Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7. Функции государства. Механизм (аппарат) государства



2019-07-03 222 Обсуждений (0)
Тема 7. Функции государства. Механизм (аппарат) государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Общественное назначение государства состоит в обеспечении целостности обще­ства, в создании для всех социальных групп возможности осуществлять свою жизне­деятельность в рамках системы социума. Задачи конкретизируют обществен­ное назначение государства применительно к различным аспектам управления обществом. Они могут меняться в зависимости от конкретно исторических условий, но постоянными остаются: поддержание порядка и стабильности, развитие особо важных для социума сфер его жизнедеятельности, обеспечение внешней безопасности, ор­ганизация взаимоотношений с другими странами. Эти задачи реализуются государст­вом через его функции.

Функции государства – это основные направления его деятельности по управлению базовыми сферами общественной жизни и достижению стоящих перед государственной властью задач.

Функции определяют не цели государства, а главные направления его деятель­ности, через которые эти цели достигаются. Каждая функция характеризуется предме­том (областью общественной жизни, на которую направлена деятельность государст­ва), содержанием (конкретными действиями для достижения определенных целей), формами и методами (способами осуществления функций). Функции различаются по направленности деятельности государства на внеш­ние и внутренние, которые, в свою очередь, подразделяются в зависимости от сфер общественной жизни на: социально-экономические, политические, социальные, культурно-идеологические и пр.

Внутри страны современное государство, в частности, осуществляет: а) в сфере экономики – непосредственное управление объектами государственной собственности, регулирование деятельности субъектов предпринимательства, концентрацию и распределение финансовых средств, установление тамо­женного режима и пр.; б) в политической и социальной сферах – выработку направлений обеспечения национальной безопасности, управление системами здравоохранения, соци­ального обеспечения, образования, регулирование отношений между социальными и национальными группами, общест­венными и религиозными объединениями, охрану общественного порядка; в) в культурно-идеологической сфере – управление развитием науки, культуры, регулирование деятельности средств массовой информации, формирование общена­циональной идеологии, охрану памятников истории и культуры.

В сфере внешней политики современное государство организует политическое и экономическое взаимодействие с другими странами, культурное, научно-техническое и прочее сотрудничество с ними, управляет обороной страны, разведкой и контрразведкой, участвует в оборонительных и иных международных союзах.

Осуществление функций государства связано с использованием самых разнообразных методов воздействия на общественные отношения.

Методы осуществления функций государства – это совокупность способов воздействия государства на жизнедеятельность субъектов общества в процессе решения стоящих перед государством задач.

Государственная власть, как и другие формы власти, осуществляется двумя ос­новными методами:

– под воздействием авторитета государства, методом убеждения, когда властные предписания осознаются, легитимизируются и добровольно выполняются субъектами общественной жиз­ни, понимающими, что государство действует в их общих интересах;

– под воздействием силы, методом принуждения, когда государственные реше­ния проводятся вопреки воле управляемых посредством подавления (ограничения воз­можности отдельных лиц или организаций противодействовать публичной власти) или наси­лия (прямого психического или физического воздействия на не подчиняющихся требо­ваниям публичной власти лиц).

Помимо методов, характеризующих властное содержание функций, государст­вом используются методы, свойственные любой организационной деятельности: пла­нирование, прогнозирование, моделирование, стимулирование и пр.

В процессе исторического развития при реализации функций государства все больший удельный вес приобретает метод убеждения, в то время как метод принужде­ния применяется в строго предусмотренных законом рамках и только по отношению к отдельным индивидам. В цивилизованном обществе основой осуществления функций государства является авторитет государственной власти.

Формы осуществления функций государства – это основные пути и приемы их реализации. В теории принято выделять две основные группы форм осуществле­ния функций государства: правовые и организационные (административно-управленческие).

Правовые формы непосредственно связаны с принятием различного рода нор­мативных и правоприменительных актов, они непосредственно влекут за собой юри­дические последствия. В группу правовых форм входят: правотворческая деятельность, правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность.

Организационные формы осуществления функций государства – это сложив­шиеся на практике способы осуществления государственной деятельности, непосред­ственно не связанные с правом. Например, деятельность по подбору кадров на ту или иную государственную должность в государственном аппарате, процедуры подготовки и согласования различных нормативных документов, подготовки заседаний тех или иных органов публичной власти, разъяснительная работа с населением, взаимодействие со средствами массовой информации, бухгалтерский учет и т.п.

Для осуществления многочисленных функций государство должно обладать определенным образом организованной действующей системой различных учреждений.

Механизм государстваэто система органов и учреждений, через которую государство реализует свои функции, осуществляет государственную власть.

Характерными признаками государственного аппарата являются:

– наличие особой группы людей, для которых управление является основным занятием, и за это они получают материальное вознаграждение;

– наличие государственных органов, наделенных властными полномочиями;

– единство, т.е. все органы, входящие в механизм государства, взаимосвязаны и являются частями одного целого;

– все государственные органы выполняют функции государства;

– иерархичность – построение системы органов по принципу пирамиды, где вышестоящие органы наделены большими полномочиями, чем нижестоящие;

– работа государственных органов обеспечивается особым аппаратом принуждения;

– государственный механизм обладает особыми материальными средствами, обеспечивающими его работу.

Механизм (аппарат) государства состоит из органов государства.

Государственный органэто юридически оформленное организационно-хозяйственное звено государственного механизма, которое участвует в осуществлении конкретных функций, в связи с чем наделено властными полномочиями.

Признаки государственного органа:

– является самостоятельным звеном государственного механизма, входит в единую систему государственных органов, имеет свои права и обязанности, закрепленные в правовых актах;

– наделяется государством властными полномочиями для осуществления своей деятельности, в т.ч. полномочием применять меры принуждения;

– имеет собственную компетенцию;

– выполняет строго определенный круг задач;

– образуется в установленном законом порядке;

– имеет соответствующие материальные средства для решения стоящих перед ним задач.

Виды государственных органов:

По признаку строения государства выделяются:

общефедеральные государственные органы, которые осуществляют свою деятельность на территории всей страны;

органы субъектов федерации, которые действуют на территории соответствующего субъекта РФ;

местные, осуществляющие свою деятельность в городских, сельских поселениях.

По признаку разделения властей государственные органы делятся на:

законодательные – в России это Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата – непосредственно принимает законы);

исполнительные – Правительство РФ, федеральные министерства, ведомства, государственные комитеты, службы и т.д.;

судебные – судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ).

Во главе системы судов в Российской Федерации стоят Конституционный Суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ.

По срокам осуществления полномочий органы делятся на:

постоянно действующие (например, суды и судьи);

временно действующие (например, Комиссия по выяснению причин авиакатастрофы).

По характеру компетенции делятся на:

органы общей компетенции, имеющие широкий круг полномочий (например, Правительство РФ, Президент РФ и др.);

органы специальной компетенции, имеющие полномочия, ограниченные определенной сферой (например, Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения и др.).

Государственные органы следует отличать от иных структурных формирований механизма государства, по отношению к ним являющихся вспомогательными звеньями. К их числу относятся:

государственные учреждения (организации, для которых осуществление государственной власти не является основным видом деятельности, но посредством которых государство практически осуществляет свои функции (как правило, в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры и т.д.). Государственные учреждения действуют под руководством органа государства;

государственные предприятия (элементы механизма государства, не обладающие признаками государственно-властных полномочий, занимающиеся хозяйственно-экономической деятельностью, оказанием услуг в целях удовлетворения общественных потребностей);

государственные унитарные предприятия (коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество, которое принадлежит таким предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления);

государственные организации (образованные государством структуры, которые имеют необходимые ресурсы и объединяют людей, полномочно и комплексно реализующих государственную программу на основе определенных государством правил и процедур).

При образовании государственных органов и в процессе их функционирования всесторонне учитываются принципы организации и деятельности государственного аппарата, что позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и совершенству. К таким принципам, в частности, относятся:

разделение властей: вся власть в государстве должна быть четко разделена на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Во избежание узурпации власти действует механизм «сдержек и противовесов». Реализация этого механизма достигается устранением и последовательным осуществлением следующих требований: четкого разграничения функций различных органов государственной власти; запрещения одновременного занятия должностей в государственных представительных, исполнительных и судебных органах; установления различного порядка формирования основных ветвей государственной власти; обеспечения механизма парламентского контроля за деятельностью правительства, вплоть до возможности отставки последнего; обеспечения права вето главы государства на законодательный акт, принятый парламентом, и возможность роспуска парламента; обеспечения права парламента на отрешение президента от должности в предусмотренных законом случаях;

гласность и публичность (все принимаемые акты должны быть опубликованы, важнейшие нормативные акты должны обсуждаться народом, деятельность государственных органов должна быть открыта для контроля и критики общественности);

демократизм (все субъекты и члены гражданского общества должны знать об акциях государства и принимать в них активное участие – выборы, обсуждение и принятие законов на референдуме и т.д.);

децентрализация (закрепление в законодательстве предметов ведения и полномочий за тем или иным органом (видом органов), которые он (они) должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов);

политический плюрализм (свобода политических мнений, деятельности различных политических и иных партий и движений);

законность (требование строгого, точного и неукоснительного соблюдения и исполнения всеми государственными органами и должностными лицами всех правовых актов);

подотчетность (обязательность отчета нижестоящего органа вышестоящему);

высокий профессионализм и этика государственных служащих.

 



2019-07-03 222 Обсуждений (0)
Тема 7. Функции государства. Механизм (аппарат) государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 7. Функции государства. Механизм (аппарат) государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)