Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики



2019-07-03 289 Обсуждений (0)
Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цель аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия - установить соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и осо­бенностям деятельности предприятия.

В процессе проведения проверки необходимо руководствоваться сле­дующими основными нормативными документами:

1. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.07.98 г. № 123-ФЗ).

2. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налого­обложении прибыли, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. № 552 (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.05.2000 г. № 420).

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской от­четности в Российской Федерации, утв. Приказом МФ РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. Приказа МФ РФ от 24'.03.2000 г. № 31 н).

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятель­ности организаций и инструкция по его применению, утв. Приказом МФ РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

5. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утв. Приказом МФ РФ от 09.12.98 г. № 60н (в ред. Приказа МФ РФ от 30.12.99 г. № 107н).

Источники информации для проверки: Положение о бухгалтерии, должностные инструкции сотрудников бухгалтерии, график документо­оборота, описание технологического процесса компьютерной обработки учетной информации, Положение об учетной политике предприятия, результаты проводимых аудиторами устных опросов (бесед) и анкетиро­вания сотрудников бухгалтерии и др.

Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие задачи:

- установить соответствие организационной структуры бухгалтерии и формы бухгалтерского учета условиям организации и управления предприятия;

- охарактеризовать системы документации и документооборота;

- дать оценку учетной политики предприятия.

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" руко­водители предприятия могут в зависимости от объема учетной работы: уч­редить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляе­мое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бух­галтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично [26, с. 23 - 36]. Объем учетной работы на конкретном предприятии определяется рядом факторов: составом задач, которые ставит руководство перед учетными работниками; количеством, разнообразием и сложностью регистрируемых хозяйственных операций; уровнем компьютеризации учетного процесса и др.

В ходе проверки аудиторы на основании изучения Положения о бухгал­терской службе, должностных инструкций, устных опросов главного бухгал­тера и сотрудников службы выясняют ее организационную структуру, рас­пределение обязанностей, сложность выполняемых работ, уровень квалифи­кации учетного персонала. Анализ объектов учета, видов и объема обраба­тываемой учетной информации, использования компьютерных технологий в учетном процессе позволяет установить фактическую трудоемкость работ по отдельным группам хозяйственных операций и определить общую потреб­ность в специалистах и их рациональное закрепление за участками учета.

Предприятие самостоятельно определяет форму бухгалтерского учета (простую, журнально-ордерную, мемориально-ордерную или автоматизи­рованную). Основными факторами, влияющими на такой выбор, явля­ются объем обрабатываемой информации, численность сотрудников предприятия, уровень квалификации учетного персонала, уровень при­менения компьютерных технологий. В настоящее время все большее распространение получает автоматизированная форма учета, преимуще­ствами которой является возможность оперативной обработки значи­тельных массивов информации, реализация принципа однократного вво­да информации в систему, возможность получения разнообразных отче­тов по мере необходимости и за любой период времени. Внедрение этой формы приводит к изменению структуры бухгалтерии - в ее составе по­является подразделение, которое занимается программным и техниче­ским сопровождением компьютерных систем.

Сопоставление фактической организационной структуры бухгалтерии с оптимальной и анализ применяемой формы бухгалтерского учета дает возможность аудиторам сделать вывод, насколько структура бухгалтерии и форма бухгалтерского учета соответствуют условиям организации и управления предприятия и обеспечивают полноту, своевременность и экономичность обработки учетной информации.

В процессе решения следующей задачи аудиторы изучают график до­кументооборота и устанавливают: порядок оформления первичных доку­ментов и сроки сдачи их в бухгалтерию, состав форм внутренней отчет­ности и порядок их составления и представления, применяются ли типо­вые формы первичных документов, обосновано ли использование нети­повых форм и т. д. На основе ознакомления с фактически сложившимся на предприятии документооборотом определяется обеспеченность струк­турных подразделений бланками первичных документов, реальные сроки их подготовки и сдачи в бухгалтерию, содержание первичных докумен­тов, создаваемых автоматизированным способом, структура форм внут­ренней отчетности. Сопоставление полученной информации позволяет сформулировать вывод о соответствии (или несоответствии) фактическо­го состава используемых на предприятии первичных документов и форм внутренней отчетности и их движения требованиям действующего зако­нодательства и особенностям предприятия.

Особое внимание аудиторы должны обратить на содержание Положе­ния об учетной политике предприятия. В процессе оценки данного до­кумента устанавливается соответствие элементов и правил реализации учетной политики предприятия требованиям, установленным Положени­ем по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), полнота отражения особенностей деятельности предприятия, правиль­ность оформления этого документа и вносимых в него изменений.

Учетная политика предприятия должна включать следующие элементы:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского уче­та в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформле­ния фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмот­рены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Анализ аудиторской практики свидетельствует, что на отдельных предприятиях в Положениях об учетной политике указанные элементы только обозначены, а их подробная характеристика отсутствует. Это при­водит к тому, что на предприятиях не обеспечивается четкий выбор из рекомендуемых нормативными документами вариантов оформления и отражения в учете определенных хозяйственных операций того варианта, который наиболее соответствует специфике предприятий.

Затем аудиторы устанавливают насколько система правил, используемых для реализации учетной политики на предприятии, соответствует следую­щим правилам, регламентированным действующим законодательством:

- неизменность принятой методики отражения хозяйственных опера­ций, оценки имущества и обязательств в течение отчетного года, от одного отчетного года к другому;

- полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций, имущества и результатов его инвентаризации;

- правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

- строгое разделение текущих затрат и капитальных вложений;

- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по сче­там синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным аналитического и син­тетического учета;

- использование метода двойной записи;

- разделение хозяйственной деятельности предприятия на отчетные периоды (месяц, квартал и год);

- соблюдение имущественной обособленности предприятия;

- предположение о непрерывности деятельности предприятия.

Несоблюдение названных правил приводит к искажению картины имущественного и финансового положения предприятия и должно рас­сматриваться аудиторами как неправильное ведение бухгалтерского учета.

Если при изучении Положения об учетной политике будет установле­но, что в него вносились изменения, аудиторы должны подтвердить пра­вильность порядка оформления и практического применения внесенных изменений. При этом следует учитывать, что изменение учетной полити­ки предприятия может производиться в случаях:

- изменения законодательства Российской Федерации или норматив­ных актов по бухгалтерскому учету;

- разработки предприятием новых способов ведения бухгалтерского уче­та, направленных на более достоверное представление фактов хозяйст­венной деятельности в учете и отчетности или уменьшение трудоемко­сти учетного процесса;

- существенного изменения условий деятельности, которое связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятель­ности.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (на­чала финансового года), следующего за годом его утверждения руководи­телем предприятия. Последствия изменения учетной политики, оказав­шие или способные оказать существенное влияние на финансовое поло­жение, движение денежных средств или финансовые результаты деятель­ности предприятия, оцениваются в денежном выражении и раскрывают­ся в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

В развитие учетной политики предприятия могут быть подготовлены инструкции и методики организации бухгалтерского учета конкретных хозяйственных операций. По данным этих документов аудиторы форми­руют представление о конкретных действиях администрации по оформ­лению, регистрации и обобщению фактов хозяйственной деятельности.

Обобщая результаты изучения организации бухгалтерского учета и учетной политики, предприятия аудиторы устанавливают соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям дей­ствующего законодательства и особенностям деятельности предприятия, определяют зоны повышенного риска при проверке однородных групп хозяйственных операций.



2019-07-03 289 Обсуждений (0)
Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (289)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)