Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц: современное состояние и перспективы развития



2019-07-03 277 Обсуждений (0)
Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц: современное состояние и перспективы развития 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Уже не один век специалисты ведут дискуссии, должно ли каждое юридическое лицо в отдельности получать свое "начало" от государственной власти или же достаточно установить общие нормативные условия для возникновения юридических лиц таким образом, чтобы каждая подпадающая под эти правила организация получила права юридического лица без специального акта государственной власти. В связи с этой дискуссий возникает вопрос, а нужен ли вообще институт государственной регистрации юридических лиц, необходимо ли государству уделять время каждому конкретному субъекту или же моно ограничиться лишь общим регулированием данного вопроса?

Приведенные ниже правовые проблемы, возникающие при осуществлении юридическими лицами своей деятельности, дают четкий ответ о необходимости данного института.

Государственная регистрация юридических лиц - феномен, имеющий глубокие исторические корни во всем мире. Во всех цивилизованных странах издавна сложилась и достаточно успешно функционирует система мер по осуществлению регистрации, имеется разветвленная сеть регистрирующих органов. Организация регистрации юридических лиц и деятельности регистрирующих органов в зарубежных странах базируется на общих принципах, выработанных международным опытом, но в зависимости от специфики государственного устройства и управления, национальных традиций, строится по-разному.

В России регистрация введена в XVII веке для осуществления полицейско-фискальных целей[22].

Возникнув первоначально как обязательная процедура для придания статуса юридического лица лишь некоторым субъектам имущественных отношений, к настоящему моменту государственная регистрация стала обязательной для возникновения любого юридического лица, вне зависимости от целей его создания, организационно-правовой форы и иных отличительных особенностей: в соответствии с п.2 ст.51 ГК РФ, юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Прежде всего, рассмотрим определение данного понятия.

Юридическая энциклопедия понятие "регистрация" раскрывает в двух значениях:

внесение в список, книгу; составление перечня, описи;

запись фактов или явлений с целью учета, придания факта законности[23].

Суть государственной регистрации заключается в придании субъекту права, обладающему определенными нормами права признаками, законного статуса юридического лица, его легализации, т.е. регистрация по своей сущности является правоустанавливающим фактом.

Известный специалист в области государственной регистрации юридических лиц доктор юридических наук Закупнь дает следующее определение: "Государственная регистрация юридических лиц - акт регистрирующего органа, в соответствии с которым организация приобретает статус юридического лица либо утрачивает его"[24]. Данное определение представляется не совсем верным. Если исходить их, его буквального толкования, получается, что процесс государственной регистрации затрагивает только вопросы создания и ликвидации юридического лица. А как быть с реорганизацией?

Например, при присоединении юридическое лицо, к которому осуществляется присоединение, не приобретает и не утрачивает правовой статус юридического лица.

В этой связи любопытно звучит и утверждение министра РФ по налогам и сборам Букаева о том, что "… государственная регистрация - это образование нового юридического лица и внесение сведений о нем в Единый государственный реестр юридических лиц …"[25]. Данная позиция представляется несоответствующей законодательству РФ о государственной регистрации юридических лиц.

Обратимся к легальному определению рассматриваемого понятия.

Оно дано в ч.2. ст.1. Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей": Государственная регистрация юридических лиц - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Приведенное определение может привести к ошибочной оценке государственной регистрации как простой технической операции. На самом деле значение института государственной регистрации значительно шире.

Государственная регистрация является инструментом легализации юридического лица, правоустанавливающим фактом и представляет собой регулирование государством порядка возникновения юридических лиц.

Существует необходимость не допустить проникновения в гражданский оборот субъектов, заведомо преследующих противоправные цели. Представляется очевидным, что одной из основных функций государственной регистрации должна быть "фильтрация" субъектов, желающих приобрести статус юридического лица.

Назовем основные цели государственной регистрации:

1. осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности. Ранее роль государства в данной области заключалась в проверке учредительных документов организации на соответствие содержащихся в них положений законодательству во избежание незаконной практики тайного предпринимательства. Теперь регистрирующий орган не проверяет законность положений учредительных документов, а ответственность за их соответствие нормам права несет лицо, предоставившее документы в регистрирующий орган (ст.12, 14, 17, 21 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; далее Закон о регистрации);

2. получение сведений государственного статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;

3. предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах хозяйственного оборота.

Для того чтобы понять назначение процедуры государственной регистрации юридических лиц, найти наиболее правильный способ и принципы ее осуществления, необходимо выявить основные проблемы, возникающие в этой области.

Необходимость свободного доступа к информации о юридическом лице, занимающемся извлечением прибыли, продиктована спецификой деятельности данных организаций. В современных условиях перехода к рыночным отношениям, отсутствии стабильности в экономической сфере и, одновременно с этим, ростом правовой грамотности населения, участники хозяйственного оборота стремятся к максимальной защите своих интересов, причем юридически дозволенными способами.

Допустим, предлагается инвестировать в проект какой-либо организации финансовые средства. Как получить достоверную информацию о размере уставного капитала (хватит ли средств в случае неудачи возместить хотя бы часть затрат) и существует ли вообще данное юридическое лицо (т.е. зарегистрировано ли оно в соответствии с положениями законодательства). Конечно, можно просто попросить предполагаемого партнера предоставить учредительные документы, свидетельство о внесении в реестр. Но современные технические возможности позволяют сделать практически любой необходимый документ с соответствующими данными. Нередки случаи, когда организация получает с клиентов деньги (например, за оказание туристических услуг) и бесследно "исчезает". Позднее, когда обманутые граждане пытаются найти "беглецов" и вернуть свои деньги, выясняется, что искомая организация никогда не была зарегистрирована, не открывала расчетных счетов (и, соответственно, никогда не получала лицензию) и найти ее невозможно.

Обеспечить строгий контроль в данной сфере правовыми способами способна только государственная власть. Основными направлениями защиты интересов государства и граждан должны быть ужесточение требований к процедуре создания юридических лиц, наличие общедоступного реестра, содержащего наиболее значимые данные о созданных юридических лицах.

Такими данными должны быть:

полное наименование юридического лица с указанием организационно-правовой формы (включая наименование на иностранном языке, если оно имеется);

сокращенное наименование;

размер уставного капитала и способ его оплаты (денежные средства или имущество);

адрес, по которому возможна связь с юридическим лицом;

сведения о полученных организацией лицензиях;

состав учредителей (юридические, физические лица и данные о них).

Разумно было бы указывать и дату создания организации, и дату и вид произведенных изменений в учредительных документах.

До вступления в силу Закона о регистрации, т.е. до 1 июля 2002 г., субъекты РФ были вынуждены решать проблемы регистрации юридических лиц самостоятельно. В результате этого в каждом субъекте были сформированы свои реестры и соответствующие информационные базы данных. Вполне естественно, что указанные реестры содержат разрозненные сведения о зарегистрированных юридических лицах - до недавнего времени они велись без соблюдения единых требований к документации, формам учета и контроля. Именно в связи с отсутствием единых правил государственной регистрации юридических лиц и Единого государственного реестра проверить организации, зарегистрированные в другом регионе, было практически невозможно.

Говоря о государственной регистрации юридических лиц, нельзя обойти вопрос о самом акте государственной регистрации, его правовой природе.

По этому вопросу в литературе существует ряд мнений. Наиболее убедительной и последовательной представляется позиция Овсянникова. Анализируя признаки ненормативного акта, акта применения права (к которому зачастую приравнивают акт о государственной регистрации юридических лиц), положения российского законодательства и судебной практики по рассматриваемому вопросу, он приходит к выводу, что акт государственной регистрации юридического лица представляет собой самостоятельное правовое явление и понятие, существующее наряду с такими понятиями и явлениями, как нормативный правовой акт и ненормативный акт[26].

При создании юридического лица перед его учредителями возникает ряд вопросов:

1) какие именно документы необходимо предоставлять для государственной регистрации и внесения в Единый государственный реестр юридических лиц;

2) куда (в какой орган) предоставляются эти документы.

Документы, предоставляемые для государственной регистрации. До принятия Закона о регистрации перечень необходимых документов был установлен П.1 Положения "О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности", утвержденного Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482. Законом о регистрации из этого перечня (заявление, решение о создании, учредительные документы, документы об оплате 50% уставного капитала, документ об оплате государственной пошлины) исключен документ, подтверждающий оплату 50% уставного капитала. Законом о регистрации (ст.12) вводится новое требование: при создании юридического лица, учредителем которого выступает иностранное юридическое лицо, необходимо предоставить выписку из реестра юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство его юридического статуса.

Новый порядок государственной регистрации юридических лиц не предусматривает обязательного представления в регистрирующий орган документов, подтверждающих местонахождение юридического лица.

Специалисты, например Ломакин, отмечали это как один из недостатков Закона о регистрации еще на стадии законопроекта[27]. Как справедливо отмечается, это позволит учредителям указывать любое местонахождение, вследствие чего рассматриваемая характеристика становится чисто формальной, а наличие данных о местонахождении не облегчит поиск данного юридического лица и его органов управления в случаях, когда это необходимо кредиторам данной организации, суду, а также самим его участникам.

С другой стороны, в современных условиях предпринимательской деятельности у юридического лица нет гарантий возможности находиться длительное время по одному и тому же адресу. Как поступить в этой ситуации? Постоянно вносить изменения в учредительные документы организации в части адреса места нахождения?

В практике налоговых инспекций выход из положения уже найден. Так, в большинстве налоговых инспекций города Москвы при постановке на налоговый учет инспекторы "закрывают глаза" на несовпадение юридического и фактического адресов юридического лица при этом условии своевременного предоставления всей необходимой отчетности и соблюдения организацией налогового законодательства. Аналогичного подхода придерживаются и органы, осуществляющие лицензирование отдельных видов деятельности соблюдения лицензиатом обязанности информировать лицензирующий орган об изменении фактического адреса местонахождения в течение 15 дней.

С учетом сложившейся практики предоставляется целесообразным законодательно закрепить возможность вносить в Единый государственный реестр юридических лиц также данные о фактическом адресе мета нахождения организации, а в случае его изменения предусмотреть возможность направлять новые данные для внесения в Реестр без каких-либо дополнительных процедур (прежде всего - без внесения изменений в учредительные документы и их обязательной регистрации).

Особое внимание следует обратить на форму заявления о государственной регистрации.

Существенным нововведением является положение о нотариальном удостоверении подписи на заявлении о государственной регистрации юридического лица (п.1 ст.9 Закона о регистрации). В соответствии с п.7 Приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению" от 19 июня 2002 г. № 439 в заявлении заявитель подтверждает, что предоставленные учредительные документы соответствуют установленным требованиям законодательства, что содержащиеся в документах сведения достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный порядок учреждения юридического лица, что в установленных законом случаях вопросы создания юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Аналогичное положение предусмотрено и британским законодательством, но там это вызвано спецификой процедуры регистрации: данная процедура максимально упрощена и основана на доверии. В частности, не проверяются форма и содержание предоставленных на регистрацию документов. Гарантией добросовестности заявителей является другое - регистратор регулярно проводит выборочные проверки документов зарегистрированных юридических лиц, при выявлено несоответствии в отношении юридического лица начинается процедура исключения из Единого реестра. Поскольку учредители расформированной компании не вправе учреждать другие компании, к подготовке документов относятся очень ответственно.

Анализ положений Закона о регистрации позволяет прийти к выводу, что российский законодатель решил частично заимствовать этот порядок.

Получается, что законодатель исключил из процедуры государственной регистрации проведение предварительной правовой экспертизы документов на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации (ранее данное положение было необходимым условием во исполнении п.1 ст.35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" в редакции от 30 ноября 1994 г). Казалось бы, отмена такой трудоемкой и ответственной процедуры при осуществлении государственной регистрации должна упростить ее, избавить от лишних затрат и регистрирующий орган, и учредителей юридического лица. На самом деле ситуация не так позитивна. Остановимся на этом вопросе подробнее.

В соответствии с п.1 ст.23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации возможен лишь в двух случаях: непредставления определенных этим законом документов или же при предоставлении документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Пункт 2 ст.25 Закона о регистрации устанавливает, что "регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных актов о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Так, например, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительной государственной регистрации ООО "Росагропродукт".

В качестве третьего лица по делу был привлечен гражданин Пушкаревский А.И.

Решением исковые требования удовлетворены. Суд исходил из того, что при регистрации общества нарушены требования статей 51 и 52 ГК РФ, учредительные документы содержат недостоверные сведения об учредителе общества, поэтому сделка по учреждению ООО "Росагропродукт" является недействительной.

Пушкаревским А.И. была подана кассационная жалоба, в которой он сослался на ложность предыдущих показаний о его непричастности к созданию и деятельности общества, сделанных под воздействием работников органов налоговой полиции.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационной жалобе отказала по следующим основаниям: ООО "Росагропродукт" было зарегистрировано регистрационной палатой г. Ростова-на-Дону, о чем выдано свидетельство от 16.02.99 г. серия ОООР № 7807. Согласно уставу единственным учредителем общества является Пушкаревский А.И. Основные направления деятельности определены как торгово-закупочная и посредническая, в том числе организация внешней торговли.

В соответствии со ст.52 ГК РФ, учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

На основании материалов дела и суд установил, что предоставленные для регистрации ООО "Росагропродукт" документы по составу и содержащихся в них сведениям не соответствуют требованиям Положения о порядке регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Так устав общества не утвержден учредителем, учредительные документы содержат недостоверные сведения об учредителе и единственном участнике, вклад в уставный капитал учредителем не внесен, фактический собственник не известен.

Поэтому, деятельность данного общества является незаконной, а регистрация недействительной[28].

Эти нормы напоминают упомянутые выше положения английского законодательства - вместо принципа дорегистрационной проверки документов, действовавшего ранее в России и применяемого большинством стан Романо-германской правовой системы, действует принцип пострегистрационной проверки. Однако рассмотрим отличия.

По смыслу вышеизложенных пунктов получается, что в случае предоставления в надлежащий регистрирующий орган всех предусмотренных Законом о регистрации документов, регистрирующий орган обязан зарегистрировать организацию, даже при очевидном несоответствии поданных документов нормам российского законодательства (к примеру, если единственным учредителем общества с ограниченной ответственностью выступает другое хозяйственное общество, состоящие из одного лица, что прямо противоречит п.2 ст.88 ГК РФ). А вот уже после государственной регистрации регистрирующий орган может обратиться или, по своему усмотрению, не обратиться в суд с требованием о ликвидации этого юридического лица и то только в случае, если эти нарушения неустранимы. Тут возникает вопрос о критериях этой "неустранимости" и о субъекте, их определяющем. К сожалению, законодателем этот вопрос обойден[29].

Логика законодателя в данном случае непонятна: зачем регистрировать юридическое лицо, вносить данные о нем в государственный реестр для того, чтобы потом его ликвидировать и исключать из реестра? Разумнее было (с учетом недостаточно высокого уровня правосознания и правовой культуры, а также криминализации российского общества), сохранить необходимость проведения предварительной экспертизы представленных на государственную регистрацию документов. Это подтверждается и судебной практикой, и практикой Московской регистрационной Палаты, осуществлявшей государственную регистрацию юридических лиц до вступления в силу Закона о регистрации.

Кроме того, возникает вопрос о применимости данного порядка с учетом специфики нашего государства и субъектов, осуществляющих деятельность в этой сфере. С 1 июля 2002 г. предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил регистрации, а равно и за предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц документов, заведомо содержащих ложные сведения. За данные нарушения лицо может быть подвергнуто либо штрафу в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда, либо в размере заработной платы или иного дохода за период от трех до пяти месяцев, либо обязательным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо аресту на срок от четырех до шести месяцев, либо лишению свободы на срок до трех лет (абз.1 ч.1 ст.171 УК РФ в редакции Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 72-ФЗ). Такие меры призваны стимулировать ответственность учредителей юридических лиц. Однако результативность такого новшества представляется весьма сомнительной. Во-первых, нет уверенности, что установленные санкции заставят недобросовестных учредителей отказаться от незаконных действий, связанных с созданием юридических лиц.

Более эффективным видится предусмотренный в Великобритании запрет учредителям расформированной регистрирующим органом компании создавать иные юридические лица. Во-вторых - к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, непосредственно подавшие заявление на государственную регистрацию, а такими лицами, как правило, выступают посредники (курьеры), которые за незначительную плату соглашаются подать документы в регистрирующий орган. Таким образом, нарушается принцип справедливости юридической ответственности. Английским же законодательством право подписи декларации, в которой отмечается соответствие устава юридическим нормам, предоставлено: юристу, специализирующемуся на регистрации компании, директору или секретарю компании. Данный документ подписывается в присутствии свидетеля или нотариуса. Положения британского законодательства, к сожалению, выгодно отличаются от отечественного регулирования данного вопроса.

В этой связи предоставляется целесообразным внести изменения в Федеральный Закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в части уполномоченного для представления в регистрирующий орган документов лица, установив ответственность за представленные сведения для руководства данного юридического лица или специалиста (юриста) по регистрации, чьи полномочия определены соответствующим соглашением с учредителями создаваемого юридического лица. При этом на основании выданной от имени этих лиц доверенности, оформленной надлежащим образом, право непосредственно подать в регистрирующий орган необходимые документы должно иметь любое лицо.

Специалисты отмечают, что в новом Законе о регистрации явно прослеживается тенденция к почти полному отказу органов государственной власти от координации управления экономической сферой жизни общества[30]. Данный подход представляется не оправданным, кроме того, большая часть рассмотренных проблем в этой сфере явно свидетельствует о негативных последствиях такого кардинального изменения подхода законодателя к процессу создания юридических лиц. Конечно, нельзя игнорировать зарубежный опыт. Как справедливо отмечал Рене Давид, "историческое происхождение наших классификаций, относительный характер наших концепций, социальная или политическая обусловленность наших институтов могут быть выявлены с полной ясностью только тогда, когда мы посмотрим на них со стороны, выйдем из рамок собственной правовой системы"[31]. Однако видится необходимым при установлении того или иного порядка (в том числе государственной регистрации юридических лиц) учитывать национальные особенности: "… российское право и до 1917 года, и в советский период развивалось в русле европейской континентальной правовой системы. Поэтому нередко терпят фиаско попытки прямого переноса в российское законодательство институтов англо-американской правовой системы"[32].

Видится очевидной необходимость проведения предварительной проверки учредительных документов юридического лица на соответствие их положений нормам российского законодательства. Тут возникает вопрос, кто именно должен осуществлять правовую экспертизу названных документов.

Весьма любопытен Швейцарский опыт: функции правовой экспертизы возложены на нотариусов, а уже проверенные и скорректированные нотариусом учредительные документы представляются на государственную регистрацию.

Возложение на нотариат проверки учредительных документов направлено на осуществление легального контроля за процессом создания юридических лиц, однако введение данной новации, думается, не отвечает современным потребностям российского общества. Во-первых, на нотариат возложено значительное количество функций, что приводит к перегруженности нотариусов, а как следствие - к очередям в нотариальные конторы. Во-вторых, в РФ проведение правовой экспертизы предоставляемых для государственной регистрации документов изначально осуществлялось исключительно регистрирующим органом и предпочтительнее возвращение к этому порядку.

Перечислим сведения, указываемые в заявлении о государственной регистрации юридического лица при его создании (напомним, их перечень установлен в Приложении № 1 постановления правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439). В заявлении необходимо указать: наименование юридического лица; адрес (место нахождения); количество учредителей (участников) и сведения о них; сведения об уставном капитале, о заявителе и руководителе организации. Новая обязанность заявителя - поручиться за подлинность представленных сведений и соблюдение требований норм российского законодательства, а также обязанность удостоверения его подписи нотариусом, видимо, имеют целью избежать регистрации организаций по утерянным или похищенным паспортом.

Примечателен такой случай. Инспекция Министерства по налогам и сборам Российской Федерации № 17 по Северо-Восточному административному округу города Москвы обратилась к Московской регистрационной Палате и обществу с ограниченной ответственностью "Чибис-Сервис" с иском о признании акта государственной регистрации недействительным и ликвидации Общества. Основанием исковых требований послужил тот факт, что ответчиком был нарушен порядок создания юридического лица, поскольку ООО "Чибис-Сервис" было создано по утерянному паспорту гражданина Моисеева Д.В. Рассмотрев материалы дела, суд установил, что указанный учредителем гражданина Моисеев Д.В. в действительности не обращался с заявлением в Московскую регистрационную Палату о регистрации ООО "Чибис-Сервис", а факт утери им паспорта подтвержден письмом соответствующего отдела внутренних дел[33].

Подобные случаи - не редкость. Так, 25 мая 2000 г. Московской регистрационной палатой было вынесено решение № 85581 об отказе в регистрации изменений в учредительных документах общества с ограниченной ответственностью "ДИЛ-1", касающихся смены учредителей. Основанием послужило то обстоятельство, что по информации Главного управления внутренних дел города Москвы, паспорт единственного участника этого ООО числится среди утерянных и похищенных паспортов.

Регистрация организаций на подставных лиц обычно производится, когда организация создается для проведения каких-либо разовых операций с незаконной целью (для обналичивания крупных сумм с целью ухода от налогов и т.д.) [34].

В этой связи видится целесообразным проведение предварительной проверки документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица не только на их соответствие положениям российского законодательства, но и на достоверность содержащихся в них сведений. Например, в соответствии с приказом Московской регистрационной палаты от 16 апреля 1992 г. № 25 "О порядке сверки паспортных данных лиц, выступающих учредителями предприятий" была установлена обязанность регистрирующего органа при приеме учредительных документов для регистрации вновь создаваемых или перерегистрации ранее созданных предприятий сверять паспортные данные учредителей, подписавших учредительный договор и другие документы регистрируемого (перерегистрируемого) предприятия. Существующий сейчас порядок не устраняет возможности регистрации юридического лица на поддельные или похищенные паспорта.

Учитывая техническую оснащенность налоговых инспекций, представляется, что осуществление предварительной проверки достоверности сведений, в представляемых для государственной регистрации документов, не затруднит работу по легализации статуса юридического лица.

В случае же выявления нарушения установленного порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону видится целесообразным установить для регистрирующего органа обязанность отказать в государственной регистрации такой организации. При обнаружении заведомо ложных сведений или грубых нарушений закона, допущенных при создании юридического лица, по решению суда его учредителям может быть запрещено, выступать учредителем иных юридических лиц. Если данные нарушения были допущены специалистом, к которому обратились учредители для правовой помощи в создании организации, - по решению суда специалист может быть лишен права заниматься указанной деятельностью.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. В соответствии со ст.2 Закона о регистрации Правительством РФ функции регистрирующего органа возложена на Министерство РФ по налогам и сборам (п.1 постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц").

Чем вызвано такое решение? Скорее всего, возложение функций регистрации юридических лиц на Министерство РФ по налогам и сборам было продиктовано стремлением более жесткого контроля за организациями путем предоставления Министерству по налогам и сборам возможности отслеживать деятельность юридических лиц с самого начала, с момента их "рождения".

С одной стороны, данная позиция законодателя понятна и обоснована, к тому же и очень удобна - Министерство РФ по налогам и сборам представлено по всем регионам России, имеет свою корпоративную систему связи, что позволяет передавать информацию и хранить базу данных[35]. С другой стороны, налоговые органы, в соответствии с п.2 ст.84 Налогового кодекса РФ обязаны в течение пяти дней с момента представления документов произвести постановку на налоговый учет юридического лица, а на практике этот срок соблюдается крайне редко. Налоговые инспекции не всегда укладываются в установленные законом сроки даже при выполнении основных целей своего создания. Пункт 1 статьи 8 Закона о регистрации устанавливает срок для государственной регистрации не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Этот срок, как, впрочем, и прежний трехдневной (определенный п.5 Положения от 8 июля 1994 г. № 1482 "О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности", утвержденного Указом Президента РФ), на практике обычно не соблюдается. Применительно к вопросу о сроках государственной регистрации представляется целесообразным позаимствовать британский опыт - весь процесс регистрации юридического лица там занимает пять рабочих дней, а за дополнительную плату возможна и срочная регистрация в тот же день.

Не следует забывать и о том, что за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации (например, если она начата на шестой день после сдачи документов на государственную регистрацию) теоретически возможно привлечение к административной (ст.14.1 КоАП РФ) и уголовной (ст.171 УК РФ) ответственности. А что же с ответственностью налоговых органов за непостановку юридического лица на налоговый учет и осуществление процедуры государственной регистрации с нарушением сроков? В данном случае законодатель устанавливает лишь административную ответственность, причем санкция явно непропорциональна тем проблемам, которые могут возникнуть у субъекта предпринимательской деятельности при несоблюдении сроков регистрации: "несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц; влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда…" (п.1 ст.14.25 КоАП РФ).

Одновременно с этим установлена уголовная ответственность, правда, не за нарушение сроков регистрации, а за "неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации…" (ст.169 УК РФ).

В связи с этим представляется целесообразным внести соответствующие изменения в уголовное законодательство РФ.

Документы, необходимые для государственной регистрации, могут быть поданы в регистрирующий орган как непосредственно заявителем, так и направлены по почте (п.1 ст.9 Закона о регистрации). Аналогичные положения предусмотрены и законодательством ряда зарубежных стран.

Говоря о процедуре государственной регистрации юридических лиц на современном этапе, необходимо выделить ряд новелл в данной области. Так, при прежнем порядке регистрация осуществлялась путем присвоения предпринимательской организации очередного номера в журнале регистрации поступающих документов и проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице (титульном листе) устава, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию. После государственной регистрации данные о созданном юридическом лице включались в Государственный реестр. Функции по государственной регистрации и ведению Государственного реестра юридических лиц не были сосредоточены в одном органе. Совершенно очевидно, что такое "разнообразие" не способствовало улучшению положения дел. Что и послужило основанием внесения изменений в законодательство РФ в части государственной регистрации юридических лиц[36].

Кроме того, как уже отмечалось, ранее регистрации подлежал как сам факт создания юридического лица, так и его учредительные документы. В настоящий же момент вопрос о форме и содержании устава остается внутренней компетенцией организации. С одной стороны, в соответствии со ст.52 ГК РФ учредительный договор заключается, а устав утверждается учредителями (ч.2 п.1 ст.52). Каких-либо дополнительных требований законодательством к учредительным документам не предусмотрено. В регистрирующий орган предоставляется один экземпляр учредительных документов (ст.13 Закона о регистрации).

С другой стороны, при открытии счета в банке или обращении организации для получения лицензии на осуществление какой-либо деятельности требуется предоставить нотариально заверенные копии учредительных документов. Такие <



2019-07-03 277 Обсуждений (0)
Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц: современное состояние и перспективы развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц: современное состояние и перспективы развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)