Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Влияние рассматриваемого периода истории таможенных органов на современный этап развития таможенных органов



2019-07-03 239 Обсуждений (0)
Влияние рассматриваемого периода истории таможенных органов на современный этап развития таможенных органов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

С одной стороны, достаточно сложно оценивать влияние такого далекого по времени исторического периода на современность, это все равно как сравнивать трехлетнего ребенка со взрослым человеком. Сложность обуславливается не только давностью лет, но и еще рядом факторов.

Во-первых, таможеные органы прошли достаточно длительный путь развития, причем на этом пути были не только прорывы вперед, но и ошибки, тормозящие развитие, уводящие его в сторону. Поэтому представляется затрудительным проследить взаимосвязь между какими-то событиями рассматриваемого периода и современности, так как их последствия могли быть искажены или нивелированы событиями последующих этапов.

Во-вторых, в поступательном движении истории таможенных органов мы можем выделить этап (Советский этап), который практически лишил государство таможенного дела и свел таможенные органы к придатку одного из министерств, практически лишенному традиционных для таможенных органов функций. То есть, можно говорить о том, что практически прервалась преемственность исторических этапов развития.

С другой стороны, проводя параллели между рассматриваемым нами этапом и современностью, мы находим определенное сходство. Кроме того, имеющиеся различия также диктуются не только влиянием времени, но и тем фактом, что выявленные нами недостатки в развитии таможенных органов в 12-17 вв. безусловно были учтены при дальнейшем формировании таможенных органов, а следовательно, несомненно их влияние на таможенные органы сегодняшних дней.

В частности, если говорить о параллелях, то в первую очередь выделяется преимущественно экономическое содержание функций таможенных органов. Изначально основной функцией таможенных органов являлась фискальная. Остается такая задача и на сегодняшний день. При этом история знает примеры, когда таможенным органам присваивались функции иного содержания. Наиболее яркими примерами могут послужить попытки милитаризации таможенных органов: пограничная стража, учрежденная Екатериной II; придание военного статуса таможенной службе в 1998 г. Тем не менее, на сегодняшний день таможенная служба является гражданской и решает преимущественно экономические задачи.

Кроме того, говоря о таможенной службе, мы не можем не затрагивать внутригосударственных процессов. Так, для рассматриваемого нами периода большую роль сыграл так называемый удельный период – время, когда государство было сильно раздроблено, не было единой централизованной системы власти, что в значительной мере сказалось на застое в развитии таможенной службы в тот период. И напротив, мы наблюдаем достаточно серьезные подвижки в становлении системы таможенных органов с образованием Московского государства со стабилизирующимися границами, централизованной властью и упорядочивающимся государственным аппаратом. Сходные процессы мы наблюдаем и на постсоветском пространстве, где после распада СССР России приходится практически с нуля выстраивать государство, обустраивать границы, утверждаться на мировой арене, сохранять целостность, вплоть до военных действий, перестраивать экономику. Эти обстоятельства в значительной мере коснулись таможенной службы, которую также пришлось выстраивать с начала, причем в сложных условиях экономической и политической нестабильности, что сильно затрудняло налаживание эффективной работы системы таможенных органов. С другой стороны, усиление вертикали власти с начала двухтысячных годов, приведение в соответствие конституционных основ субъектов РФ приводит к упорядочению и стабильности в работе таможенных органов, и на сегодняшний день мы констатируем, что таможенные органы достаточно успешно выполняют функцию по ускорению товарооборота через таможенную границу, их работа прозрачна и понятна участникам ВЭД.

Если же касаться характерных особенностей рассматриваемого периода, то здесь, опять же, можно привести в пример откупную систему взимания пошлин, пришедшую на Русь с татаро-монгольскими завоевателями в 13 веке. Уже на рассматриваемом этапе государство пришло к выводу о том, что данная система не эффективна, и отказалось от нее. И все дальнейшие попытки восстановить откуп не привели к желаемым результатам и только подтвердили выводы, сделанные в 17 веке. Соответственно мы видим, что на сегодняшний день система взимания таможенных пошлин и налогов находится в исключительном ведении таможенных органов, являющихся органами государственной власти, и все сборы направляются непосредственно в федеральный бюджет.

Тесно связана с данной особенностью и еще одна. В течение всего рассматриваемого периода таможенники имели двойственный статус. С одной стороны, они считались государственными служащими, с другой стороны, они не получали жалования из казны государя и, следовательно, практически не являлись государственными служащими в полном смысле. Этот факт осознал уже на следующем этапе развития таможенных органов Петр I, и именно он перевел таможенных служащих на казенное содержание, так как именно такое положение позволяет решать таможенникам государственные задачи, а не индивидуальные. И на сегодняшний день мы отмечаем, что таможенная служба – государственная служба, и государство делает все, чтобы таможенные органы как можно меньше зависели от частных лиц.

Таким образом, видим, что в рассматриваемом периоде наметились основные тенденции развития таможенных органов, кроме того, были обозначены основные проблемы, решение которых необходимо для дальнейшего продвижения.

Если говорить об основных итогах рассматриваемого периода для современности таможенных органов, то можно выделить такие тенденции:

1. преимущественно экономическое содержание функций таможенных органов;

2. мы отмечаем развитие и упорядоченность в системе таможенных органов по мере становления государственного аппарата власти;

3. обособление таможенных органов от частной собственности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, изучая историю таможенных органов, необходимо рассматривать их как неотъемлемую и безусловно зависимую часть таможенного дела, на которое в свою очередь оказывают значительное влияние процессы, происходящие в торговле (в особенности международной торговле), и в государстве.

Таможенные органы прошли длинный исторический путь, от 10 в. до наших дней, от отдельных мытниц и таможен с неопределенными функциями и статусом до единой централизованной федеральной системы государственных органов, решающих четко определенные задачи, причем не только оперативные, но и стратегические, и сегодня их развитие продолжается на основе долгосрочно разработанной концепции.

Таким образом, мы можем сделать выводы о том, что определяющими направлениями развития государства в рассматриваемый период были: экономическая и политическая раздробленность в период татаро-монгольских завоеваний, и последующее становление государства, централизация вокруг определенного центра (Москвы), становление системы государственной власти.

Внешняя политика России, направленная на расширение внешнеторговых связей, проводилась в интересах отечественного купечества, причем активизировалась начиная с 16 века, когда происходит оживление европейской торговли, а также развивается внутренний рынок.

Если для начала рассматриваемого периода характерно отсутствие определенной системы в организации таможенной службы, связанное с разобщенностью государства в целом и отсутствием единой таможенной политики, то к концу периода появилась достаточно оформившаяся система, которая была представлена несколькими звеньями. Центральные органы - Приказ большой казны, Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Померная изба - находились в Москве, чему в большой степени способствовало становление государственного управленческого аппарата и выработка таможенной политики. В уездах существовали таможенные избы, на торговых путях имелись таможенные заставы. Управление таможенными органами постепенно выводится из-под влияния местных властей.

При этом отмечаем, что формирование системы таможенных органов происходит по принципу взимаемых платежей, и следовательно, доминирование фискальной функции таможенных органов.

Таким образом, видим, что в рассматриваемом периоде наметились основные тенденции развития таможенных органов, кроме того, были обозначены основные проблемы, решение которых необходимо для дальнейшего продвижения.

Если говорить об основных итогах рассматриваемого периода для современности таможенных органов, то можно выделить такие тенденции:

4. преимущественно экономическое содержание функций таможенных органов;

5. мы отмечаем развитие и упорядоченность в системе таможенных органов по мере становления государственного аппарата власти;

6. обособление таможенных органов от частной собственности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской Федерации 1993 года.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003г. №61-ФЗ (с изменениями и дополнениями) / Система ГАРАНТ

3. Закон РФ "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993г. №5003-I (с изменениями и дополнениями) / Система ГАРАНТ

4. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 8 декабря 2003г. №164-ФЗ (с изменениями и дополнениями) / Система ГАРАНТ

5. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: учеб. - М.: Юристь, 2003г.

6. Беляшов В.А. Таможенные процедуры: учеб.- практическое пособие. - М.: Приор-издат, 2004г.

7. Большой экономический словарь. Под ред. А.И. Азрикяна. – М.: 1994г., с. 415-416.

8. Брацун Г.П., Дзюбенко П.В., Кисловский Ю.Г. Теория, методология и практика таможенного дела: Сборник научных трудов под ред. Н.М.Блинова. – М.: "РИОРТА",1996г., с. 70 -77.

9. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. 3-е изд., испр. и перераб./Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. - М.: Юрайт-Издат, 2004г.

10. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Таможенное право: учеб. для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2004г.

11. Давыдов Я.В. Таможенное право: конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2004г.

12. Дзюбенко П.В. Таможенная политика России: проблемы защиты интересов отечественной экономики (концептуальный подход). – М.: 1995г., с. 24.

13. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела России: учеб. Кн. 1 (VI - начало XX вв.). - М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004г.

14. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации/под ред. А.Н. Козырина. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004г.

15. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации/под общ. ред. В.П. Шавшиной. - СПб.: Питер, 2004г.

16. Кормаков Г.А. Сущность гражданско-правового регулирования отношений в области таможенного дела/ "Правосудие в Поволжье", №1, январь-февраль 2007г.

17. Кормаков Г.А. Особенности применения гражданско-правовых приемов, способов и средств в области таможенного дела/ "Правосудие в Поволжье", №4, июль-август 2007г.

18. Краткий таможенный словарь. – М.: 1994г., с. 182.

19. Кудряшова Е.В. Правовые аспекты косвенного налогообложения: теория и практика – "Волтерс Клувер", 2006г.

20. Кудряшова Е.В. Правовые аспекты косвенного налогообложения: теория и практика – "Волтерс Клувер", 2006г.

21. Миляков Н.В. Таможенная пошлина. - М.: Финансы и статистика, 2004г.

22. Правоохранительные органы: учебник для ВУЗов / под ред. Э.А. Галустьяна. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002г.

23. Прокурорский надзор: учебник для ВУЗов / Под ред. О.А. Галустьяна. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004г.

24. Сандровский К.К. Международное таможенное право: учеб. 3-е изд., стер. - Киев: Знания, 2002г.

25. Свинухов В.Г. Таможенное дело: учеб. - М.: Экономистъ, 2005г.

26. Таможенное дело. Словарь-справочник. – СПб.: 1994г., с. 155.

27. Таможенное право: учебник для ВУЗов / под общ. ред. Андриашина Х.А. – М.: "Юстицинформ", 2006г.

28. Таможенное право. Учебник для ВУЗов / Отв. редактор проф. Б.Н.Габричидзе. – М.: 1995г., с. 3-5.

29. Таможенный тариф Российской Федерации. - М.: Софт Издат, 2004г.

30. Тимошенко И.В. Таможенное право России: курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Приоритет, 2003г.

31. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. - СПб.: Тирекс, 2004г.

32. Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" / Система ГАРАНТ, 2006г.

33. Трошкина Т.Н., Шахмаметьев А.А. Правовое регулирование таможенных платежей. – Система ГАРАНТ, 2003г.

34. Учебное пособие для подготовки специалистов по таможенному оформлению/Д.А. Кириллова, Д.В. Михайлов, Р.Я. Супян. СПб.: Европейский дом, 2003г.

35. Федотов Б.Г. Актуальные вопросы таможенно-тарифной политики/ "Финансы", №3, март 2008г.

36. Халипов С.В. Таможенное право: учеб. - М.: Зерцало-М, 2003г.

37. Чекмарева Г.И. Основы таможенного дела: учеб. пособие. - Ростов н/Д: МарТ, 2003г.

38. Шакуро В.А. "Таможенное дело и торговля России в IX-XVII веках". М., 2001 г.

39. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: учебник для ВУЗов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002г.

 



2019-07-03 239 Обсуждений (0)
Влияние рассматриваемого периода истории таможенных органов на современный этап развития таможенных органов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Влияние рассматриваемого периода истории таможенных органов на современный этап развития таможенных органов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)