ТЕМА 5. РАСЧЕТ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ
5. 1. Характеристики двигателей постоянного тока
5.1.1. Назначение и области применения двигателей постоянного тока
Машины постоянного тока используются в промышленности так же широко, как и машины переменного тока. Несмотря на то, что стоимость их выше, чем машин переменного тока, они обладают лучшими эксплуата- ционными характеристиками в отношении регулирования частоты враще- ния, пуска и допускают более высокие перегрузки. В основном машины постоянного тока используются в качестве двигателей. В связи с широким применением автоматизированного электропривода и применением тири- сторных преобразователей, позволяющих питать электродвигатели посто- янного тока регулируемым напряжением от сети переменного тока, эти двигатели наиболее удобны в эксплуатации. Номинальные мощности ма- шин постоянного тока составляют от долей ватт до 12 Мвт, а номинальные напряжения не превышают 1500 В. Частота вращения таких машин колеб- лется в широких пределах – от нескольких оборотов до нескольких тысяч оборотов в минуту. Эти устройства используются для привода различных механизмов на транспорте (электровозы, тепловозы, поезда, электромоби- ли, на морских и речных судах), в черной металлургии (прокатные станы, транспортеры), станкостроении, в системах автоматического регулирова- ния и т. д. Основной конструктивной особенностью, отличающей машины постоянного тока, является наличие щеточно-коллекторного аппарата, ко- торый требует тщательного ухода в эксплуатации и снижает надежность работы машины. Основные серии машин постоянного тока общего назначения — 2П и 4П. Помимо этих серий выпускаются серии краново-металлургических двигателей и серии специального назначения. Серия 2П включает двигате- ли мощностью от 0,13 до 200 кВт с высотой оси вращения 90-135 мм. Для замены серии П габаритов 12-26 выпускается серия П2. Двигатели серий 2П и 4П выпускаются на напряжение 110, 220, 340 и 440 В, на номиналь- ные частоты вращения 750, 1000, 1500, 2200 и 3000 об/мин. Машины вы- полняются в защищенном исполнении с самовентиляцией и независимой вентиляцией от постороннего вентилятора; в закрытом исполнении – с ес- тественным охлаждением и наружным обдувом от постороннего вентилятора. Двигатели серии 2П имеют независимое возбуждение и компенсаци- онную обмотку, обеспечивающую большие кратковременные перегрузки и широкий диапазон изменения частоты вращения. А общее число модифи- каций двигателей постоянного тока с каждым годом возрастает. Перечис- лим лишь некоторые из них. Для металлургических, крановых, экскава- торных и других приводов выпускаются двигатели серии Д. Они имеют мощности от 2,5 до 185 кВт, напряжением 220 и 440 В, номинальные час- тоты вращения 400–1440 об/мин. Эти двигатели обладают малым момен- том инерции и обеспечивают регулирование частоты вращения в широких пределах. Для электроприводов шагающих экскаваторов выпускаются двигатели типа МПВЭ-450-29; для привода механизма подъема и тяги – двигатель типа МПЭ-1000-630 УХЛЗ; для буровых установок – двигатель типа ДЭВ-808; для морских буровых установок в морском взрывозащи- щенном исполнении – двигатель типа ММП-1000-1000МЗ; серия ПЛ включает двигатели независимого возбуждения мощностью от 30 до 600 Вт, напряжением 110 и 220 В и частотой вращения 1400 и 2700 об/мин; микродвигатели постоянного тока с постоянными магнитами имеют серию ДПМ от долей ватта до десятков ватт, напряжением 12,14 и 27 В; мало- инерционные исполнительные микродвигатели постоянного тока имеют якорь, выполненный в виде полого цилиндра или диска, и относятся к се- рии ДПР [6].
5.1.2. Классификация двигателей постоянного тока
Двигатели постоянного тока классифицируются по способу включе- ния обмотки возбуждения: независимого возбуждения, параллельного (шунтового) возбуждения, последовательного (сериесного) возбуждения и смешанного (компаундного) возбуждения [5, 6]. Принципиальные схемы этих двигателей представлены на рис. 5.1. В машинах с параллельным возбуждением обмотка возбуждения присоединяется параллельно к зажимам якоря. Ток возбуждения I в при нормальных условиях работы составляет по отношению к току якоря от 5 % у машин малой мощности, до 1 % у машин большой мощности. Так как об- мотка возбуждения включается непосредственно под напряжение U , а ее ток во много раз меньше тока якоря, то сопротивление обмотки возбужде- ния Rв = U / Iв должно быть относительно велико. Для регулирования тока в обмотке возбуждения последовательно с ней включается реостат – так называемый шунтовой регулятор. Для машин параллельного возбуждения характерным является относительное постоянство основного магнитного потока и его малая зависимость от нагрузки машины.
а б в г Рис. 5.1. Схемы замещения двигателей постоянного тока с различным способом возбуждения: а – с независимым; б – с параллельным; в – последовательным; г – смешанным
В машинах последовательного возбуждения весь ток якоря проходит через обмотку возбуждения. Поэтому она выполняется проводом относи- тельно большого сечения и имеет небольшое сопротивление. В этих ма- шинах магнитный поток изменяется в широких пределах в зависимости от изменения нагрузки. Машины смешанного возбуждения имеют две обмотки последова- тельно соединенную с якорем и параллельную. В зависимости от назначе- ния такой машины одна из обмоток является основной, имеющей относи- тельно большой полный ток, а вторая служит лишь для относительно сла- бого дополнительного воздействия на главное поле машины. Таким обра- зом, машина смешанного возбуждения может быть по своим характери- стикам в основном машиной параллельного возбуждения с небольшой по- следовательной обмоткой или же машиной последовательного возбужде- ния с небольшой параллельной обмоткой (например, двигатель смешанно- го возбуждения с мягкой механической характеристикой). В случае сме- шанного возбуждения обмотки машины могут иметь согласное соединение, если оба магнитных потока от двух обмоток складываются, или встречное соединение, если их магнитные потоки вычитаются. В машинах независимого возбуждения ток возбуждения не зависит от напряжения на зажимах якоря машины, поскольку обмотка возбужде- ния получает ток от независимого источника возбуждения. По ряду свойств машины с независимым возбуждением весьма мало отличаются от машин с параллельным возбуждением. К преимуществам машин с независимым возбуждением относится возможность регулирова- ния частоты вращения изменением питающего напряжения при фиксиро- ванном токе возбуждения. Ток якоря I я в двигателях независимого и последовательного возбу- ждения равен току I , потребляемому двигателем из сети, а в двигателях параллельного и смешанного возбуждения кающий в обмотке возбуждения). I я = I - I в ( I в – ток, проте- 5.1.3. Паспортные данные двигателей постоянного тока
Номинальными данными для двигателей постоянного тока являются следующие: 1. За номинальную мощность двигателя принимают механическую мощность на валу Pном = P2 , [кВт]. Эта мощность обычно указывается на щитке, закрепленном на корпусе машины. 2. Номинальное напряжение Uном , [В]. 3. Номинальная частота вращения nном , [об/мин]. 4. Номинальный коэффициент полезного действия ηном . В справочнике по электрическим машинам также указываются: 5. Кратность пускового тока (отношение пускового тока к номиналь- ному) K I = Iп / Iном . У серийных двигателей малой мощности кратность пускового тока допускается в пределах 4–6 при прямом пуске. У двигате- лей большой мощности она ограничена до 1,4–2,5. В последнем случае для ограничения пускового тока используется пусковой реостат. 6. Кратность пускового момента (отношение пускового момента к номинальному) K М = М п / M ном .
