Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Органы местного самоуправления



2019-07-03 248 Обсуждений (0)
Органы местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

В гражданском обороте, основанном на рыночных отношениях, защита прав потребителей в сфере оказания услуг занимает особое место. Правовые нормы, посвященные защите прав потребителей, являются важной правовой гарантией охраны их интересов.

Большая часть потребностей обеспечивается посредством приобретения товаров, то есть торговли. Однако, в условиях нестабильной рыночной экономики, бешеной инфляции, массового снижения уровня жизни, постоянной задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы важно, чтобы потребитель чувствовал защиту своих прав. Потребитель должен быть уверен, что он получает достоверную информацию о товаре и его изготовителе, что это качественный товар, безопасный для его жизни и здоровья, что он вправе отстаивать свои интересы, в том числе и в судебных органах.

В данной работе анализируется обязательство по оказанию услуг потребителю и проблемы защиты прав потребителя при его нарушении. Данная тематика в цивилистической литературе затрагивалась многими авторами. Вместе с тем в науке гражданского права специальных работ монографического характера, посвященных исследованию проблемным вопросам защиты прав потребителя при оказании услуг не так много, большинство существующих современных работ носят скорее информативный характер, а не научный. Данная проблема требует сегодня всестороннего изучения с учетом практики применения новейшего законодательства о защите прав потребителя, а также с учетом того, что многие аспекты все еще не получили надлежащего законодательного урегулирования. Что же касается имеющихся правовых решений, то они в ряде случаев нуждаются в развитии и совершенствовании. Сказанное дает основание для утверждения, что тематика данной работы должна быть отнесена к числу актуальных проблем науки гражданского права, представляющая несомненный научный и практический интерес.

Объектом исследования данной дипломной работы является практическая значимость защиты прав потребителей в сфере оказания услуг.

Предметом данного исследования выступает обязательство по оказанию услуг потребителю и проблемы защиты прав потребителя при его нарушении.

Цель данной дипломной работы - изучить и проанализировать российское законодательство в области защиты прав потребителей.

Исходя из указанной цели, в данной дипломной работе поставлены задачи:

Рассмотреть состав системы органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей;

Изучить установленный законодательством уровень ответственности за нарушение прав граждан в сфере оказания услуг;

Раскрыть содержание отдельных способов и форм защиты прав потребителей;

Указать недостатки законодательства о защите прав потребителей в сфере оказания услуг и разработать предложения по устранению этих недостатков для наиболее эффективной защиты прав потребителей.

В данной работе представлен анализ современного законодательства в сфере защиты прав потребителей, отражены результаты исследования основных на сегодняшний день теоретических проблем этого правового института, а так же высказаны некоторые предложения относительно совершенствования составляющих его правовых норм.

Методологическую основу исследования составили концептуальные положения, содержащиеся в законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов по потребительской политике, а так же статистические материалы Госкомстата и других субъектов Российской Федерации.

Теоретической основой исследования послужили наиболее перспективные труды ученых в области защиты прав потребителей, среди которых важно выделить разработки В.Н. Аргунова, А.Е. Шерстобитова, В.И. Витрянского, А.М. Эрделевского и многих других. Активно использовались материалы на основе преддипломной квалификационной практики.

Научная новизна исследования состоит в разработке подходов и методологических основ формирования системы защиты прав потребителей, и практических рекомендаций по ее обеспечению и реализации.

В исследовании использовались методы системного и комплексного экономического анализа законодательства о защите прав потребителей.

Структура дипломной работы определена поставленной целью и последовательностью решения сформулированных задач. Работа состоит из введения, содержательной части, заключения, библиографии, глоссария и приложений.


Глава 1. Система органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей

Федеральные органы

 

Законодательство Российской Федерации (далее - РФ) предусматривает осуществление государственной защиты прав потребителей федеральными органами государственного управления, на которые возложена обязанность следить за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и осуществлять контроль и надзор за безопасностью товаров, работ и услуг. К таким государственным органам относятся:

федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы);

федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России);

федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госсанэпиднадзор);

федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды РФ);

иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) в соответствии со своей компетенцией.

Федеральный Закон "О защите прав потребителей" (далее - ФЗ "О защите прав потребителей") предоставляет им следующие полномочия [17]:

осуществлять контроль за соблюдением требований к безопасности товаров (работ, услуг);

направлять предписания об устранении нарушений требований безопасности товаров (работ, услуг); требований о снятии с производства, прекращении выпуска и продажи некачественных товаров (работ, услуг); требования о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах (работах, услугах);

предъявлять иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований безопасности товаров (работ, услуг).

Выше указанные органы, контролирующие безопасность товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции устанавливают обязательные требования к безопасности товаров (работ, услуг) и осуществляют контроль за соблюдением этих требований.

В целях осуществления определенного вида государственной деятельности государством формируется федеральная система антимонопольных органов (федеральный антимонопольный орган) для проведения политики по содействию формирования рыночных отношений и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей.

В составе федерального антимонопольного органа образуется коллегия, в состав которой входят: глава Министерства по Антимонопольной Политике России (далее - МАП России), его заместители, руководители управлений и отделов, ведущие ученые и специалисты, управления, отделы и департаменты.

Данная организационная структура МАП России рассчитана на выполнение трех типов задач:

организационно-созидательные;

контрольно-предупредительные;

репрессивные.

Этими задачами являются:

предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства РФ, законодательства РФ о защите прав потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, а также в пределах своих полномочий законодательства РФ о естественных монополиях и о товарных биржах;

проведение государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства, в том числе малого и среднего, содействие становлению и укреплению предпринимательского сектора экономики РФ, государственное регулирование, межотраслевая и межрегиональная координация в сфере развития и поддержки малого предпринимательства;

государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в области связи (оказание услуг общедоступной электрической и почтовой связи) и субъектов естественных монополий на транспорте (железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов).

В соответствии с основными задачами МАП России выполняет следующие функции:

обобщает практику применения антимонопольного законодательства РФ, а также законодательства РФ о защите прав потребителей, о рекламе, о государственной поддержке предпринимательства, о товарных биржах, о естественных монополиях в области связи и на транспорте и вносит в Правительство РФ предложения о его совершенствовании;

дает в установленном порядке заключения на проекты законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области антимонопольной политики, рекламной деятельности, защиты прав потребителей, деятельности субъектов естественных монополий, поддержки предпринимательства, а также принимает участие в их подготовке;

рассматривает факты нарушений антимонопольного законодательства РФ, законодательства РФ о защите прав потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, о товарных биржах, о естественных монополиях в области связи и на транспорте и принимает соответствующие решения на основе законодательства РФ;

дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию конкуренции на товарных рынках;

разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения товаров (услуг);

формирует и ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, а также реестры субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль;

осуществляет контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства РФ при создании, слиянии и присоединении объединений коммерческих организаций (союзов и ассоциаций), ликвидации и разделении (выделении) государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций;

В соответствии со ст.40 ФЗ "О защите прав потребителей" федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) [17]:

осуществляют государственный контроль за соблюдением законов, иных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

направляет материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о досрочном ее аннулировании;

направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материала для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей;

заключает соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей;

обращается в суд, арбитражный суд с исками в защиту прав потребителей;

предоставляет официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов РФ, регулирующих вопросы в сфере защиты прав потребителей.

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а также организация и проведение работ по обязательному подтверждению соответствия товаров (работ, услуг), возлагаются на федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), согласно п.3 ст.42 ФЗ "О защите прав потребителей" [17].

Согласно закону РФ "О стандартизации" Госстандарт России координирует деятельность органов государственного управления, а именно [16]:

формирует и реализует государственную политику в области стандартизации;

осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;

определяет порядок сертификации товаров (работ, услуг);

принимает решения о применении международных (региональных) стандартов, правил, норм на территории РФ;

определяет порядок сертификации и перечень товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации.

Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" предусматривает осуществление государственного экологического контроля федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды РФ). Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке [18]:

посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от их формы собственности и подчинения, включая воинские части и иные объекты Министерства обороны;

выдавать разрешения на право выброса, сброса и размещения вредных веществ;

устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды;

назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;

привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека;

принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.

Решения, вынесенные органами экологического контроля и должностными лицами, можно обжаловать в суде или арбитражном суде.

Вышеперечисленные федеральные органы представляют собой систему управления, которая контролирует соблюдение законодательства о защите прав потребителей.

Органы местного самоуправления

 

Органы местного самоуправления (далее - ОМС) по защите прав потребителей являются структурным подразделением местной администрации и обладают следующими полномочиями:

рассматривают жалобы потребителей и консультируют их по вопросам защиты прав потребителей;

анализируют договоры, заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями, для выяснения условий, ущемляющих права потребителей;

извещают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), при обнаружении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды;

приостанавливают или прекращают продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно;

защищают права потребителей (неопределенного круга потребителей) путем обращения в суды.

Данные полномочия реализуются ОМС в соответствии с ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" [12].

Органы по защите прав потребителей при местной администрации создаются по постановлению главы местной администрации, которым назначается и руководитель этих органов.

МАП России разработало методические рекомендации для ОМС по организации защиты прав потребителей. Согласно этим рекомендациям работа структурного подразделения по защите прав потребителей осуществляется в соответствии с текущими и перспективными планами, включающими перечень мероприятий.

ОМС осуществляют свою деятельность по защите прав потребителей по следующим направлениям [23, с.36-38]:

формирование в муниципальном образовании системы защиты прав потребителей и координация деятельности входящих в нее организаций;

координация деятельность структурных подразделений местной администрации по вопросам, затрагивающим законные интересы и права потребителей;

взаимодействие с органами государственной исполнительной власти и контрольно-надзорными органами по вопросам защиты прав потребителей;

подготовка проектов нормативных актов по вопросам защиты прав потребителей;

разработка предложений по совершенствованию защиты прав потребителей;

подготовка предложений о разработке и содержании программ по защите прав потребителей;

оказание помощи уполномоченным поселковым и сельским администрациям в работе по защите прав потребителей;

сотрудничество с общественными объединениями потребителей,

содействие развитию общественного потребительского движения;

оказание помощи потребителям в реализации их законных прав (рассмотрение письменных и устных обращений и заявлений потребителей, консультация их по вопросам защиты прав потребителей и т.д.)

ОМС вправе проводить проверки хозяйствующих субъектов по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей. Проверки проводятся:

при необходимости уточнения фактов по жалобам потребителей;

по утвержденному плану работы;

по поручениям руководства ОМС как самостоятельно, так и совместно с другими подразделениями органа;

совместно с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

ОМС являются важным элементом национальной системы защиты прав потребителей, действующим на муниципальном уровне, наиболее приближенном к населению. Для обеспечения защиты прав потребителей ОМС самостоятельно формируют соответствующие структуры.

Законодательство предоставляет ОМС право не только рассматривать жалобы потребителей и консультировать их по проблемам защиты прав потребителей, но и анализировать договоры, заключаемые хозяйствующими субъектами с потребителями. При выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества или опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды ОМС вправе согласно ст.44 ФЗ "О защите прав потребителей" информировать об этом федеральные органы исполнительной власти, обращаться в суды в защиту прав потребителей (в том числе неопределенного круга потребителей). При этом Закон определяет, что пятьдесят процентов суммы взысканного судом штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требования потребителя перечисляются ОМС, выступившему с заявлением в защиту прав потребителя [17].

Местные органы по защите прав потребителей в отличие от федеральных структур не наделены контрольными функциями. Практически единственная административная мера, которую они могут применить, - право приостановить реализацию товаров с просроченными сроками годности. Но отсутствие у местных органов по защите прав потребителей права привлекать нарушителей к административной ответственности отнюдь не означает их слабости или ненужности. Эти органы могут применять к нарушителям закона достаточно эффективные меры.

Во многих отделах по защите прав потребителей созданы списки хозяйствующих субъектов, систематически нарушающих права потребителей. Эта информация публикуется в средствах массовой информации. Специалисты ОМС направляют информацию о нарушениях прав потребителей в соответствующие федеральные органы, передают материалы в суд.




2019-07-03 248 Обсуждений (0)
Органы местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Органы местного самоуправления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)