Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Художественная культура и искусство



2019-07-03 216 Обсуждений (0)
Художественная культура и искусство 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Процесс централизации государства развивался параллельно становлению общенациональной культуры, синтезирующей достижения местных школ в летописании, агиографии, книжной миниатюре, архитектуре, иконописи. На смену героям живописи шли титаны зодчества, прославившие в конце XV-XVI вв. культуру Московской Руси. Потрясенные их творениями иностранцы даже назвали русскую культуру «великим немым», подразумевая, что она сильнее всего проявилась в иконописи и зодчестве- искусствах внешне безмолвных.

Как только Москва стала во главе единого централизованного государства, что позволило сбросить монголо-татарское иго, возникла необходимость в возрождении больших монументальных форм. Создается ансамбль Московского Кремля. Итальянские архитекторы Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый, Марко Фрязин и Пьетро Солари потому вписались в историю древнерусского искусства, что сумели почувствовать дух «древнерусской классики», внеся в нее ренессансную рациональность и чувственность, пришедшиеся по вкусу русским и оставившие глубокий след в русской культуре, особенно в архитектуре XVI века. Первая его половина ознаменовалась возведением шатровых храмов. Памятники этого времени овеяны духом чистоты геометрических форм (церковь Вознесения в селе Коломенском). В пропорционировании часто применяется «золотое» сечение. Шатровые храмы XVI в. впитали в себя и народную природу, и Романо-готические реминисценции, и влияние образцов крепостной архитектуры, и общекультурную символику шатровой формы, идущую от христианской древности. Не случайно храм Покрова на Рву (Василия Блаженного) назывался современниками Новым Иерусалимом. Большей частью такие храмы воздвигались в память больших побед.

Классический, золотой век древнерусской живописи, отмеченный творчеством А. Рублева и его школы, сохраняет свои традиции на рубеже XV-XVI вв. в творчестве Дионисия, а затем уступает место искусству централизованного государства, пытающегося строго его регламентировать, подчиняя своим задачам и нуждам. Вопросы искусства (живописи) становится предметом прений на церковных соборах и объектом постановлений одного из них - Стоглава.

Живопись XVI века - это живопись переходной эпохи. Достижения XV века утрачиваются, а новые явления наберут силу лишь в XVII веке. Повествовательное и дидактическое начало окончательно торжествует над эмоционально – созерцательным, усиливается символизм, разрабатываются аллегорические сюжеты, рациональное соединяется с иррациональным. В известной степени это можно сопоставить с маньеризмом, который был порожден в эпоху падения Ренессанса.

Но новые тенденции пробивали себе дорогу. Многие символико-космологические картины XVI века пронизаны веяниями мирской жизни, напоминают жанровые бытовые сцены, что нередко вызывало отпор со стороны ревнителей ортодоксии. Сцены мучений изображаются с предельной экспрессией, что ведет к обогащению живописи динамикой, психологическими и колористическими композиционными контрастами, «элементами реалистичности». Постепенно в искусстве развиваются тематическое разнообразие, интерес к сюжетам мировой и особенно русской истории. Примером может служить икона-картина «церковь воинствующая», правильное название которой - «Благословенно воинство небесного царя». Это- апофеоз московского войска под предводительством Ивана Грозного после Казанской победы и триумфа Москвы. Показательны совершенно не иконная, горизонтально вытянутая форма и очень большие размеры произведения(144*396).

Различные миродержавные идеи, вселенские и космологические концепции, идеи государственности, а так же династические интересы способствовали развитию чувства историзма. Историзмом проникнут многотонный Лицевой летописный свод XVI века, насчитывающий 16 тысяч миниатюр.

В тесной связи с развитием исторического жанра XVI века находится и эволюция портрета. Портретные фигуры русских князей заполняли росписи Золотой и Грановитой палат, соборов Московского Кремля.

Таким образом, хотя в искусстве XVI века были утрачены многие эстетические ценности, это не было движением вспять. Без свойственного для XVI века расширения содержания и формы, элементов реалистичности переход к стилю искусства XVII века стал бы невозможным. Между тем именно эти черты в конце века привели к такому интересному явлению, как «Строгановский стиль», отличавшийся утонченным декоративизмом. Он как бы возвращал себе эстетические ценности, ослабленные в XV веке, хотя они уже не были их повторением.

Культурное развитие России XVII в. ознаменовалось существенными сдвигами, разрывом связи между религиозным и эстетическим сознанием.

В XVII в. передовые позиции в русской культуре принадлежали литературе, где протекали сложные и противоречивые процессы. Происходила борьба религиозного и светского начал. Церковные писатели в ряде случаев и сами создавали произведения мирского содержания. Но еще явственнее сказывалось развитие светских жанров литературных сочинений, прежде всего демократическо-сатирического направления, локализованного в городском посаде. Именно в этой среде возникают популярные повести о Ерше Ершовиче, Шемякином суде, о Горе и Злосчастии, близкие и понятные простому люду. Написанные колоритным языком, с народным юмором, они высмеивали бояр, судей - лихоимцев, жадных до наживы купцов. В оппозиционных официальной церкви кругах священнослужителей выдвигается такой талантливый и самобытный автор, как протопоп Аввакум. Его автобиографическое жизнеописание было направлено против церковного синклита, самого царя.

К XVII столетию относятся первые сборники русских пословиц и поговорок. Немаловажное значение в литературе занимали героико-патриотические произведения. Самую большую популярность приобрели «Сказание» Авраама Палицына, «Временник» Ивана Тимофеева.

В придворных кругах получает распространение торжественно- панегирическая литература, посвященная коронованным особам по случаю знаменательных дней и событий. В поэтическом жанре наибольшую известность получили стихотворения Симеона Полоцкого.

На литературно-художественную жизнь России второй половины XVII века большое влияние оказало воссоединение с Украиной. На Русь переселилась большая группа украинских и белорусских писателей, художников, ученых.

В XVII веке литература начинает интересоваться внутренней жизнью людей, решать задачи художественного общения. Новые произведения пытаются повествовать не о единичном факте, а стремятся к созданию типического образа. Героями в них впервые становятся не только идеальные героические личности, но и люди обычные, со своими реальными бедами и далеко не праведными чувствами. Время перемен вызывало к жизни целую когорту известных литераторов, произведения которых стали одним из истоков великой российской литературы Нового времени.

Под влиянием духа времени созревали черты нового стиля в архитектуре. Почти сразу после окончания Смутного времени наряду с культовым зодчеством стало набирать силу и гражданская архитектура. При этом и в культовом, и в гражданском зодчестве архитекторы руководствовались общими эстетическими принципами, так что главным признаком храма стали только купола, абсиды да колокольни. Архитектурно-художественный язык у них был единым.

Сошла на нет архитектура шатрового и столпообразного типа, как не отвечавшая посадскому духу времени. Исключение по-прежнему составляли храмы-памятники (мемориалы), связанные с идеями триумфа. Посадские храмы отличались сочным пластическим декором, выглядели чрезвычайно «чувственно» по сравнению с классической строгостью архитектуры XVI века. Подобная декоративно-пластическая «одежда» была характерна и для гражданских построек, что уравнивало все виды архитектуры.

В литературе архитектура XVII века получила название «московского барокко». Один из крупнейших исследователей древнерусского искусства Г.Н. Вагнер считая, что черты нового живописно стиля не настоящее барокко, определил стиль архитектуры XVII века как барокко, выполняющий ренессансную функцию. Черты ренессансности он усматривает в элементах рационализма в архитектурном творчестве, началах этажности, своеобразной ордерности, умеренной масштабности, общем настроении радости, нарядности. От Ренессанса эту архитектуру отличает интуитивная народная эстетика, своеобразная прагматичность. В конце XVII века русская архитектурная эстетика поднялась до более абстрактных художественных композиций, что и привело к началу барокко. Ранним памятником, построенным во владениях братьев Голицыных, стал знаменитый храм Знамения в Дубровицах.

Русская живопись XVII века развивалась более сложным путем. Тесно связанная с религией, она не подавалась так легко, как архитектура, мирским светским воздействиям. Вместе с тем новые тенденции, переоценка ценностей вызвали кризисность творчества. Одним из первых ее испытали иконописцы, имевшие дело с ликом человека. В их сердце и сложилось новое движение. Время выдвигало на первый план не идеального (совершенного) Рублевского человека, а человека конкретного, живущего активной событийной жизнью. Художники XVII века не могли не чувствовать острого несоответствия старых средств новым идеалам. Это заставляло их разрабатывать образы, непредусмотренные иконографией. Немалое значение здесь имел украинский и белорусский портрет, «опередивший» поиски русских художников в этом направлении.

Вторая четверть XVII века отмечена первыми «парсунами» (царя Федора Иоанновича, Скопина Шуйского и др.). Портретные тенденции привели к тому, что этот жанр занял вполне суверенное положение.

В стиле русской живописи XVII века появляется реалистическое овладение сакральной тематикой, конкретизируется пространство, развивается принцип панорамности. Таким образом, все, что ранее обобщалось как бы «за кадром» или в «боковых кадрах», в XVII веке выплеснулось на расписываемую единую плоскость. Все частности и детали представлялись важными, поскольку посредством их передалась картина «живой жизни». Именно протекающая перед глазами жизнь, а не «вечное» (мысленное) ставится во главу угла. Жизнь охватывалась «вширь». Это стало не писаной программой эстетики второй половины XVII века прочно «заземлило» ее, дало почву не только портретному, но и пейзажному бытовому жанру, даже натюрморту.

В живописи пробивали дорогу такие черты, как фиксация имен художников, жизнерадостность, утрата монументальности, повышенная динамика, акцент на колорит, прорыв к познанию действительности, к возможно точному отражению природы, что позволяет сопоставить их с эстетикой раннего ренессанса. Однако аллегоризм прочно удерживался в придворно-клерикальных кругах.

Русская культура XVII века оставалась культурой средневекового общества, тесно связанной с религиозным восприятием и осмыслением мира. Вместе с тем зарождаются процессы секуляризации, развивается система противоборства двух тенденций - церковной и светской.

Древнерусская культура представляет собой нерасчленимое единство, что характерно для средневековья. Но в Древней Руси, в силу ее меньшей рационалистичности, теософичности (мы почти не обнаруживаем истории идей, теорий, концепции), оно особенно органично, пронизано духом единой гармонии. Развитие русской культуры было направлено не столько вперед, сколько вглубь и ввысь (к основам бытия и высотам духа).



2019-07-03 216 Обсуждений (0)
Художественная культура и искусство 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Художественная культура и искусство

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)