Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативная правовая основа изучения родных языков из числа языков народов России при получении начального общего, основного общего образования и среднего общего образования



2019-07-03 1039 Обсуждений (0)
Нормативная правовая основа изучения родных языков из числа языков народов России при получении начального общего, основного общего образования и среднего общего образования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1) Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;

2) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании);

3) Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»;

4) Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрировано Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40936); № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрировано Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40937); № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (зарегистрировано Минюстом России 9 февраля 2016 г., регистрационный № 41020);

5) Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 N ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».

6) Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 N 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях».

7) Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 N 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

8) Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 05.07.2017) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

9) Письмо № 03-510 ОТ 20.12.2018 Г. Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации;

10) Примернаяосновная образовательная программа начального общего образования (одобрена ФУМО от 08.04.2015 № 1/15);

11) Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена ФУМО от 08.04.2015 № 1/15);

12) Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена ФУМО от 28.07.2016 № 2/16-3);

13) Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (одобрена ФУМО от 31 января 2018 года № 2/18).

 

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 68) государственным языком на всей территории РФ является русский язык. Согласно ст.14 Закона об образовании в Российской Федерации образовательная деятельность в организациях, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, осуществляется на государственном языке. Преподавание и изучение государственного языка РФ в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС).

В соответствии с п.1. ст.9 Закона РФ «О языках народов Российской Федерации», ст. 14 Закона об образовании граждане РФ, наряду с обучением на государственной языке РФ, имеют право свободного выбора языка образования:«Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка[выделено нами], в пределах возможностей, предоставляемых системой образования[выделено нами], в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования» (ст.14 п.4 Закона об образовании).

В организациях, реализующих программы дошкольного, начальногообщего, основного общего и среднего общего образования, которые расположены на территории республик, входящих в состав Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик РФ в соответствии с законодательством республик РФ. Преподавание и изучение государственных языков республик РФ не должно осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ.

«Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка [выделено нами], государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся [выделено нами] при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования» (ст.14 п.6 Закона об образовании).

Таким образом, изучение русского языка как родного осуществляется на тех же основаниях, что и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации – по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ.

 

В соответствии с Приказами Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1576, № 1577, № 1578 в федеральный образовательный стандарт начального общего, основного общего, среднего общего образования внесены следующие изменения:

1) ФГОС НОО: дополнен п.12.2 – предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»;

2) ФГОС ООО: дополнен п. 11.2 – предметная область «Родной язык и родная литература»;

3) ФГОС СОО: дополнен п. 9.2 – предметная область «Родной язык и родная литература».

Таким образом, предметные области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» являются обязательными для изучения на уровнях НОО, ООО, СОО в рамках обязательной части учебного плана ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО.

Учебные предметы данных обязательных предметных областей предусматривают изучение родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка (Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 N ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»).

 

В соответствии со ст. 12 п. 5, ст. 28 п. 6 Закона об образовании к компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации, в том числе учебных планов, рабочих программа по учебным дисциплинам (в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО), являющихся компонентами образовательных программ конкретной образовательной организации.

 

ФГОС НОО содержит требования к предметным результатам освоения ООП на уровне образования и нормативно не определяет количество часов на изучение отдельных предметов, поэтому количество часов на изучение предметов образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии со спецификой реализуемой ООП для достижения планируемых результатов, в том числе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Минимально необходимое количество часов на изучение предметов «Русский родной язык» и «Литературное чтение на русском родном языке составляет по 1 часу в неделю (34 часа) на уровне образования. Выбор класса(-ов) для изучения предметов образовательная организация определяет самостоятельно с учетом

1) достижения предметных результатов в соответствии с ФГОС;

2) возможности использования соответствующего содержания предмета на уровне образования;

3) наличия учебников (учебных пособий), включенный в федеральный перечень;

4) наличия рабочих программ по предметам «Русский родной язык», «Литературное чтение на русском родном языке».

Рабочие программы учебных предметов «Русский родной язык», «Литературное чтение на русском родном языке» разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно.

Обучение школьников 1-4 классов по учебному предмету «Русский родной язык» может быть организовано по учебно-методическому комплекту (УМК) «Русский родной язык» для 1-4 классов (авторы: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданова, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова), разработанному АО «Издательство «Просвещение».

УМК по предмету «Литературное чтение на русском родном языке» в настоящее время нет.

В классном журнале на предметы «Русский родной язык», «Литературное чтение на русском родном языке» выделяются отдельные страницы. Организация текущего контроля, промежуточной аттестации по указанным предметам осуществляется в соответствии с локальными нормативными актами образовательной организации.

 

На уровне основного общего образования в предметной области «Родной язык и родная литература» учебный план должен содержать предметы «Русский родной язык» и «Русская родная литература».

Количество часов на изучение каждого предмета образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии со спецификой реализуемой ООП для достижения планируемых результатов.

Количество часов на изучение предметов «Русский родной язык» и «Русская родная литература» не должно быть менее 1 часа в неделю (34 часа в год) на уровне образования. Вышеуказанные предметы могут изучаться в течение одного года или нескольких лет. При наличии соответствующих возможностей количество часов на изучение предметов может быть увеличено за счет части, формируемой участниками образовательных отношений.

Выбор класса(-ов) для изучения предметов образовательная организация определяет самостоятельно с учетом

1) достижения предметных результатов в соответствии с ФГОС;

2) возможности использования соответствующего содержания предмета на уровне образования;

3) наличия учебников (учебных пособий), включенный в федеральный перечень;

4) наличия рабочих программ по предметам «Русский родной язык» и «Русская родная литература».

Рабочие программы учебных предметов «Русский родной язык», «Русская родная литература» разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно. На сайте www.fgosreestr.ruразмещена примерная программа по предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 31.01.2018 г. № 2/18). Данная программа может быть использована в качестве основы для разработки рабочих программ по предмету «Русский родной язык».

Обучение школьников 5-9 классов по учебному предмету «Русский родной язык» может быть организовано по учебно-методическому комплекту (УМК) «Русский родной язык» для 5-9 классов (авторы: О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкая, Ю.Н. Гостева, И.Н. Добротина, А.Г. Нарушевич, Е.И. Казакова, И.П. Васильевы), разработанному АО «Издательство «Просвещение».

УМК по предмету «Русская родная литература» в настоящее время нет.

В классном журнале на предметы «Русский родной язык», «Русская родная литература» выделяются отдельные страницы. Организация текущего контроля, промежуточной аттестации по указанным предметам осуществляется в соответствии с локальными нормативными актами образовательной организации.

Согласно письму № 03-510 от 20.12.2018 Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения РФ в 2019 г. ФУМО по общему образованию планирует одобрить и разместить на сайте www.fgosreestr.ru примерные рабочие программы учебных предметов «Русский родной язык» и «Литературное чтение на русском родном языке» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, примерную программу учебного предмета «Русская родная литература» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.

 

ФГОС СОО, в отличие от ФГОС НОО и ФГОС ООО, указывает, что в учебный план на уровне среднего основного образования должен предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, в т.ч. общими для включения во все учебные планы являются предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала анализа, геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия». Пунктом 18.3.1. приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего общего образования (далее – Приказ № 413) предметы «Русский язык», «Литература» включены в предметную область «Русский язык и литература». В связи с этим предметная область «Родной язык и литература» может содержать один предмет для изучения – «Русский родной язык» или «Русская родная литература» и могут преподаваться как на базовом, так и на углубленном уровне (п.9.2 Приказа 413: «предметные результаты изучения предметной области «Родной язык и родная литература» включают предметные результаты учебных предметов «Родной язык», «Родная литература» (базовый и углубленный уровень)»).

 

Так как ФГОС СОО нормативно не определяет количество часов на изучение предметов, то образовательная организация самостоятельно устанавливает количество часов, исходя из возможностей достижения предметных результатов.

Рабочие программы учебных предметов «Русский родной язык», «Русская родная литература» разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно. Примерные программы по данным предметам на федеральном уровне не разработаны, нет также УМК по данным предметам.

В классном журнале на изучаемые предметы выделяются отдельные страницы. Организация текущего контроля, промежуточной аттестации по указанным предметам осуществляется в соответствии с локальными нормативными актами образовательной организации.

 

Информационные ресурсы, обеспечивающие методическое сопровождение образовательного процесса по предметам «Родной (русский) язык», «Литературное чтение на родном (русском) языке» и «Родная (русская) литература»

Информация о федеральных нормативных документах находится на сайтах:

http://mon.gov.ru/ (Министерство Образования РФ);

http://www.edu.ru/ (Единый государственный экзамен);

http://fgosreestr.ru (Реестр примерных основных общеобразовательных программ).

Интернет-ресурсы, рекомендуемые для использования в работе:

http://obrnadzor.gov.ru/ – Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;

www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ);

http://ege.edu.ru/ – официальный информационный портал ЕГЭ;

http://gia.edu.ru/ – официальный информационный портал ОГЭ;

http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;

http://eng.1september.ru/ – издательский дом «Первое сентября», издания «Русский язык», «Литература»;

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»;

http://pedsovet.org/forum/forum21.html – портал «Всероссийский педсовет»

Интернет-ресурсы по литературе:

http://www.philologia.ru/ – учебный филологический ресурс, обучающий читать тексты художественной литературы в форме решения увлекательных задач;

http://www.filobraz.ru – «Школа юного филолога»;

http://lit.1september.ru/index.htm – электронная версия газеты «Литература»;

http://www.prosv.ru/– издательство «Просвещение»;

https://drofa-ventana.ru/ – корпорация «Российский учебник».

 

 



2019-07-03 1039 Обсуждений (0)
Нормативная правовая основа изучения родных языков из числа языков народов России при получении начального общего, основного общего образования и среднего общего образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативная правовая основа изучения родных языков из числа языков народов России при получении начального общего, основного общего образования и среднего общего образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1039)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)