Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образование яицкого войска



2019-07-03 230 Обсуждений (0)
Образование яицкого войска 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

В тысячелетней истории Российского государства, по мнению писателя графа Льва Николаевича Толстого, роль казаков «…незаслуженно принижена и забыта отчаянным бесстыдством коммунистической эпохи».[1]

Но именно казаки пятьсот лет охраняли рубежи России и часто становились заслоном на пути вторжения ее врагов. Казаки-первопроходцы осваивали и завоевывали новые земли вплоть до Аляски и Кушки. Во времена крупных войн, которые Россия вела постоянно, казаки составляли наиболее мобильные и боеспособные войска, им доставались самые трудные и ответственные участки в боях и сражениях.

Будучи в подавляющем большинстве сословием русских людей, казаки несли в своем характере те черты русской нации, которые обеспечивали им роль создателей Великой Российской империи, из которых важнейшими были: мужество, выносливость, добродушие и уважительное отношение к другим народам и государствам.

Сегодня Россия постепенно просыпается от долгого летаргического сна, вновь от Буга до Амура реют над ней казачьи знамена. Рано похоронили нас те, кто назвал казаков «последним рыцарством России». Живы казаки! Помнят славную историю своих предков.

 


История Волжского казачьего войска

 

Если рядовой обыватель еще знает такие казачьи войска как Донское и Кубанское (благодаря, например, «Тихому Дону» М. А. Шолохова или послевоенной кинокартине «Кубанские казаки»), то, даже проживая на берегах Волги, люди зачастую, не подозревают, что их предки были волжскими казаками. Именно они в XV-XVII веках освоили этот благодатный край, заложив города-крепости на берегах великой русской реки.

Казачья вольница

В русских и польских летописях слово «казак», или «козак», появляется в XIV веке. Слово это тюркского, восточного происхождения, и, как полагает большинство исследователей, означает «вольный, независимый человек; свободный конный воин».[2]

Ранее все казаки появляются на страницах летописей как служилые люди в пограничных с землями Золотой Орды княжествах – Рязанском, Переяславском и других. В тот период именно они несли караулы по пограничным укреплениям-городкам (городовые казаки), именно они высылались далеко «в поле» в качестве сторожевых застав и разъездов-станиц (станичные казаки) на всем протяжении восточной и южной границы Российского государства, вплоть до Волги.

Главный критерий при записи вольных людей в казаки был один – беспредельная смелость, отвага, отменное умение владеть оружием и конем. Казаки были свободны от всех повинностей, однако оружие, снаряжение и коней они приобретали за свой счет или добывали в бою.

Тогда же, в 1330-60 годы, в Русском пограничье появляется другой тип казака, не состоявшего на службе и жившего главных образом набегами на окружающие их кочевые орды и соседние народы или грабившие купеческие караваны. Именно их называли «воровскими» казаками.[3]

Особенно много таких «воровских» ватаг было на Дону и на Волге, которая являлась важнейшей водной артерией, соединявшей русские земли, главным торговым путем страны.

В ту пору между казаками, служилыми и вольными не было резкого разделения, зачастую вольные нанимались на службу, а служилые при случае грабили караваны.

В XV веке роль казачества в приграничных районах резко возрастает ввиду непрекращающихся набегов кочевых племен. Возникшие после распада Золотой Орды Крымское, Ногайское, Казанское, Астраханское, Сибирское ханства находились в постоянной вражде с Московским государством и не желали признавать силу и власть Московского Царя.

В 1552 году царь Иван IV Грозный предпринимает поход на самое мощное из этих ханств – Казанское. В том походе в составе русского войска участвовало до десяти тысяч донских и волжских казаков. Сообщая об этом походе, летопись отмечает, что Государь приказал идти из Нижнего Новгорода на Казань князю Петру Серебряному, «…а с ним дети боярские и стрельцы и казаки…».[4] Из Мещеры на Волгу для перекрытия перевозов были посланы две с половиной тысячи казаков под командой Севрюги и Елки. При штурме Казани отличился со своими казаками Миша Черкашенин.

После падения Казани и присоединения к России Казанского ханства Иван Грозный поставил задачу воеводам на взятие Астрахани и покорение Астраханского ханства. Московское государство должно было укрепиться на всем протяжении Волги. Астрахань была покорена, однако судоходство по Волге оказалось в полной власти казаков.

Волжские казаки были в это время особенно многочисленны и настолько прочно «сидели» в Жигулевских горах, что практически ни один караван не проходил мимо без выкупа или не был разграблен.

Именно в связи с этим летописи российские впервые особо отмечают волжских казаков – в 1560 году записано: «…Казаки вороваху по Волге... Благочестивый же Государь посла на них воевод своих со многими ратными людьми и повеле их имати и вешати…».[5]

1560-й год волжские казаки считают годом старшинства Волжского казачьего Войска. Иван IV Грозный не мог поставить под угрозу всю восточную торговлю и, выведенный из терпения нападением казаков на своего посла, 1 октября 1577 года направляет стольника Ивана Мурашкина на Волгу с приказом «…воровских волжских казаков пытать, казнить и вешать».[6]

Во многих работах по истории казачества можно найти упоминание о том, что из-за этих правительственных репрессий волжские вольные казаки ушли – одни на Терек, другие на Яик (Урал), третьи, во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем, в Чусовские городки на службу к купцам Строгановым, а оттуда в Сибирь.

Годы 1570-1577 отмечены в русских летописях как годы борьбы волжских казаков с Большой Ногайской Ордой, чьи кочевья начинались сразу за Волгой. Оттуда ногаи постоянно вторгались в Русские земли.

Используя благоприятный момент, волжские казаки трижды совершали нападения на столицу Ногайской Орды – город Сарайчик – и трижды его сжигали, освобождая из ногайского плена угнанных туда русских людей. Походы на Сарайчик возглавляли атаманы Савва Болдырь, Богдан Барбоша, Иван Юрьев, Никита Пан.

В 1578 году атаманы Иван Юрьев и Митя Бритоусов вновь разгромили Сарайчик… и поплатились на плахе своими головами – Московскому царю в тот момент война с ногайцами была невыгодна. Атаманы пали жертвой «высокой политики».

Образование яицкого войска

В 1577 году часть «воровских» волжских казаков под началом атаманов Нечая и Богдана Барбоши уходит к устью Яика (Урала), на северный берег Каспийского моря. В 1580 году они разгромили в очередной раз столицу Ногайской Орды Сарайчик и, построив выше по течению Яика укрепленный городок, основали Яицкое (Уральское) казачье Войско.

Первое упоминание о «государевой» службе яицких казаков относится к 1591 году, когда по Указу царя Федора Иоанновича воеводам – боярину Пушкину и князю Ивану Васильевичу Сицкому – было приказано: «…На непослушника своего татарского князя Шевкальского послать на семь лет с Терека рать свою, а для службы велел Государь Яицким и Волжским атаманам и казакам идти в Астрахань к стану…, всех казаков собрать для шевкальской службы: волжских – 1000 человеку да яицких – 500 человек».[7]

1591 год и является официально годом начала службы Яицких казаков. От него исчисляется старшинство Уральского казачьего Войска.

Уход на Яик части Волжских казаков не ослабил сколько-нибудь серьезно Волжское казачество, если считать, что только в ставке атамана Ермака (современное село Ермаково в Жигулевских горах Самарской области) в то время было свыше 7000 казаков.

Волжское Войско продолжало оставаться достаточно сильным и в более позднее время – в XVII-XVIII вв.

Другая часть волжских казаков, ушедшая на Терек, на «гребни» Кавказских гор, послужила основой образования Терского казачьего Войска.

Вместе с Ничаем и Барбошей на Яик ушли ватаги Волжских атаманов Якуни Павлова, Якбулата Чембулатова, Никиты Уса, Первуши Зея, Ивана Дуда.

В 1586 году полчища ордынцев подошли к Яицкому городку – несколько тысяч против четырех сотен казаков. Однако крепость ногаи взять не смогли, а казаки не стали долго в ней отсиживаться. В конном порядке вышли за стены, разделились на шесть отрядов и разгромили врага.

В пригороде старой Самары было урочище – Барбашина (Барбошина) поляна. По преданию, здесь в дремучей вековой дубраве на некотором удалении от волжского берега находился стан повольников во главе с атаманом Богданом Барбошей.

В конце XIX века на Барбашиной поляне появился знаменитый курорт того же наименования. Здесь были кумысолечебницы, гостиницы, яхт-клуб, церковь, аптека… Именно в то время местность стала официально именоваться Барбашиной поляной.

После Октябрьской революции курорт распался на отдельные здравницы, государственные дачи и базы отдыха, не связанные ни единым названием, ни административно. Однако кольцо пятого самарского трамвайного маршрута старожилы продолжают называть Барбашиной поляной, хотя советские власти давно переименовали ее в Поляну имени Фрунзе. Исторически правильно вернуть Барбашиной поляне ее славное имя и увенчать ее памятником отважному атаману и его сподвижникам.



2019-07-03 230 Обсуждений (0)
Образование яицкого войска 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образование яицкого войска

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)