аспекты.

Наиболее рельефна и значима политика банка, которая отражается в кредитной политике.

Кредитная политика – комплекс мероприятий Банка по увеличению доходности кредитной организации и снижению кредитных рисков.

Кредитные риски – риск неуплаты заёмщиком основного долга и процентов или неспособность контрагента кредитной сделки действовать в соответствии с принятыми на себя обязательствами.

Кредитная политика (учётно-ссудная политика) должна учитывать ряд объективных и субъективных факторов. Процесс разработки политики банка не может пускаться на самотёк и должен быть организован.

Организация разработки политики подразумевает выделение различных разделов политики и назначение ответственных за разработку политики банка и отдельных её разделов.

Разработка политики банка может начинаться с определения миссии банка.

Миссия банка- тот полезный эффект, который получает общество от деятельности банка.

Существует и другой подход к трактовке миссии банка: главная цель банка в качестве миссии- это увеличение благосостояния собственников банка.

После миссии разрабатывается программное заявление банка, в котором в общем виде описывается политика банка и его стратегические цели.

Политика банка по отдалённости последствий делится на долгосрочную и краткосрочную, либо на стратегию и тактику.

При формировании кредитной политики коммерческий банк учитывает факторы:

1) Макроэкономические, в том числе общее состояние экономики страны, денежно-кредитной политики ЦБ РФ, финансовой политики Правительства РФ

2) Отраслевые и региональные включают состояние экономики в региональном и отраслевом обслуживании банков, наличие банков-конкурентов

3) Внутрибанковские – величина собственных средств банка, структура пассивов и способности и опыт персонала.

В целях увеличения обоснованности денежно-кредитной политики Банка России разработан Индекс Банка России ИБР, отражающий тенденции в отраслях и сферах экономики в наибольшей степени определяющих её развитие (реальные финансовые секторы, внешнеэкономический сектор, социальную сферу).

Существует и используется ЦБ РФ индекс хозяйственной активности ИХА, который отражает состояние реального сектора российской экономики.

Региональный сектор и региональный аспект кредитной политики банка должен учитывать специфику региона базирования, в частности должно учитываться, что центральный регион и прежде всего Москва сосредоточили подавляющую долю всех финансовых ресурсов страны, в то время как перефирийные регионы испытывают недостаток финансовых ресурсов.

Все регионы России делятся на регионы-доноры, регионы-репициенты, получающие бюджетные средства.

Региональные индексы. Региональный индекс хозяйственной активности РИХА, который в своём использовании позволяет оценить в конкретном регионе.

1. Производство важнейших видов продукции и услуг, составляющих основу формирования валового регионального продукта ВРП.

2. Динамику производства продукции, структурообразующих отраслей и сфер, определяющих текущее и перспективное развитие экономики

3. Финансовое положение региона и важность предприятий как потенциальных клиентов банка

Для оценки степени благоприятности и риска работы в регионе используют кредитные рейтинги регионов, которые присваиваются долговым обязательствам региональных администраций и может быть полезен в практике банковского кредитования по следующим направлениям кредитной работы:

1. При предоставлении кредитов финансовым органам администрации регионов

2. При предоставлении кредитов предприятиям под гарантии администрирования

3. При предоставлении кредитов под залог долговых обязательств региональных администраций (прямой ущерб)

Отраслевые факторы кредитной политики

Они влияют на кредитную политику банка, в том числе, что наиболее привлекательными для банков являются отрасли стабильно работающие и имеющие быструю оборачиваемость капитала. Все отрасли производства разделились на две категории: по сальдо взаимного зачёта дебиторской и кредиторской задолженности.

Чистые кредиторы – строительство, топливо, энергетика, транспорт.

Чистые заёмщики- другие отрасли. При формировании отраслей кредитной политики необходимо учитывать специфику отраслей, влияющую на процесс банковского кредитования. Прежде всего о производственном коммерческом цикле предприятия и отраслевой структуре себестоимости (издержек).

В отчётности банка применяется отраслевая специфика заёмщиков (юридические лица), которая позволяет контролировать показатели заёмщиков. Некоторые банки применяют различные коэффициенты при оценке кредитоспособности предприятий из различных отраслей.

Внутрибанковские факторы формирования кредитной политики:

· Величина и структура капитала ( величина собственных средств). К этому показателю привязана основная масса обязательных экономических нормативов, содержащихся в инструкции № 1 ЦБ РФ.

· Структура пассивов и стабильных депозитов с учётом сроков привлечения, что оказывает непосредственное влияние на возможность кредитования.

В целом кредитная политика банка определяет стандарты, параметры и процедуры, которыми руководствуется банк в своей деятельности по предоставлению и оформлению кредитов и управлению ими. Кредитная политика обычно оформляется документально и включает положения, регламентирующие предварительную работу по выдаче кредита, а также процесс кредитования.

