Рассмотрение дисциплинарной ответственности на примере
Должностных лиц военной службы
Общей особенностью наложения дисциплинарных взысканий на военнослужащих и служащих правоохранительных органов является то, что они могут быть наложены начальниками (командирами) разных уровней. А разные командиры обладают не одинаковым объемом дисциплинарной власти. В соответствии со ст. 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ,1 утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495, воинская дисциплина представляет собой строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных российским законодательством, общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ и приказами командиров (начальников). В Законе РФ от 22 января 1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих» (утратил силу 1 января 1998 г.) было впервые законодательно определено понятие дисциплинарного проступка - это противоправное, виновное действие (бездействие) военнослужащего, выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с российским законодательством не влечет за собой уголовной или административной ответственности. К характерным признаками дисциплинарной ответственности должностных лиц военной службы следует отнести следующие: - объектом воинского дисциплинарного проступка являются общественные отношения, складывающиеся по поводу соблюдения военнослужащими правил воинской дисциплины и общественного порядка; - в случае нарушения должностным лицом военной службы воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) вместо назначения виновному дисциплинарного взыскания может ограничиться устным замечанием, напоминанием о воинском долге; - решение о наложении дисциплинарного взыскания на должностное лицо военной службы может быть принято любым из его командиров (начальником, т.е. вышестоящим должностным лицом), состав которых весьма обширен; - дисциплинарное производство в отношении должностных лиц военной службы носит исключительно внутренний характер, то есть дисциплинарная ответственность применяется только по решению командиров (начальников)[9]. Особый порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности представляет собой установленный законодательством (п. 1 ст. 2.5 КоАП РФ, ст. 28.2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. 76-ФЗ «О статусе военнослужащих») специальный механизм привлечения должностных лиц военной службы и лиц, имеющих специальные звания, к дисциплинарной ответственности в следующих случаях: - если доказан факт нарушения воинской дисциплины; - если деяние (действие или бездействие) совершено умышленно или по неосторожности и в соответствии с законодательством РФ не влечет за собой уголовной или административной ответственности; - если вина при привлечении должностного лица к дисциплинарной ответственности доказана в порядке, установленном законом, и установлена решением командира или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда[10]. Отличие дисциплинарной ответственности от административной ответственности должностных лиц военной служюы состоит в следующих особенностях дисциплинарной ответственности: а) применяется к членам организационно оформленного коллектива в рамках военно-служебных правоотношений за нарушение воинской дисциплины; б) фактическим основанием дисциплинарной ответственности выступает дисциплинарный проступок; в) мерой дисциплинарной ответственности выступает дисциплинарное взыскание, состоящее в оказании психического (морального, материального, организационного) воздействия на правонарушителя, связанного с лишением (ограничением) определенных прав военнослужащего), обусловленных осуществлением соответствующей военно-служебной деятельности; г) дисциплинарное производство в отношении военнослужащих носит исключительно внутренний характер, то есть дисциплинарная ответственность применяется только по решению командиров (начальников). В качестве особенностей дисциплинарной ответственности военнослужащих выступают следующие признаки: - объектом воинского дисциплинарного проступка являются общественные отношения, складывающиеся по поводу соблюдения военнослужащими правил воинской дисциплины и общественного порядка; - в случае нарушения военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) вместо назначения виновному дисциплинарного взыскания может ограничиться устным замечанием, напоминанием о воинском долге военнослужащего; - решение о наложении дисциплинарного взыскания на военнослужащего может быть принято любым из его командиров (начальников), состав которых весьма обширен; - дисциплинарное производство в отношении военнослужащих носит исключительно внутренний характер, то есть дисциплинарная ответственность применяется только по решению командиров (начальников)[11].
Нормативное регулирование дисциплинарной ответственности на Примере судей
Судейская дисциплина является одним из видов специальной (статусной) дисциплины, поскольку связана с профессиональной деятельностью носителей судебной власти. Судейская дисциплина – это социальные правила поведения судей, предъявляемые к ним требования и их фактическая реализация. Различия между дисциплинарным проступком судьи и дисциплинарным проступком лица, замещающего иную государственную должность Российской Федерации, состоит в том, что досрочное прекращение полномочий судьи не является дисциплинарным взысканием в форме увольнения, поэтому нормы трудового законодательства к нему не применимы. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в ст. 12.1. устанавливает специальный порядок досрочного прекращения полномочий судьи. Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения. Порядок и сроки рассмотрения материалов о привлечении судей к дисциплинарной ответственности квалификационными коллегиями судей регулируются нормами главы III Федерального закона «Об органах судейского сообщества»[12]. В ст. 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества» и ст. 4 Положения о квалификационных коллегиях судей содержатся поводы привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Полномочия судьи могут быть досрочно прекращены в связи с привлечением его к дисциплинарной ответственности только на основании представления председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращения органа судейского сообщества, в котором содержится просьба о прекращении полномочий судьи, при наличии в представленных материалах доказательств, подтверждающих совершение судьей дисциплинарного проступка. Прекращение полномочий – крайняя мера дисциплинарного воздействия. В случае недостаточности оснований для прекращения полномочий, но при наличии виновного поведения, к судьям применяется такой промежуточный вид взыскания, как предупреждение, налагаемый за первый незначительный проступок судьи, в полном смысле слова предупреждающий досрочное прекращение полномочий по дискредитирующим основаниям[13].
Заключение
Таким образом, дисциплинарная ответственность должностных лиц – это негативная юридическая ответственность, представляющая собой одну из форм государственного принуждения – дисциплинарное принуждение, выражающееся в применении представителем нанимателя дисциплинарных взысканий к должностному лицу, совершившему дисциплинарный проступок, и влекущее не благоприятные для него последствия. Дисциплинарная ответственность должностных лиц имеет особенности нормативного регулирования. Она регламентирована нормативно-правовыми актами различного уровня, начиная с кодифицированных и кончая актами министерств и ведомств.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |