Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретический материал по теме «Политическая сфера».



2019-07-03 211 Обсуждений (0)
Теоретический материал по теме «Политическая сфера». 0.00 из 5.00 0 оценок




Политика От греч. «polis» - город-государство, искусство управления государством. Сфера жизни общества, в которой осуществляется управление им, обеспечивая его единство и целостность, согласование интересов различных социальных групп, законность и правопорядок.
Власть Способность одной стороны (индивида или группы), оказывать решающее воздействие на поведение других людей вне зависимости от их воли.
Легитимность власти От латинского слова «legitimus» -«законный» - власть, которая имеет общественно признание
разделение властей Цели разделения властей - предотвращение концентрации власти в одних руках и утверждения авторитаризма и тоталитарного режима в обществе; - создание «системы сдержек и противовесов», которая позволяет свести до минимума возможность ошибок в управлении и злоупотреблений власти.
Политическая система Совокупность государственных и общественных организаций, посредством которых осуществляется политическая власть в стране.
Компоненты политической системы Институциональная подсистема - совокупность политических институтов: государство, политические  партии, общественно- политические движения, элиты, политические лидеры, СМИ. Нормативная подсистема – система норм, регулирующих политические отношения: Правовые и политические нормы, политические обычаи и традиции, зафиксированные в законах, политических программах, уставах политических организаций. Функциональная подсистема – основные направления и формы политической деятельности, методы осуществления власти. Коммуникативная подсистема – различные формы взаимодействия субъектов политических отношений: выборы, консультации, переговоры, пресс-конференции, политические дебаты. Культурно-идеологическая подсистема – совокупность общепринятых ценностей, установок, убеждений, принципов. Включает в себя: политическую психологию, политическую идеологию и политическую культуру. Политическая психология – совокупность представлений, чувств, эмоций, психологических стереотипов, отражающих непосредственное отношение людей к политике и сложившейся политической системе общества; Политическая идеология – систему идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, ее процессы и явления; Политическую культуру – систему сложившихся в обществе норм политического поведения на основе представлений о политических идеалах, справедливом государстве.
Государство Организация публичной власти, обладающая особым аппаратом управления, представляющая общество и осуществляющая управление им. Политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая специальным аппаратом , осуществляющая управление обществом и способная придавать своим велениям общеобязательную силу.  
Признаки государства - Территориальная организация власти (определенная территория в пределах государственной границы, на которой осуществляется власть); - публичный характер власти (власть осуществляется особой группой людей, отделенных от народа, особый аппарат власти и управления); - суверенитет (верховенство и независимость государственной власти); - существование общеобязательных норм, устанавливаемых и охраняемых государством; - принудительный характер власти (исключительное право на законное применение насилия, наличие аппарата принуждения); - исключительное право на взимание налогов и сборов с населения, на эмиссию (выпуск денег); - наличие государственной символики (герб, гимн, флаг).
Функции государства   Функции государства - это основные направления деятельности государства, направленные на решение стоящих перед ним задач. Функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние – направлены на решение задач общества внутри страны. Политические функции: - поддержание государством политической стабильности; - выработка политического курса; - обеспечение участия населения в политической жизни общества через организацию выборов, референдумов, плебисцитов; - регулирование деятельности политических партий, общественно-политических объединений и движений. Экономические функции: - выработка и координация основных направлений развития экономики страны; - формирование госбюджета; - сбор налогов и средств; - выдача субсидий хозяйствующим субъектам; - непосредственное руководство государственным сектором экономики; - согласование интересов предпринимателей и наемных рабочих, производителей и потребителей товаров и услуг посредством принятия законодательства о труде, законов о защите прав потребителей, меры по поддержке малого и среднего бизнеса; - проведение антимонопольных мер; - лицензирование товаров и услуг; - проведение антикризисных, антиинфляционных мероприятий; - контроль экспортных и импортных операций. Социальные функции призваны обеспечить социальную защищенность и достойные условия всех членов общества; - выделение средств на здравоохранение, образование, культуру, спорт; - развитие инфраструктуры, строительство жилья, развитие транспорта; - выплата социальных пособий, пенсий; - реализация программ по обеспечению занятости, сокращению безработицы; - установление уровня минимальной оплаты труда, размера прожиточного минимума. Культурно-воспитательные функции: - сохранение культурно-исторических традиций и памятников культуры; - развитие искусства; - создание гарантий свободы творческой деятельности граждан; - выработка государственных образовательных стандартов; - создание системы дошкольного и школьного воспитания. Экологические функции: - разработка природоохранного законодательства; - защита и оздоровление природной среды; - проведение экологического мониторинга окружающей среды. Внешние функции – осуществляются за пределами государства и связаны с взаимоотношениями с другими странами: - Международное сотрудничество; - Оборона границ от нападений извне; - Совместное решение глобальных проблем. Примеры осуществления государством своих внешнеполитических функций: - поддержание достаточного уровня обороноспособности страны; - защита независимости и территориальной целостности государства; - разработка военной доктрины и концепции национальной безопасности; - участие в урегулировании международных конфликтов в составе миротворческих сил; - участие во встречах лидеров ведущих держав, посвященных различным проблемам (разоружения, смягчение последствий мирового экономического кризиса, разоружения, решения экологических проблем).  