5.1.4. Механическая характеристика двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением
У двигателей постоянного тока приложенное к якорю напряжение уравновешивается наведенной в обмотке якоря электродвижущей силой ( Eпр ) и падением напряжения в цепи якоря U = Eпр + Iя Rя . Это соотношение называют уравнением электрического состояния обмот- ки якоря двигателя постоянного тока. Падение напряжения в цепи якоря I я R я относительно мало. В номинальном режиме, при Iя = Iя,ном , Рис. 5.2. Схема замещения электрической цепи двигателя постоянного тока
оно составляет 2–5 % номинального напряжения. Характерным условием работы машины постоянного тока в двигательном режиме является нера- венство U > Eпр . В связи с этим соотношение, определяющее ток в якоре, выглядит следующим образом I = U - Eпр . я R я Для последующего анализа данные факты удобно представить на схеме замещения электрической цепи двигателя постоянного тока (рис. 5.2.). Электромагнитный момент, развиваемый двигателем, определяется взаимодействием тока обмотки якоря и магнитного поля главных полюсов. Количественное соотношение зависит от конструкции конкретного двига- теля и определяется как [5, 6, 7] М эм = См IяФ, где См – конструктивная постоянная момента, I я – ток якоря, Ф – основ- ной магнитный поток, создаваемый обмоткой возбуждения, расположен- ной на главных полюсах. ЭДС, создаваемая в обмотке якоря и уравнове- шивающая приложенное напряжение, зависит от скорости изменения маг- нитного поля через обмотку якоря, амплитуды магнитного потока и конст- рукции двигателя, в частности E = CЕ · Ф · п , где СЕ – конструктивная постоянная ЭДС, Ф – магнитный поток, созда- ваемый обмоткой возбуждения, расположенной на главных полюсах, n – частота вращения якоря, измеряемая в оборотах в минуту. Важнейшей характеристикой двигателя постоянного тока является механическая – зависимость частоты вращения n от момента сопротивле- ния на валу M С при U = const, Iв = const . Момент сопротивления создается исполнительным механизмом, для привода которого и выбирается двига- тель постоянного тока. Устойчивая работа двигателя возможна только в том случае, если выполняется равенство M эм = M С . Механическая харак- теристика показывает влияние механической нагрузки на валу двигателя на частоту вращения, что особенно важно знать при выборе и эксплуата- ции двигателя. Уравнение механической характеристики можно получить, исполь- зуя выражение для ЭДС обмотки якоря, уравнение электрического состоя- ния обмотки якоря и уравнение момента. Оно выглядит следующим обра- зом
или n = U - Iя Rя , Се · Ф n = U - C · Ф С Rя М . · C Ф2 e e м
Механическая характеристика двигателя постоянного тока представ- ляет собой прямую (рис. 5.3.). В отсутствии нагрузки (при холостом ходе), когда момент сопротивления со стороны исполнительного механизма ра- вен нулю ( M С = 0) , частота вращения якоря зависит от уровня приложен- ного напряжения, магнитного потока и конструкции двигателя. Эта часто- та называется частотой вращения идеального холостого хода: Рис. 5.3. Естественная механическая характеристика двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением
nхх = U . C · Ф е
При заданных номинальных параметрах двигателя Uном ,
Iном ,
nном и неизменном магнитном потоке (токе возбуждения) частота холостого хода может быть определена как n = n · Uном . хх ном Uном - Iя,ном Rя
Механическая характеристика имеет вид прямой в соответствии с уравнением n = nхх - в · М , где в = Rя / CeФ . Так как у двигателей постоян- ного тока сопротивление цепи якоря мало (обычно оно составляет от 0,02 до 1,1 Ом), то с увеличением нагрузки на валу частота вращения n изме- няется незначительно, то есть является “жесткой”. Механическая характе- ристика, снятая при номинальных данных двигателя, называется естест- венной механической характеристикой. Она представлена на рис. 5.3. Механическую характеристику можно построить по двум точкам, в частности ( n = nхх ; М = 0 ) и ( n = nном ; М = М ном ). Любые другие механиче- ские характеристики, построенные для тех режимов, в которых один из па- раметров, входящих в уравнение естественной механической характери- стики не соответствует номинальному режиму, называются искусствен- ными. Ток, потребляемый двигателем из сети, растет прямо пропорцио- нально моменту сопротивления со стороны нагрузки при Ф = сonst . То есть, I я ~ М . Изменение нагрузки со стороны исполнительного механизма ведет к изменению тока якоря в пропорции М ном = Iя,ном . М Iя
5.1.5. Проблема пуска двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением
Увеличение тока, потребляемого двигателем, возможно не только при увеличении нагрузки. Одной из главных проблем при эксплуатации двигателей постоянного тока является проблема пуска [5, 6]. При прямом пуске цепь якоря включается сразу на полное напряжение. Так как в мо- мент пуска якорь неподвижен ( n = 0 ), то противо-ЭДС отсутствует и пус- ковой ток резко возрастает Iя,п = U , Rя а при малых значениях Rя пусковой ток превышает номинальный в 50-100 раз, что недопустимо как для сети, так и для самого двигателя. Такой спо- соб пуска применяется только для двигателей малой мощности, где Iя,п (4 - 6)Iном . Двигатели средней и большой мощности запускают при включении добавочного сопротивления (пускового реостата) в цепь об- мотки якоря. Пусковой ток в этом случае равен:
Сопротивление
Rп =
U Iя,п я п
- R я выбирают таким, чтобы в момент пуска,
когда противо-ЭДС равна нулю, ток якоря не превосходил значений 1,4– 2,5 Iном . По мере разгона якоря возрастает противо-ЭДС ( Eпр = CenФ ), а со- противление реостата выводится. К пуску двигателя предъявляются два основных требования: – обеспечить необходимый для трогания с места и разгона якоря вращающий момент; – не допустить при пуске протекания через обмотку якоря чрезмер- но большого тока, опасного для двигателя. Практически возможны три способа пуска: прямой пуск, пуск при включении реостата в цепь якоря и пуск при пониженном напряжении в цепи якоря. Последний способ пуска возможен при питании двигателя от отдельного источника (генератора, выпрямителя) с регулируемым напря- жением, то есть лишь для двигателей с независимым возбуждением. Огра- ничение пускового тока и плавный разгон двигателя обеспечивается по- степенным повышением напряжения от нуля до требуемого значения. Это находит применение в системах управления и регулирования мощных дви- гателей постоянного тока.
5.1.6. Способы регулирования частоты вращения якоря двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением
В соответствии с уравнением механической характеристики регули- рование частоты вращения можно осуществлять тремя способами [5, 6]: – изменением магнитного потока (полюсное регулирование); – введением добавочного сопротивления в цепь обмотки якоря (рео- статное регулирование); Рис. 5.4. Механические характеристики при полюсном регулировании ( Ф1 > Ф2 > Ф3 )
– изменением напряжения питания (якорное регулирование). Первый способ регулирования наиболее распространен и осуществ- ляется посредством регулирования тока в обмотке возбуждения. Это про- исходит при варьировании сопротивления регулировочного резистора в контуре возбуждения. При этом механические характеристики имеют вид, представленных на рис. 5.4. Таким способом можно регулировать частоту вращения в пределах 1:1,5; 1:2. Глубокое уменьшение потока недопустимо, так как при нагрузке поле, создаваемое обмоткой якоря (так называемая реакция якоря), будет “опрокидывать” поле возбуждения, что приведет к неустойчивой работе двигателя. Увеличение потока в обычных двигателях параллельного воз- буждения нецелесообразно, так как магнитная система двигателей насы- щена (рис. 5.5.). Частота холостого хода и частота вращения якоря в этом случае определяются следующим образом:
% 100
80
60
40
20
0 0 20 40 60 80 100 120 % Рис. 5.5. Зависимость магнитного потока от тока возбуждения в машинах постоянного тока
nх¢х = nхх,ном · Фном ; Ф¢
n¢ = n ном · U - Iя Rя Uном - Iя,ном Rя · Фном . Ф¢
При этом увеличение тока возбуждения будет приводить к увеличе- нию потерь, а значит, и к уменьшению коэффициента полезного действия. При увеличении массы двигателя и принятия специальных мер можно уве- личить пределы частоты вращения в ненасыщенных двигателях до 1:5. Хо- тя этот способ обеспечивает сравнительно небольшие пределы регулиро- вания частоты вращения, он является экономичным и находит широкое применение, когда пределы изменения частоты вращения небольшие. Второй способ – использование регулировочного реостата в цепи якоря – позволяет изменять частоту вращения в широких пределах, но этот способ неэкономичен, так как регулировочный реостат включается в сило- вую цепь и на нем выделяется тепло, пропорциональное квадрату тока на- грузки. Частота холостого хода при изменении сопротивления в цепи яко- ря не меняется, как и магнитный поток. Выражение для определения час- тоты вращения (уравнение механической характеристики) выглядит сле- дующим образом:
n¢ = n - (Rя + Rp )· М ,
или
n¢ = n · Uном - (Rя + Rp )Iя .
ном Uном - Rя Iя,ном
Семейство механических характеристик при различных значениях сопротивления регулировочного реостата приведено на рис. 5.6. Третий способ регулирования частоты вращения – якорное – приме- няется в основном для двигателей с независимым возбуждением. С одной стороны, необходимо обеспечить наличие регулируемого источника на- пряжения. С другой – к двигателям с параллельным возбуждением он не- применим, так как одновременно с током якоря будет изменяться и ток возбуждения, а следовательно, и магнитный поток. Каким образом изме- нится частота вращения в этом случае, заранее предсказать трудно. Рис. 5.6. Механические характеристики двигателя постоянного тока параллельного возбуждения при реостатном регулировании 5.1.7. Потери мощности и КПД двигателя постоянного тока
Для определения энергетических характеристик двигателей необхо- димо определить потребляемую, отдаваемую мощности, а также суммар- ные потери. Мощность, подводимая к двигателю, – электрическая, опреде- ляемая подводимым к двигателю напряжением U и током внешней цепи I : P1 = U · I . Электромагнитная мощность – Pэм = Епр · Iя .
Механическая мощность, вырабатываемая двигателем, обозначается P2 (при обозначении номинальной мощности индекс «2» опускают). Вра- щающий момент двигателя на валу определяется как М = 9,55 · P2 , n где коэффициент 9,55 означает, что мощность вычисляется в ваттах, а ко- эффициент 9550 используется в уравнении, если мощность измеряется в киловаттах. Разницу между электрической и механической мощностями опреде- ляют как суммарные потери мощности – полезного действия определяют как OP . Для двигателей коэффициент y = (P1 - OP) . P1 Исходя из устройства и принципа работы, суммарные потери можно разделить на следующие группы: электрические ( OPэл ), магнитные ( OPмагн ), механические ( OPмех ) и добавочные ( OPдоб ). Электрические потери зависят от режима работы двигателя и опре- деляются параметрами обмоток якоря и возбуждения OP = R I 2 + R I 2 . эл я я в в
Эти потери идут на нагрев обмоток. Механические потери – это потери на трение на валу машины и тре- ние о вращающегося якоря о воздух. Магнитные потери – это потери в сердечнике якоря на вихревые токи и гистерезис. В насыщенном сердеч- нике эти потери не зависят от режима работы. Добавочные потери связаны с наличием в машинах постоянного тока щеточно-коллекторного аппарата и определяются равными одному проценту от номинальной мощности ( OPдоб = 0,01Рном ). Зависимость КПД двигателя от нагрузки представлена на рис. 5.7.
5.2. ЗАДАНИЕ НА СЕМЕСТРОВУЮ РАБОТУ
Двигатель постоянного тока параллельного возбуждения имеет сле- дующие данные: номинальная мощность Pном ; напряжение питания Uном ; номинальная частота вращения nном ; сопротивление цепи якоря Rя ; сопро- тивление цепи возбуждения Rв ; коэффициент полезного действия для номинального режима ηном . Значения перечисленных параметров приве-
y
0 Pном P 2 Рис. 5.7. Зависимость КПД двигателя постоянного тока от нагрузки дены в соответствии с номером варианта в таблицах 5.1. и 5.2. Требуется определить: а) номинальный ток, потребляемый двигателем, номинальный ток якоря и ток возбуждения; б) сопротивление пускового реостата Rп , при котором начальный пусковой ток в цепи якоря составлял 2,5 Iя,ном ; в) начальный пусковой момент двигателя при заданной кратности пускового тока; г) номинальный вращающий момент двигателя. Построить в одной системе координат естественную механическую характеристику и искусственную (при введении пускового реостата Rп ) механическую характеристику. Определить диапазон изменения частоты вращения при номинальной нагрузке. Определить частоту вращения двигателя при холостом ходе и номи- нальной нагрузке, если регулирование частоты вращения происходило за счет изменения сопротивления цепи возбуждения и магнитный поток имел три значения: Фном ; 0,5 Фном ; 0,8 Фном . Построить соответствующие этим значениям механические характеристики в одной системе координат.
Таблица 5.1
Таблица 5.2
5.3. Пример решения задания
Рассмотрим двигатель постоянного с параллельным возбуждением, для которого Pном =110 кВт, Uном = 440 В , nном =1500 об/мин, ηном =90 %, Rя = 0, 034 Ом, Rв =30 Ом. Рассчитаем параметры в соответствии с заданием. Определяем номинальный ток, потребляемый двигателем, номи- нальный ток якоря и ток возбуждения. Определим электрическую мощность, потребляемую из сети
P1,ном = P2,ном ηном = 110 ·103 90
· 100 = 122, 2 кВт. Тогда номинальный ток двигателя
ном = 122, 2 ·103 440
= 277, 7 А, а ток возбуждения в номинальном режиме
Iв,ном = Uном R в = 440 = 14,7 А. 30 В соответствии со схемой замещения номинальный ток якоря Iя,ном = Iном - Iв,ном = 277,7 -14,7 = 263,0 А. Определим сопротивление пускового реостата Rп , при котором пусковой ток в цепи якоря составлял бы 2,5 Iя,ном . Заданная кратность пус-
кового тока ( К I = Iп Iя,ном ) составляет 2,5. Воспользуемся соотношением:
2,5I я,ном = R Uном . + R Откуда получим: я,ном п Rп = Uном 2,5Iя,ном - Rя = 440 2,5· 263
- 0, 034 = 0, 635 Ом.
Определим номинальный вращающий момент двигателя:
М ном = 9550 Pном nном
= 9550 · 110
1500
= 700 Н · м. Определим начальный пусковой момент двигателя при заданной кратности пускового тока. Поскольку вращающий момент двигателя свя- зан с током якоря соотношением: М ном = Cм Iя,номФном , то при неизменном магнитном потоке: МП = См 2,5Iя,номФном = 2,5Мном = 2,5·700 =1750 Н · м. Построим в одной системе координат естественную механическую характеристику и искусственную (при введении пускового реостата R П ) механическую характеристику. Естественную механическую характери- стику построим по двум точкам: ( nхх ; M = 0); ( nном ; М ном ). Определим час- тоту холостого хода при номинальном магнитном потоке. Воспользуемся соотношением для частоты холостого хода и вычислим: n = n Uном = 1500 · 440 = 1533 об/мин. хх ном U ном - Iя,ном Rя 440 - 263· 0, 036
Таким образом, естественную механическую характеристику стро- им по двум точкам: (n = nхх =1533 об/мин; М = 0); (n = nном = 1500 об/мин; М = М ном = 700 Н · м ). Искусственную механическую характеристику (при включении пускового реостата) строим также по двум точкам: (n = nхх =1533 об/мин; М = 0); (n = 0 об/мин; М = М П = 1750 Н · м ). Следует обратить внимание, что частота холостого хода при неизменном магнит- ном потоке остается такой же, как и для естественной механической харак- теристики. Рис. 5.8. Механические характеристики двигателя: 1 – естественная, 2 – искусственная (пусковая)
фику: Диапазон изменения частоты вращения можно определить по гра- On = nном - n¢ = 1500 - 900 = 600 об/мин. Рассмотрим работу двигателя при регулировании частоты вращения изменением магнитного потока (при полюсном регулировании). При этом важно учесть, что момент сопротивления исполнительного механизма не изменяется, а, следовательно, изменение магнитного потока приведет к изменению тока якоря. Введем коэффициент пропорциональности магнит- ного потока: Ф = α · Фном , где α = 1; 0,8; 0,5. Тогда, сравнивая соотношения М ном = См Iя¢Ф¢ , можно видеть:
Мном =
См Iя,номФном и
М = С I ¢Ф¢=С Iя,ном · α · Ф . ном м я м α ном
При этом получаем, что изменяющийся ток якоря будет связан с но- минальным соотношением: I ¢ = I · Фном = Iя,ном . я я,ном Ф α
Каждая из трех механических характеристик может быть построена по двум точкам. Для естественной механической характеристики ( α = 1) данные получены ранее. Для двух других характеристик (при α = 0,8 и α = 0,5 ) будем использовать соотношения n¢ = n · Фном = nхх ;
2019-07-03 |
2180 |
Обсуждений (0) |
|
5.00
из
|
|
Обсуждение в статье: ТЕМА 5. РАСЧЕТ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы