Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 11. Нормативно-правовые акты: их виды и действие



2019-07-03 197 Обсуждений (0)
Тема 11. Нормативно-правовые акты: их виды и действие 0.00 из 5.00 0 оценок




Нормативные правовые акты любой страны современного мира составляют единую систему, где каждый отдельный нормативный акт занимает строго определенное место в соответствии с его юридической силой, зависящей от уровня публично-властной компетенции принявшего этот акт органа государства. В этой системе выделяются два главных уровня норма­тивных актов: законы и подзаконные нормативные акты.

Законы – это нормативные правовые акты, принимаемые высшими представительными органами государственной власти по четко определенной процедуре, имеющие высшую юридическую силу и содержащие юридические нормы для регулиро­вания наиболее значимых для социума групп общественных отношений.

Закон представляет собой базовый элемент в системе нормативных актов, выс­шую форму современного права. Законы составляют основу правовой системы страны, на которой базируются все ее другие элементы. По совокупности за­конов, охвате урегулированных ими различных сфер общественных отношений, состоянию их реализации в жизни социума обычно судят о количественной и качественной сторонах системы законодательства. От других нормативных актов законы отличаются тем, что:

– принимаются только высшими представительными органами государства (парламентами), входящими в законодательную «ветвь» государственной власти, и не могут приниматься органами исполнительной или судебной «ветвей» государственной власти;

– конституцией страны, регламентами высших представительных (законодательных) органов государства четко прописан порядок принятия законов, включающий указание: лиц, имеющих право высту­пать с законодательной инициативой, формы обсуждения проекта закона и голосова­ния по нему, порядок подписания, опубликования и вступления в силу;

– содержат юридические нормы, регулирующие наиболее важные для социума общественные отношения и составляющие исходную базу для их более деталь­ного регулирования подзаконными нормативными актами;

– обладают высшей юридической силой, согласно которой их содержа­нию не могут противоречить иные нормативные акты, а в случае противоречия - дей­ствуют правила, предусмотренные законами.

В зависимости от роли и места в системе нормативных правовых актов законы подразделяются на:

конституции (основные законы), закрепляющие основы общественного и государст­венного строя, правовой статус личности и пр.;

конституционные законы, непосредственно вытекающие из конституций;

– остальные или текущие (обыкновенные) законы.

Кроме того, в федеративном госу­дарстве, каковым является и Российская Федерация, законы подразделяются также на:

  федеральные законы;

 – законы субъектов федерации.

Все остальные нормативные акты являются подзаконными.

Подзаконные нормативные акты – это официальные акты, принимаемые органами исполнительной «ветви» государственной власти во исполнение законов и в соответствии с ними, содержащие общие правила, конкретизирующие первичные нормы законов.

Подзаконные нормативные акты по своей роли в системе нормативных актов составляют ее вторичное звено, которое дополняет первичные нормы законов, более детально регламентирует различные группы общественных отношений. Вместе с тем – это нормативные правовые акты, представляющие официальные письменные документы, содержащие нормы права (общеобязательные правила поведения). В количественном отношении система подзаконных нормативных актов значительно превосходит систе­му законов.

Подзаконные нормативные акты принимаются в основном органами, входящи­ми в «ветвь» исполнительной власти государства и, как правило, имеют специфические названия. Так, в Российской Федерации Президент РФ принимает указы и распоряжения, Правительство РФ - постановления и распоряжения, министерства – главным образом, приказы. На уровне субъектов Российской Федерации подзаконные нормативные акты принимают главы субъектов Федерации, их исполни­тельные органы (правительства, администрации, министерства, управления, департа­менты): такими нормативными актами могут быть указы, постановления, приказы, рас­поряжения.

В качестве подзаконных выделяют нормативные правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления. Подзаконный характер имеют решения и распоряжения их представительных и исполнительных органов. Это касается и локальных нормативных актов, принимаемых в рам­ках отдельных организаций (их уставов, положений, инструкций).

Порядок принятия различных подзаконных актов определяется законами и по­ложениями о соответствующих исполнительных структурах.

Любые подзаконные нормативные акты по своему содержанию не должны противоречить законам, которые обязательны к исполнению всеми государственными органами, действующими на территории РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами. В случае такого противоречия действуют нормы, закрепленные в законах. Кроме того, подзаконные нормативные акты имеют собственную иерархию, определяемую местом принявшего их органа в системе органов исполнительной «ветви» государственной власти, и должны соответствовать подзаконному акту более высокой юридической силы.

Действие нормативных актов – это обязанность их исполнения в течение определенного времени, на определенной территории и в отношении конкретного круга лиц.

Порядок действия нормативных актов – это общие правила вступления данных актов в юридическую силу с определенного времени, на определенной территории и в отношении конкретного круга лиц, а также прекращения действия. По общему правилу, нормативный акт применяется к отношениям, имев­шим место после его вступления в силу и до утраты им силы.

В современной России существуют следующие правила о времени вступления нормативного акта в си­лу:

– указание в самом нормативном акте либо в акте о вступлении его в силу календарной даты начала его действия;

– указание определенного факта, события, с которы­ми связывается вступление нормативного акта в силу («с момента принятия», «с момента опуб­ликования» и т.п.);

– если в принятом нормативном акте нет таких сведения, как дата, факт, событие, то применяются установленные законода­тельством РФ общие правила. Так, федеральные законы РФ вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования. Имеющие нормативный характер акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории РФ по истечении 7 дней после их опублико­вания в официальном источнике («Российская газета», «Собрание за­конодательства Российской Федера­ции»). Ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня присвоения им порядкового номера государственной регистрации Минюстом России, если в самом акте не ука­зан более поздний срок начала их дейст­вия. Порядок вступления в силу нормативных право­вых актов субъектов Федерации, а так­же органов местного самоуправления оп­ределяется ими самостоятельно.

Норма­тивные акты теряют силу по различным обстоятельствам. Акт временного дейст­вия – по истечении того срока, на кото­рый он был рассчитан (конкретная дата или наступление определенного собы­тия: отмена чрезвычайного положения или военного положения и т.п.). В иных случаях нормативный акт утра­чивает силу в результате его официаль­ной отмены. Такая отмена фиксируется либо в новом акте, либо в особом переч­не актов, признаваемых утратившими силу в связи с принятием новых актов или подготовкой разного рода собраний действующего законодательства. Кроме того, нормативный акт фактически утра­чивает силу вследствие издания нового акта той же или вышестоящей юридиче­ской силы, если его содержание противоречит этому акту. Нормативный акт также фактически теряет свою силу, если он противоречит международному договору РФ (согласно установленному ч.4 ст.15 Конституцией РФ принципу приоритета междуна­родного договора над внутригосударст­венным законодательством). Норматив­ный акт перестает действовать, если он специальным решением Конституционного Суда РФ признан неконституционным.

По общему правилу, закон не имеет обратной силы. Он действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие, то есть если преступление совер­шено (или гражданско-правовой спор возник) в то время, когда действовал старый закон, дело должно решаться на основании его норм, хотя на момент рассмотрения дела этот закон отменен и действует новый. Правило запрета обратного действия за­кона, установленного еще в римском праве, – это один из принципов цивилизо­ванной правовой системы. Он обеспечи­вает правовую стабильность в обществе, уверенность граждан и юридических лиц в том, что они находятся под надлежащей защитой закона и их правовое положение не может быть ухудшено новым законом.

В то же время юридическая практика выработала два типичных исключения из принципа «закон обратной силы не име­ет»:

– закон имеет обратную силу, если он специально предусматрива­ет применение своих норм к отношени­ям, возникшим до его вступления в силу. Так, ч. 1 ст. 4 ГК РФ установлено, что «действие закона рас­пространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в слу­чаях, когда это прямо предусмотрено за­коном»;

– имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие уголовную либо административную от­ветственность или иным способом улуч­шающие положение правонарушителя.

По общему правилу, нормативный акт действует на всей территории, на которую распространяет свои властные полномочия соответствующий правотворческий орган. Федеральные законы и иные норматив­ные акты действуют на всей территории РФ; нормативные акты ее субъектов – на территориях соответствующих рес­публик, краев, областей, автономных округов, городов федерального подчине­ния и т.п. В отдельных случаях нормативный акт может распространять свое действие на определенную часть терри­тории (районы Крайнего Севера и приравненные к ним и пр.). Ограниченное территориальное действие обычно предусматривается в самом нормативном акте.

Действие нормативного акта по ли­цам означает его применимость к опре­деленной категории субъектов права (лицам, органам, организациям). Законо­дательство РФ распространяется на всех субъектов права, находящихся на ее тер­ритории – на граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства (апатри­дов), должностных лиц, государственные органы, юридические лица. На граждан РФ ее законодательство рас­пространяется и тогда, когда они нахо­дятся за рубежом (уголовная ответст­венность за преступления, регистрация актов гражданского состояния и пр.). Одновременно с этим некоторые российские законы распространяют свое действие не на всех граждан, а на их оп­ределенную часть, выделяемую на осно­ве какого-либо общего признака (государственные служащие, военнослужащие, студен­ты, пенсионеры, работники транспорта и т.п.).



2019-07-03 197 Обсуждений (0)
Тема 11. Нормативно-правовые акты: их виды и действие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 11. Нормативно-правовые акты: их виды и действие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)