Специальные (дидактические) приёмы обучения в работе со слепыми и слабовидящими.
Ответы к гос. экзамену I группа (по тифлопедагогике)
Тифлопедагогика как наука. Цель, предмет, задачи, принципы, актуальные проблемы. Тифлопедагогика (от греческого тифлос - слепой) – это наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. Тифлопедагогика является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии. К детям с нарушением зрения относятся: 1. Незрячие с полным отсутствием зрения, а также дети с остаточным зрением при котором его острота (vis) равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу (в условиях опт. коррекции если она назначена). 2. Слабовидящие vis (острота зрения) от 0,04 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией. 3. Дети с косоглазием и амблиопией. Тифлопедагогика тесно связана с общей педагогикой, дефектологией, тифлопсихологией, патофизиологией, офтальмологией, гигиеной, педиатрией. Дошкольная тифлопедагогика выделилась как самостоятельное направление в специальной педагогике относительно недавно. Это выделение обусловлено значимостью раннего и дошкольного возраста для воспитания, коррекции и компенсации отклонений в развитии детей с нарушением зрения. Исследования в области дошкольной тифлопедагогики доказали, что раннее начало целенаправленной педагогической работы способствует ослаблению, а в некоторых случаях и преодолению имеющихся у детей отклонений. Кроме того, ранняя коррекционная педагогическая работа способствует предупреждению и профилактике вторичных отклонений в развитии, что в свою очередь, положительным образом сказывается на становлении личностных качеств ребенка. Формирование основ адекватного поведения и гармоничной социализации. Объектом дошкольной тифлопедагогики является специальное дошкольное образование детей с нарушением зрения. Предметом – теоретические и практические вопросы изучения, обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста с отклонениями или нарушениями развития. Задачами дошкольной тифлопедагогики являются: 1. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением зрения. 2. Определение путей и условий компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при различных нарушения зрения. 3. Изучение и создание условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения. 4. Разработка педагогических технологий, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения. 5. Создание необходимой учебно-методической базы подготовки специалистов к коррекционно-педагогической работе с детьми данной категории. Основной целью дошкольной тифлопедагогики является создание условий для максимального развития реальных и потенциальных возможностей ребенка с нарушением зрения и его ранняя социализация средствами специального образования. Специфика обучения и воспитания детей с нарушением зрения проявляется в учете общих закономерностей, специфических особенностей развития детей данной категории. Современная тифлопедагогика располагает научно обоснованными положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития, механизмами и условиями компенсации нарушенных функций, формами, содержанием и методами дифференцированного обучения лиц разного возраста с глубокими нарушениями зрения. В процессе воспитания детей дошкольного возраста осуществляются всестороннее развитие, коррекция дефектов психического и физического характера, подготовка к школьному обучению.
Специальные (дидактические) приёмы обучения в работе со слепыми и слабовидящими. Несмотря на наличие особенностей учебно-познавательной деятельности учащихся, прямо или косвенно обусловленных зрительными нарушениями, в процессе обучения слепых и слабовидящих (в соответствии с наличием общих закономерностей развития лиц с нормальным и нарушенным зрением) процесс обучения, строясь в соответствии с общедидактическими принципами и закономерностями, опирается на использование общедидактических методов. Прием – элемент метода. Его структурная часть, причем он в отличие от метода не имеет своей четкой педагогической цели, а подчиняется целевой установке метода, поэтому реализация метода представляет собой совокупность этих приемов. В соответствии с общими закономерностями развития лиц с норм. и наруш. зрением процесс обучения сл. и с/в строится в соответствии с общедидактическими принципами и закономерностями. Любой общедидактический метод реализуется за счет использования дидактических приемов. Б.К.Тупаногов предпринял попытку систематизировать эти приемы по их функциональным особенностям. 1)Приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушениями зрения. Цель: оптимизация процессов чувственного познания, что достигается использованием компенсаторных возможностей сохранных анализаторов учащихся. Относятся все приемы коррекции зрения и развития осязания, приемы, обеспечивающие доступность восприятия учебного материала, за счет использования технических, тифло-технических средств, которые позволяют увеличить, детализировать, упростить. 2) Приемы, обеспечивающие доступность информации за счет использования специальных наглядных пособий. (рельефные изображения, цветовые и рельефные унификации, контрастность иллюстрируемого учебного материала).
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1193)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |