Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 23. Основные правовые системы современности



2019-07-03 614 Обсуждений (0)
Тема 23. Основные правовые системы современности 0.00 из 5.00 0 оценок




Юридическая картина современного мира складывается из множества существующих и функционирующих на данном этапе развития общества правовых систем.

Национальной правовой системой называют конкретно-историческую совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Правовая система каждого государства, как правило, является отражением основных закономерностей развития данного общества, его исторических и национально-культурных особенностей.

Совокупность национальных правовых систем, обладающих доминирующими сходными чертами, правоведы объединяют в отдельные группы – правовые семьи.

Таким образом, правовая семья – совокупность национальных правовых систем, в рамках одного типа права, выделенная на основе общности исторического пути его формирования, доминирующих источников, структуры права, особенностей правоприменительной деятельности, понятийно-категориального аппарата юридической науки и др.

Структура правовой системы общества складывается из:

– нормативного компонента (юридические нормы, принципы, институты, подотрасли и отрасли права, выраженные в специфиче­ских источниках права);

– деятельностного компонента (правовая практика и правовые учреждения государственно-организованного общества);

– духовного компонента (структурированное правовое сознание).

Исторические особенности содержания и связи друг с другом указанных компонентов обусловливают различия правовых систем общества и объединение национальных систем права в правовые семьи, количество и названия которых до сих пор остаются предметом дискуссий в кругу ученых.

Наиболее авторитетным в настоящее время является выделение следующих правовых семей:

– семья романо-германского права (континентальное право);

– семья англосаксонского права (система общего права);

– религиозные и традиционные правовые системы.

Романо-германская правовая семья – это одна из основных правовых семей современности, основанная на римском праве, поэтому важнейшим источником права считает нормативно-правовой акт, признается абстрактность норм, разделение права на публичное и частное, выделение различных отраслей права и т.п.

К романо-германской правовой семье относят национальные правовые системы, возникающие в континентальной Европе на основе римских, канонических и местных правовых традиций (отсюда ее второе название – семья «континентального права»). Сегодня эта правовая семья является не только наиболее древней, но и наиболее широко распространенной в мире.

В рамках той или иной правовой семьи учеными принято выделять более дробные элементы – группы правовых систем. В континентальной системе таких групп две: группа романского права и группа германского права. К первой принадлежат страны, которые при создании собственного законодательства взяли за основу французскую правовую модель (Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия и др.); ко второй – страны, ориентированные на германскую модель (Австрия, Венгрия и др.).

Семья романо-германского права при всех исторических, национальных и региональных особенностях права принадлежащих к ней национальных правовых систем различных государств обладает целым рядом общих черт:

1. Деление права на частное (гражданское, семейное, торговое право и др.) и публичное (конституционное, административное, гражданское, трудовое, уголовное, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное).

Согласно господствующим в этих странах представлениям частное право защищает интересы частных лиц от преступных посягательств со стороны как отдельных граждан, так и государства.

Публичное право определяет порядок организации и деятельности органов власти и управления и защищает интересы всего общества и государства от любых посягательств. Нормы публичного права определяют компетенцию и порядок деятельности государственных органов, а также взаимоотношения государства и индивидуумов, нормы частного права регулируют отношения частных лиц между собой.

Другая отличительная особенность континентальной правовой семьи – ее подразделение на отрасли права, которые представляют собой совокупность взаимосвязанных правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу общественных отношений.

В ряде стран романо-германской правовой семьи отрасли права прямо названы в конституциях. Чаще всего это свойственно конституциям федеративных государств, в которых разграничивается компетенция федерации и ее субъектов. Причем предметом разграничения могут быть не только отрасли, но и подотрасли и даже отдельные институты права.

2. Устойчивая иерархия источников (форм) права. Во всех странах романо-германской правовой семьи основным источником права является закон. Основной закон государства – Конституция – обладает высшей юридической силой, которая проявляется, во-первых, в том, что ее нормы имеют приоритет над нормами иных законов и подзаконных актов, и, во-вторых, в том, что законы и иные акты принимаются предусмотренными Конституцией органами и в установленном ею порядке.

3. Систематизация и кодификация законодательства. Формы ее различаются по степени охвата нормативного материала, его структуризации, а также по юридической силе (например, в Германии упор делается на простую инкорпорацию, а во Франции формой систематизации законодательства является кодификация).

Англосаксонское общее право – это самобытная семья правовых систем, которая базируется не на абстрактно формальных правовых нормах, а в основном на обычном праве и судебной практике (прецедентное право).

Англо-саксонская правовая семья включает в себя две группы: группу английского права, предоставленную национальными правовыми системами Англии, Северной Ирландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, а также 36 государствами-членами Британского содружества наций, и группу права США (за исключением штатов Луизиана и Калифорния).

Основными источниками права в странах англо-саксонской правовой семьи является судебный прецедент. Англо-саксонское право – это право судебной практики, в рамках которой суды не только применяют, но и создают нормы права.

Становление прецедентного права в Англии началось с 1066 г. – с момента завоевания острова нормандцами. Это право было создано королевскими судами, названными Вестминстерскими (по тому месту, где они заседали, начиная с XIII в.). Это было общим правом, действовавшим на территории всей Англии (отсюда – второе название англо-саксонской правовой семьи – «семья общего права» - common law).

В процессе деятельности королевских судов постепенно сложилась сумма решений, которыми они руководствовались в дальнейшем, и возникло правило прецедента, гласившее, что однажды вынесенное судебное решение по делу является обязательным для всех других судей, которые будут рассматривать аналогичные дела в будущем.

Рассматривая дело, судья англо-саксонской правовой семьи сначала должен признать обязательства решаемого дела сходными с каким-либо делом, по которому уже было вынесено решение. От этого зависит применение или неприменение им прецедентной нормы. Если обстоятельства признаются аналогичными, действует прецедент. Если нет – судья сам создает новую правовую норму, т.е. становится законодателем.

Наряду с общим правом в Англии существует так называемое статутное право – законы и подзаконные акты. Однако законы – статуты – считались и считаются второстепенными источниками права, дополнением к праву судебной практики. До сих пор в английском праве действует принцип, согласно которому норма закона приобретает реальный смысл только после ее применения в суде.

В отличие от романо-германской правовой семьи в англосаксонском праве разделение системы права на отрасли является менее четким: более важное значение придается правовым институтам. В самой Англии конституция не является единым документом и основным законом государства, нет кодексов европейского типа.

Отсутствует деление права на частное и публичное. Его заменяет деление на общее право и право справедливости.

Религиозно-традиционные правовые семьи – это такие системы регулирования, в которых юридические элементы в значительной мере существуют еще в первоначальном состоянии, будучи связанными регулирующими формами традиционных обществ – религиозными догмами, учениями, традициями и т.п.

Для таких систем характерны принципы непререкаемости авторитета Священных текстов и верховенства религиозных (культовых) установлений.

Мусульманское право сложилось в Арабском халифате в VІІ–X веках и представляет собой совокупность норм религиозного характера, основанных на исламе. Согласно исламу право дано людям Аллахом через пророка Мухаммеда. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий. Мусульманское право сложилось трудами многочисленных его толкований и охватывает все сферы жизни, а не только те, которые обычно относятся к праву (молитвы, посты).

Предписания верующих – шариат (в переводе на русский язык путь следования) состоит из двух частей: принципов веры (акида) и собственно правовых требований (фикха). Фикх или мусульманское право указывает как правоверный должен вести себя по отношению к себе подобным и к Аллаху.

Основными источниками мусульманского права являются:

– Коран – священная книга ислама. По мусульманским поверьям считается, что Коран – это речь самого бога, с которой он обратился к Мухаммеду на арабском языке;

– сунна – сборник преданий (хадисов) о жизни пророка Мухаммеда;

– иджма – сводный комментарий средневековых правоведов – знатоков ислама;

– кияс – правила применения шариата к новым жизненным ситуациям по аналогии.

Мусульманское право представляет собой яркий пример «права юристов», созданного учеными-богословами и учеными-юристами на основе неполных предписаний Корана и казуистических положений сунны. В случае если предписания Корана или сунны являются слишком общими или в них существует пробел относительно правил поведения в данной конкретной ситуации, то поиск таких правил осуществляется на основе рационального толкования предписаний ислама – иджтихада. Его имеют право давать только специальные мусульманские правоведы, облеченные правом на иджтихад, – муджтахиды.

Суть иджтихада заключается в том, чтобы на не имеющий готового решения вопрос найти такой ответ, который бы соответствовал шариату. При этом муджтахид не создает нового правила поведения, а лишь ищет и извлекает его, обнаруживает изначально содержащееся в шариате – если не в его точных положениях, то в многозначных предписаниях или общих принципах. Выработанные муджтахидом оценки не могут противоречить однозначным предписаниям Корана и сунны. Судьи же при рассмотрении дела обычно не обращаются к Корану или сунне, а ссылаются на мнение муджтахида.

Мусульманское право отличают архаичность многих правовых институтов, отсутствие деления права на частное и публичное. В настоящее время наблюдается тенденция сближения мусульманской правовой семьи с европейскими. В частности, это выражается в усилении роли закона как источника права и принятии рядом стран Ближнего Востока кодексов западного образца.

Индусское право является ярким примером традиционного права. Оно относится к древнейшим в мире. Это право общины, обусловленное неформально еще имеющей место варново-кастовой структурой общества. Наиболее распространено в Индии, Пакистане, Бирме, Сионгапуре, Малайзии, в странах восточного побережья Африки (Танзания, Уганда, Кения).

Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей верить, что люди с рождения разделены на социальные и иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей. Проявляется, в основном, в брачно-семейных, наследственных и иных отношениях.

Из важнейших материальных источников индусского права можно назвать веды и дхармашастры.

Африканское обычное право является правом групп или сообществ, а не правом индивидов. Эта характерная черта проявляется почти в каждой отрасли обычного права.

Следует подчеркнуть роль сверхъестественного в традиционном праве. В судебных процедурах этот фактор проявляется в основном в том, что для выяснения истины заставляли клясться и проводили испытание «судом божьим» (ордалии). Судебные решения принимают, основываясь на понятии примирения или восстановления гармонии.

Социалистическая правовая семья – это самостоятельная правовая система советской России (СССР), которая возникла после Октябрьской революции 1917 г. и была воспринята после Второй мировой войны другими социалистическими странами.

Социалистическая правовая семья в недалеком прошлом составляла третью по распространенности в мире правовую семью. К ней принадлежали правовые системы СССР, а также стран, составляющих социалистический лагерь в Европе, Азии и Латинской Америке. Она сформировалась на основе марксистско-ленинской теории о новом типе права, которое должно быть тесно связано с государственной политикой и служить орудием государственной власти. Для данной правовой семьи характерно:

– отрицание различий между публичным и частным правом;

– подчиненное положение закона в правовой системе по отношению к партийно-административным решениям;

– отрицание возможности суда выступать в роли создателя правовых норм.

Социалистическим правом была воспринята, хотя и в несколько модифицированном виде, отраслевая классификация, использовались формы и приемы кодификации, свойственные романо-германской правовой семье, издаваемые правотворческими органами нормы права носили обобщенный характер.

Произошедший распад СССР и последовавшие за ним изменения в политической сфере повлекли за собой отказ от использования ряда принципов социалистического права и реформу правовой системы России. Аналогичные изменения происходят и в национальных системах бывших социалистических стран. Однако в некоторых из них (Китай, Северная Корея) социалистическое право сохраняется и сейчас.

При этом указанные мировые правовые семьи современности достаточно активно взаимодействуют между собой и перенимают наиболее прогрессивные черты друг друга. Небольшие правовые семьи составляют также скандинавское и римско-голландское право. В последние годы ряд отечественных ученых аргументирует позицию, что на территории большей части быв­ших Союза ССР и Варшавского Договора форми­руется самостоятельная мировая правовая система - «славянская», формально схожая с романо-германской, но отличная от нее особыми духовно-эти­ческими традициями и установками (коллективизм вместо западного индивидуализма, приверженность идее социальной справедливости, особая пра­вовая ментальность и т.п.). Тем не менее, большинст­во правоведов относят национальную систему права РФ к романо-гер­манской (континентальной) правовой семье.

Классификация правовых семей во многом зави­сит от выбранных критериев: формаль­но-юридических, цивилизационных, ду­ховных, культурно-исторических, соци­ально-политических (формационных). В приведенной выше классификации за основу принята комбинация различных критериев. Такой подход является гос­подствующим в современной науке, поскольку ни один критерий в отдельности не может дать целостной картины «юридической географии» мира. Так, правовая система современного Китая по формально-юри­дическому признаку относится к рома­но-германской правовой семье, по цивилизационному и духовному – к традиционной правовой семье, а по социально-политическому (формационному) может быть отнесена к соци­алистическому праву. При «комбиниро­ванном» подходе один из критериев так­же может преобладать в разграничении правовых семей. Например, форма, перечень и иерар­хия юридических источников (форм) права традиционно рассматривается в качестве основного различия между се­мьей общего права и романо-германской. В частности, для романо-германской правовой семьи право выступает в виде норм, имеющих законодательное выражение (в виде за­кона или кодекса), а правоприменитель лишь сравнивает конкретную ситуацию с общей нормой и в ней находит реше­ние дела, в то время как для англосак­сонского (общего) права основной источ­ник – правовой (судебный) прецедент.

Некоторые страны или районы в силу особенностей исторического развития не могут быть отнесены ни к одной из правовых семей. Так, право Шотландии представля­ет собой своеобразную смесь общего и континентального права. Комбинацию различ­ных правовых семей (прежде всего, англосаксонской и континен­тальной) наблюдают также в американ­ском штате Луизиана, канадской провин­ции Квебек. Право современного Изра­иля сложилось под влиянием, по меньшей мере, трех раз­личных правовых семей. Большинство стран, где дей­ствует мусульманское право, в большей или меньшей степени заимствовали элементы романо-германской или англосаксонской правовых семей.

 



2019-07-03 614 Обсуждений (0)
Тема 23. Основные правовые системы современности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 23. Основные правовые системы современности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (614)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)