Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ирландская республиканская армия



2019-07-03 246 Обсуждений (0)
Ирландская республиканская армия 0.00 из 5.00 0 оценок




На начальном этапе, в 1920-х годах, ИРА переживает серию расколов и реорганизаций, вследствие чего ее акции не принимают широкого размаха. Но уже в 1930-е гг. ИРА активизирует свою деятельность. В 1939 г. руководство ИРА обнародовало своеобразный ультиматум британскому правительству с требованием вывода войск с территории Ольстера. Естественно, правительство не отреагировало на ультиматум, и тогда ИРА начала приводить угрозы в исполнение. Англичанам удалось подавить всплеск терроризма и уничтожить верхушку ИРА, что предотвратило возможные осложнения внутренней обстановки в период Второй мировой войны.

Продолжавшийся до середины 1950-х гг. период относительного спокойствия был прерван очередными диверсиями и террористическими акциями ИРА. Усиливались противоречия и напряженность в отношениях между лоялистами-протестантами и республиканцами-католиками. В 1968-1969 гг. была развернута кампания за гражданские права. Католическая община требовала устранить дискриминацию католического населения в предоставлении работы и жилья, что является одним из индикаторов отношения к нелояльным государственному центру подданным в рамках традиционной модели урегулирования этнополитических конфликтов. Кампания вылилась в прямые столкновения протестантов с католиками, в результате чего правительство направило в Ольстер армейские части.

Третий этап характеризует мощная волна насилия и поиск Лондоном современных путей урегулирования проблемы через создание надежных политических институтов, которые бы заведовали делами Северной Ирландии и представляли интересы как католиков, так и протестантов. Политический кризис, всплеск насилия привели к тому, что британское правительство пошло на роспуск североирландского парламента и введение прямого правления из Лондона в 1972 г. В ответ на это ИРА ужесточила свои действия. День 21 июля 1972 г. стал известен как Кровавая пятница. В этот день 22 взрывных устройства в центре Белфаста были приведены в действие. Правительство задействовало войска. Наряду с военными операциями, продолжались попытки урегулировать конфликт мирным путем. В 1973 г. Лондон предложил проект Ассамблеи, состоящей из 80 членов, как республиканцев, так и юнионистов. Однако в силу непримиримости сторон Ассамблея просуществовала недолго и была распущена в 1974 г. Попытки возобновить работу ассамблеи предпринимались в 1982-1983 гг., однако и они оказались тщетными.

Наконец, четвертый этап отмечен более последовательными мерами в русле традиционной и модернистской моделей урегулирования этнополитического конфликта, переходом к оказавшемуся более эффективным переговорному процессу. И хотя террор продолжается, появляется надежда на постепенное урегулирование конфликта. В 1985 г. вырабатывается англо-ирландское Соглашение в Хилсборо, в котором подтверждается принадлежность Ольстера Соединенному Королевству до тех пор, пока за это выступает большинство жителей провинции. В результате дальнейших переговоров между Дублином и Лондоном была принята Декларация на Даунинг Стрит в 1993 г., в которой был заявлен принцип «открытых дверей» – приглашение за стол переговоров всех вовлеченных сторон с условием их отказа от насилия, что исключало из них радикально настроенные силы как элемент традиционной модели урегулирования. В ответ на эту декларацию руководство ИРА озвучило программное заявление о прекращении огня, к которому присоединились и юнионистские военизированные формирования. Однако ИРА отказалась разоружиться, что резко осложнило переговорный процесс. Новый теракт, организованный членами ИРА в Лондоне 9 февраля 1996 г., прервал перемирие. После победы лейбористов на выборах в Великобритании ИРА объявила о новом перемирии. Шинн Фейн была допущена к многопартийным переговорам в замке Стормонт, в результате которого было подписано Соглашение Страстной пятницы 10 апреля 1998 г. Соглашение было одобрено народами Северной Ирландии и Республики Ирландия на референдумах. Оно явилось продуктом сбалансированного сочетания традиционного и модернистсткого подходов к урегулированию и предусматривало сохранение Ольстера в составе Соединенного Королевства с параллельным укреплением связей с Ирландией. Документ подтверждал приверженность всех сторон переговорному процессу и принципу разоружения. Кроме того, было решено воссоздать Североирландскую ассамблею (законодательно-исполнительный орган) с определенными правами самоуправления, на выборах в которую 25 июня того же года участвовали все основные политические силы[6].

Кроме того, Соглашение предполагало:

1) проведение выборов по пропорциональной системе в 108-местную Ассамблею Северной Ирландии;

2) учреждение Ассамблеей Министерского комитета из 12 членов, решения которого будут приниматься квалифицированным большинством;

3) образование Министерского совета Север-Юг, в который войдут представители двух частей острова. Его компетенция ограничена такими областями, как туризм, сельское хозяйство, транспорт. Решения принимаются консенсусом;

4) создание Совета Британских островов, который будет состоять из британских и ирландских депутатов, а также из представителей будущих парламентов Северной Ирландии, Уэльса и Шотландии;

5) отмену 2-й и 3-й статей ирландской Конституции, требующих восстановления суверенитета Республики над всем островом;

6) разоружение военизированных группировок в течение двух лет. В конце 1999 г. власть в Северной Ирландии была передана Стормонту, сформированы предусмотренные в соглашении новые органы управления. С этого момента начинается новый этап урегулирования конфликта, который, похоже, еще далек от завершения.

Что касается субъектов конфликта, то о них довольно много было сказано выше при рассмотрении предыстории и динамики конфликта. Осталось лишь выделить и классифицировать их.

Во-первых, это государственные институты, такие как правительство Великобритании и министерство по делам Северной Ирландии, Стормонт (парламент Ольстера), Ассамблея Северной Ирландии.

Во-вторых, такие политические организации, как политические партии и движения. Это Демократическая Юнионистская Партия (Ольстера), Ольстерская юнионистская партия, Социал-демократическая лейбористская партия, Шинн Фейн.

В-третьих, это религиозные организации, среди которых важнейшее место занимает Оранжистский орден.

В-четвертых, это террористические и военизированные организации, такие как Ирландская республиканская армия, Силы освобождения Северной Ирландии, Лоялистские добровольческие силы, Добровольческие силы Ольстера, Ассоциация обороны Ольстера.

В-пятых, бизнес, преступные организации, которые финансируют и лоббируют свои интересы через те или иные вышеуказанные субъекты.

В ХХ в. основная вина за насилие лежит на террористических организациях католиков и протестантов, а не на действиях правительственных войск. Это положение правительства в расстановке сил конфликта давало преимущество в балансировании между непримиримыми участниками столкновения, предоставляло ему статус медиатора. Воссоздание Ассамблеи и Стормонта, возможно, знаменует начало тенденции предоставления Ольстеру все большей самостоятельности как средство урегулирования конфликта. Вполне вероятна и перспектива превращения Соединенного Королевства в федерацию в составе четырех субъектов. А в ходе дальнейшего развития европейского сотрудничества Северная Ирландия, а возможно, еще Уэльс и Шотландия будут представлены в объединенной Европе как равноправные субъекты[7].

После Соглашения Страстной пятницы можно с определенностью сказать, что правительство Великобритании взяло курс на урегулирование конфликта на институциональном уровне. В 1999 г. были приняты еще 4 британо-ирландских документа о создании органов сотрудничества в урегулировании ольстерского кризиса. Кроме того, было предложено несколько планов по мирному урегулированию в провинции, последний из которых был обнародован в августе 2001 г.[8]

 


Заключение

В настоящее время установлен срок окончательного разоружения экстремистских группировок Северной Ирландии – это 2007 г. Несмотря на ведущийся процесс разоружения, в провинции продолжаются террористические акты. С 1998 г. здесь погибли около 60 человек. 3 февраля 2004 г. в Северной Ирландии начались переговоры по пересмотру Белфастского соглашения. Вопрос о внесении изменений в данное Соглашение возник в ноябре 2003 г. после состоявшихся парламентских выборов в Ольстере. Победу на них одержала протестантская Демократическая юнионистская партия во главе с Я. Пэйсли, которая выступает против Белфастского соглашения и какого-либо сотрудничества с католиками. Договоренность о пересмотре документа по Северной Ирландии была достигнута в январе 2004 г. на встрече премьер-министров Великобритании и Ирландии Т. Блэра и Б. Ахерна. Тогда же была определена дата начала переговорного процесса. На переговорах лидеров ведущих политических партий по урегулированию политической ситуации в Северной Ирландии, проходивших на юге Англии в замке Лидс в сентябре 2004 г., не удалось достичь компромисса. Как сказал в своем интервью премьер-министр Великобритании Т. Блэр, председательствовавший на этом политическом саммите вместе со своим ирландским коллегой, премьер-министром Б. Ахерном: «Мы полагаем, что то, что сейчас предложено, разумно по содержанию и имеет историческое значение». Блэр в то же время отметил, что участники переговоров «еще не достигли всеобъемлющего соглашения», но работа в этом направлении будет продолжена на предстоящих обсуждениях на более низком представительском уровне. «У того, что здесь (в Лидсе) произошло, есть большой потенциал», – сказал британский премьер. Блэр и Ахерн выразили сожаление по поводу не оправдавшихся надежд на достижение договоренности между двумя основными политическими партиями Северной Ирландии – протестантской Демократической юнионистской партии (ДЮП) и католической Шинн Фейн.

Политика урегулирования этнополитического конфликта в Северной Ирландии в целом характерна для большинства унитарных государств мира – это постепенный переход от стратегии подавления одной из сторон конфликта (в данном случае ирландской католической) к стратегиям достижения компромисса между участниками конфликта, уступкам ирландцам в сфере автономизации и самоуправления Ольстера.

Прямое силовое подавление также оказалось безрезультатным в контексте перехода непримиримых участников к террористическим формам борьбы за свои интересы. Существенно затрудняет силовое подавление и пребывание руководства террористических организаций за рубежом, вне досягаемости британских властей. Все это, как представляется, и заставило британское правительство воспользоваться стратегией компромисса и уступок в завершении конфликта. Благодаря этим обстоятельствам политика урегулирования конфликта в Северной Ирландии, управления им в настоящее время демонстрирует довольно высокий уровень результативности по показателям интенсивности конфликта.

 


Список использованной литературы

1. Браницкий А.Г., Чуприков П.Б. Основные факторы мирного процесса в Северной Ирландии на современном этапе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - № 4. - С. 178-183.

2. Буйновский М.С. Эволюция политики британского правительства в Североирландском конфликте (1968-1998 гг.). Переговорный процесс. – Шахты: Ростовская обл. Изд-во ЮРГУЭС, 2008.

3. Орлова М.Е. Модернизация и мирный процесс в Северной Ирландии // Журн. «Полис» / Точка доступа:

http://www.politstudies.ru/fulltext/1998/2/15.htm.

4. Плахотная Ю.И. История, культура и география Великобритании и Северной Ирландии. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. ун-та, 2009.

5. Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время в вопросах и ответах. – М.: ТК Велби, Проспект, 2009.

6. Султыгов А.Х. Этнополитический конфликт в Северной Ирландии: прошлое и настоящее // Новая и новейшая история. - 2006. - № 2. - С. 168-173.

7. Язьков Я.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время. 1918-1945. – М.: Издательство МГУ, 2006.


[1] Плахотная Ю.И. История, культура и география Великобритании и Северной Ирландии. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. ун-та, 2009. – с. 32.

[2] Язьков Я.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время. 1918-1945. – М.: Издательство МГУ, 2006. – с. 151.

[3] Султыгов А.Х. Этнополитический конфликт в Северной Ирландии: прошлое и настоящее // Новая и новейшая история. - 2006. - № 2. - с. 168.

[4] Браницкий А.Г., Чуприков П.Б. Основные факторы мирного процесса в Северной Ирландии на современном этапе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - № 4. – с. 179.

[5] Султыгов А.Х. Этнополитический конфликт в Северной Ирлан-дии: прошлое и настоящее // Новая и новейшая история. - 2006. - № 2. - с. 172.

[6] Буйновский М.С. Эволюция политики британского правительства в Североирландском конфликте (1968-1998 гг.). Переговорный процесс. – Шахты: Ростовская обл. Изд-во ЮРГУЭС, 2008. – с. 72-73.

[7] Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время в вопросах и ответах. – М.: ТК Велби, Проспект, 2009. – с. 162.

[8] Орлова М.Е. Модернизация и мирный процесс в Северной Ир-ландии // Журн. «Полис» / Точка доступа: http://www.politstudies.ru/fulltext/1998/2/15.htm



2019-07-03 246 Обсуждений (0)
Ирландская республиканская армия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ирландская республиканская армия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)