Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальные и юридические основы смешанных и гибридных форм правления



2019-07-03 540 Обсуждений (0)
Социальные и юридические основы смешанных и гибридных форм правления 0.00 из 5.00 0 оценок




На форму правления оказывают влияние соотношение социальных сил, уровень культуры (прежде всего правовой), традиции страны, зарубежный опыт, субъективные факторы и т.д. Социальные причины выдвигаются на первый план чаще всего в периоды революционных событий.[18] В ходе этого исторического развития были и своеобразные зигзаги: республика при фашизме во главе с фюрером, дуче, каудильо мало чем по существу отличалась от монархии (хотя юридически форма была иной), а республики в социалистических странах, странах социалистической и капиталистической ориентации (преимущественно в Африке) с однопартийной системой и провозглашенной конституциями руководящей ролью одной партии мало сохраняли подлинно республиканских черт.

Разделение на монархии и республики, а их внутренняя классификация на абсолютную, дуалистическую, парламентарную монархии, президентскую и парламентарную республики всегда имели и сейчас имеют довольно жесткий характер. Они и ныне сохраняют свое значение, все они (кроме явственно выраженной дуалистической монархии) существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними, путем совмещения и появления новых признаков создаются неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу: "чистых", традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты.

Говоря о смешанных и "гибридных" формах правления, отмечается тот факт, что утрачивается жесткость существующих классификаций и по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991 г.)

1. Создание смешанных и "гибридных" форм улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту. Какие-то плюсы почти всегда сопровождаются определенными минусами.

2. Так называемые "чистые" формы правления имеют недостатки, присущие форме как таковой, например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму, об этом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в Латинской Америке, а также президентско-монистических республик в Африке. Парламентарной же в республике имманентно присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Поскольку в парламентарной республике и парламентарной монархии правительство зависит от парламентского большинства, то утрата такой поддержки ведет к вотумам недоверия. Включение элементов президентской республики в парламентарную, а парламентаризма — в президентскую, применение других методов, помогает преодолеть недостатки "чистых" форм.

3. Возникновение смешанных, "гибридных" форм связано с распространением и восприятием во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей, влиянием монистических идей и институтов.

Под влиянием таких идей в эмиратах Персидского залива (Кувейте, Катаре, Бахрейне, ОАЭ, в 1992 г. в Саудовской Аравии — государстве, наиболее упорно сопротивлявшемся идеям конституционализма) приняты конституции. Правда, они остаются лишь внешней оболочкой абсолютистского по существу государства.

 

"Монархическая республика" и "республиканская монархия"

Глава государства в монархии — наследственный и пожизненный, но до его совершеннолетия, управляет государством регент или регентский совет. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия[19]. Вместе с тем, в современных условиях существуют такие монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени.[20] Это приближает главу государства — монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, а только один из "местных монархов" — правителей составных частей федерации.

В Малайзии 9 из 13 субъектов федерации возглавляются наследственными султанами (направление в четырех других организовано иначе), и только эти 9 образуют Совет правителей, который раз в 5 лет избирает главу государства. На практике на этот пост султаны избираются по очереди, в Совете правителей ведется особый список. В Малайзии Совет правителей не обладает властными полномочиями, власть монарха тоже существенно ограничена (особенно после конституционной реформы 1983—1984 гг.). Малайзия — парламентарная монархия.

В ОАЭ высший совет семи эмиров — субъектов федерации обладает всей полнотой власти — он принимает законы. Национальное же собрание, назначенное эмирами (каждый эмир назначает определенное число членов, установленное Временной конституцией 1971 г., и зависит от размеров эмирата), имеет лишь консультативный характер. Высший совет эмиров избирает главу государства раз в 5 лет, но в отличие от Малайзии им постоянно избирается глава крупнейшего эмирата Абу-Даби, занимающего 86% территории ОАЭ.

Выше речь шла о монархиях, которые имеют республиканский признак — систематическую выборность главы государства. Вместе с тем, в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойствен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства. Речь идет не престо о чрезвычайном усилении власти президента и появлении суперпрезидентских республик (такая форма была широко распространена еще в XIX в. в Латинской Америке, а в XX в. воспринята рядом государств Африки), а о республиках президентско-монистических.

В суперпрезидентских республиках конституции предусматривали периодическое переизбрание главы. В отличие от суперпрезидентских президентско-монократические республики существовали при однопартийной системе, их конституции предусматривали пожизненных президентов, "руководителей государства".

Началось это явление в Индонезии /президент Сукарно/, затем последовала социалистическая Югославия. Согласно ст. 220 конституции 1963 г. переизбрание не распространялось на первого президента И. Броз Тито. Несменяемым президентом провозгласил себя Маркое на Филиппинах (в 1986 г. он все-таки провел выборы, где потерпел поражение). Ныне осталось лишь два пожизненных президента — в Малави и КНДР, причем в последней сын президента уже при жизни отца провозглашен его преемником.

Заключение

Термин "форма правления" содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления - монархия[21] или республика[22]. Лишь единичные государства не имеют в официальном названии слов "монархия" или "республика"[23].

Классификация форм правления, являющиеся, как правило, доктринальными (в конституциях такие определения почти не употребляются), отражают взаимоотношения высших органов государства и их роль. Вместе с тем в современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы, в монархии появляются черты республики[24], а в республике складываются, по существу, монархические элементы (пожизненные президенты); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республики, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованная конституция, консультативная монархия).

Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Москва, 2001.

2. "Глава государства в зарубежных странах", С.В. Рябов. Москва, 1999.

3. "Государственное право Российской Федерации", Стрекозов В.Г., Ю.Д. Казанчеев, 1997 г.

4. "Государство и право" Алексеев С.С. Москва,1993г.

5. "История государства и права зарубежных стран". Отв. ред. О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова. Москва, 1996.

6. "Конституционное право зарубежных стран. В.Е. Чиркин. Москва, 2002.

7. "Конституционное (государственное) право зарубежных стран". Учебник. Отв. ред. Б.А. Страшун. Москва, 1995.

8. "Конституционное (государственное) право зарубежных стран", А.А. Мишин. Москва, 1996

9. "Конституционное право Японии", В.М. Колдаев. Москва, 2001.

10. "Нетипичные формы правления", "Государство и право" Чиркин В.Е., 1994 г.

11. "Общая теория государства и права". Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. Москва, 1998.

12. "Общая теория права и государства" под ред. В.В. Лазарева. Москва, 2000

13. "Основы конституционного строя Норвегии", М.А. Исаев, Москва, 2001.

14. "Теория государства и права в схемах и определениях" Бабаев, Баранов, Толстик. Москва, 1998.

15. "Теория государства и права" под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева, Москва, 2000

16. "Теория государства и права", Матузов Н.И. , Малько А.В. 1997 г.

17. "Теория государства и права", под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова, Москва, 2000

18. "Теория государства и права", Хропанюк В.Н. Москва 1993 г.

19. "Теория государства и права". Учебник для юр. вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. Москва, 1998.

20. "Теория права и государства". Под ред. Венгерова А.Б., Москва, 1993 г.

Словарь иностранных слов. Под ред. И.В. Лехина, С.М. Локшиной ­- Москва, 1981.


[1] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. - М.: Издательство "Интерстиль", 1998.­

 

[2] (Деспотия - от греческого слова - неограниченная власть. Аристотель демократию называл тиранией. В средние века Фома Аквинский и другие тиранией называли монархии, которым давались отрицательные оценки. Монтескье, Мабли, Дидро и другие использовали понятие "деспотия" для критики абсолютной монархии, противопоставляя ей умеренное правление.)

[3] Это понятие и термин впервые употребил Иосиф Флавий в сочинении "Против Аппона" в отношении политического строя Иудейского царства, в котором власть жрецов во главк с первосвященником была установлена в VI в. до н.э.

[4] Абсолютной обычно называют монархию, соответствующую этапу развитого феодализма, хотя власть монарха зачастую была абсолютной и в рабовладельческих государствах. Имеет место условность лексики.

Историки и государствоведы иногда абсолютную монархию рассматривают лишь с учетом формально-юридических признаков, отождествляя ее с любой неограниченной монархической властью.

[5] Великобритания, Испания, Швеция, Норвегия, Дания, Бельгия , Люксембург, Нидерланды, Лихтенштейн, Монако.

[6] Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия и др.

[7] Бельгия, Норвегия.

[8] Лихтенштейн.

[9] Наиболее распространена в Европе: Великобритания, Дания, Нидерланды, Испания.

[10] в том числе в Египте, Греции, Эфиопии, Иране, Афганистане, Италии и других странах.

[11] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран.

[12] Исключение составляет император Японии и король Испании.

[13] Великобритания, Бельгия, Норвегия, Дания

[14] Парламентом в средние века в Западной Европе в XII - XIII вв. называли торжественные собрания, а потом этот термин закрепился в Англии за сословно-представительным собранием, а во Франции за высшими судебными учреждениями.

В новое и новейшее время в буржуазных государствах парламент - это высший законодательный орган. Термин "парламент" как наименование законодательного органа стал применяться в Англии, Канаде, Франции, Италии, Индии, Бельгии, Японии и других странах. В странах Латинской Америки зачастую он именуется конгрессом. В современный период его наименования разнообразны в различных странах мира.

[15] В Китае, Северной Корее, на Кубе, в некоторых бывших республиках СССР

[16] США, Аргентина, Венесуэла, Индия, Болгария и другие страны.

[17]Такая возможность предусмотрена в КНДР

[18] Буржуазные революции в Европе и Америке привела к ограничению власти монарха, ликвидации абсолютизма, установления дуалистической или парламентарной монархии, иногда даже республики (США, Латинская Америка). Повышение роли парламента в ряде стран Европы и Азии привело к возникновению парламентарной республики

[19] выборы царем Михаила Романова в России в 1613 г

[20] Малайзия и ОАЭ, своеобразные федеративные выборные монархии. Глава государства переизбирается раз в 5 лет.

[21] Например, Конституция Испании 1978 г.

[22] Основной закон Федеративной Республики Германия 1949 г.

[23] Государство Израиль; Государство Кампучия до 1993 г.; Украина, хотя в тексте Конституции Украины сказано, что она является республикой.

[24] Например, периодическая, раз в пять лет, выборность монарха в Малайзии, "коллективный монарх" в ОАЭ.



2019-07-03 540 Обсуждений (0)
Социальные и юридические основы смешанных и гибридных форм правления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальные и юридические основы смешанных и гибридных форм правления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (540)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)