Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие некоммерческой сферы.



2019-07-03 420 Обсуждений (0)
Понятие некоммерческой сферы. 0.00 из 5.00 0 оценок




ШЕКОВА Е.Л.

ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Санкт-Петербург

2003
СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………….4

 

Глава 1. Характеристика некоммерческой сферы………………………………..5

1.1. Понятие некоммерческой сферы……………………………………………..5

1.2. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций………..10

1.3. Тенденции развития некоммерческой сферы в России и за рубежом…….24

 

Глава 2. Общие особенности экономики и менеджмента некоммерческих организаций………………………………………………………………………...32

2.1. Теория «производства общественных благ»………………………………...32

2.2. Теория «невыполненного контракта»………………………………………..36

2.3. Теория «контроля стейкхолдеров»…………………………………………...39

 

Глава 3. Ресурсы некоммерческих организаций…………………………………45

3.1. Трудовые ресурсы……………………………………………………………..45

3.2. Финансовые ресурсы………………………………………………………….56

3.2.1. Привлеченные источники финансирования некоммерческих организаций………………………………………………………………57

3.2.2. Государственные источники финансирования некоммерческих организаций………………………………………………………………68

3.2.3. Собственные источники финансирования некоммерческих организаций………………………………………………………………71

 

Глава 4. Планирование деятельности некоммерческих организаций…………..74

4.1. Маркетинговое планирование………………………………………………...74

4.2. Фандрейзинговое планирование……………………………………………...98

4.3. Бизнес-планирование………………………………………………………...105

 

 

Глава 5. Ценообразование на услуги некоммерческих организаций…………112

5.1. Виды цен на услуги некоммерческих организаций……………………….112

5.2. Методы ценообразования…………………………………………………...114

5.3. Ценовая дискриминация…………………………………………………….118

 

Глава 6. Налогообложение некоммерческих организаций…………………….126

6.1. Классификация налогов……………………………………………………..126

6.2. Налоговые льготы некоммерческих организаций…………………………128

6.3. Налоговые льготы для благотворителей……………………………………140

 

Глава 7. Оценка деятельности некоммерческих организаций…………………147

7.1. Анализ эффективности работы некоммерческих организаций…………...147

7.2. Оценка инвестиционных проектов некоммерческой организации……….152

7.3. Оптимизация структуры капитала некоммерческой организации………..159

 

Заключение………………………………………………………………………..165

 

Библиографический список использованной литературы……………………..166

 

Приложения……………………………………………………………………….168

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросы менеджмента имеют решающее значение в работе различных организаций. Некоммерческие организации не является тому исключением. В российской некоммерческой сфере вопросам менеджмента долгое время не уделялось должного внимания, и лишь с переходом на рыночные отношения большинство некоммерческих организаций стало серьезно осознавать, что менеджмент является ключевым фактором эффективной работы. Сокращение бюджетного финансирования, возросшая конкуренция заставили некоммерческие организации изменить стратегию своей деятельности. Некоммерческие организации перестали рассматривать себя как замкнутые системы, реализующие уставные цели с помощью государственных средств. Ориентация на потребителя стала одной из главных стратегий их деятельности. Некоммерческие организации обратились к изучению желаний и потребностей клиентов, работе с различными группами потребителей, диверсификации деятельности. Большую актуальность приобрели задачи продвижения некоммерческих услуг, формирования ценовой политики, привлечения дополнительных источников финансирования.

В современной отечественной научной литературе все больше авторов стало обращаться к вопросам менеджмента некоммерческих организаций. Можно отметить работы В.Э. Гордина [Ваганова, Гордин, 1995], А.И. Дымниковой [Дымникова, 2000], Юрьевой Т.В. [Юрьева, 2001] и др. Работы этих ученых внесли существенный вклад в постановку и решение многих проблем менеджмента некоммерческих организаций. Ими, в частности, исследуются направления менеджмента в некоммерческой сфере, отдельные инструменты менеджмента некоммерческих организаций.

Автором учебного пособия предпринята попытка дать современный и комплексный анализ теоретических и практических вопросов менеджмента некоммерческих организаций.

 


Глава 1. Характеристика некоммерческой сферы.

Понятие некоммерческой сферы.

Некоммерческий сектор, призванный реализовывать социальные, культурные, благотворительные цели, играет крайне важную роль в рыночной экономике. Резкое повышение значения некоммерческой сферы для развития национальной экономики требует переоценки всего традиционно сложившегося подхода к ее месту и роли в системе хозяйствования. В условиях расширения и совершенствования рыночных отношений экономические проблемы функционирования некоммерческих организаций приобретают все большее теоретическое и практическое значение как в России, так и за рубежом.

На протяжении длительного времени российская экономическая наука подразделяла национальное хозяйство на производственную и непроизводственную сферы, исходя из процессов создания, распределения и перераспределения национального дохода. К непроизводственной сфере относили такие отрасли как «культура и искусство», «наука и научное обслуживание», «здравоохранение», «социальное обеспечение» и т.д. Термин «непроизводственный» объяснялся тем, что данная сфера не только не возмещает использованные фонды, но и не производит имеющую самостоятельное движение продукцию.

В настоящее время использование понятий производственной и непроизводственной сферы утратило свою актуальность, что вызвано, прежде всего, пересмотром ряда экономических категорий.

Любую сферу экономики можно считать «производительной», так как она занимается созданием различного рода благ, материальных или нематериальных. Под производством нематериальных благ чаще всего подразумевается процесс создания духовных, интеллектуальных, культурных и иных ценностей, направленных на сохранение и расширение образовательного, трудового потенциала общества, формирование условий всестороннего развития личности, воздействие на общественное сознание. Результаты нематериального производства имеют различные формы проявления. Они могут выступать в качестве индивидуальных (образование, лечение и др.) и общественно-полезных эффектов (повышение культурного уровня и др.). В конечном счете, производство нематериальных благ является одним из решающих факторов роста производительности труда в материальном производстве. В соответствии с этим в экономической литературе вместо понятий производственной и непроизводственной сферы все чаще используются понятия коммерческого и некоммерческого сектора, получившие широкое распространение после принятия Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Согласно ГК РФ, к коммерческому сектору относятся различного рода предприятия, основной целью которых является получение прибыли (см. табл. 1.1). Некоммерческая сфера, наоборот, объединяет организации, которые не рассматривают в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Их работа направлена на достижение культурных, образовательных, научных, благотворительных и иных общественно-полезных целей. Разнообразные цели деятельности некоммерческих организаций В.Э. Гордин объединяет в одну задачу роста «социального капитала общества». Под «социальным капиталом» автор подразумевает такую «систему общественных взаимоотношений, которая предполагает разнообразные формы взаимопомощи и сотрудничества членов отдельных социальных общностей»[1].

Итак, миссия некоммерческих организаций отражает важнейшие социальные задачи того или иного региона. Вместе с тем, формулировка миссии отнюдь не запрещает некоммерческим организациям заниматься прибыльными направлениями работы, но статус таких организаций требует использования полученной прибыли исключительно на цели развития основной некоммерческой деятельности предприятия.

На данную особенность указывают также Л.Н. Демидова, И.М. Шейман и Л.И. Якобсон, рассматривая «ограничение по распределению прибыли или имущества среди учредителей, доноров, управленческого корпуса и персонала» в качестве ключевого критерия функционирования некоммерческих структур.[2]

Таблица 1.1.

Коммерческие и некоммерческие организации

Сравнительные признаки коммерческие организации некоммерческие организации
1. Цель деятельности
  • получение прибыли
 
  • культурные, образовательные, благотворительные и др. общественно-полезные цели
  • извлечение прибыли не основная цель деятельности
 
2. Право на осуществление предпринимательской деятельности
  • создаются для осуществления предпринимательской деятельности
  • могут осуществлять предпринимательскую деятельность только в том случае, если она служит для достижения уставных целей.

 

В-третьих, в случае ликвидации неприбыльной организации ее имущество не распределяется между заинтересованными лицами (кредиторами, сотрудниками и др.), а направляется для продолжения заявленной некоммерческой деятельности. Таким образом, имущество некоммерческой организации служит общественно-полезным целям независимо от того, действует или нет некоммерческая организация.

Итак, ограниченное использование прав собственности некоммерческих организаций служит гарантией выполнения социальных задач. Однако отсутствие возможности в полной мере реализовать право собственности не позволяет им активно диверсифицировать свою деятельность и менять ассортимент производимых благ, что делает неприбыльные организации менее устойчивыми на рынке, по сравнению с частнопредпринимательскими структурами. Ограничение на распределение доходов в некоммерческих организациях приводит к снижению стимулов для эффективного функционирования неприбыльных структур по сравнению с коммерческими предприятиями. Заинтересованность сотрудников, управленцев, учредителей, попечителей в развитии основной деятельности некоммерческой организации обеспечивается в основном нематериальными выгодами, что не всегда приводит к ожидаемым результатам.

Кроме того, специфика хозяйственного механизма некоммерческих организаций требует применения особых показателей для оценки эффективности их деятельности. В отличие от прибыльных предприятий анализ эффективности работы некоммерческих организаций носит двойственный характер. Помимо экономической оценки, большое значение придается анализу социальных результатов, которые отражают степень достижения основных целей деятельности некоммерческой организации.

Некоммерческие организации занимают ведущее место во многих странах. Это обусловлено целями их деятельности, направленными на решение важных социальных вопросов в обществе. В России к некоммерческим, согласно ст. 50 части первой ГК РФ и ст. 2 Закона РФ «О некоммерческих организациях», относятся государственные и негосударственные организации. Это учреждения, ассоциации, фонды, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, государственные корпорации и т.д. Значительную часть некоммерческих организаций в России составляют государственные некоммерческие организации.

Вопросы для самопроверки:

1) В чем отличие коммерческих и некоммерческих организаций культуры?

2) Относятся ли к некоммерческим организациям культуры государственные учреждения культуры?




2019-07-03 420 Обсуждений (0)
Понятие некоммерческой сферы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие некоммерческой сферы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (420)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)