Теории происхождения государства
  1. Теологическая (Августин, Фома Аквинский): государство сотворено Богом, всякая власть от Бога.
  2. Патриархальная: государство выросло из семьи, подданные относятся к монарху, как дети к отцу.
  3. Договорная (Джон Локк, Ж.Руссо): государство продукт договора между людьми, которые делегировали часть своих прав правителям.
  4. Теория насилия (К.Каутский, Е.Дюринг): государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных.
  5. Классовая (К.Маркс, В.Ленин): государство создается там, где происходит разделение общества на противоположные классы.
Форма государства Способ организации и устройства государственной власти, отражающий особенности исторического, экономического и национального развития страны.  
Форма правления Форма правления – это  принцип организации государственной власти. Различают две формы правления: монархию и республику. Форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично, передается по наследству и не предусматривает ответственности монарха перед населением Абсолютная монархия - форма правления, при которой вся полнота государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной – сосредоточена в руках монарха. В современное время абсолютными монархиями являются Саудовская Аравия, Ватикан. Ограниченная монархия - форма правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом – парламентом или особым правовым актом – конституцией Форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Современные республики разделяются на три основных вида: парламентарные, президентские и смешанные. ( В парламентской республике правительство формирует партия парламентского большинства, и правительство несет ответственность перед парламентом. )
Форма государственного устройства Способ территориальной организации государственной власти. Различают: унитарное государство, федерацию и конфедерацию. Конфедерация- Государственно-правовой союз суверенных государств, созданный для осуществления совместных конкретных целей. Унитарное - Целостное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые не обладают признаками суверенитета Признаки федерации: - двойная система законодательства. Субъекты федерации имеют право издавать собственные законы, которые не должны противоречить федеральному законодательству; - двойная система органов власти, состоящая из центральных федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации; - единая денежная система; - двухканальная финансовая и налоговая система. Субъекты федерации имеют право формировать свой бюджет и собирать налоги, которые не должны противоречить федеральной налоговой политике; Принципы федеративного устройства РФ: - государственная целостность - - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ; - равноправие и самоопределение народов. В ведении Российской федерации находятся: - принятие и изменение Конституции РФ и Федеральных законов; - федеративное устройство и территория РФ; - регулирование и защита прав и свобод человека; - федеральный бюджет, налоги и сборы; - федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; - внешняя политика и международные отношения РФ; - судоустройство, прокуратура, уголовное, гражданское законодательство; В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся: - вопросы владения, пользования и распоряжения землей; недрами, природными ресурсами; - природопользование и охрана окружающей среды; - общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, спорта; - здравоохранение, социальная защита; - административное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство; трудовое, семейное законодательство.  
Политический режим Совокупность способов и методов осуществления государственной власти. Политический режим бывает двух видов: демократический и недемократический (авторитарный и тоталитарный). Прямая демократия – непосредственное волеизъявление народа, при котором все граждане непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Примеры прямой демократии: Референдум – всенародное голосование по какому-либо важному вопросу для общества, решение по которому является окончательным. Выборы - Представительная демократия – форма демократии, при которой граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, создании законов и их реализации. Тоталитарный- Политический режим, основанный на полном всеобъемлющем контроле со стороны государственного аппарата над всеми сферами общественной и личной жизни граждан Авторитарный- Формальность демократических институтов ( контролируемость итогов выборов властями); Отсутствие реальной политической оппозиции (допускается существование ограниченного числа политических партий, но при условии их подконтрольности властям)  
Правовое государство Признаки правового государства: 1.приоритет права над государственной властью, «право выше власти»;
  1. верховенство права во всех сферах жизни общества;
 
  1. разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  2. гарантированность прав и свобод личности;
  3. взаимная ответственность государства и личности;
Создание правового государства невозможно без развитого гражданского общества, высокой правовой культуры граждан, утверждения приоритета (первенства) общечеловеческих ценностей, эффективной рыночной экономики.
Гражданское общество Совокупность общественных отношений и организаций, свободных от государственного вмешательства,  которые отражают разнообразные социальные интересы граждан и служат для них защитой от произвола со стороны государства, его органов, должностных лиц. Основные принципы гражданского общества:
  • Индивидуальная свобода и самостоятельность личности;
  • Экономическая независимость индивидов (частная собственность, свободный рынок, конкуренция), большой удельный вес в обществе среднего класса;
  • Юридическое равенство граждан, гарантированная защита прав и свобод;
  • Гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые общественные объединения по интересам;
  • Политический плюрализм; свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;
  • Свобода деятельности средств массовой информации, свобода слова и совести;
  • Высокий образовательный уровень населения, высокая правовая культура, высокий уровень гражданской активности;
  • Существование механизма, стабилизирующего отношения государства и гражданского общества (общественное согласие, консенсус, компромисс).
  • Правовое государство.
Институты гражданского общества.
  1. Политические партии;
  2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные);
 
  1. Союзы предпринимателей, ассоциации, общества потребителей, благотворительные фонды, производственные кооперативы, акционерные общества, профсоюзы;
  2. научные и культурные организации, спортивные общества;
  3. муниципальные коммуны и другие органы управления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы.
  4. независимые средства массовой информации;
  5. Церковь;
  6. семья.
Функции гражданского общества. - защита интересов граждан и их объединений; - ограничение произвола со стороны власти, общественный контроль за деятельностью властных структур; - обеспечение политической социализации и воспитание граждан.
Государственный аппарат Государственный аппарат (механизм) - система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляется государственная власть и государственное управление.  
Государственный орган Один из элементов государственного механизма, который участвуем в осуществлении функций государства, имеет в соответствии с законом определенную структуру и властные полномочия по управлению какой-либо сферой жизни общества.
Законодательная власть  «Федеральное Собрание» . Государственная Дума и Совет Федерации  
Исполнительная власть Правительство – высший орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий управление государством.
Судебная власть Судебную власть осуществляют суды: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ; иные федеральные суды. Деятельность органов судебной власти основывается на принципах: - правосудие может вершить только суд; - принцип законности, правосудие осуществляется в строго определенном законом процессуальном порядке; - независимость судей; - несменяемость судей (полномочия судьи могут быть приостановлены, или прекращены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом; предусмотренных законом. - состязательность и равноправие сторон; - гласность судебного разбирательства;
Конституционный суд РФ Верховный суд РФ Арбитражный суд Прокуратура Адвокатура Нотариат Является судебным органом конституционного контроля. Состоит из 19 судей; судьи назначаются Советом Федерации по представлению президента. Полномочия Конституционного суда: - разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ; - разрешает споры о компетенции между органами государственной власти; - рассматривает жалобы на нарушения конституционных прав и свобод граждан; - дает толкование Конституции по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ.   Верховный суд рассматривает дела:
  • В качестве суда первой инстанции – уголовные дела особой сложности, любое гражданское дело;
  • В кассационном порядке (по жалобам и протестам на приговоры, решения суда, не вступившие в законную силу);
Кассация – пересмотр, отмена судебного решения низшей инстанции вышестоящей инстанцией.   Является высшим судебным органом по разрешению экономических споров, осуществляют гражданское судопроизводство, рассматривая хозяйственные споры между юридическими лицами.   Органы прокуратуры осуществляют, образующие единую систему, подчиняются только Генеральному прокурору РФ. Полномочия Прокуратуры:
  • Осуществляет надзор за исполнением законов органами власти, должностными лицами, правоохранительными органами;
  • Орган, представляющий и отстаивающий государственные интересы в суде, в уголовном процессе прокурор выступает в качестве государственного обвинителя
  • Осуществляет расследование особо опасных преступлений;
  Правоохранительное учреждение, не являющееся государственной организацией, добровольное объединение лиц, профессионально занимающихся адвокатской деятельностью за вознаграждение. Полномочия адвокатуры:
  • Дает консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству;
  • Составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера;
  • Осуществляют представительство в суде по гражданским делам и административным правонарушениям;
  • Участвуют в предварительном следствии и суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков.
  Орган, на который возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов: - удостоверение сделок, завещаний, доверенностей; - свидетельствование верности копий документов и выписок из них, подлинности подписи на документах.
 
Местное самоуправление Это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Избирательная система Избирательный процесс Избирательное право – комплекс правовых норм о порядке проведения выборов; политическое право граждан избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право) в органы государственной власти. Избирательный процесс – порядок и основные стадии организации выборов. Включает в себя основные этапы: - назначение даты выборов; - организация избирательных округов; - создание избирательных комиссий; - регистрация и учет избирателей; - выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация; - предвыборная агитация и финансирование выборов; - процесс голосования; - подведение итогов голосования; - установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования.
Основные принципы демократического избирательного права
  • Принцип равенства (каждый избиратель имеет равные права, каждый депутат представляет равное число граждан, каждый кандидат в депутаты имеет равные финансовые и прочие возможности);
  • Принцип всеобщности (любой дееспособный гражданин имеет право, как избирать, так и быть избранным).
  • Принцип тайного голосования;
  • Принцип свободы выборов ( каждый гражданин участвует в выборах добровольно, и никто не имеет право оказывать на него давление);
Типы избирательных систем Мажоритарная система (дословно «большинство») – такое определение результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший по данному избирательному округу большинство (абсолютное или относительное) голосов. Преимущества мажоритарной системы: - устанавливается прямая ответственность избранного депутата со своими избирателями и населением округа; - обеспечивает партии-победителю абсолютное большинство в парламенте. Недостатки мажоритарной системы: - частая не результативность выборов, которая приводит к повторному голосованию; - выборы по мажоритарной системе могут вызвать социальную напряженность в нестабильном обществе. Пропорциональная система:  подразумевает голосование по партийным спискам. При подсчете голосов партии получают в парламенте количество мест, пропорциональное количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах (при условии, если партия перешла 7% барьер). Преимущества пропорциональной системы: - представляет широкий спектр политических партий, социальных, этнических групп; Недостатки пропорциональной системы: - депутаты, избранные по партийным спискам, ответственны не столько перед избирателями, сколько перед самой партией; - часто избираются члены политических партий, имеющие косвенное отношение к данной территории; - избиратель выбирает не конкретных людей, а список кандидатов, которые в большинстве своем ему не известны;
Политические партии Политическая партия – организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении). Правящие, оппозиционные (по отношению к власти); Кадровые, массовые (по принципу формирования); Консервативные, либеральные, радикальные (по идеологии); Реформистские, революционные (по методам борьбы); Легальные, нелегальные (по отношению к закону)   Политическая – борьба за власть с целью реализации своей программы, участие в осуществлении власти; Представительская функция – выражение интересов определенных социальных групп; Рекрутская – подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов; Электоральная – организация и участие в избирательных кампаниях; Функция политической социализации – политическое воспитание и формирование политической культуры граждан. Формирование общественного мнения о власти, ее действиях.
Партийные системы Однопартийная система – политическая система, при которой функционирует только одна партия, которая со временем выводит из политической жизни конкурентов. Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. Двухпартийная система. Многопартийная система
Политические движения Добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов. Примеры общественно-политических объединений: - Антивоенные; - За сохранение и развитие демократии, прав и свобод человека; - За новый экономический порядок (антиглобализм); - Экологические; - Против расовой и национальной дискриминации; Отличительные признаки политических движений:
  • Стремятся не к достижению власти, а к воздействию на власть;
  • Имеют добровольное членство;
  • Имеют более широкую социальную базу;
  • Не имеют строгой иерархии;
  • Ориентируются на выражении частных интересов той или иной группы людей.
Политическая идеология Консерватизм Либерализм Система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способы объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентации на те, или иные политические явления, процессы. Консерватизм (от латинского «conservation» - «сохранять, заботиться о сохранении»). Для консерватизма характерны черты: - сохранение традиций и преемственности в социальной и культурной жизни, главные ценности: государство, церковь, семья, частная собственность; - укрепление устоев государства, сохранение существующего строя; - убеждение в необходимости существования общественного неравенства Либерализм (от латинского «liberalism» - «свободный») - идейное и общественно-политическое течение, отстаивающее незыблемость естественных прав и свобод человека. Для либерализма характерны черты: - признание абсолютной ценности человеческой личности и ее естественных прав (на жизнь, свободу, безопасность, счастье, собственность, семью); - ограничение объема и сфер деятельности государства, ограничение вмешательства государства в общественную и частную жизнь, государству отводится роль «ночного сторожа», охраняющего общественный порядок, частную собственность и защита страны от внешней угрозы; - в экономике: неприкосновенность частной собственности, свобода предпринимательства, свободный рынок, конкуренция; - в социальной сфере: разрушение сословных перегородок, создание широкого среднего класса, социальное партнерство, компромиссы;

 



2019-07-03 211 Обсуждений (0)
Теоретический материал по теме «Политическая сфера». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретический материал по теме «Политическая сфера».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)