Таб.1 Элементы кредитной политики

Этапы кредитования Регламентируемые параметры и процедуры
Предварительная работа по предоставлению кредита 1. Состав будущих заёмщиков 2. Виды кредитов 3. Количественные пределы кредитования 4. Стандарты оценки кредитоспособности заёмщиков 5. Стандарты оценки ссуд, % ставки 6. Методы обеспечения возвратности кредита (залог, гарантия) 7. Контроль за соблюдением процедуры подготовки и выдачи кредита
Оформление кредита 1. Формы документов 2. Технологическая процедура выдачи кредита 3. Контроль за правильностью оформления кредита
Управление кредитом 1. Порядок оформления кредитным портфелем 2. Контроль за исполнением кредитных договоров 3. Условия продления или возобновлений просроченных кредитов 4. Порядок покрытия убытков
Контроль за управлением кредитом  


В пределах нормативных ограничений, установленных ЦБ РФ, коммерческий банк самостоятельно определяет круг будущих заёмщиков, виды кредитов, формирует ссудный портфель и устанавливает % ставки исходя из соображения выгодности. При формировании ссудного портфеля банк должен придерживаться определённых принципов и сочетать высокодоходные и достаточно рисковые вложения с доходами, но снизить риск направлениями кредитования. Диверсификация ссудного портфеля означает распределение, усреднение кредитного риска по нескольким направлениям, согласно и-т ? ЦБ РФ крупным считается кредит, превышающий 5% размер капитала банка, максимальный размер кредита, включая учётно-вексельный кредит, предоставленного одному заёмщику или группе взаимосвязанных заёмщиков, определённых нормативом не более 25% от капитала банка. Общая величина крупных кредитов не должна превышать капитал банка более чем в 10 раз, согласно нормативам Н7, нормативам Н9 и Н110 определяют размер кредита банка своему акционеру (пайщику) и инсайдерам. Изучить Н9 и Н19 самостоятельно!

Правила диверсификации ссудного портфеля:

Выдавать ссуды различным предприятиям из различных отраслей экономики меньшими суммами на более короткий срок и большему числу заёмщиков.

Дополнительно к диверсификации ссудного портфеля должна применяться диверсификация обеспечения возврата кредита на основе сочетания различных способов обеспечения возврата ссуд: залога, гарантий, поручительств, страхования. Процентная политика является важной частью учётной политики в целом. Проценты, полученные от предоставления кредитов, составляющих важную часть доходов банка. Уровень процентной ставки по кредитам зависит от ряда факторов:

1. Уровень инфляции в стране

2. Ставка рефинансирования ЦБ РФ, играющих роль официальной цены денег на кредитном рынке

3. Средняя процентная ставка по межбанковским кредитам

4. ЛИДОР для кредитов в валюте

5. % ставка по депозитам

6. Структура кредитных ресурсов банка

7. Спрос на кредиты

8. Назначение условия ссуды, степени риска

Банк разрабатывает и утверждает соответствующие внутренние документы, определяющие его политику:

1. По размещению (предоставлению) средств, а также учётную политику и подходы к её реализации

2. Процедуры принятия решений по размещению банком денежных средств

3. Распределение функций и полномочий между внутренними подразделениями и должностными лицами банка, включающих внутренне правило размещения средств
ТЕМА 13

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КОМЕРЧЕСКОГО БАНКА.

Литература

Лаврушин «Банковское дело. Экспресс – курс» стр.77-80

Тавасиев «Банковское дело» стр. 339

Цель

· Изучить структуру коммерческого банка и выяснить её роль в эффективном функционировании коммерческого банка

· Изучить факторы внешней и внутренней среды, влияющие на организационную структуру

· Изучить типы организационной структуры

· Изучить общие принципы управления коммерческим банком

· Изучить типовую структуру коммерческого банка

Управление коммерческим банком преследует улучшение состояния коммерческого банка или увеличение эффективности. В управлении коммерческим банком могут быть выделены субъект и объект управления.

Субъект управления – активная часть системы управления, которая вырабатывает управляющее воздействие (органы руководства). Объект управления – весь банк.

В современном управлении как менеджменте выделяют 5 функций:

· Планирование

· Организация

· Мотивация

· Контроль

· Управление предыдущими функциями

Для сложных процессов банковского управления этот процесс может быть представлен в виде трёх составляющих:

· Целеполагание

· Маркетинг

· Менеджмент

План – директивное решение относительно перечня выполняемых работ, сроков их выполнения, обеспечения ресурсами и распределения ответственности за их выполнения (для действия)

Прогноз – вероятностное суждение относительно возможного состояния объекта иди эффективности его функционирования (для сведения)

Организация – состоит в создании организационной структуры в виде набора подразделений (департаментов) и связи между ними

Мотивация – заключается в создании таких условий работы, чтобы сотрудник был заинтересован в решении задач, стоящих перед коммерческим банком.

Контроль – заключается в том, чтобы подтвердить факт достижения поставленных целей или выявить наличие проблем в деятельности организации

Финансовый контроль – заключается в проверке операций банка на их соответствие действующему законодательству.

В современном управлении организация рассматривается как инструмент обеспечения эффективности деятельности организации.

В банковском деле выделяют принципы управления банком

1. Функциональный. Структура должна учитывать функции банка, его конкретной деятельности и общие функции, присущие всем организациям

2. Соответствие поставленным целям. Организационная структура должна соответствовать целям

3. Принцип иерархии, властных полномочий, подразделения

4. Принцип совместн. и координации действий

5. Принцип рационального управления. Требует обеспечить развитие банка с учётом внедрения новых услуг, сокращения затрат и другое. Некоторые банки создают экспертные советы для этого

6. Принцип обеспечения контроля (внешнего и внутреннего)

7. Принцип регламентирования деятельности персонала. Обеспечение согласованности деятельности персонала путём закрепления их прав и обязанностей в уставе коммерческого банка, положениях об отделах и службах, квалификационных характеристиках, должностных инструкциях

8. Принцип обеспечения оперативной и достаточной информации. Должен позволять информационным потокам своевременно доходить до адресата и создавать условия для принятия обоснованных решений



2019-07-03 206 Обсуждений (0)
Связь темы учебного занятия с предыдущими темами: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Связь темы учебного занятия с предыдущими темами:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)