Опыт переживания одиночества пожилыми людьми с различным уровнем образования
Одной из основных проблем пожилых людей как социальной группы является одиночество. Для пожилых людей характерны значительные изменения в жизненных условиях и обстановке, общественных и семейных ролях, характере социальных и дружеских контактов, что, в итоге, ведет к потере жизненных целей и смысла жизни. Интегрированная и дифференцированная оценка социальных и социально-психологических особенностей позволяет выявить преимущественную ориентацию лиц старческого возраста на внутренние переживания, неадекватное эмоциональное реагирование на ситуации социальной среды. Одиночество становится устойчивой характеристикой пожилых людей как социальной группы. Автором в ходе исследования был зафиксирован интересный факт, что опыт переживания одиночества пожилыми людьми во многом зависит от уровня образования. Полагаем, объяснить этот феномен можно ресурсным подходом к образованию, который приобретает все большую актуальность в последнее время. В рамках этого подхода образование рассматривается не только как процесс передачи знаний и фактор социализации, но и как ресурс индивида, который приносит ему определенные социальные вознаграждения. По степени переживания одиночества мы различаем три типа одиночества: хроническое, ситуативное и преходящее. О хроническом одиночестве можно говорить тогда, когда индивид всегда чувствует себя одиноким; одиночество преследует человека независимо от времени суток, его включенности в социальное взаимодействие. Считаем, что данный тип переживания одиночества является патологическим и опасным; может характеризоваться различными деструкциями личности, например, суицидальным поведением. Ситуативное одиночество мы фиксировали тогда, когда человек часто ощущает себя одиноким, причем, указывая на трудность переживаемого состояния. Преходящее одиночество выражается в кратковременных приступах чувства одиночества. Такой тип одиночества не несет серьезных жизненных затруднений. Рассмотрим две крайние позиции: опыт переживания хронического и преходящего одиночества. Анализ ответов респондентов показал, что переживания хронического одиночества становится меньше от неполного среднего к высшему образованию. Среди пожилых людей с неполным средним образованием таких оказывается большинство (9%), со средним общим - 7%, со средним специальным - 3%. Пожилые люди с высшим образованием указывают на то, что не испытывают хронического одиночества. И, наоборот, противоположная тенденция наблюдается относительно преходящего одиночества. Соответственно, можно предположить, что образование определяет миро - и самоощущение человека. Развитый в процессе обучения культурный и социальный потенциал помогает справляться с личностными переживаниями в старости. В ходе исследования было также установлено, что люди с более высоким уровнем образования, для избавления от своего одиночества используют активные, а респонденты с низким образовательным уровнем пассивные формы его преодоления. Также была зафиксирована обратная зависимость: чем ниже образование, тем в большей степени смотрят телевизор и ничего не предпринимают, чтобы справиться со своим одиночеством. Пожилые люди, имеющие неполное и среднее общее образование, пессимистичнее оценивают свое будущее, чем люди с высшим и средним специальным образованием: они чаще не строят планов на будущее, считают, что в их жизни произойдут изменения в худшую сторону. Очевидно, что и коммуникативный потенциал людей с высшим образованием значительно выше, что проявляется в количественных и качественных характеристиках. Следует отметить, что у большинства пожилых людей (62%) круг постоянного общения очень узок (менее 5 человек). Однако было зафиксировано, что люди с высшим образованием (31%) в большей степени, чем с неполным средним (10%) постоянно контактируют с десятью и более людьми. На вопрос "Хотели бы Вы расширить круг своего общения?" 51% респондентов с высшим образованием ответило положительно. Среди пожилых людей с неполным средним образованием таких, к примеру, оказалось всего 15%. Полагаем, что образование во многом обусловливает активность человека, которая сохраняется и в старости. Причем по сравнению с респондентами более низкого уровня образования они в большей степени общаются с супругом/й, детьми, внуками, другими родственниками, друзьями и бывшими коллегами по работе и в меньшей - с соседями, социальным работником и почтальоном. Соответственно, у пожилых людей с высоким уровнем образования (в прошлом инженеры, врачи, учителя и т.п.) крепкие семейные и дружеские отношения и, напротив, у людей старшего возраста с низким потенциалом образования преобладают периферийные связи. Заключение
Таким образом, эмоциональный фон позитивной микросоциосреды, порождаемой рассматриваемым духовным социогеном, стимулирует целенаправленное моделирование конструктивных отношений индивида с окружением. Жизненные неудачи и кризисы такой человек переносит спокойно и стойко, без попыток переложить ответственность и вину за свои неудачи на других. Он никогда не станет одиноким, даже если попадет в совершенно новую для него социокультурную среду. При неэффективности поведения такие люди не проявляют агрессивности и не впадают в уныние, а корригируют свои поступки в соответствии с требованиями и возможностями своей социокультурной среды. Если результаты их деятельности не находят признания у других, это не становится поводом для нервного срыва, а является лишь толчком для объективного анализа ошибок своего поведения. Такие люди терпимы, открыты для контактов с другими, а при необходимости осознанно меняют неэффективные черты своего поведения, приводя их в соответствие с императивами меняющихся социокультурных условий. Образование, особенно высшее, необходимо рассматривать не только как особый ресурс индивида, способный приносить ему экономические (зарплата, прибыль) и неэкономические (социальный статус, особые культурные практики, сеть социальных связей) доходы, но и как определенного рода потенциал в преодолении различных трудных жизненных ситуаций, в том числе в старости. Список литературы
1. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М: Просвещение, 2009. 2. Смелзер Н. Социология. - М.: Политиздат, 2006. 3. Урманцев Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии - 2008. 4. Максимова М.Л. Ресурсный подход в исследованиях системы образования / М.Л. Максимова // Перспективы. Сборник научных статей аспирантов. Выпуск 6. - Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2008. 5. Сорокина, Н.Д. Образование в современном мире. Социологический анализ / Н.Д. Сорокина. - М.: Экономика и финансы, 2006.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |