Неокантианское учение Р. Штаммлера
Рудольф Штаммлер (1856-1938 гг.) - немецкий представитель философии права, профессор в Берлине с 1916г. Социальным идеалом в философии права, по Штаммлеру, является общность людей,объединенных в нацию и свободно изъявляющих свою волю. Спозиции юридического мировоззрения опровергал марксизм, отождествлявшийся им сэкономическим детерминизмом. Он утверждает первичность права по отношению к экономике и государству. Основные работы: "Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории" (1896), "Теорияправовой науки", "Философия права". Философская почва представлений Шталимкера о праве- некантианство. Приверженцыэтого направления в философии полагали, что предмет познания тождественен понятию о предмете, а собственно бытие есть совокупностьчисто понятийных отношений. Цель философствования - творческая работа по созданию интеллектуальныхобъектов всякого рода и вместе с тем анализ такой работы. Предмет познания конструируется человеческим мышлением. Чистое познаниена основе логических законов, в соответствии со своей внутренней природой конструирует мир нашего познания. Сознание оказывается первичным поотношению к бытию. Наоснове подобной трактовки познания выделялись науки о природе и о духе или культуре. Явления природы, человеческоесознание упорядочивает и конструирует с помощь мыслительной формы причинности. Природапредстает как совокупность причин и следствий. Напротив, мир человеческих поступков, общество есть проявление, реализация человеческих воль("хотений"), охватываемых с помощью категории цели. В результате обществопредставляет собой совокупность целей и средств. Таким образом, науки о природе оперируют с помощью закона причинности, а науки о духе - спомощью закона целесообразности. Отсюда социальные явления, в том числе политика, государство и право, согласно его теории не подчиняются закону причинности,а охватываются категорией цели как свойства человеческого сознания и воли. Поэтому он критикует монархизм, считающий причинно обусловленную замену капитализма социализмом и поясняет,что социализм не причинно обусловленное явление, а относиться к области целеполагания (поскольку закон причинности не применим к общественнымявлениям). Р.Штаммлер выдвинул прямо противоположное марксизму утверждение о соотношении права и экономики, отвергал краеугольныймарксистский тезис о первичности экономики и вторичности права, политических учреждений, тезис о подчиненности права экономике. Он утверждал тезис опервичности права по отношению экономике, обществу, государству. Фундамент государства он усматривает не в совокупности производственныхотношений, экономическом базисе общества, а в праве. Право есть теологическое и первоначало общественной жизни. Так, производство на различныхстадиях изучению не поддается. Изучению поддается право,т.к. хозяйственная деятельность упорядочивается правом. Отсюда право и естьистория развития человечества. Несколько уложенным и расплывчатым выглядит общее понятие права, предлагаемое Штаммлером: "ненарушимое самовластное регулированиесоциальной жизни людей". Практически тут имеется в виду: во-первых, ограничить "правовое" как "самовластное воление" от нормнравственности; во-вторых, размежевать "право" и "произвол"; в-третьих, выделить в качестве решающейособенности права его "ненарушимость", под коей надо понимать стремление предписывающего норму самому быть связанной ею. Наряду с понятием права,Р. Штаммлер выделил идею права, служащую масштабом справедливости, правильности права. Идея праваозначает, что людям в их совместной деятельности, регулируемой правом свойственно справедливое "хотение",т.е. особое"правовое хотение" под углом зрения единства в рассматривании целей, безусловно одинакового способа оценки их содержания. Применительно к общению людей идея права дает социальный идеал. Р.Штаммлер видел в социальном идеале регулятивной, упорядоточивающийпринцип единства всех целей и формулировал его как "общение свободно хотящих людей". Идеи равенства, социальный идеал в теорииР. Штаммлера является лишь критериемоценки действующего права, и в этом качестве играли роль естественного права. Право всегда было и остается несовершенным и изменчивым. Нов рамках этого исторически несовершенного права выделяется правильное право,т.е.такое, какое ориентируется на справедливость, на идею права, как на конечную цель. Это право и выступает как "естественное право сизменяющимся содержанием" Оно представляет собой не какое-либо конкретное право, а лишь "единый формальный метод суждения о праве". Исходя изэтого, идеал права, социальный идеал, согласно теории Штаммлера, лишен исторической конкретности и содержательности и не является каким-либодействительным состоянием эмпирического права. Вывод: По мнению ведущих идеологов социал-демократии, выработанная Штаммлера концепция этического социализма ближе всего к актуальным в настоящеевремя проблемам гуманизации политико-правовых институтов.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |