Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовая система Индии



2019-07-03 1062 Обсуждений (0)
Правовая система Индии 0.00 из 5.00 0 оценок




Индия занимает второе место в мире по численности населения. Выходцы из Индии проживают также в странах Юго-Восточной Азии и в ряде стран Африки. Правовая система Индии обладает оригинально­стью, отражает самобытность истории развития страны, ее народа, а также воздействия английского права, особенно в период, когда она была колонией Англии. Для понимания права Индии, правосознания ее народа в современных условиях необходимо обратиться к индусско­му праву, которое имеет многовековую историю. Индусское право — это религиозная правовая система, право общины, исповедующей индуизм в Индии и других странах Юго-Восточной Азии и Африки. Главной чертой индусского права является его органическая связь с религией.

В индуистских книгах, именуемых шастрами, изложены предписания, нормы поведения людей, обеспечивающих добродетели, угодную Богу жизнь в обществе. В шастрах выражены религиозно-философские, соционормативные основы жизни, которые включают дхарму (наука как вести себя, предписания о добродетелях), артху (наука о пользе, политике), каму (наука удовольствий). Дхарма имеет приоритетное значение в определении поведения человека в кастовом строе Индии. Дхарма — это и реализация предписаний обязанностей людей без различия их на моральные или правовые. Дхарма осуждает греховное поведение, нарушения общественного порядка.

Трактаты, в которых изложены дхармы, называются дхармашаст-ры. Число их велико. Широко известны такие дхармашастры, как зако­ны Ману («Манавадхармашастра»), законы Яджнавалкья, законы На-рада, составленные примерно в период между II-I веками до н.э. и III—IV веками н.э. Комментарии дхармашастр содержатся в сборниках, именуемых нибандхазы. Дхарма допускала следование обычаям, а также рекомендовала индусам руководствоваться в пове­дении совестью и справедливостью.

Индусское право существенно изменилось в годы колониального господства Англии в Индии. Оно претерпело определенную дефор­мацию, была ограничена сфера применения индусского права. Но и в современных условиях индусское право продолжает действовать. К нормам индусского права, реально действующим по отношению к индусам, в современных трудах правоведов причисляют регламент личного статуса, включая брак и развод, несовершеннолетие и опекун­ство, родство, усыновление, семейную собственность, наследование, религиозные институты, совместную собственность, элементы дого­ворного права.

В современный период индусское право — это совокупность норм, применяемых только к индусской части населения Индии. Ин­дусское право и право Индии в современных условиях — это не одно и то же. Различия здесь примерно такие же, как различия между му­сульманским правом и правом отдельной мусульманской страны. Пра­во Индии — это национальное право, совокупность норм, действу­ющих на территории всего государства, это индийское право. Нормы индийского права обязательны для всех проживающих в Индии граж­дан независимо от их национальности, религии. Индийское право сложилось еще тогда, когда страна находилась под управлением Англии. В формировании и развитии индийского права большая роль принадлежит законодательным актам, созданным для Индии англича­нами, использовавшими ценности общего права. Создание права на светской основе было лучшим способом регулирования отношений лю­дей в стране, где действовало индусское и мусульманское право. В тот же период были проведены работы по систематизации законодательст­ва, созданы кодексы.

Обретение суверенитета Индией, укрепление независимости дали новый импульс в процессе развития индийского права. В Конституции Индии 1950 года содержится подтверждение того, что созданное ранее право продолжает действовать. Закон и судебный прецедент являются главными источниками права современной Индии. Конституция Индии (ст. 141) установила, что суды страны должны следовать прецеденту, созданному Верховным судом. Контроль за конституционно­стью законов осуществляет Верховный суд. Правовая система Индии находится в динамике, в этом созидательном процессе используются исторические традиции великого народа, ценности права, в том числе и ценности общего права, других правовых систем.

Право Японии

Современная правовая система Японии имеет корни в социально-экономическом, духовном развитии страны. На ее формирование значительное воздействие оказали политические изменения внутри страны и перемены во внешней политике. Право феодальной Японии развивалось на собственной основе при сравнительно ограниченных заимствованиях из Китая, если иметь в виду воздействие конфуцианс­тва на государственную идеологию японских правящих групп.

Становление буржуазной правовой системы Японии проходило в условиях интенсивного развития капитализма. Законодательство стра­ны способствовало утверждению и развитию буржуазных обществен­ных отношений. В законодательной работе широко использовались юридический материал и опыт западноевропейских государств, был осуществлен «импорт юридических кодексов» из западноевропейских стран. Буржуазное право страны после Первой мировой войны достигло зрелости как собственно японское право. На развитие законодательства Японии после Второй мировой войны значительное влияние оказало право США. В современных условиях Япония имеет хорошо организо­ванную правовую систему: развитое законодательство, суды, квалифицированные кадры юристов, правовую культуру населения.

Действующая в настоящее время в Японии Конституция (1946 г.) вступила в силу 3 мая 1947 года. Были отменены все законы, указы и рескрипты, противоречащие новой Конституции. Народу, гражданам Японии гарантированы основные права и свободы, общепринятые в международном сообществе. Парламент является единственным зако­нодательным органом государства. Вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду, судам низших инстанций, учрежден­ным на основе закона. Административные органы не могут осуществ­лять судебную власть с правом вынесения окончательного решения.

Верховный суд обладает властью устанавливать правила процеду­ры судопроизводства, работы адвокатов, внутреннего распорядка в су­дах, а также правила управления судебными делами. Прокуроры руко­водствуются правилами, установленными Верховным судом.

Основным источником права Японии являются законы. Осуществ­лена кодификация права. Решения Верховного суда, содержащие тол­кование закона, имеют также силу источника права. Японское право разделяется на отрасли. Основными отраслями являются гражданское и торговое право, трудовое право, право социального обеспечения, се­мейное и наследственное право, уголовное право, уголовно-процессу­альное право.

В правовой системе важную роль играет правосознание общества, отдельных граждан. Правосознание взаимодействует с нравственно­стью, такими стимулами поведения людей, как совесть, долг, до­стоинство, честь. В связи с этим следует отметить разные подходы российских и зарубежных авторов к такому феномену японского обще­ства, как «гири», имеющему существенное значение в регулировании поведения. Японский ученый Инако Цунэо отмечает, что «гири» близко понятию «долг», что чувство долга возникает не по собственному же­ланию лица, а из чувства обязанности. Долг воспринимается как обя­занность перед определенными людьми, коллективами. Санкции в слу­чае невыполнения этих обязанностей носят моральный характер. Чув­ство долга проявляется и в правовых действиях японцев. Например, договорные отношения в Японии не просто правовые отношения, но в определенной степени они основаны на понимании долга в духе «гири». В то же время в договорных отношениях, в правосознании японцев есть элементы, чуждые пониманию долга, они не делают ничего лишнего помимо обусловленного договором в отношении к людям и группам, с которыми они не находятся в личном контакте. В правосознании япон­цев по-прежнему сильна идея, ставящая «общее благо» выше личных интересов, но наблюдается тенденция, что регулятивная роль этой идеи ослабевает. «Гири» не заменяет право и мораль, но этот феномен про­должает взаимодействовать с социально-нормативными регуляторами общественных отношений. В поддержании правового порядка в япон­ском обществе определенную роль играет конфуцианская идея иерархического порядка, которая продолжает существовать в умонаст­роениях японцев.

 

Заключение

Подведем итоги работы.

В Древнем мире самой развитой правовой системой было римское право, юриспруденция Древнего Рима. Рецепция римского права стала важнейшей составной частью формирования в средневековой Европе романо-германской правовой системы, «правовой семьи». Свои цен­ности, особенности присущи правовой системе, сформировавшейся в Англии и ставшей основой семьи общего права. На формирование индусского, иудейского, а также мусульманского права решающее воз­действие оказали религия.

В XX веке в бывшем Союзе ССР, а позже в других социалистических государствах образовалась семья социалистического права, которая позаимствовала многие правовые ценности из романо-германской пра­вовой семьи. В социалистических государствах правовая система была нацелена на построение новой социально-экономической формации — социализма и коммунизма. Исторические события 80-90-х годов прек­ратили функционирование социалистической правовой семьи на территории бывшего СССР, ряда государств Центральной и Юго-Вос­точной Европы.

Большой историей развития, своеобразием в структуре и содер­жании обладают правовые системы Китая, Индии, Японии, развива­ющихся стран Азии, Африки.

Список литературы:

Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в 2 т. -М., 1981.

Баглай М.В. Дорога к свободе. -М., 1994.

Богдановская И.Ю. Прецедентное право. -М., 1993.

Давид Р., Зофре-Спинозе М. Основные правовые системы современности. -М., 1994.

Дайсн М. Основы государственного права в Англии. СПб., 1907.

Зифс С.А. Источники права. -М., 1981.

Источники права. -М., 1985.

Леушин В.И. Конституция России в свете теории естественного права. // Правовые проблемы евроазиатского сотрудничества: глобальное и региональное изменение. Екатеринбург. 1993.

Максимова А.А. Прецедент как первый их источников английского права. // Государство и право. 1995. №2.

Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987.

Муромцев Г.И. Источники права. // Правоведение. 1992. №2.

Право в современном мире. -М., 1996.

Правовые системы мира. Екатеринбург. 1995.

Разумович Н.Я. Источники и формы права. // Советское государство и право. 1988. №3.

Райдаут Прецедентное право. // Российский юридический журнал. 1996. №3.

Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. Ташкент. 1988.

 


[1] Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909. С.66.

[2] Алексеев С.С. Общая теория права. ч.1. с.314.

[3] Гоббс Т. Соч. Т.1. М., 1979. С.284.

[4] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.1. с.213.

[5] Хайек Ф.А. Общество свободных. Лондон. 1990. С.13.

[6] Хайек Ф.А. Общество свободных. Лондон. 1990. С.12.

[7] Агарков М.М. Ценность частного права. // Правоведение. 1992. №1. С.307-309.



2019-07-03 1062 Обсуждений (0)
Правовая система Индии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовая система Индии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1062)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)