Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ религиозной ситуации в Республике Беларусь



2019-07-03 261 Обсуждений (0)
Анализ религиозной ситуации в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Религиозное пробуждение общества характерно не только для Республики Беларусь. С середины 70–х годов нашего века почти одновременно возникло всепланетное движение за религиозное обновление. В 1991 году в Париже вышла книга «Реванш Бога» французского социолога Жиля Кенеля, где рассказывается о том, как с середины 70–х годов XX века почти одновременно возникло всепланетное движение за религиозное обновление. Сегодня этот феномен, по словам автора, охватил весь мир [Цит. по:154, с.51]. И это не случайно, так как многие ученые различных эпох и в том числе белорусские и русские мыслители видели в религии стержень культуры, ее конституирующую идею как основу и оправдание нравственности. Они первыми указали на то, что все до сих пор существовавшие культуры и цивилизации были религиозными по духу. Кроме того, они обосновали мнение о том, что и в будущем невозможна безрелигиозная культура.

Религиозная ситуация в Республике Беларусь сравнительно недавно стала объектом научных исследований. Главная причина этого явления религиозный ренессанс последнего десятилетия, который характерен не только для Республики Беларусь, но и для всего пространства Советского Союза. Историки восстанавливают общую картину религиозной жизни в прошлом, социологи пытаются анализировать ее современное состояние, политологи занимаются прогнозами. И все вместе пытаются ответить на вопрос какова значимость религиозных факторов в политической жизни общества? Этот вопрос является основным вопросом политологии религии. Ответ на него позволит уточнить степень влияния религии в политике прошлого и настоящего и сделать выводы о тенденциях на будущее.

Вариант концепции взаимоотношений государства и религиозных организаций исходит из основополагающего положения о светском характере существующего и функционирующего в Республике Беларусь государства. Светский характер государства предполагает не только признание, но и обеспечение принципа свободы совести, а также полную нейтральность государства в отношении религии в том смысле, что оно не проводит ни прорелигиозной, ни антирелигиозной политики. В официальных документах не допускается указания на отношение граждан к религии, что является осуществлением принципа отделения религиозных организаций, от государства. Граждане равны перед законом во всех областях общественной, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии. Государство, его органы и должностные лица, не вмешиваются в законную деятельность религиозных общин и объединений, в их внутреннюю организацию, не поручают им исполнение каких бы то ни было государственных функций. Система образования в таком государстве носит светский характер. В то же время граждане республики имеют право получать религиозное образование по своему выбору или совместно с другими в негосударственных учебных заведениях и при религиозных организациях. Государство уважает права личности во всех областях жизни, в том числе и в сфере духовного самоопределения и религиозного вероисповедания.

В предвыборной программе 2001 года Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в пункте, касающемся свободы вероисповеданий, говорится о том, что «каждый человек вправе выбрать свою дорогу к своему храму. Никому не будет позволено навязывать гражданам Беларуси ту или иную веру. В Беларуси нет и не будет дискриминации человека по религиозным, этническим и политическим убеждениям» [78, с.1].

В реализации конфессиональной политики в Республике Беларусь необходимо учитывать, что произошедшие на протяжении 90–х годов ХХ столетия коренные социально–экономические, социокультурные преобразования качественно повлияли на характер государственно–конфессиональных отношений: государство прекратило какое бы то ни было вмешательство в деятельность религиозных организаций и объединений, протекающую в рамках закона, гарантирует полную свободу совести и вероисповеданий, равноправия всех религиозных деноминаций, благодаря чему резко возросла миссионерская и общественная активность религиозных организаций, значительная их часть приобретает все более важную роль в решении не только религиозных, но и социальных, нравственных и иных проблем, затрагивающих интересы широких масс граждан республики. Религия является основным каналом, формирующим национальные моральные ценности, она рассматривается как сила, способная восстановить национальную культуру, решить проблему нравственного и даже экономического, социального возрождения нации.

 Религиозное начало ведет к познанию политики. У каждой нации свой путь общения с Богом, своя религия, свои социокультурные ценности, в которых содержится национальное культурное начало. Политическое познание не ограничивается констатацией истины, выявленной опытным путем. Оно обращено и к абсолютному, предполагает веру. Вся история обоснования и развития идеалов от древности до наших дней – поиск непреходящих ценностей в политической жизни. И в этом проявляется потребность в вере, присутствии идеологии в политологии.

К анализу современного положения конфессий в Республике Беларусь обращаются многие. В частности, научный сотрудник Института истории Национальной академии наук, А. Кыштымов отмечает, что Республика Беларусь со своей уникальной поликонфессиональностью, существовавшей веками, представляет как бы мини модель религиозной жизни Большой Европы. На белорусские земли христианство пришло тысячу лет назад, однако оно не смогло полностью стереть глубокие языческие традиции. По его мнению, характерной особенностью белорусской истории является многовековая вражда православия и католицизма, роль и влияние которых менялись в разные исторические периоды. Знала Беларусь и реформационное движение второй половины XVI века (чаще всего в форме кальвинизма), которое в начале ХVII века сменилось католической контрреформацией. Существование с 1596 года униатской, греко–католической церкви, рожденной на белорусской земле, в Бресте, и официально ликвидированной российским императором Николаем I в 1839 году дополняет эту сложную картину. Во второй половине прошлого века подавляющее большинство белорусов принадлежало к двум соперничавшим христианским конфессиям – православию и католицизму. Но это не привело к разобщению белорусского этноса, так как белорусы католики и белорусы православные жили в рамках не разных, а одного государственного образования, будь то Великое княжество Литовское, Речь Посполитая или Российская империя. Конфессиональное деление совпадало не с государственными границами, а с социальными различиями. Исторический опыт свидетельствует, что в религиозной жизни Беларуси проблемы веры часто переплетались с проблемами политики. Характерной чертой является и то, что своей национальной церкви у белорусов, по сути, не сложилось [72, c.8]. Современная Республика Беларусь обладает достаточно полным и разнообразным спектром религиозных общин – от православия до дзен–буддизма. Но при этом христианские общины преобладают по численности.

 Исходя из анализа проблемной ситуации, возникшей в Беларуси в связи с существенным изменением в последние годы уровня и характера религиозности, усилением общественного влияния религии и церкви и настоятельно требующей разработки концептуальной основы долговременной государственной политики по отношению к верующим и религиозным культам Институт социологии Национальной Академии наук Беларуси по заданию Госкомитета СМ Беларуси по делам религий и национальностей осуществил (1998 год) комплексное репрезентативное социологическое исследование. Цель – определить основные тенденции и направленность изменений религиозной ситуации в Беларуси и на этой основе выработать концепцию взаимоотношений государства и религиозных организаций в различных сферах жизни. Во второй половине 1998 года под руководством Е.М. Бабосова было проведено исследование «Основные тенденции, специфика и динамика развития религиозной ситуации в Беларуси, рекомендации по выработке концепции взаимоотношений государства и религиозных организаций в современных условиях». В исследованиях приводятся следующие данные, накануне распада СССР неверующие составляли 65 %, с середины 1998 года неверующих было в два раза меньше, а именно 25,4 % . Эти исследования дают и другие цифры: в настоящее время в республике признают себя религиозными людьми 37,5 % опрошенных, а еще примерно столько же (37,1%) затрудняются точно определить являются они религиозными людьми или нет. Количество женщин верующих выше, чем количество мужчин (в процентном соотношении 54,5 % против 33,2 %). Число религиозных общин возросло с 1537 до 2256, то есть почти в полтора раза. Это означает, что более половины населения республики испытывает в той или иной мере влияние религии или, по крайней мере, считаются с таким влиянием как существенным фактором современного общественного развития.1

Таким образом, современный этап развития общества характеризуется отказом от идеологического противостояния с религией, но началась проработка путей нормализации церковно–государственных отношений с момента объявления М.С. Горбачевым весной 1985 года курса «перестройки». Новый курс предполагал изменение религиозной ситуации в стране в сторону ее демократизации. Первые шаги в этой части приняты 7 ноября 1985 года. В Кремле на государственном приеме в честь 68–й годовщины Октября состоялся традиционный обмен любезностями между патриархом Пименом и членами Священного синода РПЦ, с одной стороны, и генсеком и членами Политбюро, с другой. Высшие иерархи РПЦ заверили руководство КПСС и правительства в том, что церковь будет и впредь делать все возможное для поддержания внешнеполитического курса Советского государства. Именно осенью 1985 года РПЦ получила от руководства сигналы, свидетельствующие о готовности властей к диалогу и разрешению в духе доброй воли проблем, накопившихся между государством и церковью – первый раз с времен хрущевских гонений. Именно тогда на имя Горбачева поступило в ЦК послание митрополита Алексия, в котором говорилось о том, что «Русская Православная Церковь может внести существенный вклад в патриотическое и гражданское воспитание, в дальнейшее укрепление единства нашего общества. Церковь могла бы более активно бороться с различными пороками и «болезнями в обществе», не только с пьянством, но и с моральной распущенностью, черствостью, эгоизмом, добиваясь укрепления советской семьи как важнейшей ячейки общества, выступать за духовное и нравственное здоровье людей» [80, с.6].

И это закономерно, так как в переходные периоды, когда между понятиями «реальность» и « идеал» огромная пропасть, народы испытывают потребность в Боге, идеальной личности, Абсолюте. Велико и значение библейских ценностей, которые являются сокровищницей европейской и мировой культуры. В Библии записаны общечеловеческие нормы общежития, утверждается равенство перед законом.

Однако в первые годы «перестройки и гласности» благоприятные возможности для завоевания широкой поддержки политических реформ со стороны религиозных организаций и верующих оказались в полной мере не использованными. Как всегда, преобразование государственно–церковных отношений казалось делом второстепенным. Ситуация в динамике регистрации религиозных общин стала меняться лишь после встречи М.С. Горбачева накануне празднования тысячелетия крещения Руси с патриархом Московским и всея Руси Пименом (Извековым) и членами Священного Синода. Примерно с этого момента стало меняться отношение к религии и в белорусском обществе.

Г.В. Плеханов, прослеживая некую закономерность в социальном развитии, характерную для кризисных моментов, отмечал, что, когда надежда передовой части общества на земное благоустройство показалось ей несбыточной, она принялась за религиозные искания [125, с.186]. Это мнение является актуальным в наши дни. Крах коммунистической идеологии в обществе вызвал поиск новой парадигмы, необходимость новой идеи, что вызвало волну всплеска интереса к религии. Когда теряется предмет веры, у человека происходит подсознательный поиск нового объекта веры; в условиях политического кризиса при исчезновении политических идеалов происходит обращение к идеалам религиозным. В атеистически ориентированном обществе, которое формировалось и функционировало более 70 лет на территории Республики Беларусь не существовало потребности в различных религиозных организациях, культовых сооружениях, молитвенных домах, кадрах священнослужителей. Это способствовало формированию отрицания всяких нравственных ценностей. На протяжении последней трети ХХ века росло влияние телевидения, электронной поп–музыки, смыкания средств массовой информации и профессионального спорта, а также взрывообразного развития образования и науки. Этот процесс релятивировал для многих людей привлекательность традиционно церковных путей духовного образования и обучения.

То в чем раньше люди находили для себя утешение, живительные силы, что давало им ориентацию и уверенность, все это, как полагают многие, соотносится с деятельностью и высказываниями средств массовой информации, с широким информационным потоком и ассортиментом услуг электронных коммуникативных средств. Церковь же сконцентрировалась на поддержке системы моральных ценностей, служащей опорой семьи и поэтому она вошла в столкновение с духом времени. Многие повернулись к ней спиной.

Современный переходный период, сопровождаемый ренессансом религиозности, обострил потребность в создании религиозных организаций и объединений, в культовых зданиях, в кадрах священнослужителей. Важна взвешенная политика государства по отношению к религиозным организациям. Новая концепция государственно–церковных отношений должна служить стабилизирующим фактором в жизни общества.

Белорусское государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций, не возлагает на них государственных функций, вместе с тем религиозные организации всех конфессий участвуют в общественной жизни, используют средства массовой информации. Анализ многочисленных публикаций белорусских ученых в научных журналах, республиканских, местных газет, программ радио и телевидения свидетельствуют, что никогда за всю историю белорусского государства в них не отводилось сколько места вопросам, связанным с религией.

В Республике Беларусь, как и во всем современном мире, политика превращается в инструмент гуманистического преобразования общества. Исходя из этого демократические государства учитывают интересы церкви и верующих, как части социума. Современный кризисный период вызвал к жизни практически все идеологии 20 века, общество пытается найти в них для себя «новых кумиров». Очевидно, что основу этому надо искать во взаимодействии политического и религиозного сознания, подсознательном стремлении сотворить новый социальный миф.

Слияние религии с политикой произошло на всех уровнях: на уровне массового сознания, на государственном уровне и на уровне таких политических институтов как партии. С. Сафронов, давая анализ деятельности РПЦ в конце ХХ века (территориальный аспект) отмечает заметную роль епископата РПЦ, церковной «партии власти»: «Включение иерархов, в первую очередь постоянных членов Синода, представляющих главные центры РПЦ (Москву, Санкт–Петербург, Киев, Минск) в рейтинг политической популярности косвенно свидетельствуют об их вовлеченности в общественно–политическую жизнь. Это в целом соответствует реальной ситуации: мнение правящего архиерея не является безразличным для населения регионов, а контактов с ним ищут и политики и предприниматели» [133, с.75].

С середины 80–х годов в Республике Беларусь, наряду с существующими традиционными конфессиями, появились конфессии и движения нетрадиционной направленности – неоязычество. Неоязычество – нетрадиционные религии. Проблема неоязычества характерна для регионов, где на протяжении определенного исторического периода сложившаяся духовная традиция подвергалась трансформации, или подавлению. Неоязычество в Беларуси носит, в большей степени, характер социальных, а также духовных поисков и часто связано с политическими движениями. Оно оторвано от реального мира, характеризуется уходом в мистические сферы. Их идеи используются различного рода авантюристами и аферистами.

А. Гурко выделяет четыре основные направления в неоязыческих организациях Беларуси: [28, с.115].

Ø организации националистически настроенных неоязычников. Их возникновение обусловлено общим интересом и возрождением национальной культуры;

Ø неоязыческие националистические организации, основанные на идеи славянского единства (теории разных авторов подкрепляются потенциалом используемых психотехник и методов воздействия на личность). Руководят такими организациями политические авантюристы;

Ø это строго неоформленные оккультные традиции, пришедшие из–за рубежа – «Новый век», культы, связанные с экстремальной музыкальной молодежной культурой, а также группы объединенные на основе изучения астрологии, оздоровительных практик. Они могут эксплуатироваться различного рода дельцами;

Ø экспортируемые из восточных регионов языческие культы, получающие определенное преломление на местной почве. Это Бон–по, Оомото, Шайва–Шактизм и т.п. Организации, как правило, закрытые.

Имеет смысл открытое обсуждение их теорий и практических методов, проводимое в контексте общекультурного развития. В процессе диалога между представителями столь различных взглядов, победит здравый смысл. Будет осознан и оценен тысячелетний опыт национальной традиции, нашедший воплощение в государственной идеологии молодого белорусского государства, провозгласившего христианские ценности главным приоритетом.

 В Республике Беларусь, как отмечает Л.Е.Земляков, в конце 80–х начале 90–х годов религия объективно была востребована частью белорусского общества в качестве необходимого элемента его жизнедеятельности. Она выступила для отдельных людей своеобразным компенсатором внезапно обрушившихся базисных опор их мировосприятия, нравственных устоев, сложившихся форм человеческого общения. На этапе шаткого равновесия и неопределенности в целях, средствах и методах осуществляемых преобразований религия и ее институты заявили о себе как о важном факторе интеграции нации, общества, государства [49, с.22]. За этот период большие преобразования произошли в Белорусской православной церкви. Если до перестройки она считалась одной из 76 епархий РПЦ, то 16 октября 1989 года преобразована в экзархат БПЦ Московского Патриархата, который имеет свой синод и насчитывает вместо одной десять епархий: Минскую, Гродненскую, Новогрудскую, Брестскую, Пинскую, Туровскую, Гомельскую, Могилевскую, Полоцкую и Витебскую.

Отмечая политическую и идеологическую активность общества Республики Беларусь в этот период, А. Верещагина связывает повышение статуса религии с наличием таких факторов как экономический и социальный кризис, переоценка ценностей, что способствует углублению поисков, общественных идеалов в старых архетипах религиозного сознания. В общественном сознании религия занимает, с ее точки зрения, позицию гаранта стабильности, порядка, незыблемости духовных устоев общества, возрождения национальных традиций народа [19, с.45]. И с этими утверждениями невозможно не согласиться.

Давая оценку государственно–церковным отношениям в Республике Беларусь необходимо отметить характерное для республики совмещение церковной и государственной деятельности, причем на высшем уровне. Но политика – это не сфера деятельности церкви. Любая религия убивает в человеке свободу деятельности, любой верующий, если он живет по предписаниям своей веры, является ее рабом. По мнению А.А. Круглова, насаждение религии делается сознательно с целью заменить социалистическую идеологию религиозной, вытравить из сознания людей коммунистические идеи, которые мешают утвердить в нашей стране капитализм с религиозно–идеалистическим мировоззрением. Именно поэтому активизировали свою деятельность служители различных религиозных конфессий [73, с.41]. Его утверждение, на мой взгляд, не убедительно, так как существует свобода выбора. И тут уместно согласиться с Л.Е. Земляковым, что особое значение для белорусского общества имеет законодательная гарантия права на свободу совести, признание за каждым человеком права мировоззренческого выбора. Вопросы, касающиеся свободы совести должны решаться добровольно, не должны насаждаться кем бы то ни было. Белорусское государство располагает достаточно хорошо развитой правовой основой для урегулирования взаимоотношений властных и управленческих структур, а также для обеспечения реальной свободы различных вероисповеданий и их религиозных организаций. 31 статья Конституции устанавливает, что «Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов».

 Анализируя государственно–церковные отношения в Республике Беларусь, следует отметить, что православная церковь стремится в своей деятельности находить точки соприкосновения с теми сторонами жизни общества и отдельных граждан, которые ей позволяет закон. Церковь считает своей задачей восстановление культурной традиции и исторической роли православия, возрождение духовного образования и воспитания народа.

Ныне и лидеры бывших советских республик декларируют свое уважительное отношение к религии, что в политической практике выливается в демонстрацию тесных связей власти с церковными иерархами и представителями высших религиозных элит. По мнению А. Кыштымова позиция нынешнего руководства Республики Беларусь по религиозным вопросам заключается в емкой формулировке «я – православный атеист». Этого оказалось достаточно для того, чтобы Белорусский экзархат на словах и на деле стал оказывать поддержку властям, тем более, что такая модель поведения аналогична действиям Московской патриархии.

Православие является конфессией «первой среди равных». Такая позиция православия наметилась с сентября 1992 года, когда на государственном уровне прошло празднование 1000–летие христианства на белорусской земле. В частности, празднование 1000–летия Полоцкой епархии и православной церкви в Беларуси. Хотя 1000–летие христианства на белорусских землях, по сути, в равной степени принадлежит всем белорусским христианским конфессиям, это событие целиком интерпретировалось как торжество православия.

Церковь получила от государства независимость. Она стала полноправным институтом гражданского общества. Церковь, отделенная от государства по законодательству, тем не менее, с одной стороны служит объектом политики, а с другой, – превращается в субъект политики, то есть активное, направляющее начало политической воли. В последнее десятилетие стали очень актуальны послания иерархов в адрес отдельных политических сил, их участие вместе с главой государства в общественно–политических мероприятиях. Примером тому является исторический момент, когда в Георгиевском зале Кремля Лукашенко и Ельцин подписали Договор об образовании Содружества Беларуси и России. Под звон колоколов он был торжественно освящен патриархом всея Руси Алексием II [130, с.5].

Общеизвестно, что 31 декабря 1999 года патриарха Алексия II президент Ельцин попросил приехать и присутствовать при передаче властных полномочий Путину. Патриарха попросили «благословить Владимира Владимировича на его новое трудное служение» [51, с.10].

Следует отметить, что отношения между представителями православной и политической элиты строятся на основе взаимной выгоды: власть использует иерархов в своих целях, а церковь пытается что–то получить взамен. Внешним проявлением стало частое присутствие архиереев на церемониях вступления в должность.

Объединительная роль религии для современного общества, состоит в том, что общество существует лишь тогда, когда оно действительно консолидировано. Консолидирующей традицией является приход. Но консолидирует такой приход, где прихожанин знает других прихожан, знает его детей, знает его семейные проблемы. Пропаганда безудержного индивидуализма он считается социально опасной ложью. В «Идеологических технологиях» Л.Владимиров поддерживает мнение о том, что когда проповедуется безграничный индивидуализм, делается это для того, чтобы гражданин стоял один как перст перед сплоченной корпорацией чиновников, корпорацией банкиров, журналистов, преступников или милиционеров [88 , с.58].

В современном обществе Республики Беларусь возвращение к религии происходит в ситуации, когда несколько поколений людей не имели, в своем подавляющем большинстве, никаких связей с институциональной церковной организацией и христианской церковной идеологией. Даже посещение в советскую эпоху немногих открытых для богослужения храмов само по себе не включало человека в реальную церковную жизнь. Знакомило с религиозным мировоззрением в минимальной степени. В настоящее время разрушены старые идеологические механизмы, отрицающие роль и значение религии, активизировалась деятельность религиозных объединений, наблюдается их стремительный рост. Этот процесс продолжается и по сегодняшний день. По официальным данным на 1 января 1999 года в Республике Беларусь действовало 2427 религиозных организаций. В их состав входят 1081 религиозная община Белорусской православной церкви, 399 – римско–католической, 838 – протестантской, 36 – старообрядческой церкви, 21 – иудейской, 24 – мусульманской. По данным на 1 января 2000 года в нашей республике действовало 2548 религиозных организаций, относящихся к 26 зарегистрированным конфессиям, на 1 января 2001 года их количество составило 2663 (см.: Приложение 1, 2, 3).

Новые отношения церкви и власти – наиболее важные перемены, произошедшие в нашем обществе. В основу взаимоотношений белорусского государства и церкви положены Конституция Республики Беларусь (ст.16), Закон о свободе вероисповеданий и религиозных организациях, а также некоторые другие законодательные акты. Существующим законодательством установлено позитивное отношение государства к религии, граждане свободно могут определить свое отношение к ней, свободно исповедовать любую религию.

Конституцией Республики Беларусь провозглашено равенство всех религий и вероисповеданий перед законом. Государство установило регистрационный порядок создания религиозных организаций. Они получили статус юридического лица. Религиозным организациям дано право участвовать в общественной жизни, использовать средства массовой информации. Вместе с тем государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких–либо государственных функций и не вмешивается в их деятельность, если она не входит в противоречие с законом. Законодательное предоставление определенных прав и возможностей для религиозных организаций одновременно предполагает правовое регулирование их деятельности. Это должно обеспечить определенный баланс церковно–государственных отношений и определить сотрудничество государства и церкви в решении ряда вопросов, в первую очередь социальных [108, с.11].

Процесс формирования модели государственно–конфессиональной политики в современной Беларуси оказался чрезвычайно сложным. Государство до настоящего времени не имеет научно обоснованной модели вероисповедной политики применительно к переходному периоду развития страны. При формировании демократичного общества вопрос взаимоотношений государства и религиозных организаций является одним из важнейших. Необходимо пересмотреть законодательство, создать такое законодательство, которое при соблюдении принципов демократии учитывало бы исторические, религиозные, этнографические, психологические особенности белорусского народа, складывавшийся веками национальный менталитет. Следует отстаивать и проводить в жизнь принцип светскости государства, устранять все, что может привести к расколу и конфликту в обществе на религиозной почве. Важно обеспечить равные условия для удовлетворения духовных потребностей как верующих, так и неверующих граждан. По мнению В. Коноплева, «нельзя позволить уничтожить высокую белорусскую духовность, надо помочь в строительстве и реставрации церквей, создании воскресных школ» [118, c.2]. С этой целью Правительство в 1998 году оказало помощь церкви в размере одного миллиарда рублей в знак уважения к тем людям, как сказал Президент А.Г. Лукашенко, которые помогают стабилизировать общество и воспитывать народ в духе терпимости, не прибегая к крайностям, способствующим дестабилизации общественных отношений. Президент Беларуси при встрече с Патриархом высказал мысль о готовности обменяться мнениями, о дальнейших совместных усилиях церкви и государства по воспитанию в людях высокой нравственности и морали, гражданственности и патриотизма, стремления к сохранению в республике мира и спокойствия. Факторы материальные не должны подминать под себя факторы духовные, культурные. Нельзя допускать вражды между церквами, государствами и народами. Необходимо добиваться единства, строго соблюдая многообразие культур и религий, государственных устроений, уважая суверенные права каждого человека. С этой целью проводятся различные мероприятия. Так 22 апреля 1999 года Палатой Представителей Национального собрания Республики Беларусь было организовано проведение круглого стола «Государственно–конфессиональные отношения в Республике Беларусь». Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет большое внимание уделил некоторым аспектам отношений государства и церкви. Он считает необоснованными обвинения православия, в том, что оно якобы стремится стать государственной религией. «Существующую ныне свободу вероисповедания мы считаем необходимым условием для нормального развития и течения церковной жизни» [26, с.3].

Для материальной поддержки православной церкви в Беларуси создан фонд единства православных народов. Сфера деятельности православных общественных объединений весьма многообразна: просветительские общества устраивают семинары, конференции, круглые столы с участием широкой аудитории. На обсуждение выносятся вопросы взаимодействия православия и общества. Президентом фонда является В.Н. Коноплев – заместитель Председателя Палаты Национального собрания Республики Беларусь. Учредителями фонда являются известные в Беларуси политики–депутаты. Среди них представители администрации Президента, министры, депутаты белорусского парламента и др. Учреждено под попечительством Митрополита Филарета Белорусское отделение международного общественного фонда единства православных народов. Белорусский фонд единства православных народов ставит перед собой задачи:

Ø содействие Белорусской православной церкви, другим поместным православным церквам в их духовном и социальном служении;

Ø объединение общественности в деле возрождения православных традиций;

Ø содействие расширению связей православных народов с другими народами в областях духовной жизни, культуры, науки, религии, экономики и туризма;

Ø содействие проведению научно–исследовательских работ в области художественных, богословских, политологических, религиоведческих, социологических, технических направлений деятельности;

Ø организация и проведение конференций, дискуссий, «круглых столов», в том числе международных, совещаний, лекций, тематических вечеров и других мероприятий, связанных с целями, задачами и деятельностью фонда;

Ø привлечение инвестиций для реконструкции, строительства культовых сооружений, а также зданий, предназначенных для деятельности православной общественности;

Ø духовно–нравственное воспитание детей и молодежи, в том числе путем возрождения православных лицеев, гимназий, воскресных школ и т.д.;

Ø изучение и пропаганда православной духовной культуры, осуществление издательской и иной информационной деятельности по данной проблематике;

Ø привлечение инвестиций для реконструкции, строительства культовых сооружений, а также зданий, предназначенных для деятельности православной общественности;

Ø осуществление предпринимательской и хозяйственной деятельности, соответствующей уставным целям фонда, в том числе посредством создания хозяйственных обществ и отделений фонда с правами юридического лица;

Ø осуществление иных полномочий и видов деятельности, предусмотренных законодательством об общественных объединениях [26, с. 12].

    Православная церковь организует свою деятельность в самых различных сферах жизни общества. Помимо ежедневной богослужебной деятельности, БПЦ организует и проводит паломничества верующих в храмы и монастыри республики, а также Польши, России, святые для православия места. Так в праздновании 2000–летия христианства и в целях согласия, соборного единения и духовного возрождения народов Беларуси, России и Украины Патриарх московский и всея Руси Алексий II – Председатель попечительского Совета Международного Фонда единства православных народов – благословил инициативу фонда о проведении крестного хода по водам трех великих славянских рек – Волги, Днепра и Западной Двины. Принимая во внимание большое гуманитарное значение и высокую духовную цель Крестного хода по водам трех великих славянских рек – Волги, Днепра и Западной Двины, – власти республики включили белорусский этап этой миротворческой акции в число мероприятий, посвященных подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию 2000–летия христианства в Республике Беларусь.

 В начале третьего тысячелетия создаются предпосылки для новых отношений государства и церкви. Православное духовенство и официальные власти находят взаимопонимание. Государство доброжелательно относится к проблемам православной церкви, церковь, в свою очередь, проявляет лояльность по отношению к государству. Она не выходит за рамки религиозной деятельности.

В 1998 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II нанес визит в Республику Беларусь, посетив Минскую, Витебскую и Полоцкую епархии. Во время визита состоялась встреча Патриарха с Президентом Республики Беларусь, что еще раз стало свидетельством и подтверждением дружбы белорусского и русского народов.[126, с.1].

Во время визита 27 июня 2001 года главы русской православной церкви Алексия II в Гомель прозвучало совместное обращение президента Республики Беларусь и патриарха московского и всея Руси к народам России, Украины и Беларуси. Говорилось об однокоренном характере слов «славянство» и «православие», следовательно, славянские народы должны придерживаться, соответственно, православной веры, и всем надлежит жить в мире и согласии. В истории можно проследить примеры вовлечения церкви в политику как на Востоке так и на Западе, когда государство характеризовалось взаимным проникновением религии и политики. И не удивительно, что президент Республики Беларусь и вся его «вертикаль» во время визита высокого гостя продемонстрировали свою приверженность православным взглядам. Совершенно очевидно, что присутствие христианства в мире само по себе ставит проблему об его отношении к человеческой деятельности, а также о христианском отношении к политике.

Республика Беларусь является многоконфессиональным государством. Анализируя конфессиональную структуру Республики Беларусь, А. Верещагина отмечает важную черту белорусского народа – толерантность (терпимость). Эта черта характерна для белорусского народа еще со времен средневековья, когда Европу охватили религиозные войны, на территории Беларуси мирно сосуществовали представители разных вероисповеданий. Но доминирующую роль все же играло православие. И в прошлом (<



2019-07-03 261 Обсуждений (0)
Анализ религиозной ситуации в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ религиозной ситуации в Республике Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)