Государственные полномочия по регулированию местного самоуправления
Как уже отмечалось, согласно Конституции Российской Федерации в государстве признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Вопросы местного значения- вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 6) определяет вопросы местного значения по основным сферам деятельности. В экономической - комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; местные финансы; муниципальная собственность; земля, месторождения, недра. В социальной - общественное призрение; социальная помощь; общее и профессиональное образование; социально-культурные мероприятия; общественный отдых; муниципальное здравоохранение; санитарный надзор; охрана памятников и местных достопримечательностей. В хозяйственной - эксплуатация технических систем жизнеобеспечения (водопровод, канализация, утилизация отходов, энергетика и электрические сети и т.д.); транспортное обслуживание; услуги связи и информации; торговля, общественное питание; бытовое обслуживание; пожарное дело; муниципальное жилищное строительство; экология. Вопросы местного значения конкретизируются с учетом региональных особенностей. Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Социально-правовые проблемы разграничения предметов ведения, полномочий, ресурсов и ответственности между различными органами государственной и муниципальной власти входят в число важнейших, учитывая, что при их решении происходит определение роли и места государственной и муниципальной власти. В Российской Федерации законодательно закреплены полномочия государственной власти в области местного самоуправления. Государственные полномочия по регулированию местного самоуправления- совокупность прав и обязанностей органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, реализация и последствия осуществления которых непосредственно связаны с решением государственных, местных и иных вопросов обеспечения жизнедеятельности населения. Государственные полномочия по регулированию местного самоуправления подразделяются на: - полномочия органов государственной власти Российской Федерации; - полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к основным полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления относятся: - принятие и изменение федеральных законов об общих принципах организации местного самоуправления, контроль за их соблюдением; - обеспечение соответствия законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении Конституции РФ и федеральному законодательству; - обеспечение гарантий осуществления предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами обязанностей государства в области местного самоуправления; - регулирование федеральными законами порядка передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность; - наделение органов местного самоуправления федеральным законом отдельными полномочиями Российской Федерации, передача им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий, контроль за их реализацией и др. По своим видам полномочия разделяются на нормативно-регулирующие, конкретно-регулирующие, обеспечивающие, контрольные, систематически совершаемые правомерные действия. Выделение подобных разновидностей облегчает федеральным органам осуществление полномочий [15, с.86]. Государство создает систему правовых гарантий защиты прав местного самоуправления. Это - правовые основы организации и деятельности местного самоуправления, правовые гарантии финансовой, экономической и организационной самостоятельности местного самоуправления, принципы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти. В Российской Федерации разработана и принята федеральная Программа государственной поддержки местного самоуправления. В соответствии с ней основными направлениями государственной поддержки местного самоуправления являются: - формирование правовой основы местного самоуправления; - формирование финансово-экономической основы местного самоуправления; - организационно-методическая поддержка местного самоуправления и формирование системы государственного контроля за деятельностью местного самоуправления; - информационная поддержка и информационное обеспечение деятельности местного самоуправления; - создание системы подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправления [18, с.95]. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления определены ст. 5 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». К этим полномочиям относятся (основные): - принятие и изменение законов субъектов РФ о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением; - обеспечение соответствия законов субъектов РФ о местном самоуправлении Конституции РФ и законам РФ; - регулирование порядка передачи и передача объектов собственности субъектов РФ в муниципальную собственность; - регулирование отношений между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами; - обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности; - наделение органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями субъектов РФ, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией; - принятие региональных программ развития местного самоуправления; Российское конституционное право, по сравнению с законодательством других государств, предусматривает разделение полномочий органов местного самоуправления на собственные и государственные. К собственным полномочиям относят те, которые признает за местным самоуправлением государство и которые обеспечивают самостоятельное решение вопросов местного значения. К государственным полномочиям относят те, которые Российская Федерация или ее субъекты делегируют местному самоуправлению [18, с.95]. Федеральным законодательством исполнение государственных полномочий в области местного самоуправления закреплено за государственными органами Российской Федерации и субъектов федерации, а также за органами местного самоуправления, которым переданы или делегированы отдельные государственные полномочия. В первом случае на территории муниципального образования создаются государственные структуры, которые будут исполнять государственные полномочия. В качестве аргументов в пользу такого решения выдвигалась необходимость: - создания единой системы вертикальной исполнительной государственной власти; - приближения государственной власти к населению; - более полного и глубокого информирования органов государственной власти о социально-экономическом развитии местных сообществ; - более комплексного анализа развития территории, состоящей из нескольких муниципальных образований. Основными государственными полномочиями в округах стали: социальная поддержка и занятость населения, управление чрезвычайными ситуациями, охрана окружающей среды, противопожарная безопасность, регулирование земельных отношений и другие полномочия. Указанные полномочия связаны с реализацией конституционных прав населения либо с осуществлением государственной социальной политики, а также включены в список вопросов местного значения, следовательно должны решаться совместно органами государственной власти и органами местного самоуправления. Второй подход связан с делегированием части государственных полномочий органам местного самоуправления. Делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления - это предоставление органами государственной власти Российской Федерации или субъекта федерации принадлежащих им полномочий органам и должностным лицам местного самоуправления. Делегирование органами государственной власти своих полномочий органам местного самоуправления осуществляется на основе следующих принципов: - законности и целесообразности; - социально-экономической обоснованности; - реальности и гласности осуществления делегированных полномочий; - материально-финансовой обеспеченности делегируемых полномочий; - подконтрольностй осуществления делегируемых полномочий [18, с.96]. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется на основании федерального закона или закона субъекта федерации и в пределах полномочий, составляющих их предметы ведения или находящихся в границах компетенции органов государственной власти. В законах о передаче государственных полномочий органам местного самоуправления должна быть обоснована целесообразность такого делегирования и его практическая полезность. Делегирование государственных полномочий не может нарушать или ограничивать права и гарантии местного самоуправления, установленные законодательством России. Органы государственной власти для осуществления контроля за делегированными государственными полномочиями вправе: - производить проверки деятельности органов местного самоуправления и целевого использования средств, передаваемых на реализацию государственных полномочий; - запрашивать и получать в срок информацию, необходимые документы от органов и должностных лиц местного самоуправления о выполнении переданных полномочий; - назначать уполномоченных представителей государственной власти для оперативного контроля за осуществлением делегированных полномочий и целевым использованием выделенных на эти цели ресурсов; - проводить методическую работу и координацию деятельности органов местного самоуправления по вопросам осуществления переданных государственных полномочий. Практика делегирования на основе договоров применяется в ряде субъектов Российской Федерации, хотя, на наш взгляд, отчасти противоречит федеральному законодательству. Делегирование государственных полномочий может быть разовым, на определенный срок, или бессрочным. Например, к разовому следует отнести предоставление муниципального жилья военнослужащим, работникам налоговых служб и другим категориям государственных служащих; к срочному - предоставление бесплатного проезда на муниципальном транспорте отдельным категориям граждан, обеспечение выплаты пособий гражданам, имеющим детей; к бессрочному - государственную регистрацию актов гражданского состояния, выполнение задач паспортно-визовой службы, военный учет граждан и др. Государственные полномочия могут делегироваться всем муниципальным образованиям или только отдельным муниципалитетам. Основной формой делегирования государственных полномочий является делегирование по закону. При этом не допускается делегирование полномочий, относящихся к исключительной компетенции законодательного и исполнительного органов государственной власти и изменяющих устав субъекта РФ, а также обеспечивающих защиту прав и свобод граждан. Государственные полномочия органов власти могут быть делегированы местному самоуправлению по договору, который в обязательном порядке должен отражать: - цели, объем и характер делегируемых полномочий; - порядок их осуществления и срок действия договора; - взаимные права и обязанности по реализации делегированных полномочий; - объем и порядок материально-финансового обеспечения делегированных полномочий; - формы и меры ответственности сторон за нарушение условий договора; - условия расторжения договора и возможности возврата делегированных полномочий [23, с.19]. Осуществление делегированных государственных полномочий органами местного самоуправления строится на соответствии российскому законодательству и законодательству субъектов РФ. Органы местного самоуправления свободны в выборе форм и методов реализации переданных государственных полномочий. Вместе с тем они несут ответственность за осуществление переданных им государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены органами государственной власти материально-финансовыми ресурсами, а также насколько выполнимы иные обязательства, необходимые для реализации этих полномочий.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (293)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |