Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аграрные отношения в историческом развитии России



2019-07-03 259 Обсуждений (0)
Аграрные отношения в историческом развитии России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В XIV—XV вв. пашенное земледелие продвигается довольно далеко на север, подсечная и переложная си­стемы земледелия постепенно вытесняются двупольем, а затем и трехпольем. Главным орудием обработки земли служила двузубая соха с железным наконечником. При­менялся и плуг, но значительно реже, так как у крестьян не хватало тягла. Господство двуполья и применение местами трехполья способствовало повышению урожай­ности, однако последняя еще не превышала сам-четыре, т. е. сбор превосходил посеянное не более чем в 4 раза[2].

Важной отраслью сельского хозяйства в XIV—XV вв. стало скотоводство, снабжавшее земледелие тягловой силой и органическими удобрениями. Сохранили свое значение и старые промыслы — охота, рыболовство. На­ряду с бортничеством развивалось и пасечное пчеловод­ство. Таким образом, подорванное монгольским завое­ванием сельское хозяйство Руси трудом народных масс начало двигаться вперед.

Во второй половине XV—XVII вв. ведущей отраслью экономики России, как и раньше, было земледелие. Хотя главным орудием обра­ботки почвы оставалась соха, продуктивность земледе­лия значительно повысилась. Это объясняется широким распространением трехполья и применением естественных удобрений. Возросли валовые сборы хлебов; широкое распространение получили огородные культуры.

В XVI в. и особенно в XVII в. уже заметна специа­лизация основных сельскохозяйственных районов. Чер­ноземный центр и Среднее Поволжье производят в ос­новном хлеб, западные и северо-западные районы начи­нают специализироваться на производстве технических культур—льна и конопли. Хлеб постепенно стал основ­ным товарным продуктом сельского хозяйства, разви­вается внутренний рынок.

Одновременно происходит рост феодального земле­владения. Для удержания в повиновении народных масс, борьбы с сепаратизмом крупных феодалов и внешними врагами централизованное государство нуждалось в соз­дании сильного войска. Поэтому с конца XVI в. получа­ет большое развитие поместная система. Подчиняя круп­ных феодалов, князей и бояр, цари (так стали имено­ваться с конца XV в. московские великие князья) конфискуют у них вотчины, делят их на более мелкие участки, которые раздают как поместья служилым лю­дям. Так, после присоединения Новгорода царь Иван III осуществил массовый «вывод» новгородских бояр из их владений и «испоместил», т. е. наделил поместья, в нов­городской земле около тысячи своих дворян. Особенно много земель и крестьян раздал дворянству в XVI в,

царь Иван IV, сломивший экономическую и политиче­скую мощь крупных феодалов.

В XVI в. дворянское поместье стало уже самым рас­пространенным видом землевладения в стране. Стремясь доказать «ненормальный» ход исторического процесса в России, американские историки Коулборн, Шефтель[3] и другие утверждают, будто Московское государство, как и Киевская Русь, представляло собой «отклонение» от нор­мального развития феодализма. «Доказательства» они усматривают в развитии поместной системы, отсутствии «кодекса рыцарства» и т. п., изображая дело так, что якобы царизм закрепостил все сословия — и крестьян, и феодалов.

В действительности условное землевладение является одним из ярких признаков феодальной экономики, а рус­ское централизованное государство на всех стадиях свое­го существования выражало интересы помещиков — сво­ей социально-политической опоры. Вводя условные фор­мы землевладения, обязательность феодальной службы, ограничивая самостоятельность феодалов, оно делало это в интересах всего феодального класса.

Рост помест­ной системы, происходивший в условиях развивающихся товарно-денежных отношений, имел тяжелые последст­вия для крестьянства. Если крупные вотчинники, имев­шие тысячи крестьян, могли довольствоваться натураль­ным и денежным оброком, который получает в этот период все большее распространение, то помещики, владения которых были сравнительно невелики, стремились выжать из зависимых крестьян максимум возможного и потому все шире внедряли барщину — самую тяжелую форму феодальной эксплуатации.

Следствием этого явилось усиление личной зависи­мости крестьянина от землевладельца, прикрепление кре­стьянина к земле. Централизованное феодальное госу­дарство, обеспечивая помещиков рабочей силой, осу­ществило в XV—XVII вв. ряд важных мероприятий, с целью полного закрепощения крестьян. Начало юриди­ческому оформлению крепостного права было положено изданием в 1497 г. «Судебника»[4].

В первой половине XVIII в. был достигнут некоторый прогресс и в развитии сельского хозяйства. Центр русского земледелия перемещается из малоплодо­родных северо-восточных областей в черноземную зону России. Трехпольная система распространяется на окра­ины страны. Более отчетливо проявляется специализация отдельных экономических районов. Все это повлекло за собой значительный рост продуктивности земледелия в стране. Несколько шагнула вперед и техника земледе­лия. Распространяется уборка хлеба косами (вместо сер­пов), шире применяются плуг, органические удобрения. Расширились посевы ячменя, пшеницы и гречихи. Прави­тельство стимулировало увеличение производства техни­ческих культур (льна, конопли и др.).

Под особым попечением правительства находилось скотоводство (в первую очередь овцеводство и коневод­ство), так как суконные мануфактуры нуждались в сырье, а армия — в лошадях. Однако все эти прогрессивные яв­ления имели место в основном в помещичьих хозяйствах. Крестьянское хозяйство, обремененное многочисленными феодальными повинностями, по-прежнему носило рутин­ный характер и едва было в состоянии обеспечить про­стое воспроизводство. Прогресс в сельскохозяйственном производстве был достигнут за счет усиления эксплуата­ции крепостного крестьянства.

Укрепление и расширение дворянского землевладения и крепостни­чества было одним из отправных пунктов всей экономи­ческой политики правительства Петра I. Указом 1714 г. о единонаследии два вида феодального землевладения — вотчина и поместье — были слиты в один, при этом за­прещено было дробление имений. Только за первую поло­вину царствования Петра I дворянам было роздано огром­ное количество земель и около 175 тыс. крестьян. Даль­нейшее развитие товарно-денежных отношений приводило к увеличению феодальных повинностей крестьян. В се­верных и северо-восточных районах страны все более преобладала денежная рента, в центральных районах — барщина. Однако в это время четкого разделения на бар­щинные и оброчные районы еще не существовало.

Эксплуатация крестьян помещиками принимала не­виданные размеры. «Твои бояре и князья...,— писали крестьяне в одной из челобитных Петру I,— яко львы, челюстями своими пожирают нас...». Крайне обремени­тельны для крестьян были и различные государственные повинности, подати и рекрутские наборы. В окраинных районах государства собиралась масса беглых крестьян. Происходили грозные антифеодальные восстания. Са­мым крупным из них в первой половине XVIII в. было народное восстание под руководством Кондратия Булавина, охватившее в 1707—1708гг. Дон, Среднее Поволжье и Слободскую Украину.

Во второй половине XVIII в. в связи с ростом городов и ма­нуфактур расширилась емкость рынка сельскохозяйст­венных продуктов как внутри страны, так и за границей, особенно в Англии, где начался промышленный пере­ворот. Обладая выходом к морю, Россия получила воз­можность вывозить в огромных количествах сельскохо­зяйственную продукцию. Это способствовало росту про­изводительных сил и повышению товарности сельского хозяйства. Сельскохозяйственное производство увеличи­валось как экстенсивными методами — путем дальнейше­го расширения посевных площадей, распахивания новых земель на юге и востоке, так и интенсивными — в резуль­тате более широкого применения плуга и удобрений, рас­ширения посевов пшеницы, технических культур и т. д. Некоторые помещики для повышения товарности, а значит, и доходности своих хозяйств пытались вводить агротехнические улучшения. Однако товарность сельско­го хозяйства росла медленно, так как подлинно интен­сивное сельское хозяйство несовместимо с крепостным трудом. В этот период происходит хозяйственное освое­ние обширных степных районов Украины — Новороссии. Происходит колонизация южных степей государствен­ными крестьянами, беглыми крепостными, а также ино­странными колонистами. За счет пожалования Екатери­ны II здесь создавались и крупные помещичьи имения, куда их владельцы переселили крепостных из России и Украины. Пшеницу, которую выращивали на южных землях, в больших количествах вывозили за границу.

В условиях повышающегося спроса на продукты сельского хозяйства росли площади помещичьего земле­владения и контингент, крепостных. В 1783 г. на Лево­бережной Украине был запрещен переход крестьян. Этот запрет был распространен на юг Украины, на Дон- и Кавказскую губернию. В 80-х годах крепостные поме­щичьи крестьяне в России составляли 53% общего числа крестьян. Большая часть земли и крестьян перешла к крупнейшим помещикам. У графа Шереметьева, на­пример, было 600 тыс. десятин земли и 200 тыс. крепост­ных. Власть помещиков над крестьянами усилилась до невиданных размеров. Помещики получили право ссы­лать крепостных в Сибирь на каторгу, сдавать вне оче­реди в рекруты. Крестьянам было запрещено жаловаться на своих владельцев.

После рефор­мы 1861 года крестьяне ежегодно платили государству не менее 89 млн. руб. золотом. В интересах помещиков был сохра­нен феодальный порядок исчисления налогов «с души», без учета величины доходов и количества земли, как этого требует буржуазное хозяйство. В результате из всей суммы налогов, взимавшихся с сельского хозяйства в пореформенный период, 94% платили крестьяне, а по­мещики — всего 6%.

В 90-х годах процесс расслоения крестьянства еще более усилился. В этом большую роль сыграло падение цен на сельскохозяйственные продукты в 80—90-х годах. В условиях низких цен на продукцию могли выстоять лишь крупные кулацкие хозяйства, а мелкотоварные хо­зяйства крестьян разорялись. Лишь за 1896—1900 гг. число безлошадных и однолошадных дворов возросло с 5,6 до 6,6 млн. (из общего количества 11,1 млн. кресть­янских дворов). Это означало, что от 24 до 30 млн. крестьян влачили нищенское, полуголодное существо­вание.

Беднейшие и середняцкие хозяйства не имели воз­можности приобретать новые сельскохозяйственные ору­дия, осуществлять какие-либо агротехнические меро­приятия. Основным орудием в крестьянском хозяйстве оставалась деревянная соха (еще в 1910 г. в России со­хи составляли 43% всех орудий пахоты). Отсюда крайне низкая урожайность в крестьянских хозяйствах и голо­довки в стране. За последнее десятилетие XIX в. в Рос­сии было два неурожая и четыре голодных года. Осо­бенно тяжелым был 1891 г., когда голод охватил более 40 млн. человек. Страшные голодовки, во время которых гибли тысячи людей, были неизбежным следствием чу­довищной эксплуатации крестьян в царской России. К концу XIX в. ежегодно покидали деревню и уходили на заработки 5—6 млн. разорившихся крестьян.

 



2019-07-03 259 Обсуждений (0)
Аграрные отношения в историческом развитии России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Аграрные отношения в историческом развитии России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)