Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы организации деятельности в экономике образования



2019-07-03 529 Обсуждений (0)
Формы организации деятельности в экономике образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Образовательные потребности и способы их удовлетворения. Формальное, неформальное и информальное образование в современных условиях. Образовательные интересы и цели получения образования.

Уровни и формы получения образования. Виды и типы образовательных программ. Документы об образовании.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность. Классификация образовательных организаций основного и дополнительного образования. Университеты, академии, институты, центры и т.д.

В первой главе образовательная потребность определена как потребность в приобретении человеком компетентности, необходимой ему для решения жизненно важных проблем.

Важно понимать, что носителем образовательной потребности является именно человек, несмотря на то, что оплачивать его образование может работодатель или государство. Такая предпосылка соответствует рыночным постулатам (потребитель – домашнее хозяйство), а также положениям теории человеческого капитала, рассматриваемой в первой и девятой главах учебника (человеческий капитал неотделим от своего носителя, который им и распоряжается).

Вместе с тем можно выделить несколько уровней формирования образовательных потребностей:

− на уровне отдельного человека – это связано с изменением структуры личности, формированием ее интересов, ценностных ориентаций и мотивов жизнедеятельности, и наоборот, с развитием образовательных потребностей получает стимул трудовая активность, через приобретение знаний и навыков осуществляется адаптация к внешней среде;

− на групповом уровне – это обусловлено воздействием внутрисемейных установок, предпочтений референтных групп, профессионально-квалификационных требований, обеспечивающих сохранение занятости и (или) карьерный рост, и наоборот, с развитием образовательных потребностей преобразуется образ жизни человека, что может привести к смене места работы, социального статуса и т.д.;

− на уровне всего общества – это опосредовано, с одной стороны, транслированием культурного наследия и социально-экономического опыта предшествующих поколений, с другой, − изменением характера общественного труда и института профессии, и, как следствие, появлением новых ценностей.

Таким образом, та или иная образовательная потребность обусловлена состоянием экономики, социально-культурными отношениями, включая социальную структуру общества, а также жизненными обстоятельствами конкретной личности с ее духовными и материальными потребностями. Сама же потребность в образовании может быть выражена в обусловленном социокультурными факторами активно-деятельностном отношении человека к сфере знания, а также в характеристиках его развития, самоопределения и самореализации[1].

Многообразие и изменчивость образовательных потребностей в течение жизни человека в современных условиях связано, во-первых, с многообразием решаемых проблем, во-вторых, с устареванием знаний и необходимостью постоянного обновления компетенций для успешной жизнедеятельности в меняющемся мире.

Функции образовательной потребности:

− формирует образовательные интересы и цели;

− выступает как причина (мотив) образовательной деятельности, основа мотивационного механизма ее регулирования;

− ориентирует в выборе способа решения жизненных проблем[2].

К базовым образовательным интересам относят:

− материальные (повышение материального благосостояния);

− статусные (повышение социального и(или) профессионального статуса, вертикальная социальная мобильность, карьерный рост);

− профессионально-трудовые (повышение профессиональной компетентности, совершенствование трудовых навыков);

− адаптационные (возможность включения в новые сферы деятельности);

− духовные (самореализация, приобщение на более высоком уровне к культуре и культурным ценностям) [3].

С точки зрения конечной целевой ориентации образовательные потребности могут быть разделены на следующие подвиды:

− материального роста,

− статусного продвижения,

− профессионального совершенства,

− морального самоутверждения,

− социальной адаптации,

− духовной самореализации.

Важно, что каждый из этих подвидов может стать побудительным мотивом к освоению той или иной образовательной программы.

Указанные подвиды образовательных потребностей можно также разделить на:

базовые (первичные), в рамках которых получение образования рассматривается как способ решения проблемы выживания, гарантия дохода и защищенности от увольнения в будущем;

− вторичные, включающие стремление к профессиональному и финансовому успеху, возможности самовыражения, желание принадлежать к определенной социальной или профессиональной группе[4].

Нетрудно убедиться, что указанные потребности могут быть удовлетворены и другими, отличными от образования средствами. Поэтому относить их к образовательным потребностям с некоторой долей условности можно только в том случае, когда их реализация опосредуется получением образования и приобретением соответствующих компетенций.

По признаку формализованности реализации образовательные потребности делятся на:

− потребности в научном знании, удовлетворяемые в рамках формального образования (в образовательных учреждениях и организациях);

− потребности в повседневном знании[5], удовлетворяемые в контексте неформального образования, в том числе самообразования, а также информального образования, носящего спонтанный характер в процессе межличностного взаимодействия, в процессе социализации под воздействием семьи, культуры, государства, религии и др.

Каков бы ни был избран путь для удовлетворения образовательной потребности, необходимым элементом ее реализации является организация образовательного пространства, которое может быть создано в рамках:

− деятельности обособленной сферы и ее учреждений и организаций, то есть посредством формального обучения, к достоинствам которого относятся наличие специализированных учебно-методических материалов, возможность получения профессиональной помощи и сопровождения специалистов, а также возможность формальной оценки и подтверждения полученной квалификации[6],

− самообразования как целенаправленной и организованной деятельности вне образовательной системы, достоинствами которого являются возможность предельной индивидуализации в соответствии с личными интересами, включая место, время и содержание обучения.

Законодательно установлено, что образование в Российской Федерации может быть получено[7]:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме.);

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность).

Результаты социологических опросов позволяют выявить цели получения высшего образования российскими студентами. Среди них:

− получение знаний и формирование компетенций, позволяющих достичь успехов в дальнейшей профессиональной деятельности;

− установление знакомств и связей, которые в дальнейшем могут помочь в личной жизни (в том числе, в создании семьи) и трудовой деятельности;

− перемещение в более привлекательную с точки зрения поступающего социальную среду и пребывание в ней в течение периода обучения;

− формальное получение диплома о высшем образовании;

− выполнение требований родителей;

− целевое обучение, то есть получение образования по направлению предприятия-работодателя (в том числе и с оплатой обучения) на соответствующую специальность или направление;

− получение других льгот и преимуществ, связанных с процессом обучения и наличием высшего образования (отсрочка от службы в армии, получение денежного пособия в период обучения, и т.д.) [8].

Очевидно, что только первая цель из перечисленных непосредственно соответствует реализации образовательных потребностей. Следует учитывать, что на практике потенциальный абитуриент, а впоследствии и студент обычно стремится к достижению не одной, а нескольких целей, каждая из которых имеет для него различный приоритет. Кроме того, в процессе обучения достаточно часто происходит смена целей, и одна из задач образовательной организации состоит в создание условий для формирования позитивных, «правильных» образовательных потребностей.

В рамках формального образования реализация образовательной потребности человека осуществляется в процессе освоения определенной образовательной программы, под которой понимается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов[9].

В зависимости от направленности образовательной потребности способом ее удовлетворения может быть один из трех видов образования:

общее, направленное на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

профессиональное, направленное на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

дополнительное, направленное на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Особое место в профессиональном образовании занимает профессиональное обучение, направленное на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) и обеспечивающее возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Для общего образования в Российской Федерации установлены следующие уровни образования:

1) дошкольное;

2) начальное общее;

3) основное общее;

4) среднее общее.

Для профессионального образования в Российской Федерации установлены следующие уровни:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование − бакалавриат;

3) высшее образование − специалитет, магистратура;

4) высшее образование − подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование[10]

В соответствии с уровнями образования в Российской Федерации все образовательные программы делаться на:

основные образовательные программы:

основные общеобразовательные программы:

− образовательные программы дошкольного образования,

− образовательные программы начального общего образования,

− образовательные программы основного общего образования,

− образовательные программы среднего общего образования;

основные профессиональные образовательные программы:

− образовательные программы среднего профессионального образования :

− программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих,

− программы подготовки специалистов среднего звена;

− образовательные программы высшего образования :

− программы бакалавриата, программы специалитета,

− программы магистратуры,

− программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре),

− программы ординатуры,

− программы ассистентуры-стажировки;

основные программы профессионального обучения:

− программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих (лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего),

− программы переподготовки рабочих, служащих (лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности),

− программы повышения квалификации рабочих, служащих (лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня).

дополнительные образовательные программы.

дополнительные общеобразовательные программы

− дополнительные общеразвивающие программы, реализующиеся как для детей, так и для взрослых

− дополнительные предпрофессиональные программы, реализующиеся в сфере искусств, физической культуры и спорта для детей;

дополнительные профессиональные программы

− программы повышения квалификации, направленные на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;

− программы профессиональной переподготовки, направленные на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.[11].

 

Соотношение уровня образовательной программы, лица, относящиеся к обучающимся, и документ о получении образования представлены в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3.

 

Образовательная программа Лица, относящиеся к обучающимся Документ о получении образования

Общее образование

Программы ы дошкольного образования Воспитанники -
Программы начального общего образования Учащиеся; воспитанники – при условии одновременного проживания в образовательной организации; -
Программы основного общего образования Учащиеся; воспитанники – при условии одновременного проживания в образовательной организации; Аттестат об основном общем образовании
Программы среднего общего образования Учащиеся; воспитанники – при условии одновременного проживания в образовательной организации; Аттестат об основном общем образовании


2019-07-03 529 Обсуждений (0)
Формы организации деятельности в экономике образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы организации деятельности в экономике образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (529)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)