Основные элементы системы государственной поддержки и развития предпринимательства
Сегодня, одной из важнейших задач является консолидация усилий всех ветвей власти по реализации конституционных прав и свобод предпринимателей. Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни. Малый и средний бизнес обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни предприниматели малого и среднего бизнеса близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности. Широкомасштабное развитие частной инициативы граждан во многих странах должно являться общегосударственной доктриной проводимых социально-экономических преобразований. Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса включает в себя [33, с. 37-39]: - предоставление дополнительных возможностей для сектора малого бизнеса, способствующих преодолению специфических трудностей и проблем, объективно присущих данному сектору экономики (особая чувствительность к конъюнктуре, менее благоприятные условия доступа к факторам производства, медленные темпы накопления капитала и т.д.); - организацию системы мер, направленных на стимулирование деятельности сектора малого бизнеса; - подготовку и переподготовку людей к занятию собственным бизнесом; - формирование соответствующего общественного мнения и содействие устранению разобщенности предпринимателей, осознанию ими общих корпоративных интересов, объединению по отраслевым, региональным, профессиональным и другим признакам; - радикальное упрощение государственных регулирующих процедур в отношении малого и среднего бизнеса (упрощение порядка регистрации, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, унификация административных процедур, минимизация числа согласующих и контролирующих инстанций, упрощение порядка и форм отчетности и др.); - наличие полной и гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки, установление открытых процедур распределения средств при участии представителей деловых кругов, введение практики публичной отчетности об использовании выделенных на поддержку малого бизнеса средств и деятельности соответствующих государственных институтов; - гибкость системы государственной поддержки, предусматривающую специфические меры применительно к различным этапам деятельности малого и среднего бизнеса, особенностям каждой отрасли и отдельных групп предпринимателей; - внедрение действенных механизмов взаимодействия крупных предприятий с малыми и средними, способными встраиваться в их технологические цепочки, производить необходимые комплектующие и оказывать всевозможные услуги; - стимулирование опережающих темпов роста малого бизнеса в инновационной сфере и производстве наукоемкой продукции с использованием научного потенциала страны; - учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, кооперативных, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности; сезонных работ, самозанятости; - постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности малого бизнеса к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения; - значительное расширение прав и возможностей региональных властей и местного самоуправления в сфере регулирования деятельности малого бизнеса и его государственной поддержки при сохранении единства стратегических целей и информационного пространства; - разработку и применение рациональных механизмов использования бюджетных средств, выделенных для поддержки малого и среднего бизнеса; - координацию деятельности и четкое разграничение полномочий и ответственности органов исполнительной власти, решающих в той или иной степени вопросы государственной поддержки малого бизнеса на региональном уровне; - использование имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий в качестве мощного источника ресурсного обеспечения малого бизнеса и создания объектов его инфраструктуры; - формирование инфраструктуры, обеспечивающей создание благоприятных условий для его развития путем оказания комплексной адресной поддержки малых и средних предприятий в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем и т.д.; - создание условий для эффективного развития межрегиональных связей и деловой кооперации субъектов малого бизнеса. Таким образом, рассмотренная структура системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса позволяет обозначить следующие основные элементы: [34, с.11]: 1. Разработка программ поддержки малого и среднего бизнеса. 2. Развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса. 3. Оказание комплексной (интегральной) поддержки. 4. Создание благоприятных условий внешней среды для предприятий малого и среднего бизнеса. 5. Оказание финансовой и имущественной поддержки субъектам малого бизнеса. 6. Государственные гарантии. Программы поддержки малого бизнеса являются одной из основных составляющих системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, направленные на увеличение численности субъектов малого бизнеса, а также на создание наиболее благоприятных условий для их формирования и дальнейшего развития. Основными принципами реализации программ поддержки малого бизнеса являются: а) комплексность - обеспечение минимально необходимого спектра услуг для малых предприятий; б) системность - обеспечение функциональной взаимосвязанности всех элементов инфраструктуры поддержка малого бизнеса; в) конкурсность - обеспечение равных прав и возможностей малых предприятий при получении поддержки и государственных заказов; г) распределенность - перенесение значительной части функций по поддержке малого бизнеса с государственного на региональный уровень; д) гласность - наличие полной и доступной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки; е) интерактивность - рассмотрение процессов развития малого бизнеса как комплексной системы «сигналов рынка» и адекватной реакции государственной системы поддержки бизнеса; ж) делегирование функций - обеспечение участия предпринимательских кругов, объединений и союзов предпринимателей в реализации программ поддержки бизнеса. Программы по государственной поддержке малого и среднего бизнеса должны быть главным образом направлены на поддержку [35, с.59-62]: - начинающих предпринимателей, в особенности молодежи и социально незащищенных групп населения; - всех видов инновационного бизнеса, главным образом, в высокотехнологичных и интеллектуальных отраслях; - проектов, имеющих высокий мультипликативный эффект и бюджетную отдачу; - проектов, направленных на выпуск продукции массового спроса и создающих конкурентную среду на потребительском рынке и проектов, имеющих долевое внебюджетное финансирование; - проектов международных и донорских организаций, направленных на развитие малого бизнеса в Казахстане; - проектов, направленных на активизацию межрегиональных деловых связей и экспорт продукции, а также проектов направленных на импортозамещение. Существует широкий спектр консультационных услуг для новых и развивающихся предприятий и многие способы оказания этих услуг. В то же время потребность фирм в таких услугах может варьироваться в зависимости от степени их развития, сектора и местоположения. В этом отношении можно сделать важное разграничение между потребностями фирм в поддержке во время образования предприятия и стадии, предшествующей этому, и потребностью в поддержке, которую испытывают уже существующие малые предприятия, в данном случае их потребности более конкретизированы. В этом отношении бизнес-инкубаторы обладают важным потенциалом для предоставления поддержки новым предприятиям в период их образования и исключительно важный период становления. Вследствие этого любое политическое действие в этой области должно основываться на тщательном анализе потребностей малого и среднего бизнеса в поддержке и возможного ряда консультационных услуг, требуемых для удовлетворения этих нужд [36, с.101-105, 37, с.5]. У субъектов малого бизнеса есть потребности в поддержке, которые лучше всего решать путем консалтинга, но они также нуждаются в обучении и повышении профессионального мастерства. Развитие всесторонней коммерческой инфраструктуры поддержки бизнеса для малых предприятий требует тесной координации между обучением и консультированием, которые должны быть доступны на местном и региональном уровнях. Оно также требует консультантов и преподавателей, которые обладают пониманием и опытом решения проблем менеджмента, с которыми сталкиваются владельцы малых и средних предприятий по сравнению с владельцами крупных предприятий. Таким образом, предоставление консалтинговых услуг более мелким предприятиям представляет собой определенные трудности, особенно если получатель помощи обладает небольшим (или вовсе не обладает) профессиональным образованием и опытом управления. В этом контексте наиболее эффективным оказывается консультирование, основанное на опыте клиента [38, с. 13]. Существуют также и определенные недостатки рынка консалтинговых услуг, что характеризуется нестабильностью и концентрацией внимания на сиюминутных результатах, а не на долгосрочном развитии. Что касается бизнес-инкубаторов, то основная цель их создания направлена на помощь предпринимателям в организации своих предприятий, упрощая и удешевляя этот процесс. Они часто включают в себя совместное пользование помещением, административными и коммуникационными услугами и, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут ассоциироваться с университетами, технологическими парками и т.д. Преимущество бизнес-инкубаторов для предпринимателей включает снижение первичных затрат на помещения, накладных расходов путем совместной оплаты административных и коммуникационных услуг, положительные последствия взаимодействия с другими предприятиями инкубатора и приобретение опыта общения с государственными учреждениями. Обычно предприниматели могут пользоваться инкубаторами ограниченный период времени [39, с.46-49]. Оказание непрерывной помощи в период бизнес-инкубации от первичной идеи до первого коммерческого успеха является важным принципом развития инновационных предприятий. В дополнение к этому, предоставляя помощь в создании новых предприятий в зарождающихся секторах, бизнес-инкубаторы вносят важный вклад в экономическое развитие, способствуя процессу экономической перестройки. Это особенно важно, когда деятельность инкубатора концентрируется на помощи новым предприятиям в секторах на технологической основе, когда время на разработку идей и внедрения ее в рынок достаточно продолжительно, а коммерческий риск высок. В этом смысле бизнес-инкубаторы являются важным элементом инфраструктуры, необходимым для поддержки развития и коммерциализации новых производственных технологий, дополняя действия других учреждений, имеющих дело с правами на интеллектуальную собственность и подготовкой патентов [40, с.214-217, 41, с.40-46]. Создание благоприятных условий внешней среды для предприятий малого и среднего бизнеса (усовершенствование законодательно-нормативной базы, налоговой, административной системы). На малое предпринимательство в определенной степени оказывают влияние факторы внешней среды, поэтому существует объективная необходимость в создании благоприятной совокупности внешних факторов, которая предполагает [42, с.64-68]: - формирование самостоятельной законодательной и нормативной базы, основанной на учете специфических условий деятельности субъектов малого бизнеса и их отношений с органами власти и другими хозяйствующими субъектами; - изменение налоговой системы в отношении субъектов малого бизнеса; - минимизацию административно-разрешительной и контролирующей практики, устранение бюрократических барьеров, препятствующих развитию действующих и выходу на рынок новых малых предприятий; - обеспечение безопасности и защиты личности и собственности; - повышение роли объединений предпринимателей в процессе регулирования предпринимательской деятельности и принятии решений на всех уровнях власти по всем вопросам, затрагивающим интересы малого бизнеса; - формирование благоприятного общественного мнения и популяризация идей бизнеса; - обеспечение научного подхода к решению проблем малого бизнеса на основе достоверных сведения о его состоянии и тенденциях развития; - распространение отечественного и зарубежного опыта поддержки малого бизнеса. Финансовая поддержка. Для начинающих предпринимателей финансовая поддержка и повышение эффективности деятельности малых предприятий должна осуществляться за счет использования следующих финансовых механизмов [43, с.6-13]: - льготные кредиты (займы) субъектам малого бизнеса (в т.ч. через фонды поддержки малого бизнеса); - лизинг и аренда оборудования; - венчурное финансирование инновационных проектов малого бизнеса; гарантии по кредитам, выдаваемым малым предприятиям финансовыми организациями; - компенсации снижения процентной ставки по банковским кредитам; - развитие и поддержка механизмов самофинансирования; - привлечение зарубежных инвестиций. Имущественная поддержка. Должна быть направлена на решение острой проблемы производственных помещений для малых предприятий, должна предполагать принятие следующего комплекса мер [44, с.5-15]: - законодательная установка порядка и условий проведения специализированных конкурсов на приобретение и аренду объектов недвижимости, участниками которых могут быть только малые предприниматели; - создание специализированных фондов нежилых помещений для размещения малых предприятий и организаций его инфраструктуры; - развитие практики создания с государственным финансовым и имущественным участием объектов интегральной поддержки малого бизнеса (бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных зон и т.д.). - передачу нежилых помещений в собственность малых предприятий в рассрочку. Государственная гарантия. Основная цель системы государственной гарантии заключается в стимулировании государством банков и лизинговых компаний к предоставлению финансирования малым предприятиям, частично гарантируя эти инвестиции. Без такого вмешательства кредиты либо не предоставлялись бы вовсе, либо предоставлялись под такой процент, который поставил бы предприятие, получившее кредит, в трудное положение. Общий порядок функционирования системы государственной гарантии [45, с.72]: 1. Предприятие обращается в банк за получением кредита. 2. Банк в свою очередь обращается в фонд, предоставляющий государственную гарантию, если считает, что его риск слишком велик, и он не может взять его полностью на себя. Фонд решает, предоставлять свою гарантию или нет. 3. Банк платит гарантийному фонду комиссионное вознаграждение, которое затем включает в кредитную процентную ставку, устанавливаемую им для своего клиента. Данное комиссионное вознаграждение в любом случае значительно ниже, чем стоимость риска, которую банку, в случае отсутствия гарантийного фонда, пришлось бы учитывать при начислении своей процентной ставки. (Например, во Франции комиссионное вознаграждение, взимаемое гарантийным фондом, соответствует 0,60 % годовых от общей суммы кредита с 50% гарантированием, то есть 1,2 % от гарантируемой части кредита). 4. Гарантийный фонд рассчитывается с банком в случае неплатежеспособности предприятия. Относительно структуры гарантийных фондов наиболее оптимальным является создание представительств в областях в форме филиалов республиканского гарантийного фонда, получающего государственную бюджетную дотацию, при этом каждый филиал имеет свой собственный гарантийный фонд (может быть два фонда, если один - специальный фонд предоставляет кредиты только на создание предприятий) [46, с 145]. Каждый филиал должен иметь свой собственный кредитный комитет, объединяющий банки и профессиональные организации, представленные на его территории. В отсутствие профессиональных организаций можно пригласить видных представителей профессий. Этот комитет изучает предложенные банками инвестиционные проекты и делает предложение республиканскому органу, которому принадлежит право окончательного решения (кроме тех случаев, когда принятие решения делегируется филиалу) [47, с.55-59]. Такая система гарантии, на наш взгляд, является основным элементом стимулирования банков к финансированию малых предприятий, но сама по себе она не решает всех проблем. Требуется, чтобы финансовая система (банки и лизинговые компании) обладали среднесрочными и долгосрочными ресурсами, позволяющими финансировать соответственно среднесрочные и долгосрочные инвестиции. Таким образом, можно сделать вывод, что государственная поддержка малого бизнеса должна реализовываться посредством создания системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Система государственной гарантии должна реализовываться посредством создания гарантийных фондов на республиканском и региональном уровнях.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (453)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |