Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Провозглашение автокефалии



2019-07-03 197 Обсуждений (0)
Провозглашение автокефалии 0.00 из 5.00 0 оценок




В 1951 году вопрос о возможности получения Чехословацкой Православной Церковью автокефалии стал активно обсуждаться как в церковных, так и в светских кругах. На заседании Государственного управления по церковным делам 3 сентября 1951 года заместитель председателя правительства Зд. Фирлингер выступил со специальным докладом по этому вопросу. Он сообщил, что Православная Церковь в Чехословакии уже имеет четырех епископов, и это дает возможность получить автокефалию. Он также сказал, что наиболее подходящей кандидатурой на место главы автокефальной Церкви является нынешний экзарх — митрополит Елевферий. Далее Фирлингер сообщил, что эта идея поддержана заместителем председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР С. К. Белышевым. Торжества по случаю ожидаемого провозглашение автокефалии были намечены на конец 1951 года.

2 октября 1951 года в Праге состоялось заседание Экзаршего Совета Православной Церкви. Епископ Честмир осветил перед собравшимися современное положение Чехословацкой Православной Церкви и сделал вывод, что “пришло время вполне серьезно подумать об автокефалии Чехословацкой Православной Церкви, дабы и эта Церковь была принята в семью самостоятельных Церквей, и дабы и ее голос…, как колыбели славянского православия, был слышен среди автокефальных Церквей”.

Экзаршим Советом было принято, подготовленное епископом Честмиром, обращение к Государственному управлению по церковным делам. В нем в частности говорилось: “Основаниями для получения автокефалии с точки зрения церковной являются: достаточное количество верующих и епископов, богословское училище и хозяйственная обеспеченность Церкви в такой мере, чтобы она не нуждалась в поддержке [какой-либо] заграничной Церкви. Со стороны государственной для автокефалии требуется согласие [гражданских] властей”. Далее говорилось, что Экзарший Совет решил просить Патриарха Московского и всея Руси даровать Чехословацкой Церкви автокефалию, и поэтому обращается и к Государственному управлению по церковным делам с просьбой дать свое согласие на это деяние. Также испрашивалось согласие на избрание митрополита Елевферия на пост Предстоятеля будущей автокефальной Церкви. ”.

В тот же день Государственное управление по церковным делам сообщило Правительству о полученном обращении. Управление предлагало Правительству утвердить следующее решение:

“Правительство Чехословацкой республики на своем заседании решило по просьбе заместителя Председателя Правительства и министра, поверенного руководством Государственного управления по церковным делам, опираясь на письмо указанного Управления от 2.Х.1951 № 20701/51- II/, что:

а) не имеет возражений против того, чтобы Православная Церковь в Чехословакии была провозглашена автокефальной;

b) дает свое предварительное согласие на кандидатуру Экзарха Елевферия, митрополита Пражского и всей Чехословакии, для выборов главы новосозданной автокефальной Церкви;

c) соглашается с тем, чтобы митрополиту Елевферию в случае его избрания главой автокефальной Православной Церкви в Чехословакии было предоставлено чехословацкое гражданство”. Документ подписан Зд. Фирлингером.

9 октября 1951 года на заседании Правительства Фирлингер сделал специальный доклад. Описывая события последних лет, он сказал, что в результате перехода в православие “1/4 миллиона словацких граждан украинской народности” Православная Церковь в республике “утратила свой эмигрантский характер, и стала Церковью народной”. Заслушав вышеизложенное предложение Управления по церковным делам, Правительство приняло его, добавив к пунктам а, b, c еще и пункт d следующего содержания:

d) принимает во внимание, что в случае провозглашения Православной Автокефальной Церкви Чехословакию посетят представители Православных Церквей из СССР и других народных демократических государств” .

8 октября 1951 года Святейший Патриарх Алексий и Священный Синод РПЦ выразили предварительное согласие на автокефалию. К 23 ноября все архиереи Русской Православной Церкви прислали свои подписи под этим постановлением Священного Синода, и в этот день, от лица Святейшего Патриарха и всего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, в Патриархии был подписан Акт о даровании автокефалии Чехословацкой Православной Церкви:

“Русская Православная Церковь в лице Патриарха Московского и всея Руси Алексия и всего освященного Архиерейского Собора, во внимание к ходатайству Собора Православной Церкви в Чехословакии, дарует сей Церкви, бывшей доселе Экзархатом Московской Патриархии, автокефалию.

Русская Православная Церковь единым сердцем молит Небесного Пастереначальника Господа нашего Иисуса Христа, да подаст Он Свое Божественное благословение юнейшей сестре в семье Православных Автокефальных Церквей, Церкви Чехословакии и да увенчает Он ее вечной славой. Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. 23 ноября 1951 года” .

В случае избрания митрополита Елевферия Предстоятелем новой Поместной Церкви Синод согласился отпустить его из юрисдикции РПЦ .

19 октября 1951 года Экзарший Совет направил еще одно обращение в Государственное управление по церковным делам, в котором в частности говорилось: “Экзарший Совет считает необходимым информировать Государственное управление по церковным делам о том, что Экзаршее Собрание, которое провозгласит автокефалию и выберет первого главу автокефальной Православной Церкви, будет созвано 8.ХII.1951, интронизация же будет проведена 9.ХII.1951 года. Предполагается, что заграничные гости прибудут в Прагу, если будут иметь благоприятное воздушное сообщение, 7.ХII.1951 и будут присутствовать как на Экзаршем Собрании, так и на интронизации. Отъезд указанных делегаций планируется 11.ХII.1951… Экзарший Совет Православной Церкви в Чехословакии обращается к Государственному управлению по церковным делам с просьбой о поддержке предполагающихся торжеств и о предоставлении финансовых средств для достойного их проведения” .

На торжества, связанные с провозглашением автокефалии, Святейшим Патриархом Алексием были командированы митрополит Крутицкий и Коломенский Николай и Управляющий делами Московской Патриархии протопресвитер Н. Ф. Колчицкий, в сопровождении патриаршего архидиакона Г. Антоненко. Кроме московской делегации, в Прагу также прибыли представители Церквей: Антиохийской — митрополит Хауранский Афанасий с архимандритом Гавриилом, Грузинской — епископ Алавердский Гавриил, Болгарской — митрополит Пловдивский Кирилл и священник И. Илиев, председатель Союза православных священников Болгарии; Румынской — Патриарший викарий епископ Антим с профессором-протоиереем Миланом Сесаном, Польской — архиепископ Белостокский Тимофей со священником Иоанном Левяжей. Делегация от Албанской Православной Церкви в составе митрополита Тиранского и всей Албании Паисия и Генерального секретаря Синода Нико Чане задержалась в пути и прибыла в Прагу уже после торжеств .

Заседание Экзаршего Собрания (Церковный Собор) состоялось, как и планировалось, 8 декабря в кафедральном соборе в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия в Праге. На это Собрание прибыли делегаты всех четырех православных епархий Чехословакии, члены Епархиальных Управлений, Экзаршего Совета, представители богословского православного факультета, многочисленные гости, а также сотрудники Государственного Управления по церковным делам. Доклад о канонических основах автокефалии и об истории этого вопроса сделал профессор богословского православного факультета г. Кульгейм. Затем протопресвитер Н. Ф. Колчицкий огласил Акт Русской Православной Церкви от 23 ноября о даровании автокефалии Православной Церкви в Чехословакии, после чего членами Собора единогласно было принято постановление об автокефалии.

Епископ Честмир выступил со вторым докладом - о кандидате на пост Главы автокефальной Чехословацкой Православной Церкви. Он предложил кандидатуру митрополита Елевферия, в течение пяти лет трудящегося во главе Православной Церкви в Чехословакии в должности Экзарха Московской Патриархии. Открытым голосованием митрополит Елевферий был избран на пост первого Главы автокефальной Чехословацкой Православной Церкви.

На следующий день 9 декабря в соборе святых Кирилла и Мефодия состоялася интронизация новоизбранного Предстоятеля Церкви. Порядок интронизации был соблюден точно такой же, как при интронизации Святейшего Патриарха Алексия в Москве в 1945 году.

18 декабря 1951 года Патриарх Алексий направил послание всем Главам и Предстоятелям Автокефальных Православных Церквей, в котором сообщалось о “даровании Православной Церкви Чехословакии права самостоятельного устроения на началах автокефалии”.

Таким образом, с 8 декабря 1951 года Чехословацкая Православная Церковь существует как автокефальная. Но все же нужно признать, что проблема кандидатов на епископские кафедры оставалась для новой Поместной Церкви актуальной в течение всех пятидесяти лет ее самостоятельного бытия. Мы уже видели, что первым Предстоятелем стал выходец из России, специально отпущенный для этой цели из юрисдикции РПЦ. 17 мая 1956 года его место занял митрополит Иоанн (Кухтин), так же русский по-национальности, с 1920 года проживавший в эмиграции. В 1964 году Предстоятелем был избран митрополит Дорофей (Филипп), уроженец Закарпатья, до 1955 года состоявший клириком Мукачевской епархии и, соответственно, находившийся в юрисдикции Московской Патриархии. 12 июня 1955 года в Богоявленском Патриаршем Соборе Москвы он был рукоположен во епископа Кременецкого и в том же году по просьбе митрополита Елевферия отпущен в Чехословацкую Православную Церковь, где занял Прешевскую кафедру. Таким образом, РПЦ и после провозглашения автокефалии должна была оказывать поддержку Чехословацкой Церкви. При чем это касается не только Предстоятелей, но и епархиальных архиереев. Так, в 1980 году Михайловскую кафедру занял епископ Никанор (Юхимьюк), до этого состоявший в юрисдикции РПЦ и проходивший свое пастырское послушание на Украине. С 1982 по 1987 год он занимал Оломоуцко-Брненскую кафедру, которая вдовствовала с 1959 года.

Так что слова, сказанные архиепископом Фотием в Праге 21 октября 1945 года, не потеряли своей актуальности в течение нескольких последующих десятилетий.

После крушения коммунистической системы к концу 1992 года стал очевидным скорый распад Чехословацкой Федеративной Республики на два независимых государства. В связи с этим Поместный Собор Чехословацкой Православной Церкви, проходивший 11-12 декабря в Прешеве, высказался за сохранение единой автокефальной Церкви, распространяющей свою юрисдикцию на территорию двух независимых государств. Однако в соответствие с новой политической ситуацией было принято решение о перемене официального наименования Церкви. Отныне она стала называться Православной Церковью в Чешских землях и Словакии. Был принят новый Устав Церкви, по которому единый Митрополичий совет был разделен на два самостоятельных органа — Митрополичий совет Чешских земель в Праге и Митрополичий совет Словакии в Прешеве. Предстоятелем Церкви отныне может быть избран как архиепископ Пражский, так и архиепископ Прешевский. Едиными для всей Церкви остались Священный Синод и Поместный Собор.

1 января 1993 года Чехословацкая Республика разделилась на два государства - Чехию и Словакию, на территорию которых распространяется каноническая власть единой Поместной Церкви.

Заключение

Надежда Святейшего Патриарха Алексия I на то, что все Поместные Церкви искренне разделят “радость столь счастливым устроением Православной Церкви Чехословакии”, к сожалению, не оправдалась. Константинопольская Патриархия, а вслед за ней и другие греческие Церкви Александрийская, Иерусалимская, Кипрская и Элладская), не признали Акта о даровании Чехословацкой Церкви автокефалии. В Константинополе Чехословацкую Православную Церковь продолжали считать автономной на основании Томоса 1923 года.

Такое положение дел сохранялось практически до самого конца XX века. 27 августа 1998 года Константинопольским Патриархом Варфоломеем был издан “Патриарший и Синодальный Томос о даровании автокефалии святой Православной Церкви в Чешских землях и Словакии”. Девятый Поместный Собор Православной Церкви Чешских земель и Словакии принял этот Томос и оценил его как акт признания уже существующей автокефальной Церкви. Такую интерпретацию Томоса неоднократно предлагали и иерархи Чехословацкой Православной Церкви.

Исходя же из самого текста Томоса, можно сказать, что Константинопольская Патриархия понимает факт его издания как дарование ранее автономной Церкви статуса автокефалии. При этом Православная Церковь Чешских земель и Словакии считается “всегда пребывавшей в рамках юрисдикции Вселенской кафедры и ее синодальных решений”. Описывая историю просвещения Великоморавской державы, авторы Томоса упоминают о миссии святых Кирилла и Мефодия, пришедших сюда из Константинополя. Но при этом вовсе не учитывается последующая история христианства в Чешских землях. Мы не находим здесь упоминаний о том, что святой Мефодий был поставлен во епископа в Риме и до самой своей смерти находился в юрисдикции Римского архиепископа. Ничего не говорится и о том, что приемник святого Мефодия — святой Горазд I — вынужден был уйти из Моравии в Сербию. Вообще, Томос молчит обо всем, что происходило в Чешских землях с момента смерти святого Мефодия и до поставления архиепископа Савватия. В Томосе нет ни единого упоминания о личности и трудах священномученика Горазда. Здесь также молчанием обходится факт многолетней сербской юрисдикции над Чешскими землями. Дарование автокефалии Чехословацкой Церкви в 1951 году здесь также не упоминается, но, исходя из контекста документа, почти с полной уверенностью можно предположить отрицательное отношение авторов к этому историческому факту.

Важно отметить и то, что описанное в Томосе организационное устройство Православной Церкви Чешских земель и Словакии не соответствует Уставу, принятому на Прешевском Соборе в 1992 году. Томос предполагает архиерейскую кафедру находящейся в Праге. Официальный титул Предстоятеля — “Архиепископ Пражский и всей Чехии и Словакии” (пункт А). Прешевского, Михайловского и Оломоуцко-Брненского епархиальных архиереев Томос возводит в митрополиты. Митрополит Прешевский именуется “экзархом Словакии” (пункт А). “Блаженнейшему архиепископу Пражскому и всей Чехии и Словакии принадлежит право носить белый клобук с крестом, украшенным камнями. Высокопреосвященные митрополиты носят черный клобук с крестом, украшенным камнями” (пункт F). Для осуществления синодального суда в соответствие с Томосом “созываются одобренные Вселенским Патриархом иерархи исключительно из юрисдикции Матери Церкви, т. е. Константинопольской кафедры. Эти архиереи могут обратиться за конечным решением к Вселенскому Патриарху” (пункт D). В пукте G говорится, что “Церковь в Чехии и Словакии берет в знак единства с Матерью Церковью святое миро от Вселенского Патриархата”.

Фактически ни одно из этих требований сегодня не выполняется. Православная Церковь Чешских земель и Словакии продолжает руководствоваться в своей внутренней жизни предписаниями Устава 1992 года и сложившимися здесь за последние десятилетия традициями. Томос, как уже сказано, понимается как признание греческими Церквями уже фактически существовавшей автокефалии и восстановление добрых отношений с Константинополем, что позволило, например, представителям Православной Церкви Чешских земель и Словакии принять участие в юбилейных торжествах по поводу 2000-летия Рождества Христова в Святой Земле.

В новейшей истории Православия в Чехословакии как в капле воды отразились многие проблемы взаимоотношений между Православными Церквями в ХХ веке. Юрисдикционные споры 1920-х годов в значительной степени остаются актуальными и сегодня, в начале века ХХI, о чем свидетельствует и содержание Томоса 1998 года. Все это еще раз напоминает нам о необходимости однозначного общецерковного решения вопроса о порядке дарования автокефалии. Ведь сегодня, по сути дела, в разных Церквях существуют разные представления об этом немаловажном вопросе. И главное, что это не просто теоретический спор, а проблема, напрямую проявляющаяся в церковной жизни, во взаимоотношениях между Православными Церквями. Всем еще памятны конфликты из-за Польской, Американской и Эстонской Церквей. Сегодня довольно сложная ситуация сложилась на Украине. И список этих примеров можно было бы продолжить. И потому серьезное осмысление исторического пути Чешского и Словацкого Православия может стать одним из шагов на пути решения этого непростого вопроса.

 



2019-07-03 197 Обсуждений (0)
Провозглашение автокефалии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Провозглашение автокефалии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)