Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Посягательства на право членов семьи на воспитание, заботу и обязательную финансовую поддержку



2019-07-03 257 Обсуждений (0)
Посягательства на право членов семьи на воспитание, заботу и обязательную финансовую поддержку 0.00 из 5.00 0 оценок




 

К группе преступлений, нарушающих право несовершеннолетнего на воспитание, заботу и обязательную финансовую поддержку, относятся три деяния: незаконное усыновление (удочерение) (ст. 154), злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей (ст. 157).

Норма об ответственности за незаконное усыновление (удочерение) была криминализировано относительно недавно. В 1995 г. Федеральным законом от 10 февраля 1995 г. № 28-ФЗ Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. был дополнен ст. 1629 в которой предусматривалась ответственность за незаконную деятельность по усыновлению детей, совершенную в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение. Необходимая с точки зрения общей превенции преступлений, эта правовая норма страдала, тем не менее существенными недостатками, основные из которых могут быть сведены к следующему:

1) законодатель ошибочно, без достаточных оснований, поместил рассматриваемую норму в Главу 6 «Хозяйственные преступления», поскольку общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления хозяйственной деятельности, нисколько не страдают в результате незаконного усыновления;

2) неоправданно было также ограничение объективной стороны преступления только незаконным усыновлением, что оставляло за рамками законодательной регламентации незаконные удочерение, попечительство и требовало расширительного толкования уголовного закона;

3) введение в число обязательных признаков состава незаконного усыновления административной преюдиции не отвечало требованиям принципа законности, так как повторное совершение административного проступка свидетельствовало о некоторой антисоциальной направленности личности виновного, но никак не о повышении степени общественной опасности самого деяния, правовая природа которого не менялась от количества повторений:

4) использование формулировки «такое же нарушение» ставило вопрос о возможности квалификации по ст. 1629 УК РСФСР однородных действий по усыновлению, решение которого было весьма затруднено.

Вероятно, эти факторы служили некоторым основанием чрезвычайно малого количества уголовных дел, возбужденных по ст. 1629 УК РСФСР. Однако их количество не возросло и после принятия нового УК РФ 1996 г.

Статья 154 УК РФ говорит о незаконном усыновлении (удочерении), передаче детей под опеку, попечительство и на воспитание в приемные семьи. Поэтому прежде чем анализировать уголовно-правовые аспекты этих явлений, требуется уяснение их цивилистического и семейно-правового содержания.

Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, согласно ст. 124 СК РФ является их усыновление. Принципиальные основы данного института определены международным правом. Так, ст. 20 Конвенции о правах ребенка установила:

«1. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего Змеиного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством

2. Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком

3. Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, "кафала" по исламскому праву, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».

Конкретизация этих положений проводится в ст. 21:

«Государства-участники, которые признали и (или) разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они:

a) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законом и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой;

b) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;

c) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны;

d) принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод связанным с этим лицам;

е) содействуют в необходимых случаях достижению целей на-стояшсй статьи путем заключения двусторонних и многосторонних договоренностей или соглашений и стремятся на этой основе обеспечить, чтобы устройство ребенка в другой стране осуществлялось компетентными властями или органами»

Специфика межгосударственного усыновления определена Конвенцией о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления (Гаага. 29 мая 1993 r.), которая также устанавливает, что «усыновление производится только в интересах ребенка и с уважением его или се основных права» (ст. 1) Требования к межгосударственному усыновлению закреплены в ст. 4 Конвенции, которая гласит:

«Усыновление, подпадающее под действие настоящей Конвенции, может иметь место только в том случае, когда компетентными властями государства происхождения

a) установлено, что ребенок может быть усыновлен;

b) определено, после надлежащего рассмотрения возможностей устройства ребенка в государстве происхождения, что межгосударственное усыновление наилучшим образом отвечает интересам ребенка.

c) приняты меры к обеспечению того, чтобы

1) лица, учреждения и власти, чье согласие необходимо для усыновления, были надлежащим образом информированы о возможных последствиях их согласия, и с ними проведены консультации о том, поведет ли усыновление к прекращению юридической связи между ребенком и его или ее государством происхождения.

2) такие лица, учреждения и власти дали свое согласие свободно, в надлежащей правовой форме и в письменном виде.

3) вышеупомянутое согласие не было получено с помощью какого бы то ни было платежа или компенсации и не отозвано, и

4) согласие матери, если это необходимо, было дано только после рождения ребенка, и

d) обеспечило, принимая во внимание возраст и степень зрелости ребенка, что:

1) он или она надлежаще информированы о последствиях его или ее согласия на усыновление, в тех случаях, когда такое согласие требуется,

2) учтены желание и мнение ребенка,

3) согласие ребенка на усыновление, если оно требуется, дано свободно, в надлежащей правовой форме и в письменном виде, и

4) такое согласие не было полнено с помощью какого бы то ни было платежа или компенсации»

При этом ст. 5 устанавливает:

«Усыновление, регулируемое настоящей Конвенцией, может состояться в том случае, когда властями принимающего государства:

a) определено, что потенциальные усыновители заслуживают доверия и обладают соответствующими качествами,

b) гарантировано, что с потенциальными усыновителями проведены необходимые консультации, и

c) установлено, что ребенку позволено или будет позволено постоянно проживать в данном государстве»

Требования международных правовых актов учтены и в национальном законодательстве, в Главе 19 Семейного кодекса РФ.

Детально же процедура усыновления урегулирована Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г № 275, Правилами постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г № 275[74], Положением о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 г. № 268[75].

Согласно этим документам усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых умерли, неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими, пршнаны судом недееспособными, лишены судом родительских прав, дали в установленном порядке согласие та усыновление, по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Усыновление найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, может быть осуществлено в установленном законодательством Российской Федерации порядке при наличии соответствующего акта, выданного органами внутренних дел.

Усыновление ребенка, оставленного в родильном доме (отделении) или ином лечебно-профилактическом учреждении, может быть осуществлено в установленном законодательством Российской Федерации порядке при наличии соответствующего акта, составленного администрацией учреждения, в котором был оставлен ребенок.

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением

1) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

2) супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах.

4) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на него законом;

5) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

6) лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;

7) лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

8) лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;

9) лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Процедура усыновления включает в себя несколько этапов.

· обращение граждан РФ, желающих усыновить ребенка, в орган опеки и попечительства с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями.

· обследование органом опеки и попечительства условий жизни лиц. желающих усыновить ребенка, и выдача требуемого заключения.

· постановка на учет граждан в качестве кандидатов в усыновители,

· предоставление кандидатам информации о детях, знакомство с детьми.

· обращение в суд с просьбой об установщики усыновления конкретного ребенка.

· принятие решения судом в порядке, определяемом гражданским процессуальным законодательством

Права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в силу решения суда об установлении усыновления.

Специфика усыновления детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства, гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами РФ состоит в следующем:

1) оно допускается лишь в случае, если не представилось возможности передать детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории России, либо родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников;

2) дети могут быть переданы на усыновление по истечении 3 месяцев со дня поступления сведений о них в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

3) первоначальное обращение происходит в орган исполнительной власти субъекта РФ, на который возложена работа по устройству детей на воспитание в семьи;

4) дня усыновления ребенка - гражданина РФ, проживающего за пределами РФ, требуется согласие соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда за пределы РФ, либо разрешение Министерства образования РФ, если ребенок или его родители никогда не проживали на территории РФ.

Полагаем, что повышенная общественная опасность незаконной деятельности по межгосударственному усыновлению, объясняемая вывозом детей за пределы Российской Федерации, потерей национального генофонда, осложнением межгосударственных отношений, должна найти отражение в УК РФ в виде соответствующего квалифицирующего признака незаконного усыновления.

Наряду с незаконным усыновлением ст. 154 УК предусматривает ответственность за незаконные действия по передаче детей под опеку и попечительство Опека и попечительство в соответствии со ст. 123 СК РФ также являются формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей[76].

Опека и попечительство устанавливаются над детьми в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство — над детьми в возрасте от 14 до 18 лет в течение месяца со дня, когда стало известно о необходимости установления опеки или попечительства.

Согласно ст. 146 СК РФ, ст. 35 ГК РФ опекунами и попечителями могут быть только совершеннолетние дееспособные граждане, обладающие соответствующими нравственными и иными личными качествами, способные к выполнению опекунских обязанностей. Не допускается поручение опеки и попечительства лицам, лишенным родительских прав, больным хроническим алкоголизмом или наркоманией, отстраненным ранее от выполнения обязанностей опекуна или попечителя, ограниченным в родительских правах, бывшим усыновителям (если усыновление было отменено по их вине), а также яйцам, которые по состоянию здоровья не могут выполнять обязанности по воспитанию ребенка.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, на которые возложены обязанности по выявлению лиц, оставшихся без попечения родителей, установлению над ними опеки или попечительства и надзору за деятельностью опекунов и попечителей.

Следующим видом действий, которые могут составлять объективную сторону деяния, указанного в ст. 154 УК, являются незаконные действия по передаче детей на воспитание в приемные семьи Правовые основы данного института определены Главой 21 СК РФ и Положением о приемной семье, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г № 829[77].

На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей сироты, родители которых неизвестны, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены либо не способны лично осуществлять их содержание и воспитание по состоянию здоровья.

К приемным родителям Положение и ст. 153 СК РФ предъявляет такие же требования, что и к опекунам и попечителям. Более того, приемные родители по отношению к приемным детям обладают правами опекуна (попечителя) Однако, если опекуны и попечители исполняют свои обязанности безвозмездно, для приемных родителей предусмотрена система оплаты их труда.

Порядок устройства детей на воспитание в приемную семью включает в себя:

1) обращение лиц, желающих взять ребенка в семью, в орган опеки и попечительства с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями;

2) обследование условий жизни лиц, желающих взять ребенка в семью, и составление соответствующего заключения органом опеки и попечительства;

3) подбор ребенка, знакомство с ним;

4) заявление лиц, желающих взять ребенка в семью, в орган опеки и попечительства с просьбой о передаче конкретного ребенка;

5) заключение договора о передаче ребенка в приемную семью на воспитание.

В договоре должны быть оговорены такие условия, как срок, на который ребенок помещается в семью, условия его содержания, воспитания, образования, права и обязанности приемных родителей, обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемной семье, основания и последствия прекращения договора.

Исследование правовых документов, регламентирующих деятельность по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельствует, что все возможности формы такого устройства призваны, в первую очередь, обеспечить интересы детей. В связи с этим логично утверждать, что преступлением против несовершеннолетнего должно быть признано такое незаконное усыновление, которое эти интересы нарушает.

Анализ же диспозиции ст. 154 УК РФ показывает, что законодатель не признает последствий конструктивным признаком данного состава преступления. Однако, принимая во внимание тот факт, что родовым объектом незаконного усыновления (удочерения) выступают интересы несовершеннолетних, их нормальное нравственное, физическое и социальное развитие, следовало бы сконструировать анализируемый состав по типу материального, где последствием указать вред, причиненный интересам несовершеннолетнего. В противном случае, например, если государственный служащий, ответственный за соблюдение правил усыновления (удочерения), за плату нарушает эти правила, но в интересах несовершеннолетнего усыновляемого, вряд ли обоснованным будет считать, что он совершил преступление против несовершеннолетних, так как в результате его действий страдают только интересы службы. Объект преступления выполняет в данном случае важную разграничительную функцию, в связи с чем его определение представляется весьма важным.

Некоторые авторы признают в качестве объекта незаконного усыновления (удочерения) интересы семьи, относя это преступление к соответствующей классификационной группе[78]. Однако это не совсем так. Во-первых, необходимо уяснить, о какой семье идет речь. Согласно документам, анализируемым ранее, интересы родительской семьи несовершеннолетнего при незаконном усыновлении (удочерении) не нарушаются, поскольку се либо вовсе нет. либо она не выполняет своих социальных функций. Если новая приемная семья успешно и правильно реализует свои обязанности по воспитанию и развитию несовершеннолетнего, если он сам чувствует себя в новой семье защищенным, то разрушение этой семьи в результате аннулировании акта усыновления (удочерения) в связи с его незаконностью, безусловно, нарушает наряду с интересами несовершеннолетнего и интересы благополучия приемной семьи. Однако, как мы указали ранее, случаи незаконного усыновления, не причинившие вред несовершеннолетнему вообще не стоит рассматривать в качестве преступления, предусмотренного ст. 154 УК. Если же незаконное усыновление (удочерение) не сопровождается улучшением статуса несовершеннолетнего в новой семье и изначально не преследовало подобной цели, то распад данной семьи не нарушает интересов семейного благополучия, поскольку такового и не было. В любой ситуации вред причиняется несовершеннолетнему, его праву на особую защиту, общественные отношения, по поводу обеспечения которого и являются основным объектом данного преступления.

Объективная сторона анализируемого преступления в законе описана понятием «действия». Но следует заметить, что незаконное усыновление (удочерение) возможно и в форме бездействия затягивание сроков процедуры, ненадлежащая проверка необходимых документов и др., что не снижает степень общественной опасности деяния, в связи с чем, требуется уточнение формулировок закона. Мы не можем воспользоваться термином «деятельность», известным УК РСФСР, так как она предполагает определенную систематичность, связанность составляющих ее деяний, а потому наиболее оптимальным представляется использование традиционной для бланкетной диспозиции формулы - «нарушение правил», поскольку порядок усыновления (удочерения), передачи детей под опеку (попечительство), в приемные семьи регулируется соответствующими нормативно-правовыми актами[79].

Данные «действия» согласно ст. 154 УК могут иметь две разновидности

а) неоднократные действия независимо от их мотивов,

б) однократные действия, совершенные из корыстных побуждений.

Анализируя первую из них, мы должны заметить следующее Уголовный закон (ст. 16) понимает под неоднократностью совершение двух и более, как правило, тождественных (но возможно, и однородных) преступлений. Само же по себе нарушение правил усыновления (удочерения) преступлением не является. Если же трактовать неоднократность более широко, в общеупотребительном смысле, как повторное совершение любого деяния, то получается, что преступлением признается повторное нарушение правил усыновления (удочерения), не являющееся преступлением, т. е. повторное совершение дисциплинарного проступка. Это еще больший абсурд, чем административная преюдиция, поскольку не только не свидетельствует об изменении степени общественной опасности деяния, но и не служит подтверждением асоциальной направленности лица, которое ни разу не привлекалось к правовой ответственности. В силу вышесказанного мы считаем, что признак неоднократности подлежит исключению из диспозиции ст. 154 УК РФ.

Предлагаемое изменение позволяет привлекать к ответственности по ст. 154 УК лиц, виновных даже в однократном нарушении правил усыновления, повлекшем причинение вреда интересам ребенка Изложенная выше характеристика правил позволяет предположить и возможные преступные их нарушения. К их числу можно отнести.

— становление усыновления в отношении ребенка, не подлежащего усыновлению,

— признание усыновителями лиц, не имеющих права быть усыновителями,

— составление фальшивого акта по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка,

— усыновление ребенка, достигшего 10-летнего возраста, без его согласия, когда оно должно было быть получено,

— усыновление ребенка при отсутствии согласия его родителей на усыновление,

— получение согласия родителей ребенка на усыновление за вознаграждение до или после рождения ребенка.

— предоставление иностранным усыновителям информации о ребенке до истечения 3 месяцев со дня поступления сведений о нем в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей,

— установление (разрешение) межгосударственного усыновления без выяснения возможности усыновления ребенка внутри страны или родственниками,

— усыновление ребенка без согласия органов опеки и попечительства,

— уклонение от постановки на учет усыновленного ребенка в консульское учреждение РФ при межгосударственном усыновлении.

— аккредитация в РФ иностранных органов и организаций по усыновлению при отсутствии законных оснований.

— другие нарушения

В силу бланкетности диспозиции ст. 154 УК при квалификации действий виновного должны быть точно указаны пункт и (или) статья нарушенных им нормативных документов.

Как было указано, поведение виновного должно повлечь за собой последствия в виде причинения вреда интересам ребенка. Таковыми последствиями следует считать

— психические, душевные страдания и переживания ребенка,

— лишение ребенка гражданства РФ,

— нарушение права ребенка на свободу мнений и суждений,

— нарушение права ребенка на сохранение семейных связей.

— пребывание ребенка в социально-неблагополучной среде,

— следующие за усыновлением различные формы эксплуатации ребенка,

— любое другое игнорирование его прав и отсутствие заботы о нем.

Предлагаемая трансформация конструкции состава незаконного усыновления повлечет за собой и изменение характеристики его субъективной стороны. В настоящее время, анализируемое преступление может быть совершено только умышленно. Умысел при этом не подразделяется на прямой и косвенный и состоит в осознании виновным общественной опасности совершаемого нарушения правил усыновления (удочерения), передачи детей под опеку, попечительство, на воспитание в приемные семьи. При отсутствии неоднократности действий обязательным признаком субъективной стороны станут корыстные побуждения. Содержание корысти известно. Но как нам представляется, корысть не единственный побудительный мотив нарушения указанных правил. Это могут быть и известные ст. 153, 155 низменные побуждения (месть, например). Учитывая это, а также критику самих низменных побуждений, полагаем возможным при описании факультативных признаков субъективной стороны указать не только на корыстную, но и на иную личную заинтересованность. В случае изменения конструкции объективной стороны указание на мотив также будет свидетельством умышленного характера преступления, но умысел при этом может быть как прямым, так и косвенным[80].

Особое место в структуре состава незаконного усыновления занимает субъект.

Признаки субъекта преступления в ст. 154 УК не указаны, что дает основание некоторым ученым рассматривать в качестве такового любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Согласно данной позиции субъектом преступления могут выступать как частные граждане, к примеру, создавшие «фирму» по оформлению передачи детей на воспитание, так и работники администраций, отделов ЗАГСа и т. д., не выполняющие своих профессиональных обязанностей. Однако это не совсем так. Учитывая, что корыстный мотив является обязательным признаком состава, а также то. что инициативная деятельность граждан в области усыновления (удочерения) не создает юридических последствий, т с не влечет возникновения прав и обязанностей у усыновителей и усыновляемых, мы полагаем возможным рассматривать ее как частный случай совершения сделок по завладению — передаче несовершеннолетнего, т. е. как преступление, предусмотренное ст. 1271 УК РФ. Когда же незаконным усыновлением (удочерением) занимаются лица, представляющие государство, в чьи профессиональные, должностные обязанности входит совершение действий по усыновлению (удочерению), то именно в данном случае, в результате необоснованного возникновения правоотношений между усыновителем и усыновляемым, углубления содержания вины, а также за счет причинения вреда дополнительному объекту — интересам государственной власти и службы возрастает степень общественной опасности преступления, которое правомерно рассматривать в качестве незаконного усыновления (удочерения). В связи с этим предлагаем считать субъект преступления в ст. 154 специальным и понимать под ним лицо, ответственное за соблюдение правил усыновления (удочерения)[81].

Изложенное понимание сущности незаконного усыновления позволяет решать и некоторые сложные случаи квалификации преступлений.

1. В ситуации, когда субъектом незаконного усыновления выступает должностное лицо, дополнительная квалификация его действий по ст. 285, 303, 305 будет излишней, все содеянное охватывается ст. 154 УК.

2. Если кандидат в усыновители для установления незаконного усыновления «подкупает» соответствующее должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, он несет ответственность по ст. 204 или 291 и за подстрекательство к незаконному усыновлению

3. Если кандидат в усыновители для установления усыновления подделывает какие-либо официальные документы, он при наличии условий несет ответственность по ст. 327 УК.

4. Если нарушение правил усыновления сопровождалось служебным подлогом или халатным отношением к службе, виновный несет ответственность по ст. 154 и 292 или ст.293 УК

Анализируя проблемы криминализации незаконного усыновления, следует обратить внимание на необходимость конструирования квалифицированного состава данного преступления Подобная попытка была предпринята Государственной Думой РФ 19 ноября 1999 г., когда ею во втором чтении был единогласно принят проект Федерального закона о внесении изменений в ст. 154 УК. Проект предусмотрел выделение в ст. 154 части второй с такими квалифицирующими признаками, как неоднократность и совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Отметим, что усиление ответственности за незаконное усыновление в составе группы лиц по предварительному сговору или организованной группы оправдано и необходимо.

В качестве квалифицированного следует предусмотреть и состав незаконного усыновления, сопряженного с вывозом ребенка за границу или невозвращение его из-за границы.

Проведенное исследование преступления позволяет нам предложить собственную редакцию статьи 154 УК РФ, изложив диспозицию статьи в следующей редакции: «1. Нарушение правил усыновления (удочерения) детей, передачи их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенное из корыстных побуждений лицом, ответственным за их соблюдение, и причинившим вред интересам лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста,-...

2. То же деяние:

а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) сопряженное с вывозом ребенка за границу или невозвращением его из-за границы,-…»

Охрана интересов семьи в Российской Федерации провозглашена на конституционном уровне как одно из важнейших прав человека и гражданина. По смыслу статьи 17 Конституции РФ государство исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а в соответствии со статьей 38 Конституции РФ материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства. Таким образом, статья 38 Конституции РФ расценивает заботу о детях как равное право и обязанность родителей. Одновременно часть 3 статьи 38 требует от трудоспособных детей, достигших 18 лет, осуществлять заботу о нетрудоспособных родителях. Данные конституционные нормы реализуются в ряде статей Семейного кодекса РФ, вступившего в силу с 1 марта 1996 года[82]. В частности, статья 124 Семейного кодекса РФ регламентирует вопросы усыновления, удочерения ребенка. Статья 139 СК РФ направлена на обеспечение тайны усыновления; статья 63 СК РФ регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей; статья 65 СК РФ регламентирует осуществление родительских прав; статья 150 СК РФ определяет круг прав и обязанностей опекуна (попечителя) ребенка; статья 71 СК РФ - последствия лишения родительских прав.

Также СК РФ определяет обязанности по содержанию членов семьи (алименты). В частности, глава 13 предусматривает алиментные обязательства родителей и детей, глава 14 - алиментные обязательства супругов и бывших супругов, глава 15 - алиментные обязательства других членов семьи, глава 17 - порядок уплаты и взыскания алиментов. Такое внимание законодателя к семье объясняется тем, что семья является не только союзом для деторождения, но и решает другие задачи, в том числе социально-экономические[83].

Уголовный кодекс 1996 года содержит главу 20, объединяющую уголовно-правовые нормы, направленные на защиту семьи и несовершеннолетних. В частях 1 и 2 статьи 157 УК РФ предусмотрены два самостоятельных состава преступления, имеющие одинаковые признаки объективной и субъективной стороны. Различаются они по кругу потерпевших и по субъектам преступления, которые в этих составах как бы меняются местами.

Потерпевшие от деяний, описанных в части 1 статьи 157 УК РФ, - несовершеннолетние дети или нетрудоспособные совершеннолетние дети, а субъекты преступления - родители. В части 2 статьи 157 УК РФ потерпевшие - нетрудоспособные родители, а субъекты преступления - совершеннолетние трудоспособные дети.

Объективную сторону указанных деяний составляет злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание потерпевших. Из совокупности алиментных обязательств, регламентируемых Семейным кодексом (родителей и детей; супругов и бывших супругов; других членов семьи - братьев и сестер, дедушки, бабушки и внуков; воспитанников и фактических воспитателей, пасынков, падчериц и отчима, мачехи), статья 157 УК РФ имеет в виду алиментные обязательства лишь родителей перед детьми и детей перед родителями (глава 13 Семейного кодекса). Уклонение от выполнения обязательств, сторонами которых являются иные упомянутые выше лица (главы 14 и 15 Семейного кодекса), остается вне правого регулирования.

Согласно статьям 80 и 85 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а также нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. В соответствии со статьей 87 Семейного кодекса РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

В случае если средства на содержание обязанными лицами не представляются добровольно, они взыскиваются по решению суда и подлежат уплате ежемесячно в размере, установленном решением суда.

Наличие решения суда, вступившего в законную силу, - обязательное условие применения статьи 157 УК РФ. Если выплата алиментов предусмотрена нотариально удостоверенным соглашением сторон (статья 99 Семейного кодекса РФ) либо постановлением суда о взыскании алиментов до вынесения судом решения (статья 108 Семейного кодекса РФ), уголовная ответственность за злостное уклонение от исполнения соглашения и постановления исключается.

Под уклонением практика понимает прямой отказ от уплаты присужденных судом алиментов, а также иные формы уклонения - сокрытие лицом своего действительного заработка, смена места работы или места жительства с целью избежать удержаний по исполнительному листу и многое другое[84].

Преступлением признается лишь такое уклонение от уплаты по решению суда алиментов, которое характеризуется злостностью, то есть продолжительностью (систематичностью) неуплаты - свыше шести месяцев, либо упорным нежеланием исполнять решения суда, несмотря на соответствующие предупреждения, повторность совершения аналогичного преступления, розыском лица, обязанного выплачивать алименты (ввиду сокрытия им своего местонахождения).

Злостное уклонение отсутствует, если у лица не было реальной возможности выполнить решение суда (длительная болезнь, систематические задержки выплаты пособия по безработице).

Недопустима общая ссылка в соответствующем правоприменительном акте (приговоре) на то, что уклонение носило злостный характер, так как должно быть указано, в чем конкретно эта злостность выражалась.

Субъектами преступления, предусмотренного частью 1 статьи 157 УК, являются родители. К таковым относятся лица, записанные отцом или матерью в книге записей рождений, в том числе и те, отцовство (материнство) которых установлено в судебном порядке. Ответственность по статье 157 УК РФ могут нести и лица, лишенные родительских прав в судебном порядке, поскольку лишение таких прав не освобождает родителей от обязанности материально содержать ребенка, даже в случае помещения их в государственные учреждения для детей, оставшихся без попечени<



2019-07-03 257 Обсуждений (0)
Посягательства на право членов семьи на воспитание, заботу и обязательную финансовую поддержку 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Посягательства на право членов семьи на воспитание, заботу и обязательную финансовую поддержку

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)