Правовое положение рабов. Пекулий
Важнейшее разделение в праве лиц то, что все люди являются либо свободными, либо рабами. Свободное состояние – libertas Раб – servus, homo. Раб находится вне политического общества и не является субъектом ни ius civile ни ius gentium. По Римскому праву он считается вещью (res). Способы перехода в рабское состояние: 1.Ситуация, когда с целью обмануть доверчиво покупателя кто-то подговаривает своего знакомого продать себя в качестве раба, с тем чтобы потом объявить сделку ничтожной . Такая сделка признана необратимой. (так как человек, давший себя продать остаётся рабом) 2.захваченные чужеземцы народов, не связанных договорами дружбы с Римом становятся рабами. 3. Римлянин , попавший в плен становился рабом на чужбине. Но вернувшись из пена автоматически ему возвращалась свободу и все права и обязанности, за исключением владения и брака. 4.Рождение от рабыни , правильный брак с которой признавался невозможным , определяло рабский статус ребёнка. 5.Осуждение на смерть или на каторжные работы делало осужденного рабом. (это рабство имело то значение, что имущество осужденного переходило в казну государству.) 6.обращался в рабство гражданин , не прошедший периодический имущественный ценз, а также уклонившийся от военной службы. 7.женщина, вступившая в сожительство с рабом и отказавшаяся прекратить связь вопреки запрету и троекратному предупреждению его господина становилась его рабыней. 8. известны случаи , когда в твет на жалобу патрона не неблагодарность вольноотпущенника решением принцепса либерт вновь становился рабом. 9.С Константином (313г) связано дозволение отцу продавать новорожденного, который становится рабом покупателя, но в любой момент отец мог выкупить ребёнка обратно. Раб считался вещью и не обладал никакими правами, однако в Классическую эпоху в римском обществе стало укрепляться представление о человеческой природе раба, отразившееся в законодательстве. Господам стало запрещено продавать рабов на растерзание диким зверям. Наказанию подлежало и необоснованное убийство собственного раба. Убийство чужого раба стало рассматриваться не только как ущерб его господину, но и как уголовное преступление. Больной раб, брошенный хозяином получал свободу и латинское гражданство. Рабам вменялось в обязанность заботится о безопасности своего господина. В случае убийства господина все рабы в доме подвергались допросу и в те , кто не докажет , что не был в состоянии помочь господину придавались смерти. Раб , выдавший властям убийцу своего господина становился свободным. Раб, совершивший уголовное преступление, был беззащитен и наказывался без суда. В случае совершения преступления раб подлежал выдаче потерпевшему. Раб, пойманный на месте преступления, подвергался бичеванию и его сбрасывали со скалы. Несмотря на полную неправоспособность раба, в целях развития хозяйства издревле практиковалось выделение рабу в управление некоторого имущества – пекулия. Ответственность по сделкам раба с вещами, входившими в пекулий падала на его господина. Но обычно деловая инициатива раба была выгодна, поскольку позволяла рабовладельцу получить из утаенных рабом средств крупного выкупа за отпущение на волю. Основания прекращения рабства: 1. решение суда. Раб не мог участвовать ни в каком гражданском процессе.. Поэтому для защиты свободного статуса необходимо было участие особой стороны- adsertor in libertatem (которая помогала бы рабу получить свободу, т.е. одна сторона – « ЗАЯВЛЯЮ, ЧТО ОН МОЙ» , а другая «ЗАЯВЛЯЮ, ЧТО ОН СВОБОДЕН») Затем претор объявлял фактическую свободу оспариваемого лица до принятия решения. Если решение было принято не в пользу свободы , то оно не считалось окончательным 2. Такой процесс мог нести фиктивный характер, когда госпоин раба не возражал на заявление заступника, тем самым сочуствуя в процедуре. Приводил к освобождению из рабства специальный ритуа, когда любой гражданин занимал п отношению к рабу 2.позицию исключительного господина и при помощи ритуального жезла освобождал его. При этом магистрат произносил специальную речь. После всех процедур раб считался свободым и его свобода уже не могла быть оспорена. 3. 3.Освобождение раба по завещанию ( manumission testamento) 4.В предклассическую эпоху возникает такой способ отпущения на волю как manumissio inter amicos (отпущение раба среди друзей) Решение об освобождении объявляется в устной или письменной форме и заявляется при друзьях господина(если письменно , то друзья ставят свои подписи). В структуре акта 2 этапа : само волеизъявление господина и сообщение о нём. Друзья –свидетели берут на себя гарантию соблюдения воли господина. Сугубо частный характер акта приводил к тому , что формально статус раба не менялся, однако фактически он был свободным. В 18 или 19 г.н.э. вышел закон LEX Iunia Norbana , который предоставил таким вольноотпущеникам латинское гражданство что сделало частную манумиссию действительной в ius civilе. Такие граждане – Latini iuniani не могли оставлять завещание и всё их имущество после смерти переходило к патрону. В классическую эпоху возникает такой способ отпущения на волю раба как фидеокомисса (Libertas Fideicommissaria) – доверительное поручение завещателя наследнику отпустить на волю раба и стать его патроном. Если наследник не исполнял волю завещателя – раб мог добиваться своего права extra ordinem у спец. ректора. 5.Такой способ как практика оверитеьных отношений раба с третьим лицом о выкупе из рабства на деньги самого раба с последующим отпущением на волю.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |